Урок мужества "Моя земля - моя победа"
план-конспект урока (5, 10 класс) на тему

Уварова Юлия Степановна

урок мужуства к 9 мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_maya_8.05.2018_moya_zemlya-moya_pobeda.doc687.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района Ставропольского края

Урок-Мужества

«Моя земля - моя победа»


( к  73- летию Победы в Великой Отечественной войне).

        Подготовили:

классный руководитель 10 класса

Свечкарева Ирина Михайловна

классный руководитель 5 класса

Уварова Юлия Степановна

8 мая 2018 года

Урок-Мужества «Моя земля - моя победа»

Цели:

1. Познакомить детей с подвигами героев – земляков;

2. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине на примере подвигов, совершенных нашими земляками в годы Великой Отечественной войны; дух нации, гордость за величие наших предков;
3. Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли.
4. Помочь детям в социализации, в осознании себя частью истории.

Слайд 1
Вед1: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Сегодня, накануне великого праздника Дня Победы, мы собрались с вами здесь, чтобы вспомнить, какой ценой была завоевана эта победа. Вот уже 73 года прошло, как закончилась самая страшная и кровопролитная война 20 века. Но сколько бы ни прошло десятилетий, никогда наш народ не забудет это тяжелейшее испытание, выпавшее нам на долю, и не забудет самую светлую дату – 9 мая 1945 года. Этой знаменательной дате и посвящается наш Урок Мужества.

У нас на уроке присутствуют гости:

Слайд 2

Вед2: У каждого народа есть славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передается из поколения в поколение. За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать свою независимость в борьбе с захватчиками.
     1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война - самая страшная война в истории человечества. В этой войне приняло участие 61 государство мира. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. Если Первая мировая война длилась чуть больше 4 лет, то вторая – 6 лет. Она была самой разрушительной из всех войн.
                                                                                                                               Слайд 3
У1.
 Год 1941-й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

У2. Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.  

У3.  Июнь… Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае. 

У4. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
У5.  Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.


(фильм 1 «Начало войны»  1:30)                                                                  Слайд 4

                                                                                                                            Слайд 5-6
Вед1: На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, фашистская Германия напала на советскую землю. Самолеты бросали бомбы на мирные советские города, немецкая авиация атаковала аэродромы, и многие наши самолеты даже не смогли взлететь. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 дней и ночей - почти 4 героических и трагических года. 
                                                                                                                           
Вед2: Вторая мировая война была самой разрушительной, кровопролитной и унесла много человеческих жизней. А знаете ли вы, сколько советских людей погибло в ВОв?

ОТВЕТЫ РЕБЯТ

                                                                                                                                  Слайд 7
Вед2: Этот вопрос остается дискуссионным. В свое время Сталин называл одну цифру- 7 млн., Н.С. Хрущев – 20 млн., М.С.Горбачев- 27- 28 млн.  По последним данным война унесла 27 млн. человеческих жизней;

  • Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа;      

     -  Уничтожено 70 тысяч сёл и деревень;

     -  Разрушено 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тысяч километров железных    

         дорог.      

Потери во второй мировой войне представлены на сладе.                               Слайд 8

 Слайд 9
Вед1:
 Вместе со всем советским народом поднялись против фашистов трудящиеся всей страны. За годы войны сотни тысяч жителей района были призваны в армию. Многие из них погибли в жестоких боях, но они до конца выполнили свой долг. Они сражались и погибали ради нас, ради того, чтобы был мир на земле, чтобы дети могли улыбаться, радоваться жизни. Неоценимый вклад в дело Победы внесли и работники тыла, женщины, дети.

                                                                                                                     Слайд 10
Вед2 Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

                                                                                                                          Слайд 11

Вед1: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу.  Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Бабий Яр, Хатынь  - это названия концлагерей, созданных фашистами. В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2  миллионов детей…

Вставка видео Детский рассказ                                        Слайд 11 вкл.

     

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тут голос детский,

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-

Не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза.

- Чулочки тоже снять  мне, дядя?

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется,  он в землю врос:

Глаза как у моей  Неминьи -

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь,  спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат,  солдат, что если б дочка

Твоя  вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

Чулочки тоже, дядя,   снять?

Песня-видео  «дети войны»                                                        Слайд 12


Вед2: У нас у всех есть семейные альбомы. Часто мы их листаем и видим старые фотографии наших близких времён войны. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Именно они отвоевали долгожданную победу.

Кто из вас может рассказать о родственниках, участниках войны и работниках тыла? 

Выступление ребят: 1. Шахметова Д.        

                                     2. Крюков Никита

                                                                                                                   слайд 17

Вед1: В смертельной схватке с врагом героически сражались наши деды. Нет, наверное, на карте места, где не воевали бы наши земляки. Этап за этапом, год за годом шли наши солдаты, освобождая от фашизма нашу землю.

                                                                                                                   слайд 18

Вед2: В летописи ВОв особое место занимает героическая оборона Ленинграда. В ней принимали участие и наши земляки: Осадчий Трофим Андреевич, Гончаров Федор Захарович, Фомин Федор Сергеевич, Бекимов Палат.

                                                                                                                          слайд 19

Вед1: Наши земляки защищали Сталинград: Беловод Иван Карпович,  Чернышов Иван Иванович,  Иванов Павел  Власович, Чепурной Семен Андреевич, Гайдин Петр Арсентьевич.

Вед2: Цокало Дмитрий Никифорович, Колесников Иван Борисович, Наконечный Василий Степанович, Медников Николай Иванович - защищали Кавказ.

Вед1: Воевали все: землепашец, чабан, учитель. Одним из учителей, воевавших в ВОв, был Гаршунов Иван Васильевич. Родился 13 ноября 1921 года в с. Заветное Ростовской области. С детства мечтал стать учителем, но мечты оборвала война…. С октября по декабрь1941 года Иван Васильевич -  курсант Ленинградского артиллерийского училища. С Декабря 1941 по Сентябрь 1942 года воевал на Западном фронте. Был разведчиком. А с Февраля 1944 по май 1946 года – старший артиллерийский техник дивизиона. 25 июня 1946 года – уволен в запас.

Награжден Орденом Отечественной войны II степени и медалью Жукова.

Окончив после войны Сталинградский педагогический институт, Иван Васильевич стал учить детей. В нашей школе он с 1961 года работал учителем биологии и географии, а затем технологии. Очень любил поэзию и сам писал стихи. Все свои мечты, желания он выражал в стихах. Он с нами в своих строках.

Ломает май кусты сирени,

Гром говорит с ночной грозой.

А по ночам приходят тени

И властно требуют: «Открой!

Открой! Пусти солдат убитых,

Дай им в тепле заночевать,

Не всем досталось лечь под плиты,

Их много, их не сосчитать!»

Вед2: Воевали в годы войны не только мужчины, но и женщины. Среди них наши землячки. Нестеренко Екатерина Николаевна, на фронте с  мая 1942 года. Воинское звание – младший сержант. Воевала в Румынии, затем в Венгрии. День победы встретила в Германии.

Вед1: Колесникова Екатерина Ивановна в 1941 году работала санитаркой в с.Ипатово.  В 1942 году была призвана в ряды Советской Армии. Воевала на Юго-Западном фронте, ранена в обе ноги. Закончила военный путь в марте 1944 года в звании сержанта.

Вед2: Из 317 человек, ушедших на фронт, вернулись назад 150. Из них Никулин Василий Иванович награжден Орденом Славы II и III степеней. 7 человек награждены Орденом Славы III степени. Это Иван Андреевич Назаренко, Василий Семенович Скляров, Шестернин Иван Максимович, Свечкарев Иван Кузьмич, Чернышов Иван Николаевич, Мищенко Тимофей Семенович и Геря Иван Васильевич.

Вед2:   У нас в гостях вдова ветерана войны Геря Ивана Васильевича - Евдокия Васильевна! Скажите несколько слов молодому поколению.

СЛОВО ВДОВЕ ВЕТЕРАНА ВОЙНЫ ГЕРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА

                                                                                                                                слайд 30

Вед1: Уходят из жизни ветераны. В настоящее время в нашем поселке остался в живых 1 участник Вов:, Хамлов Владимир Захарович,

                                                                                                                                слайд 31

Вед1: В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг. Победа досталась нам ценой громадных жертв. Двадцать семь миллионов своих сынов и дочерей потеряла Родина-мать. Из  нашего поселка не вернулись домой по данным  книги Памяти  Ипатовского района, изданной в 1995 году 211 человек. Они навсегда останутся в нашей памяти. Давайте почти всех погибших в войне и ушедших из жизни в мирное время ветеранов Минутой молчания.

Минута Молчания                                                             слайд 32

Вед2:  На трудных дорогах войны ценой миллионов жизней была завоевана победа над фашистской Германией, поработившей половину мира, считающей себя расой господ. Какими они были последние дни войны…

(фильм 2 «Конец войны» 2:55)                                                                         слайд 33

Память

1.В этот памятный день, когда знамя Победы

Над горящим рейхстагом взошло, как заря,

Под раскаты «ура!» наши плакали деды,

Понимая теперь, что все было не зря.

2.Нет, не зря они шли в пасть грохочущей смерти

В закопченных снегах той зимой под Москвой.

Кто-то верно сказал, что в России, поверьте,

Нет семьи, где б не памятен был свой герой.

3.Эта память живет в сини глаз лейтенанта

Искрой сбитого «Яка», что шел на таран.

Эта память кричит страшным криком сержанта,
Что лишился ноги, но не умер от ран.

4.Эта память дрожит, как слезинка старушки,

Что простой медсестрой в Сталинградском аду

                                                         слайд 34

Выносила бойцов от расстрелянной пушки

С пулей в правом плече у врага на виду.

5.В этот памятный день, когда знамя Победы

Вновь выносят на площадь под стены Кремля,

Плачут снова в строю победители-деды,

И не может не плакать вся наша земля.

6.Та земля, что рвалась под ногами, горела

И звала их к себе, принимая в себя –

Под звездою легло чье-то энное тело,

Только память живет о погибших скорбя.

7.Эта память жива и сегодня в солдатах,

Охраняющих мирные детские сны.

Эта память жива и в безусых ребятах,

Напевающих песни далекой войны.

8.Эта память жива! И ночами во мраке

Где-то слышатся стоны и крики «вперед!»

Это память бойцов снова ходит в атаки,

На защиту покоя и мира встает.

Вед1. Всем нам, дорого, будущее планеты и поэтому наша задача – беречь мир. Бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Небо должно быть голубым, солнце – теплым, добрым и ласковым, а жизнь людей – безопасной и счастливой.

Вед2. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет Мир!

          Господь, прошу!  Не допусти войны!

Пусть кровь людская больше не прольется!

Дай людям мир, покой и тишину!

Укрой крылом от политического скотства!

Прошу, господь, не допусти войны!

Пусть брат на брата не идет в атаку!

Спаси нас всех и сохрани    Нам не нужны вновь памятные даты…

Видео-песня «День победы»                                                слайд 42

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

История боевого пути, участницы Великой Отечественной войны

Чистяковой Клавдии Васильевны.

Моя прабабушка Приймак (девичья – Чистякова) Клавдия Васильевна – 1923 года рождения, уроженка с.Пахомово Вологодской области.

В июле 1943 года была призвана Пришекстнинским районным военкоматом Вологодской области в  213 отдельную роту связи курсантом. Свой боевой путь начала с август 1944 года в 189 Штурмовой авиационной дивизии радисткой станций наведения авиации. Станции были оборудованы в машинах и постоянно меняли место дислокации, потому что немцы все время охотились за ними. Радисты передавали нашей авиации местонахождение немецких баз.

Однажды поблизости упала бомба, чудом остались жива. Рядом погибли подруги. Она дошла до города Будапешт (Венгрия). Воинское звание – сержант.

Награждена медалью «За победу над Германией», «За боевые заслуги». В мирное время работала бухгалтером.

        ПРИЛОЖЕНИЕ 5

1. В Петровском районе Ставропольского края, в селе Казгулак, в семье Геря Василия Захаровича и Ульяны Федоровны в 1925 году родился сын. Имя мальчику дали исконно русское- Иван.

10 января 1943 года Геря Иван был мобилизован Петровским райвоенкоматом.

Оставив мать- вдову (Отец Ивана Васильевича погиб), семнадцатилетний юноша отправился на учебу в Орджоникидзевское училище связи. Выдали ему шапку, шинель, теплую рубашку, ботинки (сапог не было), ремень, винтовку за № 4694, противогаз за № 891.

Ежедневно занимались по 12- 14 часов, иногда поднимались ночью по тревоге, совершали длительные марш – броски в полном боевом обмундировании и снаряжении.

Сокрушая на своем пути мощные оборонительные рубежи гитлеровцев, советские воины все дальше и дальше продвигались на запад. От фашисткой нечести очищалась многострадальная земля Украины. В один из сентябрьских дней 1943 года вместе с другими частями армии – освободительницы к Днепру подошел полк, в котором воевал Геря Иван Васильевич.

Враг рассчитывал отсидеться на противоположном берегу могучей реки, собраться с силами для новых кровавых схваток. Не вышло! «Не давать

Немецким оккупантам передышки! С ходу форсировать Днепр!» - гласил приказ Верховного Главнокомандующего Советской Армии.

        Была полночь, когда началось форсирование мощной водной преграды. Почувствовав неладное, гитлеровцы то и дело освещали и ее противоположный берег ракетами. Темное небо во всех направлениях чертило разноцветные полосы трассирующих пуль. Сплошной поток свинца и металла обрушился на атакующих. Снаряды и мины там и здесь вздымали к небу водные столбы.

        Но ничто не могло помешать неудержимому натиску советских воинов. Нет лодок? Не наведена понтонная переправа? Выручила русская смекалка.

  • Даешь бревна для плота!

Вода была вся красная от крови. Бойцу Геря повезло: не умея плавать, он переправился через реку, уцепившись за бревно. Под свист пуль и грохот снарядов солдаты закрепились на правом берегу и отсюда дальше продолжали свой боевой путь. -Иван Васильевич, в боях за Польшу, освобождал концлагерь Освенцим. Об увиденном никогда не рассказывал, только становился мрачным от воспоминаний.

2. 25 апреля 1945 года войска I- го Белорусского фронта под командованием маршала Г.К.Жукова и I- го Украинского фронта под командованием маршала И.С.Конева встретились, объединились. Враги, оборонявшие Берлин, оказались в кольце. Москва салютовала. Грохот сражения не затихал в Берлине ни на мгновение. Пыль и пороховой дым закрывали небо. Солдаты сражались с врагами. Шли страшные бои за дом, улицу, подвал, этаж.

        И здесь, на одной из улиц города, во время боя разорвался снаряд там, где находился артиллерист стрелкового полка рядовой Геря Иван Васильевич.

        Однополчане видели, что осталась воронка от снаряда и разбросанные клочья одежды. Солдаты шли в бой. Они мстили за погибшего друга. Когда был привал, боевой друг Иван Ковалев написал письмо матери погибшего товарища в село Казгулак: «Здравствуйте, дорогая Ульяна Федоровна! Сообщаю Вам печальную весть: Ваш сын Иван, а мой боевой друг, погиб у

Меня на глазах. Больше нет у Вас сына, а у меня друга. Вечная память ему, пусть земля ему будет пухом. Скорблю и соболезную, Ковалев Иван Алексеевич».

        Это скорбное письмо Ульяна Федоровна получила перед самым Днем Победы, который встречала без мужа и сына. Но в душе теплилась надежда. Ведь многие матери, получив похоронку, надеялись на чудо.

Простому солдату Ивану повезло! Взрывной волной Ивана отбросило далеко и закрыло толщей земли. За боевыми частями шли солдаты медицинской части и откопали Ивана из «могилы». Живого места не было на нем: одиннадцать ранений, контузия. Привезли в медсанбат, сразу на операционный стол. Здесь же, в Берлине, делали операцию несколько часов, потом отвезли в палату. В палате было 30 человек. Духота. Он не жилец. Его вынесли в изолятор смертников. Там сидела старушка. В изоляторе было прохладно. И вдруг солдат стал подавать признаки жизни. Женщина сразу же доложила врачу. Врач приказал перенести его в операционную. Еще несколько часов продолжалась борьба. Много вытащили осколков.

        Полгода находился в тяжелом состоянии, лежа все время на животе. Письма маме не писал: боялся, что не выживет. Боялся причинять боль во второй раз. Долечивался в госпитале города Харькова.

3.        Вернулся домой Иван Васильевич инвалидом II-й группы. Женился на молоденькой девушке с золотыми кудрявыми волосами и голубыми глазами. Дуся прекрасно пела русские народные песни, играла на гитаре. Евдокия Васильевна была верной спутницей своего мужа.

        Иван Васильевич получил диплом агронома и был направлен на работу в Изобильненский район, в станицу Фелимоновскую. Работал агрономом в большой казачьей станице. Люди любили и уважали Ивана Васильевича как хорошего человека и грамотного специалиста.

                Однажды на районном совещании передовиков производства Иван Ковалев встретил боевого друга Ковалева Ивана Алексеевича, того, который писал о его гибели матери.ю. Вот как об этом вспоминал сам Иван Алексеевич: «Сижу. Чуть впереди меня сидит человек. Вижу его профиль… И вдруг мне показалось что- то знакомое впереди, и меня словно пламенем обдало… Он так похож на моего покойного друга! Не может быть! Ведь он погиб у меня на глазах! Сижу, мучаюсь, жду перерыва. Объявили перерыв. Подхожу к нему и спрашиваю:

  • Ты, Геря Иван?
  • Да, - ответил Иван Васильевич.
  • А ты Ковалев Иван?!- удивился Геря.
  • Да! - отвечаю.
  • Ваня! Ты живой! Живой! – восклицаю несколько раз.»

Они бросились в объятия друг друга, обнимались, целовались, плакали. Люди смотрели на них и не понимали. Чудо свершилось! Встретились два боевых друга через семнадцать лет после войны!

        Свою боевую дружбу Иван Алексеевич и Иван Васильевич пронесли через всю жизнь.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

        

        

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?" Презентация + конспект урока.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3105456","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Урок- размышление "Бородинское сражение: победа или поражение?"...

Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»

1. Называть и показывать  предполагаемые пути расселения человека,  основные районы повышенной плотности  населения  Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...

Урок-Мужества «Моя земля - моя победа»

Урок-Мужества в старших классах. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине на примере подвигов, совершенных их родственниками и  земляками в годы Великой Отечественной войны; ...

план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс

план- конспект интегрированного урока  Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...

7 класс. Вводный урок. Тема. «Земля отцов – моя Земля»

7 класс.  Вводный урок. Тема. «Земля отцов – моя Земля».Цель.Познакомить учащихся с геополитическим положением региона в XVII – XVIII вв. и полиэтническим составом населен...

Проект урока Класс 3 , четверть 1 Тема урока: «Герои земли Русской. Александр Невский».

Цель урока: формирование у учащихся художественно-эстетического восприятия действительности на примере образов защитника Отечества, через разные виды искусства....

Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .

Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....