Социальная адаптация воспитанников школы-интерната
проект на тему

Колесникова Оксана Николаевна

Мы все знаем, что у истоков развития личности стоит семья. Семья, для ребенка - это коллектив, где происходит его развитие, где формируются первые представления о социальной роли отца, матери, друга, соседа и т.д. Но как быть с теми детьми, которые не по своей воле лишены родной семьи, любви матери и заботы отца?

Такие представления у детей, поступающих в детские дома существенно искажены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bushelevskie_chteniya.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей»

Социальная адаптация

воспитанников школы-интерната

Воспитатель 1 семейной группы

Колесникова О.Н.

г.Елизово 2017г.

Наша задача не в том, чтобы

Сделать себя необходимыми нашим

Детям, а напротив, чтобы помочь им научится, по возможности,

Скорее обходиться без нас.

(Католиков )

Я, Колесникова Оксана Николаевна являюсь воспитателем краевой школы-интерна. Работаю в данном учреждении 18 лет. 

Мы все знаем, что у истоков развития личности стоит семья. Семья, для ребенка - это коллектив, где происходит его развитие, где формируются первые представления о социальной роли отца, матери, друга, соседа и т.д. Но как быть с теми детьми, которые не по своей воле лишены родной семьи, любви матери и заботы отца?

Такие представления у детей, поступающих в детские дома существенно искажены.  Нередко случалось, что ребенок менял несколько государственных учреждений, братья и сестры находились в разных детских домах и школах – интернатах. Эти перемены отрицательно сказывались и сказываются на формировании личности ребенка.

И вот тогда,  как альтернатива школам-интернатам,  стали создаваться семейные детские дома.

 В  1990 г. на базе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  были созданы первые семейные группы из родственников (братья, сестры) от 3 до 17 лет, целью которых приблизить стиль жизни к условиям семейной жизни. В 1999 году я начала работать в одной из таких групп- семей. Название которой «Непоседы»

Главной задачей, которую решает  наша семья -  создание морально нравственной атмосферы, которая существует в обычной семье. Где каждый член коллектива в меру своих сил и способностей играет соответствующую роль.

В результате многочисленных поисков нас  сложилась система воспитательно-образовательной работы с детьми, в основе которой лежит наша авторская программа «Обретение надежды»,которая решает сложные вопросы семейного воспитания детей-сирот в условиях школы-интерната. Основной целью, которой является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду, формирование полноценной, социально-мобильной,  способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи.

В программу включены темы, которые дают воспитанникам представление о семье и ее функциях, о значении домашнего труда в жизни семьи, о хозяйстве семьи и бюджете, о национальных  семейных традициях и роли каждого члена семьи .

                          Каждый раздел включает теоретическую и практическую подготовку воспитанников  и изучается в течение двух месяцев.

                Программа дифференцирована и рассчитана  на разновозрастную группу детей. С каждым годом знания расширяются, закрепляются и совершенствуются.

Содержание тематических занятий построено на использовании активных методов, приемов и средств в работе с детьми, по их социализации, что позволяет укрепить ценностно-смысловую сферу личности, повысить самооценку, обучить сознательному выстраиванию отношений с окружающими, применять приобретенный опыт в жизненных ситуациях.  

Во время проведения занятий стараемся  включать детей в разнообразную практическую деятельность, учим быть лидерами, понимать и принимать себя, дружить, приобретать знания о семье и семейных ролях. (Это я кратко рассказала о программе, а сейчас немного затрону некоторые моменты из того как мы живем в группе и что делаем с ребятами)

Наши воспитанники посещали и посещают в настоящее время детские сады и массовые общеобразовательные школы, что снижает у них дефицит общения и помогает им легче адаптироваться в обществе.

Большое внимание в нашей семье уделяется учебному труду. Все учебные результаты в развитии воспитанников отражаем в психолого-педагогических дневниках, с целью дальнейшей коррекции.

. Для организации учебной деятельности собрали материалы «В помощь школьнику». В группе  созданы все условия для успешного обучения. Собрана большая домашняя библиотека,   в которой кроме художественной литературы есть много энциклопедий и справочной литературы. Ведем читательские дневники. В группе есть компьютер, принтер, которые дети используют для приготовления домашнего задания. Наши ребята - участники многих конкурсов и олимпиад по предметам. В прошлом учебном году трое ребят стали победителями  международного конкурса «Инфоурок»  по Истории России, Обществознания и Географии.  

 В группе созданы комфортные, удобные условия, приближенные к семье.

С раннего детства изучаем, как обустроить дом, семью. Вместе решаем вопросы дизайна и оформления комнат, кухни, игровой и учебной комнат. Для этого совместно с воспитанниками приобрели:

  • фоторамки,
  • кашпо для озеленения и огорода на окошке,
  • бытовую   технику:    микроволновую   печь,    миксер,    блендер, электросковороду, электропечь, чайник, потер, пылесос,
  • телевизор,    дивидиплейер,    музыкальный    центр,    компьютер, многофункциональное  устройство  (сканер,   принтер,   ксерокс), мультимедийный аппарат.

 Мягкую мебель выбирали с учетом особенностей оформления

  группы.

Пошили шторы, выбирая фасон и цвет для комфортной и уютной обстановки и снятия психологического напряжения.

    Игровая комната украшена детскими работами, картинами, купленными детьми на заработанные деньги.

Возникает вопрос: Откуда средства?

 Часть денег заработали сами:      Выиграли гранд в 20.000 рублей в краевом конкурсе «Ученическое самоуправление»

Участвовали    в    краевом    конкурсе,    учредителем    которого    был Молокозавод (приз - телевизор)

Заняли призовые места в краевом конкурсе, посвященном «Славянской письменности» (фотоаппарат, телефон, 3000 рублей)

Участие в Акциях «Твори добро» и «С любовью к России мы делами добрыми едины» принесли группе 3.500 рублей.

А часть средств, благодаря друзьям семьи. Спонсоры сами находят нас через знакомство и общение с детьми. Эти люди частые гости нашего дома. Для них устраиваем чаепитие с концертно-игровой программой.

           В течение многих лет, наши дети учатся общаться, принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях. Они имеют  активную жизненную позицию, воспитаны и творчески активны. Эти отношения определяют психологический климат семьи, где правильно формируется восприятие мира, людей и самого себя.

               За 27 лет существования группы сложились семейные традиции:

  • Беседы за круглым столом;
  • Огонек «Сядем рядком, да поговорим ладком»;
  • Вечерние читки притч;
  • Семейные праздники;
  • Походы.
  • Встречи с друзьями дома

  • В работе используем разнообразные формы:
  • КТД,
  • ролевое моделирование,
  • рисованные фильмы,
  • ИКТ,
  • практические занятия,
  • устные журналы,
  • арт, муз, драмтерапия,
  • презентации на различные темы.

Совместно с детьми разработали Семейный кодекс нравственности, где отражены их права и обязанности

Много лет работает Семейный Совет, который совместно со взрослыми  решает вопросы, связанные с жизнью нашей семьи,  связанные с учебой, здоровьем, трудом, досугом. Семейный совет помогает развивать в воспитанниках активную жизненную позицию, вырабатывает ответственность, самостоятельность, инициативу, развивает творческие способности. Дети активно участвуют в делах семьи, у них формируется привычка совместно решать вопросы, считаться с другими членами группы, нести ответственность за дела в семье, дорожить честью семьи.

В Семейном совете за время проживания имел возможность побывать каждый воспитанник. 

Совет семьи организовывает :

  • Свободное время
  • Праздники
  • КТД
  • Семейные огоньки
  • Выпуски семейных газет и журналов
  • Помогает взрослым организовывать работу с младшими детьми, решать семейные конфликты

Один раз в месяц выходит газета «Семья», где мы рассказываем важных событиях в стране, в крае, в районе, в школе и,  конечно же,  об интересных  делах группы. А фотоматериалы и фото-репортажи собираем не только в альбомах, но и в Семейном журнале.

Для успешной адаптации детей в обществе Постепенно стали укреплять   социальные связи за пределами школы-интерната с учреждениями г. Елизово: детские сады №10, №23, начальная школа №5, социальный приют, районная библиотека, краевой дом творчества. Целью, которых стало сотрудничество в сфере совместной разработки и реализация плана мероприятий, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания, формирование общей культуры, социальной адаптации   в обществе. Мы с ребятами готовим мероприятия с которыми выезжаем в эти учреждения. Это различные рисованные фильмы, агитбригады, развлекательные мероприятия.

             Наши  воспитанники много лет заняты по интересам и способностям. Они с желанием посещают музыкальную, художественную школы, танцевальную, театральную, хореографическую, вокальную, ИЗО студии, спортивные секции, моделирования и декоративно-прикладного искусства, мягкой игрушки и тестопластики.

       Кроме учреждений дополнительного образования в группе работают два кружка «Слово» и «Очумелые ручки», которые ведут воспитатели работающие на группе.

      Результат этих занятий - активное участие в общественной жизни школы, призовые места в общешкольных, районных, краевых, всероссийских, международных смотрах, конкурсах, фестивалях.

Наши дети активны еще и потому , что они видят, что и мы воспитатели участники многих конкурсов, праздников.

       Поэтому во  Всероссийском конкурсе «Семья – основа государства» в г. Кострома принимали участие и дети с фильмом-презентацией «Будни и праздники нашей семьи» и воспитатели с фильмом «Загляните в семейный альбом»

  Мы  - постоянные участники различных Акций, Ярмарок.        

      Заработанные за участие в Акциях, Ярмарках и конкурсах деньги, тратим на поощрение воспитанников за хорошую учебу и активное участие в жизни семьи, на поездки детей за пределы Камчатки.

Но, к сожалению, не всегда ожидаемый результат успешен. Поэтому мы всегда в поиске, для этого изучаем  методическую литературу, встречаемся с коллегами из других детских домов, участвуем в семинарах и круглых столах по данной теме, выступаем  на педагогических советах и методических объединениях воспитателей, курсах для воспитателей интернатных учреждениях.

Кадр №2. На очередном семинаре организованном КГАУ ДПО «Камчатского ИРО» (института развития образования) было предложено поучаствовать  в интересном  общеобразовательном проекте «Вступая во взрослую жизнь, готовим с «Сан Марино» под руководством старшего преподавателя Курадовец С.С..

Кадр№3. Учредителем этого проекта является Титова М.В. директор ресторана «Сан Марино».

Марина Владимировна творческий, неравнодушный человек к судьбам детей-сирот, высокопрофессиональный мастер своего дела, понимает проблемы,  с которыми сталкиваются дети-сироты и старается помочь в социальной адаптации. Кадр №4. Таким образом, была создана творческая группа взрослых и детей из разных интернатных учреждений, заинтересованных в получении профессиональных навыков, способствующих осознанному выбору профессии в будущем.

Проект объединяет детские дома, образовательные учреждения, предприятия, общественные институты нашего края, формирует социальную ответственность конкретных детей, специалистов предприятий. Проект разработан в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода  и значительно обогащает  имеющиеся знания, позволяя  расширить не только кругозор детей, но и раскрыть индивидуальные способности каждого воспитанника, что, безусловно, формирует умения  в области проектно-технологической деятельности.

 Кадр №5        Цель проекта: подготовка воспитанника к самостоятельной жизни, посредством формирования прочных знаний и умений по кулинарии.

Задачи:

  • формировать  начальные санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи;
  • способствовать профессиональному самоопределению через формирование основных знаний об особенностях кулинарной обработки;
  • приобщать  к истокам русской культуры, к русским национальным и семейным традициям, с учетом регионального компонента;
  • развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Кадр№6. Для проведения занятий  воспитанникам была приобретена специальная  одежда: фартуки, колпаки, кители и галстуки. Кадр №7 На первом занятии участники проекта познакомились с помещением, оборудованием ресторана, нагревательными приборами и режущими инструментами, а также были представлены сотрудники и повара, которые будут обучать мастерству приготовления пищи.

Кадр №8. Практическая деятельность осуществляется в четырех  направлениях:

  • калькуляция и закупка необходимых продуктов по теме занятия;
  • обработка продуктов с соблюдением санитарных правил и норм;
  • приготовление блюд;
  • сервировка стола с соблюдением эстетических требований и гастрономического  этикета.

Занятия проходят 2 раза в месяц и включают теоретическую и практическую часть.

На мастер-классах используют следующие способы и методы:

  • демонстрационные – демонстрация блюд и продуктов;
  • практические - изготовление и проба блюд;
  • репродуктивные - демонстрация приемов работы с последующим повторением воспитанниками в форме упражнений;
  • эвристические -  подготовка новых рецептов;
  • исследовательские -  подбор и замена продуктов в соответствии с имеющимися;
  • методы стимулирования и мотивации – участие в конкурсах, праздниках детского дома;
  • методы воспитания: анализ результатов, поощрение пример.

Кадр №9. Обучение проходит в неформальной, дружеской обстановке. Помогает ребятам получить представление о том, как правильно приготовить Кадр 10.первые блюда,Кадр№11. кашу, Кадр№12.испечь печенье. Сотрудники ресторана приглашают детей к столу для дегустации собственноручно приготовленных блюд.

Практика показывает, что воспитанники успешно и с интересом занимаются практической деятельностью, приобретая положительный опыт совместной работы в команде, учатся прислушиваться к советам специалистов и оказывать помощь друг другу.

Кадр №13.Приобретенные  на мастер-классах  знания и навыки,  ребята демонстрируют для других воспитанников детского дома,  обучая их всему тому, чему научились в ресторане.

Кадр№14.Актуальность создания проекта признана не только в получении необходимых знаний, но и в подготовке детей к самостоятельной жизни, направленной на успешную социализацию, выбор профессии.

Реализация  программы «Обретение надежды» и участие в  проекте значимо не только для ребенка, но и для общества в целом и для всей образовательной системы, так если воспитанники будут подготовлены к самостоятельной жизни, то у них будет сформировано  желание и интерес  к ведению домашнего хозяйства, создания уюта и интерьера своих квартир, сервировки праздничного стола. А самое главное, эти знания и умения воспитанник может использовать как ориентир, заложенный в детском доме, в постинтернатный  период. И мы надеемся, что воспитанник получит профессию, создаст семью. Будет нести ответственность за нее и станет рачительным, деловым хозяином, умело организующим быт семьи.

Мы понимаем, что для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит многое еще сделать. Наша программа воспитательной работы не является чем-то застывшим, неизменным, она постоянно меняется с учетом  контингента детей и изменяющихся условий.

 Но 27 лет существует наша  большая и дружная семья, в которой царит атмосфера доброжелательности, теплоты,  а у ребят уверенность в том, что они не одиноки, и у них есть близкие люди, которым они нужны.

Детский дом - это их семья, где каждый готов прийти на помощь друг другу, порадоваться успехам, поддержать в трудную минуту.

Как бы хорошо не жилось ребенку в семейном детском доме, в душе каждого ребенка живет мечта о настоящей семье. Поэтому 3 года мы ведем работу с кровными родственниками и опекунами. За это время шестеро наших воспитанников были взяты под опеку. Один родитель восстановлен в родительских правах, на очереди второй  родитель собирает документы на восстановление.

Большая работа ведется с братьями и сестрами (нашими выпускниками), которые активно принимают участие в воспитании сестер и братьев.

Мы можем говорить о некоторых результатах работы по воспитанию детей - сирот, подготовке их к жизни и труду

За 27 года существования семейной группы мы выпустили в большую жизнь около 40  человек. Из них  получили  высшее образование 8 воспитанников, колледжи и техникумы – 12. Остальные ребята получили и получают рабочие специальности. Они хорошие работники и семьянины. Есть, конечно, и у нас печальные истории. 1 воспитанник постоянно в тюрьме, другой погиб.

Мы не теряем связь с выпускниками, они частые гости нашей семьи. Многие имеют семьи, своих детей. Отрадно, что они дружат между собой, помогают друг другу и в воспитании своих младших братьев и сестер.

 Отслеживание судьбы бывших воспитанников нашей семейной группы показывает, что выпускники достаточно успешно  реализовали свои физические, нравственные и интеллектуальные возможности, определились как в профессиональной,  так и  непрофессиональной сферах, досуговой деятельности.  Уже созданы семьи, связь с которыми поддерживается воспитателями.  Они помогают в воспитании своих братьев и сестер и оказывают посильную материальную помощь.

Хочу закончить свое выступление словами Католикова, что наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а,  напротив, в том, чтобы помочь им научиться, по  возможности, скорее обходиться без нас.

Библиографический список

  1. Андреева С.В. Борнякова Л.М., Басангова Т.Д., Шоркина Т.Д. Мониторинг социализации воспитанников. – Волгоград: Учитель,2016.-109с.
  2. Ковалев С.В.  От Я до Мы: азбука семейной жизни. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Родионова С.А., Корепанова Т.А. Социальная адаптация учащихся. – Волгоград: Учитель, 2015.-265с.
  4.  Плясова Г.И.  Воспитание семьянина в условиях детского дома. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. - 128с.
  5. Программа «Обретение надежды»/авт.-сост. Н.И.Сагайдакова, О.Н.Колесникова,Т.Е.Магдич
  6. Рабочая программа воспитателя.1-4 классы/авт.-сост. Е.М Матвеева.-Изд. 2-е-Волгоград: Учитель,2016.-65 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание деятельности социального педагога в школе-интернате.

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социальн...

Укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников школы-интерната №6

В рамках образовательной инициативы   по улучшению школьной инфраструктуры, должны быть созданы условия для перехода образовательных учреждений на новые стандарты образования.  Особое в...

Формирование социальной уверенности выпускников школ-интернатов.

Материал выступления на межрегиональной научно-практической конференции "Взаимодействие субъектов социального партнёрства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодёжи"....

Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и в первую очередь воспитанники шко...

Социальный паспорт школы-интерната

Составление СОЦИАЛЬНОГО ПАСПОРТА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА процесс сложный и не всегла понятный для педагогов. Предлагаю к использованию бланки, которые помогут сделать процесс сбора информации и составления со...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...