Праздник "Святая Троица"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие ко Дню Троицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon праздник троицы70 КБ
Microsoft Office document icon svyataya_troitsa.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза  И.И. Гранкина  с. Михайло – Овсянка муниципального района  Пестравский Самарской области

           

«СВЯТАЯ ТРОИЦА»

(Праздник, посвященный празднованию православной  Святой Троицы)

Шеховцова Т.Н.

учитель русского языка и литературы

                                     2018 год  

«Святая Троица»

           Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:

  •  Приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.
  • Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
  •   Создать условия для творческой деятельности.

Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

     

Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен «Во поле береза стояла», «Береза моя, березонька», цветные ленты для украшения березы, мешки для подвижной игры, глиняные игрушки, свистульки, сладости.

Сегодня мы собрались, чтобы провести народный праздник  Троица.. Мы узнаем о празднике, будем водить хороводы, петь песни, играть, плести веночки, гадать, дарить подарки, готовить праздничные блюда. Приглашаю всех к активному участию. 
Открывает праздник музыкальный номер.  Танец  «Веночек»

Праздник начинается на площадке школьного двора или в парке, где растет береза. К детям выходят ведущие (коробейники), одетые в русские народные костюмы, и 2 девочки.

1-й коробейник:

Начинаем хоровод,

Подходи, честной народ.

Пусть сердца раскроются

На святую Троицу!

         1-я девочка  (приветствует гостей, читает стихотворение ,
Сергей Есенин «Троицино утро» )

«Троицино утро, утренний канон 
В роще по березкам белый перезвон. 
Тянется деревня с праздничного сна, 
В благовесте ветра хмельная весна…» 

2-й коробейник:

Подходи, честной народ,

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки,

Для Машеньки, Наташеньки,

Глашеньки и Дашеньки –

Для всех девчат, для всех ребят,

Для всех березовый наряд!

         2-я девочка читает стихотворение 
(Виктор Астафьев «Троица» )

Ах, Троица, ах Троица! 
Зеленая пора! 
Как дышится, как молится, 
Как звонится с утра! 

Лишь только солнце двинется 
И заблестит росой, 
Земля, как именинница, 
Возрадует красой. 

Лежит пучками полными 
Во всех углах полынь 
И голубыми волнами 
Плывет землей теплынь. 

1-й коробейник:

Есть веники для бани,

Для Маши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

А вот квас для всех вас!

Есть и сок березовый,

Чтоб были щечки розовы!

2-й коробейник:

Березовая каша

Для Феди и для Маши!

1-й коробейник:

Березовые почки

Берите на примочки!

2-й коробейник:

Изделия из бересты

Бери  -  не пожалеешь ты!

Подходи, честной народ,

Начинаем хоровод!

Дети встают в круг и поют песню «Береза моя, березонька».

1-й коробейник:

Ау, народ, тот, кто песни поет,

Кончай хоровод, выходи наперед.

Небо белое, небо синее

Над любимою нашей Россиею.

Ветер голосом и в подголосках

Нынче песни поют о березках!

- Люди добрые, знаете ли песни о нашей российской красавице? Тот из вас, кто больше других споет начальные строки или куплет песни, где были бы слова «береза», «березонька», «березовый» или прочтет стихотворение о березе, получит приз. Кто первый? Кто храбрый?

Примеры песен:

- Во поле береза стояла…

- И родина щедро поила меня

Березовым соком, березовым соком.

- То березка, то рябина…

- Ах ты, Русь моя,

Песня светлая,

Край березовый.

Край Есенина…

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами не зря здесь собрались! Сегодня отмечается большой христианский праздник! Скажите, как он называется?

Дети: Троица!

Ведущий: Этот  праздник, который связан с расцветом молодой растительности, ещё его называли зелеными святками, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы.

    День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи. Этот день именуется Троицей потому, что именно сошествие Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о мире: сотворение Богом Отцом, искупление Богом Сыном и освящение мира Богом Духом Святым. Не случайно день Святой Троицы именуется также днем рождения Христианской Церкви. 

На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка. На Троицын день все православные церкви украшаются зелеными ветками берез и других деревьев. По полу разбрасывается свежая трава. Так с древних времен делали все христиане, так делают верующие и в наши дни, потому что вся жизнь в мире расцветает от Духа Божья. На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В народе этот праздник еще называли именинами земли-матушки. В это день нельзя было вскапывать (тревожить) землю.

1-я девочка 


- Четверг перед Троицей назывался зелеными святками. В этот день девушки и молодые женщины рано утром, чтобы их никто не видел, гурьбой отправлялись в лес, зеленые ветки и траву собирали, чтобы на Троицу - в воскресенье, чтобы украсить ими свой дом. Там они выбирали молодую березку — сочную, кудрявую, с длинными пушистыми ветками. И как в песне поется: «Белую березку заломаю...». Молодое деревце «завивали», то есть завязывали его ветви в кольца, заплетали в косичку, пригибали ветви к земле и прибивали их колышком, украшали березку ленточками и платками. Обряд «завивания березки» пришел из далекой древности. Девушки верили, что так они крепко-накрепко свяжут свои мечты и думы с полюбившимся парнем. Затем вокруг «заломанной» березки начинался веселый хоровод. 

Семик ( мальчик)  достает корзину с разноцветными полосками, лентами и приглашает девочек подойти к березке, «заплести ей косы», украсить ее по старинному обычаю. 
Дети украшают березку и поют: 
Праздник начинается, 
Березка наряжается, 
Праздник начинается, 
Березка завивается! 
Наряд ее мягкий чудесен, 
Нет деревца сердцу милей,- 
И сколько задумчивых песен 
Поется в народе о ней. 
   - А  кто помнит символ этого праздника?

Дети: Берёза.

Ведущий : Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси.

Дети: Давайте.

Ведущий: Как одевались девушки и парни на праздник?

Дети: Красиво, нарядно.

Ведущий: Да, ребята, они одевали нарядно-вышитую одежду,

девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки.

Дети повязывают друг другу яркие ленточки, исполняют песню «Во поле береза стояла».

2-й коробейник:

А теперь аукцион, очень уж секретный он,

Впрочем, не такой секретный,

Но в познании заметный.

- Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

Вопросы:

- Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

- Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)

- Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик.)

- У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)

- Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица - берестовка, живет у гнилых пней.)

- Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)

Ведущий: Молодцы, присаживайтесь на нашу полянку, а я расскажу

вам как отмечали этот праздник.

     Один из самых главных, христианских праздников приходится ребята, на эту неделю. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов,  знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.

  Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.

Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.

- Ребята, давайте и мы украсим березу ленточками.

Дети повязывают ленты на березу.

Ведущая : Молодцы, а вот ещё вам загадки:

1. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег.

Кудрява, а не человек.

2. Стоит Федосья, распустив волосья.

3. Стоит красавица на поляне,

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

Ведущая

 - Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является так же символом брака.  Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Игра «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним  произносит слова:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

        Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Ведущая: Ребята,  Скажите, пожалуйста, чем нам людям,  полезна береза,  что мы можем «взять» у неё?

Дети: Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.

Ведущая: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек и

веточек березы. Также из березовых веточек делают веники, чтобы париться в бане  и тем самым «выгоняли» хворь из тела.

    Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое?

Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было ни свечек, ни  лампочек, поэтому делали из березы такие палочки, их называли лучина и ими освещали избу.

      При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

1-й  Коробейник

Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному. 
Образуйте  пары.  
Поиграем в  "Ручей" 
Ведущая:
До чего красива девушка!
Русая коса,
Позолочена гребеночка,
Вместе волоса!
Объявляется
конкурс «Коса – девичья краса»
 Ведущая:
Ну, все достоинства косы мы рассмотреть уже успели.
Но мы еще не видели, как выглядят те же волосы, выпущенные «на свободу», как плавно скользят они по плечам в такт походке, как грациозно взлетают в танце...
Следующий
конкурс — «Лебедушка». 

Думаю, что объяснять ничего не нужно, вы все поймете сами.

Под музыку,  русскую народную, по одной выплывают участницы с распущенными волосами. Каждая, пройдя с определенными движениями, оборотами (подготовлены заранее) полный круг, занимает свое место. «Лебедушки» демонстрируют достоинства своих волос, плавность движений, умение двигаться. Когда в линию встанет последняя участница, девочки дружно поворачиваются спиной к зрителям, музыка смолкает.

Оценки жюри

Ведущая:  Ребята, давайте поиграем.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети одевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит. Победителям вручаются  призы  и сладости.

Звучит музыка, все участники праздника хороводом, проходят вокруг березки, стоящей в центре поляны.

Косички

У  ведущей  в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Горелки

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в "Горелки" играла вся деревня.

Горелки с платочком

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором: Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Бояре

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда

(Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков)

1-й и 2-й коробейники хором:

Венки вили,

Хороводы водили,

Играли – тешились!

До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников и литературы:

  1. Ищук В.В., Нагибина М.И.  «Народные праздники»
  2. http://www.slova.ru/book_toc/1.html
  3. http://scenki-monologi.at.ua/load/guljanija/scenarii_narodnogo_guljanija_na_troicu/166-1-0-142
  4. http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarij_letnij_quot_troica_quot_v_detskom_sadu/17-1-0-302
  5. http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarij_letnij_quot_troica_zelenye_svjatki_quot/17-1-0-30



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза  И.И. Гранкина  с. Михайло – Овсянка муниципального района  Пестравский Самарской области

           

«СВЯТАЯ ТРОИЦА»

(Праздник, посвященный празднованию православной  Святой Троицы)

Шеховцова Т.Н.

учитель русского языка и литературы

                                     2018 год  

«Святая Троица»

           Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:

  •  Приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.
  • Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
  •   Создать условия для творческой деятельности.

Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

     

Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен «Во поле береза стояла», «Береза моя, березонька», цветные ленты для украшения березы, мешки для подвижной игры, глиняные игрушки, свистульки, сладости.

Сегодня мы собрались, чтобы провести народный праздник  Троица.. Мы узнаем о празднике, будем водить хороводы, петь песни, играть, плести веночки, гадать, дарить подарки, готовить праздничные блюда. Приглашаю всех к активному участию. 
Открывает праздник музыкальный номер.  Танец  «Веночек»

Праздник начинается на площадке школьного двора или в парке, где растет береза. К детям выходят ведущие (коробейники), одетые в русские народные костюмы, и 2 девочки.

1-й коробейник:

Начинаем хоровод,

Подходи, честной народ.

Пусть сердца раскроются

На святую Троицу!

         1-я девочка  (приветствует гостей, читает стихотворение ,
Сергей Есенин «Троицино утро» )

«Троицино утро, утренний канон 
В роще по березкам белый перезвон. 
Тянется деревня с праздничного сна, 
В благовесте ветра хмельная весна…» 

2-й коробейник:

Подходи, честной народ,

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки,

Для Машеньки, Наташеньки,

Глашеньки и Дашеньки –

Для всех девчат, для всех ребят,

Для всех березовый наряд!

         2-я девочка читает стихотворение 
(Виктор Астафьев «Троица» )

Ах, Троица, ах Троица! 
Зеленая пора! 
Как дышится, как молится, 
Как звонится с утра! 

Лишь только солнце двинется 
И заблестит росой, 
Земля, как именинница, 
Возрадует красой. 

Лежит пучками полными 
Во всех углах полынь 
И голубыми волнами 
Плывет землей теплынь. 

1-й коробейник:

Есть веники для бани,

Для Маши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

А вот квас для всех вас!

Есть и сок березовый,

Чтоб были щечки розовы!

2-й коробейник:

Березовая каша

Для Феди и для Маши!

1-й коробейник:

Березовые почки

Берите на примочки!

2-й коробейник:

Изделия из бересты

Бери  -  не пожалеешь ты!

Подходи, честной народ,

Начинаем хоровод!

Дети встают в круг и поют песню «Береза моя, березонька».

1-й коробейник:

Ау, народ, тот, кто песни поет,

Кончай хоровод, выходи наперед.

Небо белое, небо синее

Над любимою нашей Россиею.

Ветер голосом и в подголосках

Нынче песни поют о березках!

- Люди добрые, знаете ли песни о нашей российской красавице? Тот из вас, кто больше других споет начальные строки или куплет песни, где были бы слова «береза», «березонька», «березовый» или прочтет стихотворение о березе, получит приз. Кто первый? Кто храбрый?

Примеры песен:

- Во поле береза стояла…

- И родина щедро поила меня

Березовым соком, березовым соком.

- То березка, то рябина…

- Ах ты, Русь моя,

Песня светлая,

Край березовый.

Край Есенина…

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами не зря здесь собрались! Сегодня отмечается большой христианский праздник! Скажите, как он называется?

Дети: Троица!

Ведущий: Этот  праздник, который связан с расцветом молодой растительности, ещё его называли зелеными святками, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы.

    День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи. Этот день именуется Троицей потому, что именно сошествие Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о мире: сотворение Богом Отцом, искупление Богом Сыном и освящение мира Богом Духом Святым. Не случайно день Святой Троицы именуется также днем рождения Христианской Церкви. 

На Троицу поминали предков, ходили на кладбище, украшали могилу цветами. Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка. На Троицын день все православные церкви украшаются зелеными ветками берез и других деревьев. По полу разбрасывается свежая трава. Так с древних времен делали все христиане, так делают верующие и в наши дни, потому что вся жизнь в мире расцветает от Духа Божья. На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В народе этот праздник еще называли именинами земли-матушки. В это день нельзя было вскапывать (тревожить) землю.

1-я девочка 


- Четверг перед Троицей назывался зелеными святками. В этот день девушки и молодые женщины рано утром, чтобы их никто не видел, гурьбой отправлялись в лес, зеленые ветки и траву собирали, чтобы на Троицу - в воскресенье, чтобы украсить ими свой дом. Там они выбирали молодую березку — сочную, кудрявую, с длинными пушистыми ветками. И как в песне поется: «Белую березку заломаю...». Молодое деревце «завивали», то есть завязывали его ветви в кольца, заплетали в косичку, пригибали ветви к земле и прибивали их колышком, украшали березку ленточками и платками. Обряд «завивания березки» пришел из далекой древности. Девушки верили, что так они крепко-накрепко свяжут свои мечты и думы с полюбившимся парнем. Затем вокруг «заломанной» березки начинался веселый хоровод. 

Семик ( мальчик)  достает корзину с разноцветными полосками, лентами и приглашает девочек подойти к березке, «заплести ей косы», украсить ее по старинному обычаю. 
Дети украшают березку и поют: 
Праздник начинается, 
Березка наряжается, 
Праздник начинается, 
Березка завивается! 
Наряд ее мягкий чудесен, 
Нет деревца сердцу милей,- 
И сколько задумчивых песен 
Поется в народе о ней. 
   - А  кто помнит символ этого праздника?

Дети: Берёза.

Ведущий : Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси.

Дети: Давайте.

Ведущий: Как одевались девушки и парни на праздник?

Дети: Красиво, нарядно.

Ведущий: Да, ребята, они одевали нарядно-вышитую одежду,

девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки.

Дети повязывают друг другу яркие ленточки, исполняют песню «Во поле береза стояла».

2-й коробейник:

А теперь аукцион, очень уж секретный он,

Впрочем, не такой секретный,

Но в познании заметный.

- Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

Вопросы:

- Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

- Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)

- Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик.)

- У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)

- Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица - берестовка, живет у гнилых пней.)

- Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)

Ведущий: Молодцы, присаживайтесь на нашу полянку, а я расскажу

вам как отмечали этот праздник.

     Один из самых главных, христианских праздников приходится ребята, на эту неделю. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов,  знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.

  Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.

Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.

- Ребята, давайте и мы украсим березу ленточками.

Дети повязывают ленты на березу.

Ведущая : Молодцы, а вот ещё вам загадки:

1. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег.

Кудрява, а не человек.

2. Стоит Федосья, распустив волосья.

3. Стоит красавица на поляне,

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

Ведущая

 - Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является так же символом брака.  Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Игра «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним  произносит слова:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

        Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Ведущая: Ребята,  Скажите, пожалуйста, чем нам людям,  полезна береза,  что мы можем «взять» у неё?

Дети: Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.

Ведущая: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек и

веточек березы. Также из березовых веточек делают веники, чтобы париться в бане  и тем самым «выгоняли» хворь из тела.

    Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое?

Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было ни свечек, ни  лампочек, поэтому делали из березы такие палочки, их называли лучина и ими освещали избу.

      При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

1-й  Коробейник

Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному. 
Образуйте  пары.  
Поиграем в  "Ручей" 
Ведущая:
До чего красива девушка!
Русая коса,
Позолочена гребеночка,
Вместе волоса!
Объявляется
конкурс «Коса – девичья краса»
 Ведущая:
Ну, все достоинства косы мы рассмотреть уже успели.
Но мы еще не видели, как выглядят те же волосы, выпущенные «на свободу», как плавно скользят они по плечам в такт походке, как грациозно взлетают в танце...
Следующий
конкурс — «Лебедушка». 

Думаю, что объяснять ничего не нужно, вы все поймете сами.

Под музыку,  русскую народную, по одной выплывают участницы с распущенными волосами. Каждая, пройдя с определенными движениями, оборотами (подготовлены заранее) полный круг, занимает свое место. «Лебедушки» демонстрируют достоинства своих волос, плавность движений, умение двигаться. Когда в линию встанет последняя участница, девочки дружно поворачиваются спиной к зрителям, музыка смолкает.

Оценки жюри

Ведущая:  Ребята, давайте поиграем.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети одевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит. Победителям вручаются  призы  и сладости.

Звучит музыка, все участники праздника хороводом, проходят вокруг березки, стоящей в центре поляны.

Косички

У  ведущей  в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Горелки

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета она должна выхватить ленточку из рук других участников. Победит тот, кто сделает это первым. Знатоки народного фольклора рассказывают, что в старину в "Горелки" играла вся деревня.

Горелки с платочком

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором: Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Бояре

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда

(Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков)

1-й и 2-й коробейники хором:

Венки вили,

Хороводы водили,

Играли – тешились!

До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников и литературы:

  1. Ищук В.В., Нагибина М.И.  «Народные праздники»
  2. http://www.slova.ru/book_toc/1.html
  3. http://scenki-monologi.at.ua/load/guljanija/scenarii_narodnogo_guljanija_na_troicu/166-1-0-142
  4. http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarij_letnij_quot_troica_quot_v_detskom_sadu/17-1-0-302
  5. http://sneguroschka.ucoz.ru/publ/scenarii/scenarij_letnij_quot_troica_zelenye_svjatki_quot/17-1-0-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение "Троица"

Данное стихотворение я посвятила славному русскому празднику Святой Троицы....

Презентация. Традиционные праздники в Германии. Троица.

Данный материал можно использовать при изучении страноведческого блока в 8 классе (автор учебника И.Л. Бим)....

Сценарий праздника "Святая Троица"

Сценарий праздника "Святая Троица"...

Заочная экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру."Великолепный музей - вершина духовной жизни человечества"

Цель: способствовать формированию у обучающихся представления о памятниках русской культуры ХV-ХVIII в.в.,  о шедеврах древнерусского зодчества и иконописи. Воспитывать у потомков чувство ответст...

троица обрядовые праздники изготовление кукушечки

Чередой Троицких праздников начинается лето. Троицей называется праздник, установленный христианской церковью во имя единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Праздник раньше начинался за ...

МОСТ НАД БЕЗДНОЙ Паолы Волковой - Рублев Троица

http://www.youtube.com/watch?v=6R5YATHA-zE&feature=share&list=PLD45402863DBCA8DE...

А. Рублев «Троица» Идея, композиция. Урок развития речи, 9 класс.

Тема: Идея и композиция иконы А. Рублева «Троица».Цели: 1. Обогатить словарь новой лексикой.            2. Совершенствовать умение связанно излагать свои мысли....