методическая разработка внеклассного мероприятия "Защитники земли русской . Александр Невский"
методическая разработка

Ванаева Елена Анатольевна

методическая разработка внеклассного мероприятия "Защитники земли русской. Александр Невский". цель данного мероприятия Воспитание патриотического чувства у обучающихся, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchitniki_zemli_russkoy_aleksandr_nevskiy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фоминичская средняя общеобразовательная школа»

Защитники земли русской:

Александр Невский

«Методическая разработка внутриклассного внеурочного мероприятия»

                                         Авторы:

                                                                           Елена Анатольевна Ванаева

                                                                      учитель немецкого языка

                                                                          Татьяна Юрьевна Тихонова

                                                             учитель математики

                                                                                Тихонов Алексей Васильевич

                                                      учитель физики

        

с. Фоминичи 2021 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

 

  1. Сценарий

 

  1. Используемые источники
  2. Приложение

Пояснительная записка

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным  «в целях сохранения военно – исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа» был подписан Указ от 4 июня 2014 года «О праздновании 800 - летия со дня рождения князя Александра Невского». И в 2021 году мы будем отмечать эту важную дату.

  Невский один из великих людей в истории нашего Отечества. Он правил Русью в тяжёлое и переломное для неё время. Благодаря своему мужеству и героизму он сделал всё, чтобы Русь сохранила свою государственность, этническую самостоятельность. На примере жизни и деятельности Александра Невского  мы воспитываем у обучающихся любовь к России, к народу и служению на благо Отечеству. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения российского общества, укрепления его духовно - нравственных устоев.

Актуальность данного мероприятия определяется необходимостью усиления патриотического воспитания детей и молодёжи, формирования у них высокого патриотического и духовно – нравственного  сознания.

Форма мероприятия: внутриклассное внеурочное мероприятие – Урок путешествие  с применением мультимедийной презентации и театральным представлением

Цели мероприятия:

  • Показать роль человека в истории страны;
  • Формирование представления о деяниях Святого князя Александра Невского;
  • Воспитание патриотического чувства у обучающихся, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям;
  • Повышение духовного и интеллектуального уровня развития обучающихся;
  • Побуждение обучающихся проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России.

Задачи мероприятия:

  • Познакомить обучающихся с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.
  • Формировать у обучающихся гражданскую позицию, понимания ценностей демократического общества.
  • Способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Участники: обучающиеся 6,8 классов,  классные руководители

Социальный партнёр: Фоминичская  библиотека МКУ «ЦБС»

Место проведение: учебный кабинет  

Время проведения:  45 минут

Материально – техническое обеспечение: компьютер, проектор; презентация «Защитники земли русской: Александр Невский»; видеоряд (песня в исполнении Дениса Майданова «Александр Невский», видеофрагмент из к/ф С. Эйзенштейна «Александр Невский»; листы для рефлексии.

Художественное оформление кабинета: оформленная доска (записи, иллюстрации), оформление уголка кабинета: уголок старого чердака со старинными предметами (старая одежда, игрушки, сундук с книгами).

Подготовительный этап:

  • Определения цели и задачи мероприятия
  • Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  • Создание психологического настроя.
  • Предварительная подготовка. В  течение месяца велась: совместная работа с сельской библиотекой в поиске необходимой исторической информации о жизни  Александра Невского; совместная работа обучающихся с родителями по изготовлению  костюмов; создание  сценария мероприятия и  мультимедийной презентации рабочей группой.
  • Проведение самого мероприятия.
  • Анализ мероприятия

Планируемые результаты:

  • Расширение кругозора обучающихся;
  • Выявление и формирование оценочных суждений обучающихся о личности и деятельности Александра Невского;
  • Приобщение обучающихся  к духовным традициям русского народа, формирование нравственных чувств и понятий;
  • Эмоционально-ценностное восприятие обучающимися  исторического прошлого, приобретение каждым участником личностно значимых знаний по данному периоду;

Ход  мероприятия

Учитель 1: Добрый день! Ребята, на слайде даты, которые соответствуют    историческим событиям. С чьим именем они связаны? (на слайде две даты исторических событий. Эти даты связаны с правлением Александра Невского – Невская битва, Ледовое побоище).  Слайд 2 - 7

Учитель 2: С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня вспомним. Это – древнерусский князь Александр Невский. Александр Невский не  только славился  своими боевыми подвигами. Обратите внимания на следующий слайд, здесь  несколько  изречений, найдите то, которое принадлежит князю (на слайде высказывания великих русских полководцев и одно из них принадлежит Александру Невскому – «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!»). Это высказывание станет девизом нашего мероприятия (учителя уходят).

На экране  появляется картинка – стоит старый дом и лесенка ведёт на чердак. (Перед классной доской оборудовано место в виде чердака с ненужными вещами. Туда входит мальчик и среди старых вещей находит сундук. Заходя на чердак, мальчишка читает стихи.)  

 Слайд  8 - 10

Ученик:

Стоит старый дом.

Вижу дверь на чердак.

По лестнице вверх

А вокруг только мрак.

Слегка приглядевшись,

Я вижу сундук.

От счастья иль страха

Сердечко тук-тук.

Голос за кадром:

Сундук открывает.

Там множество книг.

Одну из них взяв,

Стал читать в тот же миг.

(ученик  открывает сундук и достаёт книгу «Александр Невский»  и начинает её читать) Слайд 11

Ученик:

Чудесный мир книг!

В нём ведь так интересно.

Но кажется мне,

Что героям там тесно.

Тринадцатый век.

В мире войны идут.

Князья подрастают,

Походы их ждут.

Голос за кадром:

Читая, в историю

Он  погружался,

И сам не заметил

Как там оказался…

(на сцену выходит мальчик в образе юного Александра Невского, одетый в русскую рубаху, широкие порты и красные кожаные сапоги, а с ним мужик, на котором одета длинная до колен белая рубаха, а сверху кольчуга. Он обучает юного Александра Невского военному искусству)

Ученик:  (встаёт и читает стихотворение,  в то время как  мальчик в образе Александра Невского обучается владению меча и лука).

Слайд 12-13

Стоит предо мной

Мальчик лет так восьми.

Нет, он не играет

С другими детьми.

Ведь он на княжение

Посажен отцом

(В военном искусстве

Он стал молодцом).

(уходит мужик, который обучал  героя военному делу. Юный Александр Невский подходит к ученику и показывает  на экране Великий Новгород) Слайд 14 - 15

Голос за кадром:

Зовут Александр,

Позже Невским он станет.

Защитник Руси,

Что татар так уж манит.

Начнём по порядку.

Сын княжий растёт

И в городе - Новгород

С братом живёт.

Брат вскоре скончался.

Александр стал у власти.

С какой стороны

Ждут парнишку напасти?

(Александр уходит, а ученик берёт книгу и снова погружается в чтение) Слайд 16

Ученик:

Князь юношей стал.

Был не раз он в бою.

Он жизнь не жалел

За Отчизну свою.

( в этот момент на сцену выбегают, изображая поединок, парень в образе юного Александра Невского и шведский воин. Ученик  продолжает читать книгу, а  молодой Александр Невский, продолжая поединок, уходят со сцены.)

(на экране меняются слайды под голос за кадром читающем стих) Музыкальное сопровождение. Слайд  17 - 22

 

 

Рождён был в княжеской семье

(отец в боях прославил имя).

Назвали Александр его –

Защитник Родины отныне.

Он в битвах был, не победим,

Стратег и воин первоклассный.

Для шведов на реке Неве

Противник сильный и опасный.

На Чудском озере наш князь

Уж войско немцев разбивает.

Да, видно князя от беды

Господь всё время защищает.

Политик, умный полководец -

Умел с Ордою в мире жить.

Он и потомка Чингисхана

Смог в православие обратить.

Ученик: (выходит на сцену и читает стихотворение. На слайде  изображение Невской битвы)

Слайд  23

Он имя Невский получил

За то, что шведов победил

На Ладожском озере в бою

Он силу показал свою.

Князь предводителя убил

И войско шведов он разбил.

"С БОГОМ, БРАТЬЯ!"  Перед Невской битвой. (Сценка)

Участники сценки:

  1. Автор
  2. Александр Невский
  3. Воин 1 из дружины
  4. Воин 2 из дружины

Автор:  Ночью новгородские рати неслышно перешли Ижору и скрытно приблизились к неприятельскому стану. Разведчики донесли, что продрогшие шведы спят в шатрах, кутаясь от утреннего холода в плащи. Со стороны Невы дул сырой ветер. Болотистые берега окутывал плотный серый туман. Сидя на коне едва можно было увидеть наконечник собственного копья. Но Александр знал, что вскоре рассветет, и туман мало-помалу начнет рассеиваться. Выстроив свое небольшое войско, к которому по пути примкнули и союзные ладожане, Александр обратился к нему:

Александр Невский:

- Коли разбойные люди ворвутся в дом ваш и станут поругать седины отца вашего, унижать жену, пленить детей, топтать иконы православные, станете ли вы считать сколько их? Дюжина? Две дюжины? Или броситесь на врага и будете биться?

Автор:  Дружина возмущенно загудела.

Воин 1:

- Не станем мы считать врагов, Княже! Ударим на них хоть с дубиной, хоть с дрекольем, хоть с ножом подсапожным….

Воин 2:

- Веди нас, Ярославич! Мертвые срама не имут. Лучше нам лечь костьми, чем видеть позор земли нашей!

Автор: Наконец туман стал рассеиваться и сквозь него проглянул красный круг солнца. Александр перекрестился и надел шлем.

Александр Невский:

- Да помогут нам святые мученики Борис и Глеб! С Богом, братья, сообща ударим на ворога! - зычно крикнул он.

Автор:

Могучий голос Ярославича далеко разнесся над неспокойными водами Невы, над спящим шведским лагерем. Хлестнув застоявшегося жеребца, выставив вперед копье, князь Александр первым ворвался во вражеский стан. За ним, не отставая, скакала его верная дружина.

Александр Невский:

- Встанем братья за Русь! За Новгород! За матерей наших, за детей! «Не в силе бог, а в правде»

АвторНе прошло и минуты, а в шведском лагере уже кипел ожесточенный бой. Русские витязи бились не щадя живота своего: кололи, рубили, бросались с коней врукопашную, сбивая с ног выскакивающих из шатров рыцарей.  А вел их в бой великий полководец Александр  Ярославович.

(Бой заканчивается победой. На  сцену выходит ученик и читает стихотворение.) Слайд 24

Ученик:

Войска немецкие не спят.

Взят Псков. И Новгород хотят

Пока нет князя, захватить,

Чтоб русский люд поработить.

Голос  за кадром:

И снова в бой.

Лишь лёд трещит.

Есть хитрый план.

Вновь враг разбит!

Отрывок из фильма «Александр Невский» - Ледовое побоище. Слайд 25

Ученик (закрывая книгу):        

Не стало князя слишком рано

(Ему ведь было сорок два),

Но став Святым, обрёл он вечность,

И память, что в сердцах жива.

(ученик подходит к экрану с изображением храма Александра Невского в г. Кирове) Слайд 26

Голос  за кадром (читает стихотворение под звук колоколов)

Храм Александра Невского у озера стоит.

Златыми куполами он в небеса глядит.

Услышав звон чудесный, на миг остановись,

И повернувшись к храму, ты низко поклонись.

Со всей округи люди к заутрене идут.

Лишь в храме прихожане покой душе найдут.

У Господа попросят, чтоб мир был на земле,

Чтоб были все здоровы и счастливы в семье.

Святому Александру молитвы вознесут,

И нищим подаяние на паперти дадут.

Пусть вера православная и дальше процветает.

И в трудные минуты всем людям помогает.

Ученик:

День близится к ночи.

Уж солнце садится.

Закрыта последняя

В книге страница.

На экране песня в    исполнении  Д. Майданова    «Александр Невский»

(на сцену выходит учитель) Слайд 27

Учитель 1:   (на слайде фраза «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!») Слайд 28

Итак, ребята, как вы понимаете эту фразу (ответы детей). Эти слова  можно считать девизом  жизни Александра Невского. Когда были силы, он набрасывался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял выдержку, терпение, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки в 1549 году  Александр Невский был причислен к лику святых. 

Учитель 2:  Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю свою жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь.

Учитель 1: Слайд 29 - 30

Дважды в году святая церковь вспоминает благоверного князя: 6 декабря - день смерти, 12 сентября - перенесение мощей.

     И мы с вами должны знать о заслугах и помнить великого князя Александра Невского.

      Рефлексия. Подведём итог нашего мероприятия, продолжите  фразы, которые написаны у вас на листах (приложение 2)

Используемые источники:

  1. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=20200&source=wiz&pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fscontent-arn2-2.cdninstagram.com%2Fv%2Ft51.2885-15%2Fe35%2F67736540_447799736067233_6875326609137223470_n.jpg%3F_nc_ht%3Dscontent-arn2-2.cdninstagram.com%26_nc_cat%3D105%26_nc_ohc%3DBcyU1Bqre3cAX8Xy_22%26oh%3Db2a381ab7f5fbff3643f1775cee11bf4%26oe%3D5ECE1423&rpt=simage
  2. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B8%D1%89%D0%B5&lr=20200&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FDraS0IWXgAEjBze.jpg&rpt=simage
  3. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20&lr=20200
  4. https://yandex.ru/images/search?text=%20%D1%8E%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%B8%D0%B9&lr=20200
  5. https://yandex.ru/images/search?text=%20%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&lr=20200
  6. https://www.youtube.com/watch?v=OqcVDh0JoYQ

Приложение 1

Стоит старый дом.

Вижу дверь на чердак.

По лестнице вверх

А вокруг только мрак.

Слегка приглядевшись,

Я вижу сундук.

От счастья иль страха

Сердечко тук-тук.

***

Сундук открывает.

Там множество книг.

Одну из них взяв,

Стал читать в тот же миг.

***

Чудесный мир книг!

В нём ведь так интересно.

Но кажется мне,

Что героям там тесно.

Тринадцатый век.

В мире войны идут.

Князья подрастают,

Походы их ждут.

***

Читая, в историю

Он  погружался,

И сам не заметил

Как там оказался…

***

Стоит предо мной

Мальчик лет так восьми.

Нет, он не играет

С другими детьми.

Ведь он на княжение

Посажен отцом

(В военном искусстве

Он стал молодцом).

Зовут Александр,

Позже Невским он станет.

Защитник Руси,

Что татар так уж манит.

Начнём по порядку.

Сын княжий растёт

И в городе - Новгород

С братом живёт.

Брат вскоре скончался.

Александр стал у власти.

С какой стороны

Ждут парнишку напасти?

***

Рождён был в княжеской семье

(отец в боях прославил имя).

Назвали Александр его –

Защитник Родины отныне.

Он в битвах был, не победим,

Стратег и воин первоклассный.

Для шведов на реке Неве

Противник сильный и опасный.

На Чудском озере наш князь

Уж войско немцев разбивает.

Да, видно князя от беды

Господь всё время защищает.

Политик, умный полководец -

Умел с Ордою в мире жить.

Он и потомка Чингисхана

Смог в православие обратить.

        

***

"С БОГОМ, БРАТЬЯ!"  Перед Невской битвой. (Сценка)

Участники сценки:

  1. Автор
  2. Александр Невский
  3. Воин 1 из дружины
  4. Воин 2 из дружины

Автор:  Ночью новгородские рати неслышно перешли Ижору и скрытно приблизились к неприятельскому стану. Разведчики донесли, что продрогшие шведы спят в шатрах, кутаясь от утреннего холода в плащи. Со стороны Невы дул сырой ветер. Болотистые берега окутывал плотный серый туман. Сидя на коне едва можно было увидеть наконечник собственного копья. Но Александр знал, что вскоре рассветет, и туман мало-помалу начнет рассеиваться. Выстроив свое небольшое войско, к которому по пути примкнули и союзные ладожане, Александр обратился к нему:

Александр Невский:

- Коли разбойные люди ворвутся в дом ваш и станут поругать седины отца вашего, унижать жену, пленить детей, топтать иконы православные, станете ли вы считать сколько их? Дюжина? Две дюжины? Или броситесь на врага и будете биться?

Автор:  Дружина возмущенно загудела.

Воин 1:

- Не станем мы считать врагов, Княже! Ударим на них хоть с дубиной, хоть с дрекольем, хоть с ножом подсапожным….

Воин 2:

- Веди нас, Ярославич! Мертвые срама не имут. Лучше нам лечь костьми, чем видеть позор земли нашей!

Автор: Наконец туман стал рассеиваться и сквозь него проглянул красный круг солнца. Александр перекрестился и надел шлем.

Александр Невский:

- Да помогут нам святые мученики Борис и Глеб! С Богом, братья, сообща ударим на ворога! - зычно крикнул он.

Автор:

Могучий голос Ярославича далеко разнесся над неспокойными водами Невы, над спящим шведским лагерем. Хлестнув застоявшегося жеребца, выставив вперед копье, князь Александр первым ворвался во вражеский стан. За ним, не отставая, скакала его верная дружина.

Александр Невский:

- Встанем братья за Русь! За Новгород! За матерей наших, за детей! «Не в силе бог, а в правде»

АвторНе прошло и минуты, а в шведском лагере уже кипел ожесточенный бой. Русские витязи бились не щадя живота своего: кололи, рубили, бросались с коней врукопашную, сбивая с ног выскакивающих из шатров рыцарей.  А вел их в бой великий полководец Александр  Ярославович.

***

Войска немецкие не спят.

Взят Псков. И Новгород хотят

Пока нет князя, захватить,

Чтоб русский люд поработить.

***

И снова в бой.

Лишь лёд трещит.

Есть хитрый план.

Вновь враг разбит!

***

Отрывок из фильма «Александр Невский» - Ледовое побоище

***

Не стало князя слишком рано

(Ему ведь было сорок два),

Но став Святым, обрёл он вечность,

И память, что в сердцах жива.

***

Храм Александра Невского у озера стоит.

Златыми куполами он в небеса глядит.

Услышав звон чудесный, на миг остановись,

И повернувшись к храму, ты низко поклонись.

Со всей округи люди к заутрене идут.

Лишь в храме прихожане покой душе найдут.

У Господа попросят, чтоб мир был на земле,

Чтоб были все здоровы и счастливы в семье.

Святому Александру молитвы вознесут,

И нищим подаяние на паперти дадут.

Пусть вера православная и дальше процветает.

И в трудные минуты всем людям помогает.

***

День близится к ночи.

Уж солнце садится.

Закрыта последняя

В книге страница.

Приложение 2

Рефлексия в конце мероприятия

Обучающиеся заполняют лист , выбирая начало  рефлексивной  фразы  

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

 я понял, что…

я почувствовал, что…

я приобрел…

меня удивило…

мероприятие  дало  мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"

В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....

Открытое внеклассное мероприятие «Святой защитник Земли Русской – Александр Невский».

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.Задачи:Установить личные связи ребёнка с пр...

Святые земли русской. Александр Невский - конспект урока по музыке

Мы продолжаем путешествие в удивительный мир музыки. Как вы знаете, в минувшее воскресенье наша Вятская епархия отметила свое 350-летие. Многие из вас в этот праздничный день вместе с родителями посет...

Проект урока Класс 3 , четверть 1 Тема урока: «Герои земли Русской. Александр Невский».

Цель урока: формирование у учащихся художественно-эстетического восприятия действительности на примере образов защитника Отечества, через разные виды искусства....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...

презентация Защитники земли русской. Александр Невский

презентация для испльзования на внеклассном мероприятии.Познакомить обучающихся с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским....