Программа кружка "Экологическая грамотность"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Фараонова Валентина Николаевна

Рабочая программа кружка по экологическому образованию составлена на основе

-Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации»

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-Программы «Моя экологическая грамотность. Работаем по новым стандартам».

 Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ekologicheskaya_gramotnost.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол от 31.08.2018 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор________Г.М.Петракова

Приказ от 31.08.2018 г.  № 38-ОД

Рабочая программа

кружка по экологии

«Экологическая грамотность»

срок реализации - 2018-19 учебный год

Составитель -

Фараонова В.Н. учитель

1 квалификационной категории                                                             


Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
  4. Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета
  5. Содержание учебного предмета
  6. Календарно - тематическое  планирование
  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  8. Приложение

1.Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по экологическому образованию составлена на основе

-Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации»

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-Программы «Моя экологическая грамотность. Работаем по новым стандартам».

 Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа рассчитана на один года 5-9 класс (34часса)

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура. Направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

2.Общая характеристика учебного предмета

Цели  формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты;.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здо-ровьесберегающей практической деятельности.

Рабочая программа строится с учётом следующих содержательных линий:

•  учусь экологическому мышлению;

•  учусь управлять собой;

•  учусь действовать, мои экологические проекты.

Содержание   работы   школы   экологической   грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.

Раздел «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на развитие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе  закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.

В разделе «Экологическая грамотность: уроки прошлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.

Раздел «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.

Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всёммеру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.

Раздел «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).

Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.

3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностные результаты предусматривают умения:

—  оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

—  позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

—  выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

—  демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

—  объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

—  представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

—  рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

—  находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

—  представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

—  пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

—  различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

—  называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

—  выполнять проект;

—  называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

—  позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

—  о научной области экологии, предмете её изучения;

—  о принципе предосторожности;

—  о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

—  об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

—  о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

—  о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

—  о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

—  давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

—  применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

—  устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

—  называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

—  приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

  • Называть предмет изучения науки экологии.
  • Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».
  • Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.
  • Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.
  • Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
  • В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
  • Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек. 
  • Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.
  • Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
  • Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
  • Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. 
  • Называть цели просветительской работы и её формы.
  • Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
  • Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
  • Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

4.Содержание учебного предмета

5 класс (34 ч)

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (12 ч)

Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности,   их   неустранимый   характер.   Источники   экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт».

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Ролевая игра «Экологический след нашего класса».

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (10 ч)

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных Народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).

Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.

Практикум.

Демонстрация опытов.

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.

Уроки для младших школьников, сверстников.

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч)

Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов).

Встречи со специалистами.

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО» (корреспонденты, фоторепортёры, художники, редакторы), выпуск газеты.

5. Календарно – тематический план

Тема

Количество часов

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому  мышлению

11

1

Экология как область научного знания

1

2

Экологическое мышление как метод научного познания мира

1

3

Выявление и решение экологических проблем.

1

4

Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни.

1

5

Экологические опасности в окружающем мире.

1

6

Природные источники экологической опасности в окружающем мире.

1

7

Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека.

1

8

Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаружить экологическую опасность.

1

9

Экологическая безопасность

1

10-11

Способы предупреждения населения об экологической опасности

2

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого

9

12

Источники информации об экологической культуре разных народов.

1

13

Экологические традиции и обычаи народов России

1

14

Экологические традиции народов Смоленской области

1

15-16

Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества народов России

2

17

Отношение к вредным привычкам в России

1

18

Отношение к расточительному природопользованию в мире и России

1

19

Экологический вандализм

1

20

Возможность использования традиций прошлого в современном мире

1

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности

15

21

Достоверная и ложная экологическая информация.

1

22

Важность достоверности информации

1

23

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха

1

24

Информация о качестве питания

1

25

Информация о качестве используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов

1

26

Информация о качестве одежды

1

27

Предосторожность в принятии решения о направлении действия

1

28-29

Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха

2

30-31

Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питания

2

32

Надежные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве бытовых приборов, мебели

1

33

Практическое занятие: уборка пришкольного участка

1

34

Практическое занятие: озеленение пришкольного участка

1

6.Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра кинофильмов, фильмотека (перечень фильмов, приведённый в программе, является примерным, он может изменяться или дополняться), помещение для тренингов, изобразительные инструменты и материалы.

Рекомендуемая литература для учителя        

Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.

Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.

Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.

Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.

Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.

Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.

Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум,  1997.

Рекомендуемая литература для учащихся

Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.

Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.     .

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правовой грамотности для начальной школы "Путешествие в Мультляндию, или Юные правоведы"

В рамках реализации учебных программ для начальных специальных коррекционных классов VII типа специального курса по изучению прав и обязанностей детей  не предусмотрено. Однако  в современно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Дорожная грамотность» 6 класс

Рабочая программа «Дорожная грамотность» разработана  в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной ш...

Рабочая программа "Тренинг грамотного письма" 7 класс

Цель программы: Обеспечить условия для успешного освоения обучающимися трудных случаев орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуровед...

рабочая программа "Финансовая грамотность" 5 класс

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи.Элективный курс финансовой грамотности – это учебный курс, в о...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Финансовая грамотность"

Цель программы: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка....

программа "Финансовая грамотность" в 10-11 классах

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами.Учебная программа рассчитана на учащ...