"У этой правды есть голоса"
план-конспект на тему

Дегтярева Анна Сергеевна

Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного блокаде Лениграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_etoy_pravdy_est_golosa.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «У этой правды есть голоса…»

сценарий мероприятия, посвященного годовщине снятия блокады Ленинграда

Цель мероприятия: организация досуга, воспитание патриотизма, гордости за свою Родину.

Участники: учащиеся 9-11 классов.

У этой правды есть адреса, номера телефонов, фамилии, имена. Она живет в ленинградских квартирах, часто с множеством дверных звонков - надо только нажать нужную кнопку, возле которой значится фамилия, записанная в вашем блокноте. Ожидавшая или не ожидавшая вашего посещения, вашего неожиданного интереса, она взглянет на вас женскими или не женскими глазами, но обязательно немолодыми и обязательно взволнованно-оценивающими ("Кто? Почему? Зачем им это?"). Проведет мимо соседей к себе и скажет тоже почти обязательное: "Сколько лет прошло... Забывается все... Ленинградские дома, квартиры блокадников". Это первые строки книги, которую я держу в руках.

Эта книга на первый взгляд совсем обычная и ничем не примечательная.  Но, знаете, эта книга стала для меня самой страшной книгой моего детства. Я рано начала читать и, в конце концов, добралась и до нее. Это суровая книга. Это "Блокадная книга". В ней собраны дневники и рассказы ленинградцев-блокадников. Это книга о мужестве и героизме, о муках и страданиях, о любви и ненависти. В ней память о блокаде, о всем выстраданном,  пройденном и  пережитом, память о людях, которых нужно помнить, а если спрашивают - рассказать.

27 января 2016 года исполняется 72 года со дня освобождения Ленинграда. Ровно 872 дня длилась военная блокада этого города.

Ленинград в 1941 году представлял собой второй по значению город в СССР с населением около 3,2 млн человек. Он давал стране почти четверть от всей продукции тяжёлого машиностроения и треть продукции электротехнической промышленности, в нём действовало 333 крупных промышленных предприятия. На них работало 565 тыс. человек. Примерно 75 % выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс, для которого был характерен высокий профессиональный уровень инженеров и техников. Очень высок был научно-технический потенциал Ленинграда, где насчитывалось 130 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 60 высших учебных заведений и 106техникумов.

С захватом Ленинграда немецкое командование могло бы разрешить ряд важных задач, а именно:

  1. овладеть мощной экономической базой Советского Союза, дававшей до войны около 12 % общесоюзной промышленной продукции;
  2. захватить или уничтожить Балтийский военно-морской, а также огромный торговый флот;
  3. обеспечить левый фланг ГА «Центр», ведущей наступление на Москву, и высвободить большие силы ГА "Север", что предусматривал их план молниеносной войны;
  4. закрепить своё господство на Балтийском море.

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.  Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. Кроме того, 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия. В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. Запасы продовольствия доставлялись в город как по воздуху, так и по воде через Ладожское озеро до установления льда. Пока лёд набирал достаточную для движения автомашин толщину, движение через Ладогу практически отсутствовало. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника. Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

И сегодня я бы хотела поделиться с вами воспоминаниями этих людей, потому что время все быстрее уносит свидетелей, участников этих событий, тех, кто был, кто знал, кто видел... Ведь мы, не пережившие этого, сегодняшние молодые, имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали и ради нас они, ленинградцы?!

Я хочу, чтобы сегодня эти голоса зазвучали. Зазвучали с новой силой.

  1. Неизвестное про известную фотографию.

Весенний день 1942 года. Две женщины идут по улице, с ними девочка лет пяти – она на ходу пытается поиграть, попрыгать… И в этот момент их сфотографировал военный корреспондент где-то в районе Невского. Присмотритесь, видите: первая женщина постарше, вторая еще ребенок, девочка, но лицо и фигура у нее старушечьи. А у прыгающей девочки не ножки – спички.  Эту женщину зовут Вероника Александровна Опахова. А это ее дочери – Лора и Долорес.

Чтение отрывка из книги.

  1. А голод был уже рядом, в городе. Ужесточались продуктовые нормы, город собирал все, что можно было собрать, сохранить, пустить в дело. И каждый стал оглядываться, искать: что и где съедобного осталось, что можно использовать?

Рассказывает Зоя Алексеевна Берникович, работник Эрмитажа.

Чтение отрывка из книги.

Мария Андреевна Сюткина вспомнила меню сорок второго года столовой одного из цехов. Но и это уже весна 1942 года, когда с питанием стало немного лучше.

Чтение отрывка из книги.

Чего только не варили, чего не ели, чего не изыскивали. Зеньков Петр Ефимович вспоминал.

Чтение отрывка из книги.

  1. В «Блокадной книге» множество воспоминаний, из которых видно, как люди выжили, хотя по всем объективным данным должны были умереть. Одна из женщин, Александра Михайловна Арсеньева сформулировала это так : «У каждого свой спаситель». И действительно так. Не только в том смысле, что многие выжили потому, что в самый трудный момент кто-то кого-то поднял  на улице, вернул утерянную карточку, поделился последним. Была и более сложная зависимость. Люди остались в живых потому, что их держало на ногах чувство любви, долга и преданности – ребенку, дорогому человеку, родному городу…

Выписка из дневника Михаила Михайловича Кракова, главного инженера завода № 10.

Звучит отрывок.

  1. Судьба животных блокадного Ленинграда – это тоже часть трагедии города. Человеческая трагедия. Многие, очень многие помнят блокадный Ленинград через вот это состояние: особенно неуютно, жутко человеку и он ближе к гибели, исчезновению от того, что исчезли коты, собаки, даже птицы…

Рассказ работника Эрмитажа Ольги Эрнестовны Михайловой о том, как девушка отравилась, увидев как ее мать съела любимого кота.

Чтение отрывка из книги.

  1. Ленинградские дети… Когда звучат эти слова, у человека сжимается сердце. Это звучало как пароль – «ленинградские дети». До какого-то момента они были как все дети, веселые, изобретательные. Но потом они стали самыми тихими детьми на земле. Ленинградские дети разучились в ту зиму шалить. И даже смеяться, улыбаться разучились, так же как их мамы и бабушки и так же как их первыми умиравшие отцы и дедушки.
  2. Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, все понимающие и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты, где-то там, за городом, да и сама блокада оставалась для шести-восьми-десятилетних детей понятием отвлеченным. Конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы – непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда? Куда исчезли близкие? Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе.

А восьмилетней Жанне Уманской блокада вспоминалась как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе – и все равно  холод. Еще огромная корзина, обшитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб кусочками в 200 граммов прятали сразу в чемодан, а чемодан клали в диван, чтобы не съедать этот хлеб сразу.

Чтение отрывка.

  1. Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у ленинградских матерей. Им женщинам, матерям, женам приходилось быть сильнее, выносливее, мужественнее самих себя. Ведь им приходилось спасать детей. Лидия Охапкина боролась не за себя. Сына и дочь, двоих маленьких беспомощных детей, надо было отстоять от голода и мороза. Чем? Как? Что она могла в декабре, в январе, когда не оставалось уже ни крошки, все было подобрано, по всем углам высмотрено, выскоблено, изглодано, изгрызено. Но то, на что способна мать, невозможно предугадать, невозможно предвидеть.

Чтение отрывка.

  1. В этой тряпочке целая трагедия и читать и слушать  про нее совершенно невозможно. Но вычеркнуть ее отсюда не поднимается рука. Это как бы уровень человеческих страданий, нет, не уровень падения, они не переступали уровень нравственности, а переступали брезгливость. Человек часто хранит в себе, в памяти своей, такую отметку страдания, муки, предела чувств своих, вот такую «тряпочку», то ли помогает она, то ли служит какой-то точкой отсчета…

Блокадный Ленинград, где он – город потерь, город страдания, затаенный город невозместимых утрат, неосуществленных жизней, непроросших семян? Этот город уже не разглядеть. Раны залечивались быстро, шрамов не оставалось. Город возвращался к жизни к неистовой энергией, словно накопленной за почти девятьсот блокадных дней. Время собирать камни. Собирать глыбы народной памяти. Я завершив свою работу, задаюсь странным чувством, неотступным вопросом: зачем, ради чего мы оживили этих давно ушедших людей, их давние муки и боль? Я много раз отвечала себе на этот вопрос и все равно до конца не знала ответа, но в одном я уверена: это надо было сделать. Все это было и живущие люди должны об этом знать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я рада этим детским голосам.

Горжусь,что я учитель технологии! Ведь именно на моих уроках формируется экономическое мышление и культура труда,профессиональная компетентность и мобильность,ведется морально -психологическая подгото...

Внеклассное мероприятие по истории, посвященное 70-летию Нюрнбергского процесса «Голос правды»

Внеклассное мероприятие по истории, посвященное 70-летию Нюрнбергского процесса«Голос правды»...

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Презентация "Н и НН в разных частях речи" или "Нравственность есть правда".

В презентации Вы найдёте практический материал по отработке навыка правописания Н и НН в различных частях речи на этапе повторения изученного. Содержательной частью презентации являются притчи нравств...