Интеллектуальная игра "В мире профессий"
методическая разработка на тему

Тыликова Олеся Павловна

Данная методическая разработка содержит материал по профориентации для старшеклассников. Повысить уровень ориентации воспитанников в мире профессий, по средствам проведения познавательных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_v_mire_professiy.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

«В мире профессий»

Цель: Повысить уровень ориентации воспитанников в мире профессий, по средствам проведения познавательных мероприятий.

Задачи:

Создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствовать формированию навыка сотрудничества.

Расширить знания, кругозор, словарный запас воспитанников о мире профессий.

*Воспитывать уважительное отношение к людям труда и трудовой деятельности.

                               Предварительная работа:

Беседы, подбор материала.

Приготовление атрибутов к мероприятию

Формирование команд, предложены названия, выбраны капитаны.

Оборудован зал: места для зрителей и гостей – по периметру зала, в центре зала – два стола и стулья.

Выбрано жюри.

                                   Оборудование:

Плакат с названием игры, бейджи для капитанов, таблички с названиями команд, табличка для жюри, плакат с правилами поведения на игре, плакат с указаниями оценки заданий, конверты с мозаикой, карточки с буквами К, Р, Ф, П, ручки, листы бумаги, карточки для конкурса «Угадай профессию» - плотник, пилот, жонглёр, штукатур, доярка, швея, врач, шофёр, мешок, в мешке лежат: эл. лампочка, ручка с красной пастой, поварешка, расчёска, катушка ниток, черный ящик, ложка, карточки для конкурса «Кто, что делает?» карточки с пословицами, схема «ХОЧУ, МОГУ, НАДО», электронный носитель - диск, компьютер, конфеты для игры со зрителями, сладкие призы.

                                               Ход мероприятия:

Организационный момент

Ведущий:

-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

-Жизнь разнообразна - кто посмеет спорить с нами?

-Жизнь прекрасна тем, что можно многое свершить!

-В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать -

И помышляя о чуде,

Рукой обожжённое, солнце достать

И подарить его людям!

- Красивые слова. Вы со мной согласны?

-Многим из вас, скоро предстоит начинать самостоятельную, взрослую жизнь. Всё изменится в вашей жизни, каждый выберет для себя свою дорогу. Будет хорошо всем, если эти слова, о том, что нужно жить не только для себя, но и для людей которые рядом с вами - вы будете помнить всегда.

- Много хочется сказать в напутствие. Жизнь очень сложна и непонятна. Человек всю свою жизнь ищет ответы на вопросы: Как? Почему? Зачем?

-И в то же время всё прекрасно и интересно, если ты живёшь по принципу: - каждое дело творчески, а иначе зачем?

-У каждого из вас есть определенные знания о мире профессий, а также находчивость, оригинальная точка зрения и желание идти вперед. Все это поможет вам выполнить задания нашей конкурсной программы «В мире профессий», и еще на один шаг войти в этот мир.

-Здесь вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости.

Представление команд

-Разрешите представить наших участников. Это команды: «Перспектива» и «Профессионалы»

Правила игры

-Прежде чем начать нашу конкурсную программу, я хочу познакомить вас с правилами поведения на игре.

(знакомство с правилами, прописаны на плакате)

Правила поведения на игре:

Будьте внимательны, задание нужно выслушивать до конца.

Все предложенные задания обсуждаются всеми членами команды, а ответ дает капитан.

В случае, когда на задание одной команды отвечает участник другой команды, жюри лишает одного балла команду, член которой позволил себе эту несдержанность

Если кто – то из членов команды дал ответ, не посоветовавшись со всей командой, ведущий принимает этот ответ как единственный, независимо от того, правильно или нет ответил игрок.

Будьте вежливы и терпимы, за создание конфликтной ситуации с команды снимается один балл.

-Вся конкурсная программа будет состоять из конкурсов, игр и загадок. Цель команд заключается в том, чтобы набрать как можно больше баллов. Команда, набравшая по итогам большее количество баллов, становится победителем.

-Будьте внимательны, дружны в команде и тактичны в поведении!

Представление жюри

-С правилами игры мы познакомились, а сейчас разрешите представить вам жюри (называются фамилии и имена).

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

- за правильный ответ – 1 балл;

-задание выполнено очень удачно – 5 баллов;

- задание выполнено удачно – 4 балла;

-задание выполнено не совсем удачно – 2-3 балла.

Основная часть (игра)

-Итак, команды с правилами знакомы, жюри выбрано, начинаем? Но какая же команда у нас начнёт?

-Каждой команде я выдам конверт с мозаикой, вы должны собрать рисунок и назвать профессию, изображенную на нем. Команда выполнившая задание первой начинает игру.

-Право первого хода предоставляется команде «..».

-Итак, начинаем конкурсную программу «В мире профессий» 

                                     1. Конкурс: «Самая – самая»

Ведущий:

– Сегодня, ребята, мы с вами окунемся в разнообразный мир профессий, который очень изменчив. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч, но ежегодно появляются десятки новых профессий, изменяется их престижность и востребованность. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми новыми профессиями.

Сейлзмен – ходит по торговым палаткам и предлагает торговцам продукты фирмы.

Фигурант – специалист в кондитерском деле, занимается украшением кондитерских изделий.

Пастижер – осуществляет изготовление на заказ изделия из натуральных волос.

      -Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

-Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир.

-Я буду читать высказывания по очереди каждой команде, а вы должны назвать профессию.

- За правильный ответ команда получает один балл.

- На обсуждение дается 30 секунд, но принимаются и досрочные ответы.

-Не забывайте, обсуждается вопрос всеми членами команды, а ответ дает - капитан.

-Начинаем!

Итак, слушайте следующие характеристики:

самая зелёная профессия (садовник, лесник, цветовод)

самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар, продавец в кондитерском отделе)

самая волосатая (парикмахер)

самая детская (воспитатель, помощник воспитателя, учитель, педиатр)

самая ответственная (судья, прокурор, хирург, директор)

самая смешная (клоун, пародист)

самая общительная (учитель, журналист, экскурсовод)

самая серьезная (сапер, разведчик)

самая умная (учёный, профессор)

самая белая (врач)

самая зубастая (стоматолог)

самая начитанная (библиотекарь)

самая высокая (монтажник-высотник)

самая быстрая (гонщик)

самая смелая (милиционер)

самая школьная (учитель)

Ведущий:

-Молодцы ребята!

-Играя, вы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

-Продолжаем нашу программу и следующий конкурс…

                          2. Конкурс «Профессия на букву…»

-Капитаны команд должны вытянуть у меня карточку с буквой, затем показав, ее участникам команды, в течение 1 минуты вспомнить и записать названия профессий. Затем капитаны по - очереди зачитывают составленный перечень. Ваша задача - показать, что вы знаете немало профессий, начинающихся с этой буквы. Выигрывает та команда, которая назвала большее количество профессий.

Капитаны вытягивают карточки с буквами К, Р, Ф, П (по одной для каждой команды)

К

Р

Ф

П

Контролер, Разведчик, Фрезеровщик, Проводник, Киноартист, Рыбак, Фотограф, Плотник, Крановщик, Редактор, Фигурист, Пилот, Кочегар,

Радиоведущий, Фармацевт, Пожарны, Киномеханик, Рентгенолог, Фтизиатр

Полицейский, Космонавт, Радист, Фокусник, Полярник, Кабельщик, Репортер, Фотомодель, Пограничник, Кровельщик, Фотокорреспондент

Печник, Каменщик, Пиротехник, Кутюрье, Повар, Кондитер, Пекарь,

Кондуктор, Портной, Парашютист

Ведущий:

-Пока команды работают, мы проверим уровень знаний в области профессий у наших гостей. За правильные ответы – конфеты!

Игра со зрителями

Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот)

Кем по профессии был Юрий Деточкин – похититель автомобилей в фильме «Берегись автомобиля»? (Страховым агентом)

Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? (Мельником)

Человек, какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)

Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Столяром)

Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»? (Астрономом)

Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)

Какая сказка заканчивается восклицанием: «Слава добрым докторам!»? («Доктор Айболит»)

Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)

Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнецом)

Название, какой профессии в переводе с греческого означает «звездный мореплаватель»? (Астронавт)

Как называется ученый, изучающий неопознанные летающие объекты – НЛО? (Уфолог)

Ведущий:

-Время вышло, капитаны команд зачитайте по очереди профессии и специальности, которые вы вспомнили.

-Молодцы, знания и память у вас хороши, а сейчас проверим ваши актерские способности.

                                      3. Конкурс: «Угадай профессию».

-По преданию, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в Храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: “Познай самого себя”. Основная идея этих слов заключается в утверждении врожденности дарований и способностей. В этом конкурсе мы хотим проверить ваши актерские способности.

-Я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки соперникам нельзя.

-Необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов, а команда соперников должна угадать, какую профессию им демонстрируют.

-Капитаны прошу вас вытянуть карточку, с названием профессии, которую вы должны изобразить.

(капитаны вытягивают карточки, чем определяют профессию, которую необходимо изобразить)

-На подготовку времени нет, команда сообща должна в течение 5 секунд выбрать участника, а тот экспромтом изобразить профессию, а другая команда угадывает. Баллы получает команда, изображавшая профессию, за актерское мастерство, а команда, давшая правильный ответ получает 1 балл.

- Молодцы, актерскими способностями немного владеете!

- Пока наше жюри подводит итоги первых трех конкурсов, я предлагаю нашим гостям удивить нас своим актерским мастерством, а командам предстоит угадать, какая профессия представлена, чем ребята могут заработать дополнительные баллы в копилку команды, но выкрикивать нельзя, капитан команды должен поднять руку. Капитан, поднявший первым руку, получает право ответа.

(ведущий предлагает оставшиеся карточки зрителям)

(плотник, пилот, жонглёр, штукатур, доярка, швея, врач, шофёр).

-Слово предоставляется жюри.

Ведущий:

-Молодцы ребята, начало хорошее, желаю вам дальнейших успехов, а мы продолжаем нашу конкурсную программу.

                        4. Конкурс «Кто потерял эту вещь?» 

- Капитаны команд прошу вас подойти ко мне. У меня в мешке лежат различные вещи и инструменты. Капитанам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на его взгляд она принадлежит, объяснить, почему он так считает. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(В мешке лежат: эл. лампочка - электрик, ручку с красной пастой - учитель, поварешка - повар, расчёска - парикмахер, катушка ниток - швея, портной и др.)

- Молодцы, замечательно справились с заданием! Видно, что у вас есть и знания о профессиях, и находчивость.

-Переходим к следующему конкурсу…

                             5. Конкурс «Словесная дуэль».

-В каждом человеке есть задатки, способности, таланты, возможности.

-И сейчас мы это проверим. Каждой команде по очереди будет предлагаться вопрос, времени на обдумывание нет, если вы не знаете ответа, то достаточно сказать: «Дальше!»

- Вопросы будут задаваться в течение 30 секунд, если кто – то из членов команды дал ответ, не посоветовавшись со всей командой, ведущий принимает этот ответ как единственный, независимо от того, правильно или нет ответил игрок.

Вопросы для команды «Профессионал»:

Мне поставила вчера два укола (медсестра)

От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас (программист).

Справедливей всех, друзья, споры все решит (судья)

Царь сегодня, завтра вор, роли все сыграл (актер)

Герои легендарные, в огонь идут (пожарные)

Замирает в страхе зритель – в клетке с тигром (укротитель)

Как воздушная принцесса, в форме легкой (стюардесса)

Решать проблемы четко, быстро, должны в правительстве (министры).

Лоботрясов укротитель, в школе учит нас …(учитель).

Знает точно детвора: кормят вкусно …(повара).

Вопросы для команды «Перспектива»:

В море коварном товаров и цен бизнес – корабль ведет… (бизнесмен).

Высока, стройна, как ель, в платье модном топ-… (модель).

Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер).

Дупло и берлогу, дом лисий и птичий, в лесу охраняет надёжно…(лесничий).

Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит... (сталевар).

У слона иль мышки жар – их спасёт…(ветеринар).

Слёзо-носо-вытиратель в группе вашей … (воспитатель).

Шьёт прекрасно, порет лихо, рукодельница … (портниха).

Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон).

Путь его тяжёл и долог, ищет залежи…(геолог).

-После этого конкурса я думаю, копилка команд хорошо пополнилась баллами, но это мы узнаем чуть позже. Молодцы ваша способность быстро думать и талант правильно отвечать изумительны!

-А сейчас переходим к следующему конкурсу…

                       6. Конкурс «Угадай профессию».

Ведущий: 

- В этом конкурсе у вас есть возможность заработать для своей команды дополнительные очки, еще раз показав свои знания о профессиях.

-Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

- Каждой команде по очереди будет предлагаться вопрос, время на обдумывание – 30 секунд, но принимаются и досрочные ответы. Напоминаю, обсуждение проходит в команде, а ответ дает только капитан. Например, рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)

Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)

Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)

Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)

Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)

Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)

Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

    -Пока наше жюри подводит итоги конкурсов, я хочу представить вашему вниманию небольшой видео ролик о многообразии мира профессий.

                                                       (видеоролик)

-Уважаемое жюри, огласите результаты конкурсов…

                               Подведение итогов игры

Ведущий.

-Вот и подошла к концу наша конкурсная программа. И пока жюри подводит итоги и определяет самую профессионально эрудированную команду, хочу поблагодарить всех участников и еще раз напомнить, что выбор профессии - это очень ответственный шаг, и если выбор верный – то обучение профессии будет сплошным удовольствием.

- Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять вам. При выборе профессии следует учитывать желания, интересы, склонности – всё это мы обозначим словом «хочу».

-Обязательно обратите внимание на возможности личности, т.е. знания, способности, психические особенности здоровья – это мы выразим словом «могу».

-А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах – это мы выразим словом «надо»

При выборе профессии не забывайте эти слова «хочу», «могу», «надо».

- Дорогие ребята! При выборе профессии не забывайте эти слова: “хочу”, “могу”, “надо”.

И закончить сегодня нашу конкурсную программу я хочу притчей, послушайте пожалуйста.

В одной далёкой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который совсем недавно был ещё ребёнком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что всё уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: « Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильно сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое» молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошёл к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ» ….

Слово предоставляется жюри.

(подведение итогов, награждение команд)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Все профессии важны"

Через игровую деятельность расширить представления воспитанников о мире профессий...

Интеллектуальная игра " В мире профессий"

Это разработка внеклассного мероприятия для 7 класса,проводимое в форме интеллектуальной игры в рамках профессионального воспитания....

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по теме " Все профессии важны, все профессии нужны"

Открытое занятие, мастер - класс на областной методическом слете.Игра предназначена для детей 9 - 12 лет, проводится в рамках программы "Твой выбор"...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА "ЯРМАРКА ПРОФЕССИИ"

Интеллектуальная игра«Ярмарка профессий» Цели:выявления склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности;формирование теоретических представлений и понятий, ...

Интеллектуально - познавательная игра брейн ринг "В мире профессий"

Представленная интеллектуально - познавательная игра способствует расширению  знаний детей о мире профессий, развитию познавательного интереса детей, их интеллектуальных и творческих способн...

Интеллектуальная игра "Мир профессий"

На свете много профессий разных. И все они людям нужны. От самых простых и до самых важных. Все они в жизни важны!...

Интеллектуальная игра "Учитель - профессия века"

Интеллектуальная игра в технологии "Поле Чудес"  - "Учитель - профессия века"...