Программа Первичного отделения ООГДЮО "Российское движение школьников"
рабочая программа на тему

Программа Первичного отделения ООГДЮО "Российское движение школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pervichnogo_otdeleniya_rdsh.doc826 КБ

Предварительный просмотр:


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы

Единая страна

Разработчик Программы

Творческая группа МБОУ Богородицкой СШ

Исполнители Программы

Педагогический коллектив

обучающиеся

Нормативно-правовая база:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации  от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  • Указ президента  РФ  «О создании общероссийской  общественно-государственной  детско-юношеской  организации «Российское движение школьников» от 29.10.2015 г. № 536
  • Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области от 23.09.2014 № 1293-р/адм.

Цели и задачи Программы

 Цель: совершенствование государственной политики в  области воспитания подрастающего поколения,  содействие формированию личности на основе  присущей российскому обществу системы  ценностей.

Задачи:

  • Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
  • Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию четырех ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
  • Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования.
  • Формирование единой информационной среды для развития инновационной,        проектной, социально-преобразовательной деятельности РДШ.
  • Разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений РДШ.

Ожидаемые результаты

Программа направлена на формирование и на становление личностных характеристик детей:

  • ориентирован на становление личностных характеристик выпускника):
  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Срок реализации Программы

2017-2020гг.

Этапы реализации Программы

I этап – организационно-мобилизационный, диагностический (2017)

II этап – практический (2017 -2019 гг.):

III этап - итогово-обобщающий (март-май 2020 г.):

 


Пояснительная записка 

В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу, Указом Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».

Актуальность:

Изменения роли общественных объединений, существенный вклад, которые они вносят в социально-экономические условия региона, диктуют новые требования к самоорганизации жизни юных граждан.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять трудностям, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на ценностях и собственном приобретенном опыте.

Появление воспитательных возможностей вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения.

Становление общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации РДШ предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки инициатив обучающихся, с учетом сложившегося опыта и традиций воспитательной деятельности.

Современные дети и подростки активно включаются в общественные отношения, участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми.

Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети, развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения общественно-значимой цели в различных видах деятельности.

Российское движение школьников позиционируется как объединяющий формат, в который включены все существующие и создаваемые объединения обучающихся (детские общественные объединения, клубы, волонтерские центры, советы ученического самоуправления и пр.), с целью расширения их права на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Цели и задачи Программы

Целью является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Для достижения поставленной цели необходимо, в ходе работы пилотных площадок, определить условия воспитательной деятельности, способствующие развитию личности, в которых каждый ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

  1. Формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, детского общественного объединения, партнеров РДШ для проектной деятельности участников первичного отделения РДШ.
  2. Использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 4 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности.
  3. Развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ в образовательных организациях на всех уровнях образования.
  4. Формирование единой информационной среды для развития и

масштабирования        инновационной,        проектной,        социально-

преобразовательной деятельности РДШ.

  1. Разработка и апробация мониторинга качества деятельности первичных отделений РДШ.

 Принципы, на которых строится Программа:

  • Принцип систематичности и научности в организации работы: постоянно осуществлять экспериментальную работу на основе выбора средств, доступных экспериментатору и соответствующих современным требованиям педагогической науки.
  • Принцип персонифицированного подхода в организации работы. Этот принцип учитывает следующие общепедагогические положения:

-обращение внимания всех субъектов воспитательной деятельности на отношение старшего вожатого к данному виду работы;

-учет уровня работоспособности старшего вожатого и оказание ему всесторонней индивидуальной (персонифицированной) помощи;

-степень сложности каждого направления деятельности РДШ с учетом личностных психофизиологических особенностей старшего вожатого.

  • Принцип самоорганизации: побуждение внутренней мотивации для реализации творческого потенциала.
  • Принцип необходимости и достаточности информации для обеспечения реализации направлений деятельности.
  • Принцип оптимистической перспективы: совокупности  положительных представлений о реальном и прогнозируемом состоянии результата деятельности, о целях, способах его изучения и достижения на практике.
  • Принцип гуманизации: приоритет человеческих ценностей над технократическими,        производственными,        экономическими, административными и др., которые необходимо учитывать в реализации направлений деятельности РДШ.
  • Принцип        демократизации:        предоставление участникам деятельности определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
  • Принцип кулътуросообразности: максимальное использование и развитие той среды, которую обуславливают культура региона, народа, нации, общества, страны.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников: знания о природе ребенка, состоянии его здоровья, физическом, физиологическом, психическом и социальном развитии.
  • Принцип рефлексивности,        нравственного осмысления обучающимся собственного жизненного опыта.
  • Принцип динамизма: формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить эффективные решения в динамичных условиях.
  • Принцип толерантности - терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни.
  • Принцип индивидуализации:        каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
  • Принцип вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
  • Принцип свободы выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимые условия самостоятельного, творческого развития, самореализации ребенка.

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей.

  

 Сроки и этапы реализации Программы:

I этап – организационно-мобилизационный, диагностический (2017)

II этап – практический (2017 -2019 гг.):

III этап - итогово-обобщающий (март-май 2020 г.):

 Кадровое обеспечение:

Директор школы – осуществляет общее руководство школой и отвечает за создание условий для деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.

Педагогический совет – разрабатывает стратегию развития школы, утверждает и определяет основные подходы к реализации программы по созданию воспитательной системы Школы гражданско-нравственного воспитания; проводит всесторонний анализ работы.

Заместитель директора по воспитательной работе – создаёт воспитательную работу, осуществляет руководство, контроль, методическое обеспечение и отслеживает результаты деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию; координирует деятельность образовательного учреждения и различных социальных институтов по данному направлению.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – организует работу по созданию учебных курсов по истории Отечества и праву, осуществляет контроль за внесением гражданско-патриотической направленности в курсы учебных дисциплин.

Педагог-организатор – организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальной школы, среднего и старшего звена, координирует деятельность образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования.

Библиотекарь – разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания, организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, осуществляет методическое обеспечение образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.

МО классных руководителей – обогащает содержание гражданско-патриотического воспитания, разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания; изучает и обобщает передовой опыт в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы школы; отслеживает уровень сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся.

МО учителей-предметников – корректирует учебные программы с целью включения в содержание учебных предметов элементов гражданско-патриотического воспитания.

Направления и Формы организации деятельности:

 1. Личностное развитие

а) Популяризация ЗОЖ Цель: формирование позитивного отношения к ЗОЖ.

Формы: туристические походы, слеты, проекты и др.

б) Творческое развитие Цель: развитие творческого потенциала учащихся

Формы: творческие фестивали, конкурсы, праздники, тематические недели, игры, акции, флешмобы, культурно-образовательные и культурно-досуговые программы и др.

в) Популяризация профессий Цель: ориентация на расширение представлений учащихся о мире профессий

Формы: интерактивные игры, семинары, мастер-классы, встречи с интересными людьми, поддержка научно-изобретательской деятельности и др.

2. Гражданская активность

Цель: формирование позитивных духовно-нравственных ценностей Формы: волонтерство, акции, встречи с интересными людьми, тематические недели, игры, акции, флешмобы, культурно-образовательные и культурно-досуговые программы и др.

         

3. Военно-патриотическое

Цель: выработка системы мер, помогающей воспитывать у учащихся патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать интересы Отечества

Формы: спортивные соревнования, викторины, конкурсы, акции, оформление стендов, проведение тематических дней, мероприятий, уроки.

4. Информационномедийное

Цель: формирование базовых информационно-медийных компетенций учащихся

   Формы: фотоотчеты о мероприятиях, создание видеороликов, презентаций, акции в социальных сетях и др.

 Методы организации деятельности.

  • Поисковая работа,
  • метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов,
  • метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям,
  • использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свой город;
  • организация экскурсий и встреч с почетными жителями;
  • вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
  • организация краеведческой работы;
  • организация поисковой работы,
  • социального проектирования.
  • проведение патриотических уроков на базе школьного музея.
  • приглашение воинов, выпускников школы для участия в Уроке Мужества с целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.
  • Проведение военно-спортивных игр с привлечением воинов-шефов, Совета ветеранов.
  • Проведение музыкальных фестивалей патриотической песни: Смотр строя и песни.

    

 Ожидаемые результаты:

        Сформированность единого воспитательного пространства, системы взаимодействия детского и взрослого коллектива (учителей и родителей), а также иных социальных партнёров.

Качественными показателями деятельности первичного отделения РДШ являются развитые личностные качества обучающихся направленные на :

  • самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;
  • смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
  • ценностную и морально-этическую ориентацию: ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

А именно:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, Смоенского края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного отношения к своему здоровью, и здоровью окружающих;
  • самоопределение и саморазвитие своих способностей, профессиональное самоопределение;
  • формирование ответственного отношения к природе, окружающей среде;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре;
  •  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Количественные показатели результативности:

  • Составление методического банка как фундамента для продуктивной работы детских объединений и организаций.
  • Количество отрядных, школьных, районных, областных, всероссийских и международных мероприятий.
  • Количество учащихся, охваченных деятельностью отрядов и кружков, секций, клубов и объединений;

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы образовательного учреждения и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации их деятельности.

К реализации Программы привлекаются учреждения дополнительного образования, воинские части, учреждения культуры и спорта, родители учащихся, общественные организации и объединения, институты государственные власти.

Основные условия реализации Программы:

  1. обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в процесс гражданско-патриотического воспитания;
  2. создание условий для активного участия семьи в системе гражданско-патриотической работы школы;
  3. вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме;
  4. проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;
  5. создание и сохранение традиций гражданско-патриотической работы в школе;
  6. формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, педагогов, общественности;
  7. повышение методической и профессиональной культуры всех участников воспитательного процесса;
  8. использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной работы школы.

                           

Источники

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации  от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  • Указ президента  РФ  «О создании общероссийской  общественно-государственной  детско-юношеской  организации «Российское движение школьников» от 29.10.2015 г. № 536
  • Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области от 23.09.2014 № 1293-р/адм.
  • Официальный сайт РДШ https://xn--d1axz.xn--p1ai/
  • Морозюк С.Н., Левановой Е.А.,. Коршуновым А.В. Методические рекомендации адресованы старшему вожатому, организующему работу в условиях общеобразовательного учреждения по направлению деятельности российского движения школьников «Личностное развитие» («Популяризация здорового образа жизни среди школьников»).
  • Арсеньевой Т.Н., Загладиной Х.Т., Коршуновым А.В., Менниковым В.Е. Проект методических рекомендаций по направлению деятельности
    «Гражданская активность». М: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016
  • Е.А. Леванова Т.В. Пушкарева С.Ю. Попова-Смолик М.И. Прокохина А.В. Коршунов Методические рекомендации для старшего вожатого образовательной М: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016

План дней единых действий  

Общероссийской  общественно-государственной

 детско-юношеской  организации

 «Российское движение школьников»

Дата

Название события

Направление деятельности

1сентября

День знаний.

Личностное развитие

2 неделя сентября

Выборы в органы

 ученического самоуправления

Гражданская активность

5 октября

День Учителя

Личностное развитие

29 октября

День Рождения РДШ

Личностное развитие

4 ноября

День Народного единства

Гражданская активность

3 декабря

День неизвестного солдата

Военно-патриотическое

9 декабря

День героев Отечества

Военно-патриотическое

12 декабря

День Конституции России

Гражданская активность

23 февраля

День Защитника Отечества

Военно-патриотическое

8 февраля

День Российской науки

Личностное развитие

4 марта

Неделя школьных

информационно-медийных центров

Информационно—медийное направление

19-24 марта

Единый день профориентации

Личностное развитие

18 марта

День присоединения Крыма к России

Гражданская активность

7 апреля

Всемирный День здоровья

Личностное развитие

12 апреля

День космонавтики

Гражданская активность

1 июня

День защиты детей

Личностное развитие

9 мая

День Победы

Военно-патриотическое

12 июня

День России

Гражданская активность

22 июня

День памяти и скорби.

Гражданская активность

8 июля

День семьи, любви и верности

Гражданская активность

22 августа

День Государственного флага РФ

Гражданская активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация первичного отделения "Российского движения школьников" в образовательных учреждениях.

Материал рассматривает два варианта интеграции первичного отделения РДШ в воспитательную систему школы....

Оказание методической помощи педагогам в деятельности первичных отделений "Российского движения школьников"

Анализ вопросов для подготовки методической поддержки педагогам, работающим с первичными отделениями РДШ....

Конспект занятия по теме: «Организационные и методические аспекты работы первичного отделения Российского движения школьников».

Современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения е...

Сценарий открытия первичного отделения РДДМ "Движения первых" в ГБОУ №401 для учащихся 1-11 классов

Открытие первичного отделения РДДМ Движения первых в школе для учащихся 1-11 классов...