«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Мардамшина Эльза Рауфовна

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-исследование51.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Семилетка муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

Урок-исследование

«Две правды в рассказе В.Токаревой

"Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработала Мардамшина Эльза Рауфовна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ с. Семилетка

МР Дюртюлинский район РБ

Тема: «Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Цели: познакомить с творчеством В.Токаревой; развивать умение анализировать идейно-художественное содержание произведения; формирование чувства уважения к родителям, стремления понять правду другого человека, понять его.

Оформление: портрет В.Токаревой.

За несколько дней до проведения урока учащиеся получают задание прочитать самостоятельно рассказ В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть».

Называются три эпизода из рассказа для чтения по ролям и выбираются исполнители, проводится репетиция.

Отдельные ученики получают индивидуальное задание:

Проследить по тексту, как меняется отношение Олега к Ирочке; показать, какие изменения происходят в душе матери по отношению к Ирочке после автомобильной катастрофы.

На столах учащихся тексты с заранее распечатанными эпизодами из рассказа; перечень вопросов, над которыми учащиеся должны подумать дома при самостоятельном прочтении рассказа.

Вопросы для обсуждения рассказа.

Почему Олег не поставил в известность мать, что женится? Как вы расцениваете его поступок?

Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки? Почему Ирочка ушла из дома?

Как распорядился Олег жизнью матери после автокатастрофы?

Сблизило ли несчастье сына с матерью?

Права ли Петракова, говоря Олегу: «Твоя мать — счастливая женщина»?

—        Как вы думаете, почему люди не понимают друг друга? Даже самые близкие?
Возможно ли взаимопонимание? При каких, по вашему мнению, условиях?..

Ход урока.

  1. Слово учителя. Вступительная беседа.

—        Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть.
Он есть». Но до его прочтения многие из вас прочитали ее документальный рассказ «Просто так». Прочитали вы его тоже
просто так, скорее ради удовольствия,
чем с какой-то определенной целью. Однако польза все-таки была: он помог вам
заочно познакомиться с автором. Трудно читать произведение, ничего не зная о его создателе.

- Какой же вам теперь представляется Виктория Токарева как человек?..

—        Вы правильно отметили, что она хорошо знает жизнь, хотя, как всякая женщина, часто бывает беспомощна. Вы обнаружили в ней человеческие качества,
без которых не может состояться ни один большой писатель: это любовь к людям и
искренность.

Очень хорошо и точно отозвался о Токаревой один критик. Он назвал ее прозу «легким дыханием».

- Если бы вам пришлось составлять аннотацию к рассказу, что бы вы написали о нем? О чем он? Какие темы затрагивает автор? Что Токареву волнует?

  • Рассказ Токаревой о добре и зле, о возмездии за зло.
  • Он о любви, о верности, об ответственности за чужую жизнь, о душе. В том,
    что она существует, писательница не сомневается.

Но, наверное, самый главный и важный для Токаревой вопрос: почему мать
и сын не понимают друг друга? Часто звучит тоска о том, что в жизни такое явление, когда родители и дети близкие друзья, встречается очень редко.

—        Токарева не только обозначает эту острую проблему, но и пытается разобраться: почему? Почему люди не понимают друг друга, даже самые близкие?
Сегодня мы вместе попробуем ответить себе на эти вопросы.

А потому обратимся к рассказу.

II Анализ эпизодов.

—        Почему Олег не поставил мать в известность, что женится?

  1. Чтение в лицах эпизода.

 «Вечером Анна подстерегла момент и тихо спросила:

  • А Ирочка что, не собирается в общежитие?
  • Видишь ли... — Олег замялся. Потом вскинул голову, как партизан перед
    расстрелом. — Мы поженились, мама.
  • В каком смысле? — не поверила Анна.
  • Ну, в каком смысле женятся?
  • И расписались?
  • Естественно.
  • И свадьба была?
  • Была.
  • В общежитии?
  • Нет. В ресторане.
  • На какие деньги?

Анна задавала побочные, несущественные вопросы. Ей было страшно добраться до существенного.

  • На мои. Откуда у нее деньги? Она сирота.
  • У нее есть родители.
  • Это не считается.
  • А где ты взял деньги?

    - Одолжил у Вальки Щетинина. Валька — друг детства, юности и молодости. Вместе учились. Вместе работают.

- А почему ты не взял у меня? - спросила Анна.

  • Ты бы все узнала.
  • А я не должна знать? — Это был главный, генеральный вопрос. — Почему
    ты мне не сказал?

—        Ты бы все испортила.

Наступила пауза.

—        Ты бы не пустила, — добавил Олег. — Я этого боялся.

Анна молчала. Было больно. Как дверью по лицу.

  • Прости, — попросил Олег.
  • Не могу, — ответила Анна. — И еще знаешь что?

-Что?

  • Ты мерзавец.
  • Я так не считаю.
  • А как ты считаешь?
  • Я боролся за свою любовь.

Олег счел разговор оконченным. Бывают моменты в жизни мужчины, когда он должен бороться за свою любовь. Это его правда. Но есть правда Анны: вырастила сына, пустила в жизнь, и теперь ее можно задвинуть под диван, как пыльный тапок.

Да, стареть надо на Востоке. Там уважают старость. Там такого не бывает.

Муж... Вот когда нужен близкий человек. Когда тебя предают в своем собственном доме.

Анна снова не спала ночь. Мучил вопрос: за что?»

—        Что же случилось? Кто прав? Кто виноват, как вы думаете?

—        Итак,   столкнулись  две  правды. Правда сына: он боролся за свою любовь.
Правда матери: вырастила сына, пустила в жизнь, и теперь она не нужна. Можно ли
было поступить иначе? Ему, ей?..

Автор не рассказывает о том, как жили мать и сын 27 лет совместной жизни. Она скупо сообщает читателям о том, что «каждая семья имеет свои традиции... В традиции Олега и Анны входило звонить друг другу, отмечаться во времени и пространстве: ты есть, я есть. И ничего не страшно: ни социальные катаклизмы, ни личные враги. Ты есть, я есть. Мы есть.

В традиции входило открывать друг другу дверь, встречать у порога, как преданная собака. Выражать радость, махать хвостом. Потом вести на кухню и ставить под нос миску с божественными запахами».

  • А теперь давайте представим то, чего нет в рассказе. Например, Олег пришел с работы. У него свободный вечер. Он дома. Анна дома... О чем они могли
    поговорить? Опишите вечер. (Учащиеся делятся своими предположениями.)
  • Разговаривать практически  не о чем, они довольны друг другом.
  • Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки? Чью сторону вы
    поддерживаете
    Олега с Ирочкой? Или Анны? Что происходит с Олегом? Ведь он
    по-своему жалеет мать.
  • Когда Анна предлагает разъехаться, Олег не хочет, чтобы мать уходила в коммуналку. Почему он жесток по отношению к матери?
  • Он не мстит матери. Он счастлив. Как говорит автор: «Сын счастлив. От счастья  человек  становится  герметичным. Чужая боль в него не проникает».

Анна мучается, но терпит. Она искренне не понимает, что дальше делать, как жить. Она делает для себя вывод: я им не нужна. Подруга ее успокаивает: ты им необходима. И вот она решается заговорить с Ирочкой.

  1. Чтение в лицах второго эпизода.

«— Ирочка, пусть ваши гости снимают обувь в передней.

  • А может, у них носки дырявые, — заступилась Ирочка.
  • Как это — дырявые?
  • Ну, нет у человека целых носков. На стипендию живут. В самом деле, может
    быть и так: человеку предлагают снять обувь, а он не может.
  • Но у нас ковер.
  • Что вам, ковра жалко? — удивилась Ирочка. — Все равно он дольше нас с вами проживет.

Нас с вами. Не сказала "вас", а взяла с собой в компанию.

  • Ирочка, можно у тебя спросить?

Ирочка напряглась, как перед ударом.

  • Вы скрыли от меня свою свадьбу...
  • Олег скрыл, — уточнила Ирочка.
  • Но ты не должна была допустить.
  • Это его отношения с матерью. Почему я должна вмешиваться?
  • Ты тоже будешь мать. И представь себе: твой сын не позовет тебя на свадьбу.
  • Почему? — спросила Ирочка.
  • Ну... — Анна поискала слово. — Испугается...
  • Вот именно, — Ирочка одобрила слово. — Надо, чтобы сын не пугался своей матери. Вы ведь любите его для себя. Чтобы вам было хорошо, а не ему.

Это новость.

—        И мне его очень жаль, — заключила Ирочка.

Новость номер два. Олег, оказывается, одинок в своем доме и не понят. Но она, Ирочка, протянула ему руку. Их двое, как в вальсе. Кружат по голой планете.

—        Предположим, я плохая мать. Но почему  твоих  родителей   не  было   на свадьбе?

Ирочка не ответила.

Существуют ли они, эти родители? Или только в принципе? Кто они? Из каких корней? Из какого сада-огорода?

  • Я не слышу, — поторопила Анна.
  • А я молчу.

Человек если не хочет — может не отвечать. Он не на суде. Даже президенты на пресс-конференции могут промолчать, если им не нравится вопрос. Если он кажется им бестактным. Но здесь не суд. И не пресс-конференция.

—        Почему ты молчишь?

Вместо ответа Ирочка вытащила из-под кровати дорожную сумку, молча побросала туда свои вещи и молча ушла. Захлопнула за собой дверь. Последнее, что видела Анна, — зад Ирочки, обтянутый джинсами, похожий на две фасолины.

Олег вернулся с работы. Достал с антресолей чемодан, положил туда четыре пары обуви на четыре времени года, видеомагнитофон, кассеты. Все остальное было на нем. На его сборы ушло 25 минут. Двадцать пять минут потребовалось, чтобы разрубить конструкцию мать — сын».

  • Что вы можете сказать об Ирочке? Ваше отношение к ней. Почему Ирочка ушла из дому? Кто в этом виноват?
  • Почему Ирочке за 25 минут удалось «разрубить конструкцию мать — сын»?
    (Учащиеся обмениваются мнениями.)
  • Жизнь для Анны разделилась на до и после. «Эти две жизни отличались друг
    от друга, как здоровая собака от парализованной. Все то же самое: голова, тело,
    лапы — только ток не проходит.

Анна была как будто выключена из сети. По утрам просыпалась, пила кофе. Кофе она варила замечательный, но не чувствовала аромата. Какая разница, что пить, можно и сырую воду. Можно и вообще ничего не пить.

После завтрака по привычке включала кассету Высоцкого. Он заряжал ее на работу. Но сейчас Анну укачивали однообразные хрипловатые крики. В жизни после повышался оценочный критерий. Ничего не нравилось, никому не доверялось.

...В жизни после Анна сидела за столом как чурка с глазами. Пыталась вникнуть в интонацию, но мозги затянуло липким туманом. Да и зачем нужен этот перевод? Почему именно Анна должна переводить? Без нее обойдутся. Этих переводчиков как собак нерезаных.

<...> работать не хочется, есть не хочется. Жить не хочется. Еще немножко — и превратишься в призрак. Все видишь, но ни в чем не участвуешь».

Жизнь потеряла для нее всякий смысл. Семь месяцев Анна жила одна, ничего не зная о сыне. За это время она пришла к выводу, что «родительская любовь не возвращается обратно. Движется в одну сторону. К детям. Мать любила Анну больше всех на свете. Анна так же любила своего сына. Сын будет любить свою семью. Анне останутся ошметки. Родители — отработанный материал. Природа не заинтересована в том, что не плодоносит. И надо обладать повышенными душевными качествами, чтобы любить детей и родителей одинаково. У Анны не было этих качеств. Значит, и у Олега их нет...»

  • Согласны ли вы с тем, что родители — действительно отработанный материал? Другими словами, люди не чувствующие, разучившиеся обижаться, боли не испытывающие? Почему же тогда Анне «было больно, как дверью по лицу»?
    Где же выход?..
    (Ответы учащихся.)
  • Анна, сама того не замечая, не отдавая себе отчета, подсказывает нам выход:
    «И надо обладать повышенными душевными качествами, чтобы любить детей и родителей одинаково».

-        Что значит — «повышенными душевными качествами»? Какие это качества?

  • Отзывчивость. Важно чувствовать настроение другого человека, умение поставить себя на его место.
  • Чувство ответственности, умение слушать и чувствовать боль другого человека.

-        Умение сдерживать в себе зло, умение прощать обиды, не мстить.

-        Нельзя отвечать на боль болью, на зло — злом, на предательство — предательством.

—        А ведь именно это мы видим в начале рассказа. Два года Олег вынашивал
план будущей женитьбы. Человек имеет право на ошибки. Родители — тоже.

  • В каком настроении шел Олег к матери после семимесячной разлуки?.. Что
    пережила за это время Анна?
  • Ей было стыдно перед подругами. Если бы она умерла, Олег узнал бы это
    задним числом из чужих уст. Она не знала даже его адреса. Она была никому не
    нужным пыльным тапком, задвинутым под диван. И вот они встретились после семимесячной разлуки.
  1. Чтение в лицах третьего эпизода.

«Олег пришел, будто ничего не случилось. Значит, и у нее ничего не случилось.

-        Тебя кормить?

Он не ответил. Правильно, что спрашивать...

Олег ел, как в детстве, наклоняя голову то к одному плечу, то к другому. Его свитер был жестким от грязи, и весь Олег был какой-то жесткий, грязный, не бритый, как бомж.

Поднял глаза на мать и сказал:

—        Хорошо горячее.

-        А тебя что, дома не кормят? - спросила Анна как бы  между прочим.
Олег также между прочим промолчал. Конечно, он не питается. Он закусывает и
перекусывает. И много работает. Никакого здоровья не хватит на такую жизнь.

  • Вы где живете? — спросила Анна.
  • Снимаем.

По телевизору шла передача со съезда. Доносился резкий высоковатый голос депутата Собчака.

  • Я могу платить.
  • Не надо.
  • Я возьму пару учеников. Мне это нетрудно.
  • Не надо, — повторил Олег.

Вот, значит, как обстоят дела. Не хотят пользоваться ее услугами: ни кошельком, ни территорией. Ирочка не хочет. И Олегу запретила.

—        У меня к тебе дело, — сказал Олег.
Ах, все-таки дело. Все-таки не полная блокада.

—        Я забираю Ирочку из больницы...

  • Она в больнице? — удивилась Анна. Хотя что тут удивляться. Молодые женщины, которые не хотят рожать детей, довольно часто попадают в больницу. По три раза в год.
  • Какое-то время она поживет здесь. У тебя. Ее нельзя оставлять одну.
  • И Ирочка согласна? — осторожно спросила Анна.
  • Ирочка больна. Ей нужна помощь.
  • Значит, вы меня используете как рабсилу?
  • Я тебя не использую, я тебя прошу.
  • Почему бы тебе не нанять тетку? Дай объявление в "Вечерку": требуется
    женщина для ухода за больным.
  • У меня нет денег на тетку. И я не доверю Ирочку чужим рукам.
  • Извини, Олег, но мне твоя Ирочка не нужна ни больная, ни здоровая.

Олег поднял голову, смотрел на мать, как будто не понял сказанного. Как будто она ему сказала по-французски, а он не мог перевести.

—        Я тебе не верю, — тихо сказал. — Это не ты говоришь.

Анна заплакала, опустив голову. Стала видна не покрашенная седая макушка.

-        Мы попали в автомобильную катастрофу, — бесцветным голосом сказал
Олег. — Шофера убило. Ира калека.

Анна перестала плакать. Подняла голову. Мозг отказывался перерабатывать информацию.

  • А ты? — выдохнула Анна.
  • И меня убило, мама, — просто сказал Олег. — Разве не заметно?»

—        Понимают ли друг друга сын и мать? Почему? Что мешает Анне откликнуться на беду сына?

  • Они говорят, не слыша друг друга, каждый живет своим горем. Анна хочет
    прилепиться к ним, Олег поглощен своим горем.
  • В своем сначала безмятежном счастье, а затем в горе он совершенно забыл о ней, о том, что не давал о себе знать семь месяцев, что она пережила за эти семь месяцев.
  • А могло быть иначе?

(За столом остаются исполнители ролей Анны и Олега. Они начинают диалог заново, экспромтом подбирая такие слова, которые помогли бы им простить, понять друг друга, объединить усилия, пойти навстречу друг другу. Одних исполнителей могут сменить другие. Обычно к этому кульминационному моменту урока учащиеся не испытывают затруднений в подборе слов и выражений.)

III. Эволюция отношения Анны к Ирочке.

-        Итак, Анна смирилась и стала ухаживать за больной Ирочкой... Проследим, как меняется ее отношение к Ирочке.

1. Извини, Олег, но мне твоя Ирочка не нужна ни больная, ни здоровая.

  1. Анна готовилась к встрече, преодолевала  внутреннее  напряжение.   Ненависть все-таки существовала в ней — не остро, а как хроническая простуда. Надо было  как-то замаскировать  эту ненависть,   забросать  словами,   улыбками, приветствиями.
  2. Анна застыла в дверях и впервые за их  знакомство  испытала  человеческое
    чувство,
    освобождение от ревности. Это чувство называлось сострадание. Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег.
  3. — А как же я? Моя работа? — растерянно спросила Анна. У нее выступили
    слезы.

— Я же не растение, — воспротивилась Анна. В ней все кричало: не хочу! Не хочу быть привязанной к дому, к чужой жизни, не хочу вставать ни свет ни заря! Не хочу! Не хочу! Не хочу!!!

  1. А Ирочке не хуже. Лучше. Анна отсчитала четыре капли, подняла голову и вдруг увидела, что Ирочка смотрит на нее. Не вообще, а именно на нее. Рассматривает. Это было так неожиданно, что Анна вскрикнула. Люди кричат от ужаса и от противоположного чувства, которое на другом конце ужаса: от укола счастья, от его мгновенного воздействия. Собаке тут же передался ликующий заряд.
  2. Анна схватила телефонную трубку. Надо было сообщить Олегу генеральную
    новость жизни.
  3. ...и услышала в себе какое-то новое чувство. Раньше Ирочка сосуществовала для Олега. А теперь она сама по себе Ирочка. Несчастная молодая женщина. Почти девочка. Совсем беззащитная. Ее можно не кормить, и никто не узнает. И что с ней будет, если Анна умрет...
  4. Было себя жаль, но не очень. В ее жизни тоже накапливалась положительная динамика: стрелка конечного результата заметно пошла от нуля к плюсу. Ирочка все чаще осмысленно смотрела по сторонам. Значит, понимала. Значит, скоро заговорит. И встанет. И вспомнит.
  1. Анна вспомнила, что у Ирочки неясно с родителями. Есть ли они? А может быть, действительно она — ниоткуда. Ангел, взявший на себя зло мира.
  2. Анна видела два обращенных на себя   лица:   человеческое   и   собачье.
    И вдруг
    поняла: вот ее семья. Олега заглотнули вместе с каблуками, остались
    эти двое.
    Они без нее пропадут. И она тоже без них пропадет. Невозможно же
    быть никому не нужной... Состояние было теплым и ясным, как день.

Мы видим, как меняется Анна, трудно это происходит, но происходит, И вдруг Анна понимает, что уже не сможет без Ирочки, Анна растворилась в ней. Не Ирочка для нее, а она для Ирочки.

IV. Эволюция отношения Олега к Ирочке.

- А что происходит с Олегом?

  1. Я боролся за свою любовь.
  2. Олег вернулся с работы. Достал с антресолей чемодан, положил туда четыре
    пары обуви на четыре времени года, видеомагнитофон, кассеты.  Все остальное
    было на нем. На его сборы ушло 25 минут.
  3. Сын будет любить свою семью.
  4. Ирочка — обыкновенная женщина. И за это Олег ее любил.
  5. Только он и она. Одно целое. И никого в середине — ни матери, ни друга.
    Одно целое. Так и было. Есть. И будет. Она взяла на себя его смерть. Он возьмет
    на себя всю ее дальнейшую жизнь, какой бы она ни была, эта жизнь.
  6. И я не доверю Ирочку чужим рукам.
  7. Олег привел травника и жадно смотрел на него, пытаясь вникнуть в прогноз.
  8. — Учти, — тихо, внятно сказал Олег. — Если она умрет, я тоже умру.
  9. Олег сидел на диване у ног Ирочки и смотрел телевизор.
  1. Олег обратил внимание на номер машины: 17-40. «Без двадцати шесть», —
    подумал он. И еще он подумал: через двадцать минут последняя капля. Он тоже
    сосуществовал в орбите часов и капель.
  2. Вот тут был еще шанс — приказать себе и ей: не надо! Но он схватил ее,
    смял — всеми своими молодыми мускулами,   ущемленным   самолюбием,   зрелой
    страстью, всем своим горем и безысходностью.
  3. Олег стал под горячий душ, смыл с себя ее прикосновения.
  4. Олег взял руку Ирочки, стал тихо, покаянно ее целовать.
  5. Я не поеду. Моя жена больна. Она парализована. Она подставила за меня
    свою жизнь. Она ангел...
    Олег смотрел в пол, вспомнил тот недалекий, теперь уже
    далекий день. «Рафик» шел по прямой. У него было преимущество. Шофер — их
    шофер, милый парень, — его не пропустил. Нарушил правила движения. Создал
    аварийную ситуацию. Вот и все. И больше ничего.
  6. — Я не могу, Юля. — Он впервые назвал ее по имени. — Я не могу и не буду.
  7. Он все сделал правильно. Не пошел за Петраковой, сохранил чистоту и
    определенность своей
    жизни.
  8. Ирочка лежала за его спиной как прямая между двумя точками: А и Б. Она
    всегда была обыкновенная. Он за это ее любил. Но сейчас ее обычность дошла до
    абсолюта и графически выражалась как прямая между двумя точками. И больше
    ничего.
  9. Петракова — многогранник с бесчисленными пересечениями. Разве не награда — любовь такой женщины? А он не принял. Ущербный человек.
  10. Олег приходил домой все реже и реже... А если бывал дома — звонила заведующая отделением Петракова и вызывала на работу...

—        Мы видим: от любви к Ирочке ничего не осталось. Мы видим его моральное падение, раскаяние, переговоры с собственной совестью и стремительное отчуждение от Ирочки. Она больше ему не нужна. И мать тоже.

V. Обобщение.

- Почему такое оказалось возможным? Анне жаль сына, она спасает Ирочку. Олег любит Ирочку и уходит от нее?.. Что изменило Анну за все это время, ведь она в конце рассказа совсем другая?

  • Разговоры с подругами, ее самокритичность, прозрение.
  • «Выяснилось, что Анна — узкий специалист. Знает узко только то, что касается  профессии.  А дальше — тишина... А она сама, Анна, чем жила? Какими установками? Выдирала Вершинина из семьи. А у него действительно две дочери 15 и
    17 лет. Как они войдут в жизнь после предательства отца? А жена? Куда он ее?..
    А Вершинин будет жить с усеченной совестью? Зачем он ей усеченный...

Травник не прав. Зло, которое вырабатывает человек, не поднимается к солнцу, а оседает на его же собственную голову».

  • На нее повлияло чтение и открытие для себя мира чеховских героев, осмысление жизни, природа, беседы с травником. Произошло обновление души.
  • Ее душа выросла и оказалась способной пожалеть, выходить, спасти, поставить на ноги, понять и полюбить ненавистную ей прежде Ирочку.
  • Если мы обратимся к тому, чем жил Олег все это же время, мы увидим другое: телевизор, видеофильмы, в основном грязь, связь с Петраковой, переговоры с собственной совестью.
  • Когда Олег анализирует свои отношения с Петраковой, он называет себя
    ущербным человеком,  то есть глупым: «Ну и дурак, от такой женщины убегать».
    Но автор вкладывает в эти слова прямой смысл. Да, он ущербный.
  • А теперь вернемся к тем вопросам, которые были поставлены в начале урока:
    почему люди не понимают друг друга, даже самые близкие? Возможно ли взаимопонимание? При каких условиях?
  • Согласны ли вы с Олегом, который утверждал, что он боролся за свою любовь? Посмотрите еще раз на тему урока: «Две правды...» А настоящая какая?
  • Правду сына следует взять в кавычки.
  • Еще важно сказать о правде автора. Она в том, что у человека должна быть
    душа.
  • Значит, вернемся к заглавию рассказа. Какая правда заключена для вас в
    словах автора:  «Я есть. Ты есть. Он есть»?..
    (напишите об этом сочинение – д/з)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге"

Аннотация Образовательное занятие:метапредметный урок «Ты в ответе за всех, кого приручил» по рассказу В. Токаревой «Кошка на дороге». Назначение продукта:формирование и отработка универсаль...

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

"Счастье бывает разное" (творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день"

Урок внеклассногочтения в 10 классе, рекомендуется проводить после изучения романа Л.НюТолстого "Война и мир"...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме " Правда в рассказе А.П.Платонова " В прекрасном и яростном мире".

Я  хотела  на  данном  уроке  показать   один  из  способов  идейно-художественного анализа  произведения,  а  именно:  как   стил...