Проект урока Класс 3 , четверть 1 Тема урока: «Герои земли Русской. Александр Невский».
план-конспект урока по музыке

Воронина Ольга Николаевна

Цель урока: формирование у учащихся художественно-эстетического восприятия действительности на примере образов защитника Отечества, через разные виды искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronina_o._n_proekt_uroka_v_3_klasse_2016.docx32.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Воронина Ольга Николаевна, МКОУ ТСОШ №3 , Тальменский район

Проект урока

Класс 3 , четверть 1

Тема урока:  «Герои земли Русской. Александр Невский».

Цель урока: формирование у учащихся художественно-эстетического восприятия действительности на примере образов защитника Отечества, через разные виды искусства.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с новым понятием – «кантата», закрепить знания о трехчастной форме произведения, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;

Развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать;

- развивать воображение и творческую фантазию;

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под инструмент и фонограмму;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальный образ героя;

Воспитательные:

- создать соответствующую атмосферу для восприятия героического произведения;

- обогащать духовный мир детей;

- воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за Родину и историю России;

- воспитывать художественный вкус и потребность общения с разными видами искусства.

Используемые музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, литературные произведения, видеофрагменты:

  1. Праздничный трезвон.
  2. П. Корин « Александр Невский»
  3. Видеофрагмент « Александр Невский» режиссер С.М. Эйзенштейн
  4. С.С. Прокофьев кантата « Александр Невский» 4 ч. «Вставайте люди русские»
  5. А. Александров «Священная война».
  6. Песня «Защитники Отечества» сестры Нужины.

Музыкальные инструменты и другие ресурсы.  

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • электронная презентация;
  • фортепиано;
  • песенный материал;

                                                                                     Ход урока

Этапы урока

Художественно-педагогическая деятельность учителя (ХПД)

Художественно-эстетическая деятельность ученика (ХЭД)

Результаты ХЭД учащихся на каждом этапе урока

1.Организационный момент.

  Цель: Подготовка к восприятию музыки и хорошего настроя на урок.

Учитель организовывает художественно-эстетическую деятельность учащихся (ХЭД) на первом этапе урока

Музыкальное приветствие

Исполнение на инструменте

На фоне звучания колокольного звона – учитель читает:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает
.

Дети настраиваются на интонацию урока, настроение, которое передает учитель своим голосом

Эмоциональный отклик.

Внимание детей, сосредоточенность.

Эмоциональный отклик на прочитанное стихотворение.

Учатся улавливать интонацию учителя

Учатся ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.

Слайд №1 (колокола)

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель: Вспомнить о колокольном звоне, о святых земли Русской.

 (материал 2 класса)

Диалог учителя с детьми:

 - Ребята, вы раньше слышали колокольный звон?

- Какие колокольные звоны вы  знаете?

-  Что они означают?

-  Где находятся колокола?

– в храмах, церквях, и т. Д

- А о чём ещё сообщал колокольный звон?

  А ещё звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А кто они, герои земли Русской? Вспомните их имена?

 Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Свободное  высказывание детей.

(Благовест, набат, трезвон)

Проявляют активное участие в диалоге, желание поделиться своими знаниями.

Наверное, мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев…

(Самостоятельное  определение   и   формулирование   темы.)

Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, (колокольных звонах).

Слайд№2 (изображение колокольных звонниц)

Слайд №3 (Тема урока.) Запись в тетради

2.Изучение нового учебного материала

Цель: Погружение в содержание урока. познакомить с новым понятием – «кантата»,

закрепить знания о трехчастной форме произведения, умение анализировать музыкальный образ героя

- Да, героями наша земля была издавна богата. И среди них

славный сын земли русской –

великий полководец Александр

Невский.

 -   Посмотрите на портрет и скажите, каким мы видим Александра Невского?

-А если бы вы были композиторами, какую бы вы написали музыку, чтобы она охарактеризовала А.Невского?

-Запишите свои ощущения в тетради.

Информация учителя об историческом  подвиге

А. Невского на Чудском озере

целью более глубокого восприятия музыкального образа героя.

 Рассказ о фильме, к которому была написана музыка. Позднее-1939г кантата «Александр Невский»

 – Знакомо ли вам слово «кантата»? Что оно обозначает?

–  Кант – хвалебная песнь  (из материала 2 класса)

Слушание фрагмента кантаты «Вставайте люди русские»,
- Совпали ли ваши «словесные музыкальные произведения» с фрагментом С.С. Прокофьева?

Диалог учителя с учениками

о прослушанном фрагменте, с целью раскрытия темы урока

 - В начале хора, что вы услышали?
- Как этот звон называется? )

–  Какая песня по характеру? 

 –  Везде ли одинаково звучит музыка?

–  От лица кого поется средняя часть? (Наводящие вопросы)

–  Какие интонации мы слышим в этой музыке?

Пропеть с детьми.
Проиграть вторую часть. Пропеть.

-Давайте отметим, какими средствами музыкальной  выразительности добился композитор такого характера.

-Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время  военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые  песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами исполним.

Свободное высказывание детей.

(сильным, мужественным, волевым)

Применение ранее полученных знаний.

Аргументированные (по возможности) ответы детей.

(Ответ детей ) 

- в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор

-эмоциональное восприятие духовной музыки, размышление о ней.

Ответы детей (по возможности аргументировать).

умения осознанного построения речевого высказывания о содержании.

активное участие в диалоге.

 различать особенности построения музыки (3 части)

( в средней части музыка напевная, спокойная)
(женщин, матерей)

призывные, требовательные)

Индивидуально – групповая работа.

Применение ранее полученных знаний об основных средствах музыкальной выразительности.

 От каждого ряда дети  выбирают «запевалу».

Творческо-эмоциональное отношение в процессе исполнения песни.

Эмоциональный отклик,

Слайд№3 (Портрет А. Невский)

Испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма

Работа со словарём эмоциональных терминов

работа в тетради

Слайд№ 4-9

(Битва на Чудском озере)

Видеофрагмент Слайд №10

Анализ произведения.

Слайд № 11 .(С.С. Прокофьев)

Запись в тетради определение «кантата»

Слайд № 12

Слайд №13

Дети слушают музыкальное произведение, подпевают, присоединяются к исполнению движениями,  присоединяясь голосом…

Правила исполнения песни (осанка, дыхание, артикуляция)

Карточки у всех детей.

Мелодия    - 
Лад         -    
Регистр    - 
Звуковедение -
Темп   -  
Динамика    - 

3.Этап кульминация.

Цель: развитие творческого воображения  более глубокого понимания образа героев разных времён.

Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

(Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»)

–  Что общего у этих песен? 

 –  Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства.

Рассказ об ордене А. Невского с целью создания соответствующей атмосферы для исполнения песни.

 - В 1942 году был учреждён орден им. Александра Невского награждаются за личную отвагу и умелое командование командиры Красной Армии.

- Как вы думаете, в наше время можно получить такой орден?

- Как вы думаете, какую песню

можно посвятить героям нашего времени?

Ответы детей.

Применение знаний. Умение анализировать находить общее.

Связь с действительностью.

Использование аудиозаписи песни «Священная война»

Ответы детей (по возможности аргументировать).

-умения осознанного построения речевого высказывания.

Эмоциональное  исполнение песни «Защитники Отечества»

испытывать гордость и восхищение подвигами героев современников

Желание высказаться поделиться своими знаниями.

умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,

Слайд № 14

 (хор им. А. Александрова)

Проживание, переживание. Прочувствование песни.

Слайд № 15(орден)

Правила исполнения песни. (осанка, дыхание, артикуляция)

Творческо-эмоциональное отношение в процессе исполнения песни.

Рефлексия: Закрепление учебного материала 


-С каким героем вы познакомились на уроке? 
- Какой композитор посвятил  этому герою свое произведение?
- С каким новым жанром вы сегодня познакомились?

-Особенности «кантаты».

Я думаю, что вы сегодня тоже чуть-чуть герои, вы совершили в своей жизни пусть небольшой, но подвиг, вы сегодня на уроке узнали много нового. Кому то было трудно, кому то легко, и я хочу вручить вам вот такие муз медали, возьмите медаль, оцените себя.

Ответы детей.

Дети выбирают медаль, тем самым оценивают свою деятельность на уроке.

Желтая медаль 

(я молодец, на уроке много узнал, хорошо пел, испытывал гордость и восхищение подвигами героев.)

Синяя медаль –

(я молодец, узнал много, но мне на уроке было трудно, не всё понял, задание выполнил не полностью.)

4. Домашнее задание.

Цель: расширение знаний о героических подвигах русского народа.

Музыкальное прощание.

1.Кого можно считать героем нашей страны?

2.Найти и записать имена и подвиги наших современников.

3.Записать имена героев удостоенных ордена Александра Невского

4. Найти и записать название песен о героях.

Записывают то задание, которое хотят выполнить.

Слайд № 16 Домашнее задание.

Выполнить работу в тетрадях.

Дети выбирают сами, какое домашнее задание они будут выполнять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока на тему:Тема урока: Кризис империи: Русско-японская война.

Данный урок создан как  одно из структурных звеньев в цепи уроков, основной целью которых является формирование исторического сознания школьников. Урок по программе Н.В. Загладина "История России...

Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".

Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...

Открытое внеклассное мероприятие «Святой защитник Земли Русской – Александр Невский».

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.Задачи:Установить личные связи ребёнка с пр...

Презентация к уроку по теме "Древнерусская литература. Крещение Руси. Александр Невский"

Презентация к уроку содержит богатый иллюстративный материал, теоретические сведения о Древнерусской литературе, историю жизни Александра Невского. Может быть использована как дополнение к урокам лите...

Святые земли русской. Александр Невский - конспект урока по музыке

Мы продолжаем путешествие в удивительный мир музыки. Как вы знаете, в минувшее воскресенье наша Вятская епархия отметила свое 350-летие. Многие из вас в этот праздничный день вместе с родителями посет...

методическая разработка внеклассного мероприятия "Защитники земли русской . Александр Невский"

методическая разработка внеклассного мероприятия "Защитники земли русской. Александр Невский". цель данного мероприятия Воспитание патриотического чувства у обучающихся, гражданственнос...

презентация Защитники земли русской. Александр Невский

презентация для испльзования на внеклассном мероприятии.Познакомить обучающихся с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским....