НПК "Путь сердцем своим освещая"
творческая работа учащихся на тему

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Путь сердцем своим освещая"522.55 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное образование «Курумканский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнханская средняя общеобразовательная школа»

Путь сердцем своим освещая

Секция «История школы в лицах»

Выполнила: Очирова Мария- ученица 11 класса

Руководитель: Очирова Т.Н. –учитель математики

2018 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..

Актуальность темы………………………………………………………….

Цель работы………………………………………………………….………

  1. Основная часть работы.

1.1. История семьи – в истории страны…………………………..….

1.2. На "школьной" дороге …………………………………………...

1.3. Семейная жизнь …………………………………………………

1.4. Трудовая биография…………………………………………..…

1.5. Увлечения

1.6. Ученики об учителе……………………………………………..…

2. Выводы……………………………………………………….……….

3. Заключение……………………………………………………..….

4. Список используемых источников…………………….…………………..

5. Приложения………………………………………………………………

Введение.

Те, у которых мы учимся, правильно

называются нашими учителями, но не всякий,

кто учит нас, заслуживает это имя.

И. Гёте

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них.

Любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

Есть еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем. На кого стоит равняться новому поколению, кто может служить примером? Какими качествами должен обладать настоящий педагог? Эти вопросы сегодня актуальны.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос: представителям каких профессий россияне доверяют более всего? Согласно результатам этого исследования, среди представителей - работников социальной сферы наибольшее доверие у россиян вызывают учителя.

Почему? Предполагается, что Учителю открыт опыт Человечества, и он – в начале пути, по которому идет каждый из нас. Исторически сложилось так, что Учитель – это не только тот, кто просто передает знания (хотя и этого немало), но передает опыт жизни, помогает постичь нравственные законы, прививает моральные нормы, становится примером для подражания, учит верить в добро.

Во все времена Учитель – это наставник, друг и помощник. Что же нужно, чтобы стать настоящим Учителем?

Настоящий Учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее.

Есть такая категория людей, для которых некая душевная потребность – подарить, а не получить, дать – а не взять. И если такой человек, как его не назови – энтузиаст, подвижник, – появляется в школе, происходит явление, родственное магнетизму. Он создает как бы свое поле напряжения, вызывает ответственный интерес коллег, ребят.

Именно о таком мастере своего дела я хочу рассказать в своей работе – это - Бадмаева Сэсэгма Дабаевна.

Она по праву является настоящим Учителем. Я считаю для себя большой честью писать об этом заслуженном педагоге, энтузиасте, неутомимом труженике, который отдавал всю свою жизнь, свое сердце детям.

Цели:

  1. Исследование жизни и педагогической деятельности учителя Бадмаевой Сэсэгмы Дабаевны.
  2. Доказать, что высокие личные качества, честное добросовестное отношение к труду, постоянное повышение профессионального мастерства, постоянное стремление к педагогическим открытиям позволяют добиться больших успехов в выбранной профессии.
  3. Показать, что труд учителя – это не работа, это призвание, которое проверяется временем; это результат, о котором узнают порой не сразу, а даже через годы.
  4. Формирование позитивного имиджа современного педагога.

Считаю, что данная работа поможет взглянуть  современным школьникам на профессию «учитель» «другими глазами». А так же хотелось показать, насколько важно осознанно  выбрать свою будущую профессию.

В начале работы была поставлена цель и определены задачи исследования. В ходе работы над проектом использовались материалы школьного музея, проводилась самостоятельная поисковая работа, связанная с получением новых данных о жизниБадмаевой С.Д., обрабатывались материалы различных документов.

  1. Основная часть работы.

    1.1.  История семьи – в истории страны.

Cэсэгма Дабаевна   родилась 27 марта  1951 года в селе Саранхур Баргузинского района Бурятской АССР в семье потомственных педагогов. Отец – Нимаев Даба Нимаевич – один  из известных организаторов народного образования Бурятии, заслуженный учитель школы Бурятской АССР, ветеран Великой Отечественной войны. Весь жизненный путь, педагогическая и общественная деятельность Д.Н. Нимаева являются примером подвижнического служения делу народного образования в родном районе. Любимому делу отдано много лет творческого труда. Имя Даба Нимаевича Нимаева как учителя и одного из руководителей народного образования в районе было известно далеко за пределами района.

В династии Нимаева Даба Нимаевича - 22 человека выбрали профессию учителя, они педагоги уже в нескольких поколениях, чей совокупный стаж работы составляет уже несколько сотен лет.

Мать - Янжима Сажиновна (1922-2007 гг.), из другой известной в Бурятии учительской династии Сажиновых, десятки лет отдала сфере образования. Работала учителем начальных классов в школах Курумканского района.  Я.С. Сажинова, племянница первого народного артиста СССР  из Бурятии Г.Ц. Цыденжапова, была участницей первой декады бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 году. Её брат Жамсаран Сажинович – известный в республике человек, учитель  многих поколений учителей.    А другой ее брат   Занабазар Сажинович Сажинов, основатель и первый директор знаменитой Курумканской школы-интерната. Его дочери – Галина Занабазаровна и Зинаида Занабазаровна – кандидаты филологических наук,  преподаватели БГУ. Третий брат  Нима Сажинович – работал учителем истории в Тунгенской  семилетней школе.  Позже стал директором музыкального училища имени Чайковского.

Янжима Сажиновна награждена она медалями материнства I, II, III степеней, орденом материнства III степени, медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В дружной семье Нимаевых выросли восемь детей: Дарима, Тумэн-Баир Сэсэгма, Цызема, Зоригто, Цыпелма, Эржена, Мунхо.

Самая старшая в семье Дарима Дабаевна - врач-эндокринолог. Муж Очиров Даши-Дондоп Эметхенович - доктор философских наук, профессор ВСГУТУ, заслуженный работник культуры РБ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, поэт, член Союза писателей России. Старший брат Тумэн-Баир Дабаевич работал токарем высокой квалификации. Супруга Цыпилма Аюшеевна - медработник. Дочь Цызема Дабаевна - швея-мотористка. Сын Зоригто Дабаевич - учитель химии и биологии. Супруга-Лариса Александровна - учитель химии и биологии, заслуженный учитель РБ. Дочь Цыпилма Дабаевна - метеоролог. Муж Гармаев Валерий Дашидондокович - пилот, работает в настоящее время авиадиспетчером. Дочь Эржена Дабаевна - учитель математики. Муж Очиров Валерий Дабаевич - учитель химии и биологии. Сейчас новые поколения педагогической династии Нимаевых и Сажиновых успешно продолжают благородное дело и добрые традиции, заложенные Даба Нимаевичем и Янжимой Сажиновной, умными, талантливыми педагогами, Учителями с большой буквы, чуткими и отзывчивыми людьми.

    1.2. На «школьной» дороге.

Так, в заботах о младших братьях и сёстрах, учёбе пролетели годы детства. Было время, когда в их дом приходили   молодые учителя, и подолгу обсуждали новости школы и  маленькая Сэсэгма, так же как и они, хотела проверять тетрадки. Однажды украдкой поставила оценки за рисунки детей. Тогда и зародилась любовь к профессии учителя

  1. Семейная жизнь.

Молодая учительница завоевала не только любовь учеников, но и сердце молодого парня, такого же молодого учителя физики Бадмаева Санжи-Митап Гатаповича. И в 1976 году перспективного учителя физики Санжи Гатаповича за организаторские способности , инициативность, творческую деятельность назначили директором Улюнханской  восьмилетней школы. И семья переехала в с. Улюнхан. И прожили они в Улюнхане почти 40 лет. Сейчас они живут в г. Улан-Удэ.

Показателями успешности работы школы под руководством Санжи-Митап Гатаповича являются:

получение статуса общеобразовательной средней школы, аттестация школы с поощрением, стабильность роста успеваемости и качества знаний учащихся , увеличение числа учащихся-победителей олимпиад, призеров конкурсов и соревнований, успешное поступление в ВУЗ-ы.

По его инициативе были построены пристрой к школе, спортивный зал, мастерские, учительские дома. При его непосредственном участии создан центр эвенкийской культуры и образован образцовый ансамбль танца народов Севера «Нимгнакан».  Его педагогический  стаж работы директором и учителем физики составляет 37 лет.  Отличник просвещения РСФСР. Награжден Почетной грамотой министерства просвещения РСФСР, Почетной грамотой СО РАН.

Сейчас сын – Саян Санжиевич – преподаватель БГУ, заведующий кафедрой машиноведения БГУ, кандидат технических наук, доцент. Работал председателем экспертной комиссии ОГЭ по физике. Женат. Имеет 2 детей.

Дочь- Ханхасаева Марианна Санжиевна, индивидуальный предприниматель. Владеет салоном красоты в г. Улан-Удэ

  1.   Трудовая биография.

После окончания школы  Сэсэгма Дабаевна поступила в Бурятский государственный педагогический институт имени Доржи Банзарова, на физико-математический  факультет.

В 1972 году после окончания института приехала работать в свою родную школу. Сэсэгма Дабаевна с благодарностью вспоминает то время, как её, молодую учительницу, встретили в школе, сколько заботы и внимания уделяли. К работе относилась очень ответственно, да и как иначе – на тебя смотрят не только любопытные детские глаза, но и родители, односельчане. Учитель в деревне – всегда в почёте, очень уважаемый человек. И это имя надо было носить с гордостью и с честью.

С 1976 года по 2007 год  проработала в Улюнханской средней школе.

Педагогический стаж Сэсэгмы Дабаевны составляет 35 лет. Выпустила 3 выпуска. Первый ее выпуск состоялся в далеком 1983 году. В числе ее выпускников есть учителя, врачи, воспитатели, культурные работники, водители, предприниматели и  среди них: Почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель начальных классов Барагханской средней школы  Очирова Валентина Намуевна,

Заслуженный работник культуры Республики Бурятия , преподаватель Курумканской Детской школы искусств Раднаева Алла Дамдиновна.

Долгое время была председателем профсоюзного комитета школы, руководила методическим объединением естественно-математического цикла и классных руководителей.

Ее любили и уважали коллеги: и умудрённые опытом, и более молодые – за справедливость, честность, порядочность, а самое главное за любовь к детям. Вот что они говорят. «Веселая, настроенная позитивно, гостеприимная: это навстречу ей зажигались улыбками лица учителей, для многих из которых она была наставником».

   Педагогический труд Бадмаевой С.Д.отмечен многими наградами. За высокое профессиональное мастерство, за продолжительный добросовестный труд в воспитании подрастающего поколения, за активное участие  в общественной жизни неоднократно награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами  района и республики. 

В 2000 году Указом Президента республики она удостоена высокого звания «Заслуженный учитель Республики Бурятия».

В 2001 году присвоено звание «Ветеран труда», а в 2015 году награждена медалью «Ветеран спорта Бурятии».

1.5.   Увлечения.

     У  Сэсэгмы Дабаевны , как у многих творческих людей, есть много увлечений: это рукоделие, кулинария, но самым главным являются шахматы.

  Нужно отметить, что ее отец, Даба Нимаевич, был большим любителем шахматной игры и  научил этой игре не только  своих учеников , но и своих детей.

    В районной газете «Огни Курумкана»от 10 апреля 2016 г тренер Клуба имени Бориса Спасского и Курумканской ДЮСШ Олзобоева Эльвира Дашиевна, приурочивая к 100-летию Нимаева Д.Н., писала: «…Учитель Даба Нимаевич Нимаев во внеклассной работе иногда включал развлекательные игры, прежде всего шахматы. Опытный педагог прекрасно знал, что шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития…»

Сэсэгма Дабаевна имеет I разряд по шахматам. Сейчас она входит в состав сборной команды ветеранов Курумканского района.

    Вот некоторые данные последних лет:

     I спартакиада пенсионеров РБ. г. Кяхта, 2009 г. Участвовали 20 районов республики, г . Улан-Удэ, Монголия. СэсэгмаДабаевна выиграла 7 очков из 7 возможных, команда Курумканского района заняла 5 место.

    II спартакиада пенсионеров РБ. п. Иволгинск, 2010 г. СэсэгмаДабаевна заняла 4 место в личном зачете.

    IV спартакиада пенсионеров РБ. Еравнинский район, с. Сосновоозерск, 2012 г. Играла одновременно в шахматы и шашки в одно и то же время (на  игру давали по 15 минут).  По шашкам заняла 3 место.

    Еравнинский район, с. Усть-Эгита, 2017 г. В международном турнире участвовали районы республики, г . Улан-Удэ, Забайкальский край, Иркутская область, Внутренняя Монголия. В составе команды района заняла 3 место среди сельских шахматистов.

    Иволгинский дацан «Рапид Гран-При России» 9-11 марта 2018 г. В первенстве России принимали участие шахматисты из многих крупных городов России, также шахматисты из Монголии и Китая. В составе команды заняла 4 место среди сельских шахматистов, отстав от команды Джидинского района.

  1.      Ученики об учителе:
  1. Дамбинова С.Ц.: «Очень добрый, чуткий, порядочный человек. Сэсэгма Дабаевна всегда была заинтересована в успехах своих учеников. Не только талантливый преподаватель, но и очень гостеприимный человек».
  2. Цыбиков Ж.Р.: «Интеллигентный, талантливый, внимательный, ответственный педагог, находит индивидуальный подход к каждому ребёнку».
  3. Норбоева Л.Д.: Под жизненною ношей

Тяжелеют крылья,

В глаза закралася тоска…

Но есть на свете сила неземная,

Что жизнь питает, счастье принося!

  1. Дондобон Д.М.: «Замечательный, справедливый педагог, никогда не откажет в помощи, всегда находит общий язык со своими коллегами и учениками».
  1. Выводы.

Вопреки распространенному  в современном обществе  мнению о том, что профессия учителя является непрестижной,  большинство наших сверстников считают её самой нужной на земле, а труд учителя оценивают как благородный.

В ходе работы над проектом пришла к выводу, что время не властно над этой профессией. Настоящий педагог адаптируется к любому времени, к любой школе, к любым требованиям государства, ярким примером тому стал учительский путьБадмаевой С.Д., учителя, для которого учительство - смысл жизни.

  1. Заключение.

Познакомившись с биографией Бадмаевой Сэсэгмы Дабаевны, понимаешь, что нужно чаще встречаться с такими интересными людьми, помогать им. Сэсэгма Дабаевна– интересный собеседник, очень увлекательно рассказывающий о своей жизни. О педагогической работе говорит с гордостью. Она помнит всех своих выпускников, а они помнят ее.

В своей школе  она нашла свое призвание, и даже не представляет, какой была бы ее жизнь без школы. Учительство – такое состояние души, при котором школьные будни и праздники – это твоя жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность – это замкнутый круг. И не разорвать круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанностей матери, которая любит своих детей и живет ради них.

Уверена, что профессии учителя уготована вечность. На сегодняшний день идёт стремительное обновление содержания образования, повышение его качества.

Я уверена, что современные школьники  ждут в школу не НОВЫХ, а "живых" учителей. «Живых» - мудрых и интеллигентных, добрых и чутких, любящих детей, интересных своей уникальностью и готовых к постоянному самосовершенствованию. Такие учители были во все времена, есть и будут. Эти красивые люди живут рядом с нами, и мы должны, обязаны брать с них достойный пример. Ведь именно педагог делает человека – Человеком. А что может быть совершеннее Человека?

  1. Список используемых литературы и источников:

Семейный и школьный архивы:

1) Документы

2) Награды

3) Семейные фотографии

4) Вырезки из СМИ

6) Материалы школьного музея: фотографии, воспоминания.


Приложение  

«Опытный педагог прекрасно знал, что шахматы – это не только игра, но и действенное средство умственного развития детей»

Автор: Эльвира Дашиевна Олзобоева, тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ

Газета «Огни Курумкана» от 13.05 2016 г..

Профессия учителя во все времена остаётся наиболее почётной, и в то же время ответственной. Умение передавать свой опыт ещё не вступившим  в  самостоятельную жизнь детям – это талант. …Помимо интеллектуальной деятельности на школьных уроках, наш земляк, учитель Даба Нимаевич Нимаев во внеклассной работе иногда включал развлекательные игры, прежде всего шахматы. Опытный педагог прекрасно знал, что шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Недавно в кафе «Солнечное» райцентра в комфортных условиях прошёл межрайонный турнир по шахматам памяти ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного учителя Бурятской АССР Д.Н. Нимаева.

На церемонии открытия турнира с приветственными словами выступили Б.Х. Базаров, заместитель  руководителя администрации МО «Курумканский район» по социальным вопросам, В.Ц. Маланов, начальник Управления образования района, Эржена Дабаевна,

дочь Даба Нимаевича. Гостей и участников турнира порадовала красивыми и отточенными  танцами Эмилия, внучка Даба Нимаевича.    

У каждого человека память о школе связана с любимыми учителями. Это самые светлые воспоминания детства.  Зрителям была представлена презентация видео-фильма  с высказываниями учеников и воспитанников Даба Нимаевича:   Гомбожапа Черниновича Цыбикова, Шойнхора Чойбоновича и Веры Жамбаловны  Сандановых, Гуржапа Очировича Дабаева, Светланы Сойжиловна Очировой, Цыдыпжапа Заятуевича Доржиева.

…В турнире участвовали 15 команд Баргузинской долины. Шахматные баталии развернулись на четырёх досках: мужчин, женщин, юношей и девушек.  На всех досках шла борьба  острая и бескомпромиссная!

По итогам турнира победителем турнира стал клуб «Оптимист», в составе которого играли  Б.Б. Баяндуев, Ц.Р. Ачитуева, Эрдэм Ачитуев, Диана Павлова. Серебряным призёром стал клуб им. Бориса Спасского (Дандар Шобоев, Э.Д. Олзобоева, Сергей Бельков, Сэсэг Эрдыниева), бронзовым призером — команда СП «Барагхан» (Г.Б. Будаев, С.И. Аюшиева, Саша Тыхеев, Туяна Ламажапова).

В личном зачёте места распределились следующим образом:

среди мужчин: Дандар Шобоев (клуб им. Б. Спасского), Бэликто Ринчинов (Дырен), Г.Б. Будаев (Барагхан);

среди женщин: Э.К. Цыремпилова (РУО), Э.Д. Олзобоева (клуб им. Б. Спасский), С.Д. Бадмаева (семья Нимаевых);

среди юношей: Аюша Бубеев (Аргада), Эрдэм Ачитуев («Оптимист»), Саша Тыхеев (Барагхан).

среди девушек: Вика Хурхесова (РУО), Диана Павлова (клуб им. Б. Спасского).

Спонсорами турнира выступили семья Нимаевых, администрация МО «Курумканский район» (В.В. Сультимов), Управление образования района (В.Ц. Маланов).

Турнир прошёл на высоком организационном и эмоциональном уровне, в тёплой дружеской обстановке, участники состязания получили заряд энергии и положительные эмоции.

Я уверена, что будущие наши свершения напрямую зависят от того, что мы встречаем в своей жизни таких прекрасных и отзывчивых людей, каким был Даба Нимаевич Нимаев. 

odnoklassniki

vkontakte

facebook

twitter


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение про дедушку "Помни сердцем своим".

В сочинении хочу рассказать о своём дедушке - Камалетдинове Фаттахе Салаховиче - гвардии старшем сержеанте. В 1941 году был направлен в Ростовское артиллерийское училище. В 1942 году по окончании учил...

Музейный урок "Сохраним в сердцах своих память светлую о них"

Каждый год, когда приближается День Победы, мы вспоминаем участников войны, поздравляем ветеранов, проводим торжественные мероприятия. Я разработала музейный урок, который поможет многим учителям в фо...

Помним всех поименно, помним сердцем своим!

Эссе, посвященное победе в Великой Отечественной войне....

Презентация на тему " Помни Всех поименно, помни сердцем своим , это нужно живым!"

На своих уроках   я уделяю большое внимание патриотической работе. Материал создан для проведения  праздника ,посвященного 74-годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной ...

Сценарий праздника, посвящённого дню Победы «Память светлую о них сохраним в сердцах своих!» (для дошкольников старшей и подготовительной группы)

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современног...

Проект «Доброта в сердце своем»

Проект «Доброта в сердце своем»...