Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и интересным материалом можно считать произведения В.Токаревой. Урок проводится как анализ идейно-тематического содержания рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока  на тему:

 «В поисках потерянной души».

/По рассказу В. Токаревой «Я есть. Ты есть: Он есть»./

                                                        (Слайд №2)

                                                             

Цели урока:

1. Приобщить учащихся к прозе Виктории Токаревой, формировать навыки анализа прозаичного произведения, наглядно показать своеобразие её рассказа, неповторимость и уникальность речи писателя.

2. Воспитать чувства сострадания, сопереживания, чувства добрых, чутких отношений  к близким.

Оформление урока:

Эпиграф.

                   И пока мы способны сопереживать,

                   Страдать за других, как за себя,

                    Мы остаемся людьми!

                   Мы – человечество!

                                                        Г. Бакланов. (Слайд №3)

- Дополнительные материалы о В. Токаревой.

- «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

- Песня Аниты Цой «Мама».

- Выставка книг писательницы.

Ход урока.

I. Чтение отрывков (наизусть – 5 учеников) из рассказа.

II. Сообщение темы и цели урока:

- Отрывки из какого произведения вы услышали?

Кто автор этого произведения, и как оно называется?

- Сегодняшняя тема урока звучит так: «В поисках потерянной души…» А чем же мы будем заниматься на уроке? Давайте, все вместе подумаем над этим.

- Значит, будем искать «душу»? Какую?

- Потерянную. А как вы понимаете значение слова «душа»?

     Из словаря Ожегова:

                     1. Это внутренний, психический мир человека, его сознание.

                     2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или  

                        иными свойствами.

                     3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. (Слайд №4)

- Найдите синонимы к слову «душа».

                       (Дух, сердце, покой) – (Слайд №5)

- Скажите, а почему теряют и ищут душу?

                        /В каких-нибудь необычных ситуациях теряют душу; а ищут,

                        чтобы обрести покой/

Вывод. Действительно, ребята, мы сегодня будем исследовать рассказ В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». И постараемся проанализировать это произведение в плане нашей темы, т.е. выясним: обретут ли герои писателя душу и покой?

- Итак, давайте начнем наше исследование по рассказу.

 

  III. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

    Главное свойство дарования Петербургской писательницы В. Токаревой – входить «в объяснение жизненных явлений» нашло выражение в том направлении её творчества, которое связано с темой «истории души» - её развития, меняющихся свойств и состояний, потери и её поиски, в произведениях разных лет звучат мотивы души. Это – «О счастии с младенчества», «Осень», «Не требуй» и другие. И конечно же рассказ «Я есть. Ты есть. Он есть». Во всех этих произведениях В. Токарева с огромной любовью к своим героям показывает их сложную, но интересную жизнь, неординарные отношения, их душу, духовное богатство.

                    /Сообщение учащегося о книгах В. Токаревой/  (Слайды №№ 6-7)

2. Вспомним краткий сюжет рассказа:

- О чем идет речь?

- О чем она рассказывает?

3. Представьте себя, что вы – читатель: какое впечатление произвел этот рассказ?

4. Теперь вы – журналист: какие проблемы затрагивает читатель? Нравственные проблемы, проблемы души, проблемы СПИДа.

- Вспомните, что это за семья? Чем занимается Анна? Олег?

- Почему они живут только вдвоем?

                                                    /муж умер в лаборатории/

- Оба они какие? Как они живут дома?

                                                   /механически делают все, что положено/

- Как Анна встречает своего сына с работы?

                                                  /открывает сыну дверь,

                                                  «встречает у порога как преданная собака»/

- Вы знаете, что каждая семья имеет свои традиции, ибо человек без традиций – голый, равно, как и общество. Еще какие традиции есть в этой семье?                                       /в традиции Олега и Анны входило звонить

                                                   друг другу, отмечаться во времени и

                                                   пространстве: я есть, ты есть/

- Каково было их душе в этой семье? Ради кого и чего жила Анна?

                                                   / «пристанище – ее сын»/

5. Вы – литературовед.

- Давайте, попробуем найти ответы на волнующие нас вопросы:

  Душа, где она? и как найти ее?

- В семье произошло нечто, которое разрушило все: традиции, привычки,

 покой. Что же это было?

                                                  /появилось новое лицо – Ирочка/

- Как изменилось состояние души Анны?

Давайте, сначала послушаем начало рассказа.

                                                    (Один из учащихся читает выразительно)

- Легко ли было Анне принять третье лицо – Ирочку?

- Как Анна восприняла все, что происходило вокруг сына Олега – хирурга по профессии?

- Какая художественная деталь нам помогает раскрыть тогдашнее состояние Анны?                                          

                                                  /беспокойные ночи, Мариуполь – 9 букв,

                                                  Ставрополь – 10 букв/

- Разница всего в одной букве: 9-10. Но как они действуют на героиню? Что же случилось дальше? Почему они не смогли жить вместе?

 

- Что предлагает молодым Анна? По отношению к молодым размена квартиры – это жестоко или нет?

- Жестоко. А как они поступили по отношению к Анне?

                                                 /не сказали о свадьбе/

- И теперь как мы можем оценить состояние Анны? Каково ей в этом мире? Почему плохо?                      /Она потеряла душу. А ее душа – это сын,

                                               ради которого она живет/

- Ушел сын вместе с Ирочкой… Анна осталась одна. И вдруг через некоторое время вернулся сын. Все было как обычно: «Звонок в дверь. В дверях повернулся ключ. Вошел Олег. Снял ботинки. Надел тапки. Как будто не было семи месяцев разлуки, просто пришел домой…» А что же случилось?

- А почему нужна стала теперь мама?

                                               /чтобы оставить Ирочку/

- Что предлагает Олег матери?

                                              / чтобы она ухаживала за Ирочкой/

- А как нужно было ухаживать за ней? Что предлагает травник? Какая деталь имеет значение в раскрытии этого эпизода?

                                              /капля: 1,2,3… 7,6,5…1. Итак, каждый день –

                                             9 месяцев/  (Слайд №8)

- Выдержат ли Олег и Анна такое испытание, такой срок? Кто сильнее?

- Почему Анна согласилась на все это?

                                           / «надо было действовать. А значить жить».

                                            У нее душа не потерялась/  (Слайд №8)

- А Олег. Почему он ушел на второй план?

                                          /его волновала работа, другая женщина/

- Анна поняла, что должна жить ради Ирочки и собаки. Когда все это произошло?                      

                                          /Когда она увидела «первую положительную

                                         динамику»/     (Слайд №8)

-А как Олег воспринимает эту новость?

                                          /Никак – ни радости, ничего…/

- Кто в этом рассказе потерял душу, а кто нашел ее?

                                         /Олег потерял, Анна и Ирочка – нашли/

- В чем заключается смыл выражения: «найти душу»? Как вы понимаете5 его смысл? В чем они нашли потерянную душу?

                                         /В самих себе. Жить ради близких – это есть

                                        счастье, это есть покой, смысл жизни/

- В каких произведениях можно найти подобные проблемы и их пути решения?

-  Традиции каких писателей продолжает Виктория Токарева?

6. Рассмотрим цветописи по отношению к героям рассказа: в начале рассказа, в середине и в конце произведения. Какие значения заключены в них?

                                  Анна – розовый – серый – розовый,

                                  Олег – розовый – серый – черный,

                                  Ирочка – серый – черный – розовый.

IY. Выводы и итоги к уроку.

                   И пока мы способны сопереживать,

                   Страдать за других, как за себя,

                    Мы остаемся людьми!

                    Мы – человечество!

                                                        Г. Бакланов.  (Слайд №9)

Значит, ребята, мы должны научиться находить смысл жизни, служить своим идеалам, быть нужным человеком в этом трудном, полном испытаний мире. Как Анна, как Ирочка. Ведь все мы живем только один раз.

               

Y. Домашняя работа. Напишите сочинение на тему: «Размышления по поводу…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайды по разработке урока на тему: «В поисках потерянной души» /по рассказу Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»/ Презентацию разработала учитель русского языка и литературы МОБУ Лицей №9 Абзакова Райля Суюндуковна

Слайд 2

«В поисках потерянной души» Рассказ Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»

Слайд 3

И пока мы способны сопереживать, Страдать за других, как за себя, Мы остаемся людьми! Мы – человечество! Г. Бакланов.

Слайд 4

ДУША 1.Это внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. С.Ожегов

Слайд 5

Синонимы к слову «душа». Дух Сердце Покой

Слайд 6

Книги Виктории Токаревой У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие...” Юрий Нагибин

Слайд 8

Капля: 1,2,3… 7,6,5…1. Итак, каждый день – 9 месяцев… «Надо было действовать»… У нее душа не потерялась… Увидела «первую положительную динамику»…

Слайд 9

И пока мы способны сопереживать, Страдать за других, как за себя, Мы остаемся людьми! Мы – человечество! Г. Бакланов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…»  по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...

Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»

На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь....

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения. 6 класс. Литература

Тема урока: «В сердце всё человеческое богатство». По рассказу А. Платонова «Любовь  к  родине, или Путешествие воробья »...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.

Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...