Воспитательная работа с классом
классный час (5 класс) по теме

Таряшинова Лариса Леонидовна

Анализ результативности воспитательной системы класса

Учитель в школе — это не просто учитель-предметник, а в первую очередь – воспитатель. Я являюсь классным руководителем 5 класса. Поэтому классное руководство является одним из приоритетных. Воспитательная работа в каждом классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления. Согласно общешкольной воспитательной программе, мной была разработана программа воспитательной работы класса «Радуга друзей». Моя модель воспитательной системы ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Вся работа в классном коллективе строится по следующим направлениям:

  • Духовно – нравственное;
  • Гражданско - патриотическое;
  • Оздоровительно – спортивное;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Творческая деятельность;
  • Работа с родителями.

При определении целей и задач воспитания я руководствуюсь следующими общими положениями:

  • Цели воспитания должны соответствовать потребностям общества и государства;
  • Цели воспитания должны соответствовать психологическим, возрастным, социальным потребностям учащихся;
  • Цели должны быть конкретными.

Считаю, что наиболее актуальной целью воспитания   является создание условий для формирования личности, способной к самореализации, самоактуализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом.

Для реализации поставленной цели выполняются следующие задачи:

  • Формирование и развитие коллектива класса;
  • Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • Защита прав и интересов, обучающихся;
  • Организация системной работы с обучающимися в классе.

В своей работе использую следующие виды деятельности: познавательная, игровая, учебная, творческая, спортивная, досуг.

Формы деятельности: классные часы, беседа, экскурсии, конкурсы, праздники, спортивные мероприятия, трудовой десант, сотрудничество с родителями.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета «Мой класс»

1. В нашем классе:

а) большинство ребят хорошие;

б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;

в) большинство ребят неприятны мне.

2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?

а) да;

б) мне все равно;

в) нет.

3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс:

1 балл — совсем не нравится;

2 балла — не нравится;

3 балла — и нравится и не нравится;

4 балла — нравится;

5 баллов — очень нравится.

6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?

а) хорошо;

б) равнодушно;

в) плохо.

7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?

а) да;

б) не замечал;

в) нет.

8. Оцени, насколько дружный у вас класс:

1 балл — cовсем не дружный;

2 балла — недружный;

3 балла — когда как;

4 балла — дружный;

5 баллов — очень дружный.

9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

 

Оценка

Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.

Подсчитай сумму баллов.

Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.

Подсчитай общую сумму.

 

Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов

0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.

10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.

19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.

 

Анкета «Сплоченность класса»

Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.

Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.

1

а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;

б) далеко не всем уютно в нашем классе;

в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.

2

а) В основном ребята дорожат нашим классом;

б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;

в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.

3

а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;

б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;

в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.

4

а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;

б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;

в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.

5

а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;

б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;

в) не надо никуда ходить вместе всем классом.

6

а) Думаю, что наш класс дружный;

б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;

в) дружба в классе невозможна.

7

а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;

б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;

в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.

 

Обработка результатов

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса

Ответы в баллах

а          б          в

1          10        2          -10

2          10        2          -10

3          10        20        -10

4          10        5          -10

5          20        10        -10

6          10        6          -5

7          30        20        -10

 

Подсчитайте сумму полученных баллов

Интерпретация результатов

76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.

46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.

30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.

Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.

 



Предварительный просмотр:

Классный час

«Безопасность дорожного движения»

Задачи:

-Закрепление знаний  по   правилам  дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте; 

-Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

                                          Ход мероприятия:
1. Введение (вступительное слово классного руководителя).
           Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако  статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей.  Давайте подумаем, какие это могут быть причины. Наиболее частыми являются:
-Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.         -Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
-Неподчинение сигналам светофора.
-Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара .
           Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.

2. Основная часть (Беседа с классом).

        Ребята, давайте представим наше село в будущем, где на всех перекрестках установлены светофоры. Представьте, что в нашем селе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).
      С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
       Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися).
Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения  дождаться  подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
           Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.
           Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.
            Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим.
           Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона.
           Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл.
Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
             На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

3. Закрепление изученного (в игровой форме).

3.1.Ответы на вопросы:

-Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
-Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
-Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).

-Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)

-Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).

-Кто должен знать дорожные знаки?
-Место ожидания автобуса. (Остановка).
-Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).
-Номер телефона скорой помощи. (03).
-Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).
-Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
-Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).
-Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).
-Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).
-Его боятся нарушители правил. (Инспектор).
-Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?

-Пешеходный переход по-другому. (Зебра).
-В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
-Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
-Каков порядок посадки в автобус и выход из него? (автобус обходят сзади)

-Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
-Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
-Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
-Сколько сигналов у пешеходного светофора?
-В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
-Безбилетный пассажир?
-Дорога для трамвая?
-Дом для автомобиля?

-Трехглазый постовой. (Светофор).

-Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?

-Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).

3.2.Игра.

А сейчас мы с вами немного поиграем, а заодно и закрепим теорию. Я вам предлагаю игру на внимание. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – переходите на другую сторону класса. Итак, внимание!

3.3.Загадки:
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).

Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это… (Переход).

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… (Машина).

3.4. «Перевёрнутые слова»

Перед вами слова, в которых буквы перепутаны местами. Попробуйте восстановить их в нормальном порядке (записаны на обратных сторонах доски).

Например, МАИЗ – ЗИМА

ШИАМНА –

РЕВОСТОФ –

ХОРЕДЕП

НИПСКЕРТО –

3.5.  «Найдите лишнее»

Посмотрите внимательно на ряды слов. Три из них связаны между собой по какому-либо признаку, а четвёртое отличается. Найдите лишнее слово (вместе  устно):

а) Велосипед, автобус, мотоцикл, трамвай.

б) «Жигули», «Запорожец», «Волга», «КаМАЗ».

в) Красный, синий, зелёный, жёлтый.

г) ПДД, ГАИ, ГИБДД, ЖКХ.

3.6. «Разгадайте фразы».

Отгадайте, какие фразы кроются под цифрами:

А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ж-7, И-8, Й-9, Л-10, Н-11, О-12, П-13, Р-14, С-15, Т-16, У-17, Ш-18, Ь-19, Ю-20, Я-21.

16, 8,18,6      6,5,6,18,19 – 5,1,10,19,18,6      2,17,5,6,18,19.

(Тише едешь – дальше будешь).

 

15,12,2,10,20,5,1,9,16,6         13,14,1,3,8,10,1        5,12,14,12,7,11,12,4,12        5,3,8,7,6,11,8,21!

(Соблюдайте правила дорожного движения!).

4. Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Кыренская СОШ»

План работы с родителями учащихся 5 класса

 (на 2018 – 2019 ученый год)

Программа составила: Таряшинова Л.Л, учитель бурятского языка и литературы

с.Кырен

2018/19 учебный год

Цель:

создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания  стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его                                                                                                                                                                                                                                                                                            учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.

        

Задачи:

 

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения                          им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и   родителей.

4. Образовательная – расширить кругозор родителей в области исторических знаний.

Сроки

проведения

МЕРОПРИЯТИЯ

Сентябрь

(с 1 по 10)

(с 15по 25)

в течение месяца

  1. Организация питания учащихся (сбор и оформление документов на питание)

  1. Обеспеченность учащихся учебниками, школьной формой.

  1. Родительское собрание:
  • Особенности организации обучения  и адаптация в 5 классе.
  • Режим дня. Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
  • ТБ, ППБ и правила поведения в школе»
  • Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить
  • Предмет «история». Почему необходимо изучать историю?

  1.  Занятость учащихся во внеурочное время  (работа с родителями по вовлечению учащихся в кружки, секции, ГПД, на консультации и факультативы).

  1. Выбор родительских комитетов.

  1. Диагностика уровня толерантности в семье.

Октябрь

(в конце 1

четверти)

(по итогам

четверти, постоянно в течение года)

1 раз в четверть

  1. Родительское собрание:

  • Итоги 1-й четверти.
  • Трудности адаптации пятиклассников к школе.
  • Трудовое воспитание.
  • Развитие личностных качеств ребёнка.

  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

  1. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

  1. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

  1. День открытых дверей.

Ноябрь

постоянно

  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

  1. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

  1. Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи.

  1.  Переписка с родителями.

  1. Диагностика «Здоровье сбережение детей»

  1. Родительский лекторий «День народного единства. Экскурс в историю»

Декабрь

(в конце 2 четверти)

Постоянно

Систематически

  1. Родительское собрание:
  • Итоги 2 четверти.
  • Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.
  • Как помочь ребёнку стать внимательным
  • Наказание и поощрение в семье: за и против
  • Мой ребёнок становится трудным…

  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

  1. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

  1. Традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону  особенно о достижениях)

  1. Участие родителей в жизни класса (выступление на классном часе «Мы дети одной страны»)

Январь

  1. Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания.

  1. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

Февраль

  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

  1. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

Март

(в конце 3 четверти)

  1. Родительское собрание:
  • Итоги 3 четверти.
  • Наши права и обязанности.
  • Права ребёнка. Конвенция прав детей.
  • Детская агрессия.
  • Искусство любить детей!
  • Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения.
  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

  1. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

Апрель

В течение года

1 .Организация летнего отдыха учащихся (сбор документов на летние площадки)

2. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

5.Приглашение родителей в школу (по мере необходимости)

Май

В течение года

        

  1. Организация приобретения учебников и школьной формы на новый учебный год.

  1. Родительское собрание:
  • Итоги года.
  • Занятость учащихся летом.
  • Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ на летних каникулах.
  • Перелистывая страницы учебного года…
  • Праздники и будни нашей жизни.
  • Творчество и воображение ребёнка.

  1. Классный час с привлечением родителей «День Победы, дети войны»

  1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

  1. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе

Тема:  "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи: ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Ход собрания

При переходе детей из начального звена в среднее, ребята всегда сталкиваются с некоторыми трудностями, которые снижают их успеваемость и желание учиться.

В 5-м классе (11 лет) дети сталкиваются с многими проблемами. Детей с этого года ожидают:

  • Новые предметы и учителя.
  • Увеличение продолжительности учебного дня.
  • Учеба в новых кабинетах или даже учебных корпусах.
  • Повышенный объем домашних заданий.

Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. Переходя в него, школьники сталкиваются с многообразием проблем и сложностей, которые теперь приходится разрешать самостоятельно. Адаптация к учебе в пятом классе — это настоящее испытание, которое ложится на плечи не только детей, но и их родителей, классных руководителей и учителей-предметников. Возникающие трудности затрагивают не только учебный процесс и школьную жизнь, но и психологический климат семьи.

В этот период важно стать своему ребенку настоящим другом, советчиком и соратником. Правильно организованное поведение родителей позволит не только с легкостью пережить детям данный период, но и не «замкнуться в себя», прячась в занавес отчуждения. Именно семья должна стать детям настоящей опорой и надежным тылом, куда пятиклассники с радостью будут приходить после учебных занятий, делиться полученными впечатлениями и восстанавливать силы.

Многие пятиклассники, которым не удалось найти необходимой поддержки со стороны родителей в период адаптации пятого класса, замкнулись в себе и закрылись от всех в отчуждении. Такие дети стали более агрессивными, пассивными и отличались негативным настроем на учебу и досуг. Кроме этого, такие дети часто осуждают других, не желают противостоять трудностям и отказываются от помощи.

Школьники, не получившие вовремя необходимой помощи со стороны семьи, ищут ее на улице, у сверстников.

Возрастной особенностью пятиклассников является формирование ориентации на своих сверстников. Причиной этого выступает характер изменений существующего самооценивания ребенком самим себя.

До пятого класса самооценка школьника зависела от взглядов родителей и учительских оценок. С пятого класса самооценка школьников начинает зависеть от взглядов детей друг на друга. Дети ориентируются не на школьные отметки, а индивидуальные качества личности, манеру общения, внешний вид. Под влиянием этого самооценка многих детей начинает резко падать.

Кризисные изменения детей пятого класса затрагивают и их мотивацию к познаниям. Именно на этот период выпадает существенное снижение у детей тяги к знаниям. В результате ребенок начинает отрицательно относиться к школе, урокам, учителям и одноклассникам. На фоне всего этого у детей начинает возникать конфликтность в общении со старшими, включая учителей и родителей, а также заметное снижение успеваемости.

Анализируя все вышеуказанные факторы, можно прийти к выводу, что переходный период пятого класса сопровождают кризисы в различных сторонах развития детей, а именно в: 

  • эмоциональном состоянии;
  • системе отношений к окружающим;
  • поведении;
  • мотивации к учебе;
  • интеллектуальном развитии.

Особое внимание следует уделить эмоциональному состоянию детей в период адаптации их к учебе в пятом классе. Чтобы помочь школьнику преодолеть все выпавшие на него трудности и сделать его «счастливым», родителям и учителям следует заручиться друг у друга поддержкой и взаимопониманием. Работая одной командой, они смогут способствовать более легкому переходу школьников из младшего в среднее звено.

Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению иусловии их успешного преодоления».

В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:

1. Снижение интереса к учебе.

Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки. 

2. Снижение успеваемости.

Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока. 

3. Напряженные отношения между детьми.

Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.

4. Повышенная тревожность.

5. Непредсказуемые реакции.

С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя. 

6. Отстранение от взрослых.

Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь. 

Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым.


1. Смена учителя.

В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму». 

2. Много учителей.

Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Новые предметы.

Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже. 

4. Новые требования.

Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку - нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

5. Отсутствие постоянного кабинета.

Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта. 
 Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

  • Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка. Иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

  • Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимо количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 Рекомендации для родителей.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню.
  • Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и
  • малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.



Предварительный просмотр:

Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?!

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

0

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Не смей этого делать!

2

7. Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8. Я в твое время!

2

9. Ты моя опора и помощник (ца).

1

10.О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети как дети, а ты…

0

14. Какой ты у меня сообразительный!

0

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Анкеты по адаптации учащихся 5 класса.

Анкета № 1

1

Гордишься ли ты тем, что перешёл в 5 класс?

2

Тебе нравится то, что у тебя появилось много новых предметов и учителей?

3

Рассказываешь ли ты дома о своих успехах в школе?

4

Рассказываешь ли ты дома о своих неудачах в школе?

5

Рассказываешь ли ты об учителях, о школе ?Это чаще плохое или хорошее?

6

Считаешь ли ты переход в пятый класс новым шансом наладить школьную жизнь?

7

Испытываешь ли ты тревожность, когда собираешься в школу? В каких ситуациях?

8

Привык ли ты к различным требованиям учителей? Если нет, то к чему ты не можешь привыкнуть до сих пор?

9

Помогают ли тебе родители справляться с твоими трудностями в учёбе? Как?

10

Интересуются ли родители твоими успехами в школе?

11

Беседуют ли родители с тобой об успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми?

12

Поощряют ли тебя родители за твои успехи? Как?

13

Наказывают ли тебя родители за твои неуспехи? Как?

14

Помогают ли тебе родители выполнять домашнее задание? Каким образом?

Анкета № 2. Отношение к предметам

предмет

изучаю с интересом

равнодушен

не люблю

1

русский язык

2

литература

3

английский язык

4

математика

5

история

6

география

7

физкультура

8

технология

9

обществознание

10

изо

11

музыка

Анкета № 3. Отношение к школе

Я испытываю к школе

        ДА

Спокойствие

Усталость

Скуку

Радость

Уверенность в себе

Беспокойство

Неудовлетворенность собой

Раздражение

Сомнение

Обиду

Чувство унижения

Страх

Тревогу за будущее

Благодарность

Симпатию к учителям

Желание приходить сюда

Анкета № 4. Отношение к учителю

русский язык

литература

английский язык

математика

история

география

физкультура

технология

обществознание

изо

музыка

Хорошо знает свой предмет

Строгий, дает прочные знания

Относится ко мне по-человечески

Считается с моими возможностями

Общается с нами после уроков

Не требует многого

Интересно на уроках

Дает работать самостоятельно, сделать что- то свое

Выделяет меня из класса



Предварительный просмотр:

Карта мониторинга «Изучение уровня адаптации учащихся 5-х классов»

Инструкция: в начале исследования необходимо провести наблюдение за обучающимися класса. По каждому критерию поставьте одну отметку. В сумме должно быть не боллее 35 баллов.

Результаты наблюдения за обучающимся

Критерий 1. Учебная активность

Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно

Работает на уроке, чередует положительные и отрицательные ответы

Редко поднимает руку, но отвечает правильно

Учебная активность обучающегося на уроке носит кратковременный характер, он часто отвлекается, не слышит вопроса

Пассивен на уроке, переписывает готовое с доски. Дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается

Отсутствует учебная активность

Критерий 2. Успеваемость

Правильно, безошибочно выполняет домашние задания. Средняя отметка — «5»

Делает небольшие помарки, есть единичные ошибки. Средняя отметка — «4», «5»

Редко допускает ошибки, в основном они связаны с пропуском букв и их заменой. Средняя отметка — «4»

Плохо усваивает материал одного из основных предметов. Допускает много ошибок. Средняя отметка — «4»

Часто допускает ошибки, неаккуратно выполняет задания: в работах много исправлений, зачеркиваний. Средняя отметка — «3»

Плохо усваивает программный материал по всем учебным предметам: допускает большое количество грубых ошибок. Низкая успеваемость по всем предметам. Средняя отметка — «2», «3»

Критерий 3. Поведение на уроках

На уроках ведет себя спокойно. Добросовестно выполняет все требования учителя

Выполняет требования учителя, но порой отвлекается от урока

Иногда обменивается короткими репликами с товарищами

Часто наблюдается скованность в движениях, позе обучающегося, напряженность в ответах

Выполняет требования учителя частично, отвлекается, вертится или постоянно разговаривает

Не выполняет требования педагога, большую часть урока занимается посторонними делами

Критерий 4. Поведение на переменах

У обучающегося наблюдается высокая игровая активность, он охотно участвует в подвижных, коллективных играх

На переменах предпочитает заниматься в классе, читать книги, играть в спокойные игры

Активность обучающегося ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, выполняет поручения по подготовке класса, если их озвучивает учитель)

Во время перемены ученик не может найти себе занятие, переходит от одной группы обучающихся к другой

Учащийся пассивен, движения скованные. На переменах избегает одноклассников

Часто нарушает нормы поведения: мешает другим учащимся играть, кричит на них, бывает зачинщиком драк. Когда ему делают замечания, не меняет своего поведения (не владеет собой)

Критерий 5. Взаимоотношения с одноклассниками

Учащийся общительный, легко контактирует с другими учащимися

Учащийся малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются одноклассники

Круг общения ограничен: учащийся общается только с некоторыми одноклассниками

Предпочитает находиться рядом с другими учащимися, но не вступает с ними в контакт

Учащийся замкнут, изолирован от других учащихся, предпочитает находиться один (другие обучающиеся к нему равнодушны)

Проявляет негативизм по отношению к другим учащимся, постоянно ссорится с ними и обижает их, его не любят

Критерий 6. Отношение к учителю

Проявляет по отношению к учителю дружелюбие, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним

Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью

Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам

Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним

Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается

Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании

Критерий 7. Эмоциональное благополучие

Наблюдается хорошее настроение, учащийся часто смеется, улыбается

Спокойное эмоциональное состояние

Эпизодически настроение обучающегося снижается

Проявляет отрицательные эмоции (тревожность, огорчение, иногда страх) либо обидчивость, часто ссорится с учащимися, повышает голос

Депрессивное настроение, плачет безо всяких причин

Проявляет агрессию (вспышки гнева, злости) в отношениях с другими учащимися (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем

Итого:

В начале исследования необходимо провести наблюдение за обучающимися класса, после чего подсчитать сумму баллов, набранных каждым учащимся. Итоги фиксируются в сводной таблице результатов адаптации обучающихся. После подсчета итоговых баллов выстраивается график «Зона адаптации обучающихся класса», что делает полученную информацию более наглядной, позволяет сравнивать результаты исследований разных классов, делать соответствующие выводы, принимать решения.

Анализ результатов исследования

Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов (К) и выделения проблемных зон. Полученную цифру (К) сравнивают с «ключом»:

Если 22 ≤ К ≤ 35, можно говорить о том, что адаптация учащегося протекает успешно (зона адаптации).

Если 16 ≤ К ≤ 21, можно говорить о том, что учащийся испытывает проблемы в адаптации (зона неполной адаптации).

Если 0 ≤ К ≤ 25, можно говорить о том, что учащийся дезадаптирован (зона дезадаптации).



Предварительный просмотр:

Коммуникативные УУД

Баллы

Критерии, показатели

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

ФИО уч-ся

1. Организация  учебного сотрудничества  при  выполнении учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

выполняет  учебные действия в одиночку или взаимодействует с членами группы  по указанию  учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

взаимодействует с членами группы,
 исходя из личных симпатий, проявляет активность при обсуждении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

взаимодействует со всеми членами группы, исходя из  требований учебной задачи,   отстаивает свою точку зрения, обсуждает  предложенные идеи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Принятие совместных решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

при обсуждении высказывает своё отношение к идеям других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

предлагает и обосновывает свои  идеи,  высказывает  суждение по отношению к мнениям других  членов группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

высказывает собственные идеи,  сопоставляет  их с мнениями других участников, участвует в принятии совместных решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Координация действий, разрешение конфликтных ситуаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

действия   членов группы  координирует учитель, обучающиеся не распределяют роли при выполнении учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

договаривается о  выполнении своей части задания, согласовывает свои действия  и результаты  с другими членами группы или  учителем  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

активно участвует в   распределении ролей и функций в совместной работе,  принимает общие решения на основе согласования позиций  членов коллектива, осуществляет коррекцию действий партнера  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Использование речевых средств, в соответствии с учебной задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

использует речевые средства для отображения своих мыслей, чувств,  с помощью учителя выстраивает монологическую речь  и диалог  в соответствии с нормами родного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

владеет речевыми средствами  для отображения своих мыслей, чувств,  с помощью учителя выстраивает монологическую речь в соответствии с нормами родного языка, участвует в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

осознанно использует речевые средства в соответствии с учебной  задачей, владеет устной и письменной речью в соответствии с нормами родного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого баллов

итого %



Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе

 "Огонь – друг или враг человека?"

Цель мероприятия.

 - создать условия для учебной мотивации;

 - познакомить с причинами возникновения пожаров;

 - учить умению,  правильно действовать в случае обнаружения пожара;

 - тренировать умение находить решения в чрезвычайных ситуациях;

 - раскрыть взаимосвязь здоровья и поведения человека;

 - привить навыки здоровьесберегающего поведения;

  -развитие информационной грамотности учащихся;

Методы обучения:

Рассказ, беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения, самостоятельная деятельность, практическая деятельность.

Ход мероприятия

I. Оргмомент

II. Введение материала по цели занятия

– Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав слова из загадок и пословиц.

1.Красная корова всю солому поела? (огонь)

2. На контрольной даст списать,

    С ним всегда легко болтать.

    Если надо, даст совет,

    Знает мой любой секрет.

    Радость делит он со мной,

    За меня всегда горой.

    Коль беда случится вдруг,

    Мне поможет верный (друг)

3.Дурак опаснее (врага)

– Сформулируйте тему (выберите правильный союз).

На доске вырисовывается запись:

Огонь – друг … враг человека?

– Вы правы, тема занятия “Огонь–друг или враг человека?”

– Так о чём мы будем говорить? Обезопасном обращении с огнём.

Говорим - огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров-
И от дома – куча дров!

III. Целеполагание

- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

VI. Вступительная беседа учителя.

- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой. Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют “экстремальной ситуацией”. Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения.

Слайд № 2

Правила безопасного поведения:

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ.

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

- Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение.   Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно. Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию, по официальной терминологии, называют чрезвычайной. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт.

- В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда.  

Обобщение по полученной информации.

- Итак, что такое "чрезвычайная ситуация"?

- Правильно. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?

- Пожар – это чрезвычайная ситуация?

-Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.

V. Из истории пожарного дела. (Презентации готовили дети)

VI. Изучение нового материала.

Пожар - это опасность для здоровья и жизни людей, значит это - ЧС (чрезвычайная ситуация). А главное в ЧС – не паниковать и правильно, грамотно действовать.

  1. Ученик:

Чтобы в ваш дом
Не пришла беда -
Будьте с огнём
Осторожны всегда!
Огонь – давний друг человека,
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Ученик:

Да, огонь бывает разный:
Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой

Ученик:

Не хочу быть “новым русским”.
Не хочу кабриолет.
Смелым буду я пожарным –

В городе не будет бед!
Будут люди улыбаться
И спасибо говорить

А пожары и тревоги
Стороною обходить.
Труд пожарного не лёгок,
Он опасен и суров.
Если хочешь стать пожарным,
Ко всему ты будь готов!
Спит будильник среди ночи,
Ты летишь по мостовой:
Чей-то домик полыхает,
Сизый дым стоит стеной.
В тишине сирена воет,
Затихая под дождём.

Неизвестные герои
Смело борются с огнём.
Дым исчез, пожар потушен,
Новый вызов впереди.
Люди спят, пожарный тушит.
Так бегут за днями дни.
Люди, будьте осторожны!
Берегите свой очаг!
Я хочу, чтоб в доме вашем
Не гостили боль и мрак.
После школы непременно
Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым-
В жизни я не пропаду.

Можно ли играть со спичками? Почему?

Почему детям не разрешают включать газовую плиту?

Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра?

Отчего возникает пожар? Назовите причины. Слайд № 3-4

-курение в не установленных местах,

-неисправность электроприборов,

-применение электропроводки с нарушенной изоляцией,

-разведение открытого огня вблизи строений,

-нарушение правил хранения огнеопасных веществ, материалов,

легковоспламеняющихся и горючих жидкостей,

-применение открытого огня газовых горелок и паяльных ламп при отогревании замерзших труб отопительных систем и водопровода,

-применение легковоспламеняющихся материалов для украшения ёлок,

-нарушение техники безопасности при проведении новогодних праздников.

Факторы возгорания

-открытый источник огня (костер или газовая горелка);

-наличие пожароопасной среды ( доступ кислорода или тепла к опасным веществам);

-человеческий фактор (халатность, несоблюдение правил безопасности и т.д.).

Кто является виновником пожаров?

Чем опасен пожар?

Как не допустить возникновения пожара?

Если случился пожар, как надо себя вести?

2.Опережающее задание (информация, подготовленная детьми).

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.

3. Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони “01”. Если ты живешь в современном доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.

3. Составление правил пожарной безопасности. Слайд №  5 – 13

VII. Проверка исследовательских работ (первая группа готовила материал по пожарам в районе за текущий месяц, вторая – в регионе)

VIII. Дидактические игры

а) работа в группах

1 группа          «Тушение загоревшего телевизора».

2 группа       «Выход из задымлённого  помещения».

 - Разложите в правильном порядке рисунки.

( дети рассматривают и обсуждают, описывают ситуации, и решают,  как нужно поступить)

После обсуждения каждая группа делает вывод, и подводит итог.

б) Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры:

1. Красная корова всю солому поела. (Огонь)

2. От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь)

3. Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра)

4. В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички)

5. Красный бык стоит, дрожит, черный – на него бежит. (Огонь и дым)

6. Черный дым валит в окно – очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)

7. С огнем бороться мы должны, с водою мы напарники, мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарные)

8. Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая….(Спичка)

9. На полу ковер зажег, выпал на пол … (Уголек)

в) Какие правила безопасного поведения на кухне нужно помнить?

 Дети сидят за партами. Ведущий передает воздушный шар, участник, договаривая последнее слово стихотворной строки, передает шар другому участнику.

Ведущий.

Раз, два, три, четыре-
У кого пожар в…? (Квартире).
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ....? (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками,
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…? (газом)
Столб огня чердак объял.
Кто там спички….? (зажигал)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег ...? (листву.
)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ...? (предметы).

Помни каждый гражданин этот номер ... (ноль один).
Дым увидел — не зевай и пожарных ... (вызывай).
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем….? (опасно)

г) Конкурс “Позвони пожарному”.

Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните. (Варианты ответов детей).

(Образец правильного варианта: “Набрать номер 01.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: улица Юбилейная, дом 1,квартира 17. Говорит Дима Иванов, телефон 48251” )

– Почему не поздоровался? (нет времени). Что ещё можно было сказать? (что именно горит)

Ученик:

“Ноль-Один” суметь набрать.
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком.
И ещё сказать:

“Даю вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою”.

IX. Итог урока.

Самое главное – не поддаваться панике. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться,  и  в какие двери выбегать. В нашей школе тоже есть такой план он называется «План эвакуации». Сегодня  согласно этому плану мы эвакуируемся из школы.

 Практикум. Эвакуация из здания.



Предварительный просмотр:

Классный час "День матери", 5-7 класс. Разработка

Цель: формирование бережного отношения к родным людям.
Задачи:
1. Познакомить с произведениями искусства о матерях и материнстве.
2. Развивать познавательную активность обучающихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к матерям.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися.
-Какой праздник отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября?
-В чём смысл этого праздника?
-Похож ли День матери на Международный женский день, отмечающийся 8 Марта?
2. Выразительное чтение наизусть притчи о материнской любви.
Однажды собрались в доме учёного друзья и завели беседу о постоянстве мира. Беседа вскоре превратилась в горячий спор. Некоторые спорщики считали, что всё в мире течёт и меняется.
-Но высокие порывы души, такие чувства, как вера, доброта, любовь, сохраняются в памяти людей на века, - возражали другие.
-В памяти людей сохраняются сказки, мифы о вере, доброте, любви.
Спорщиков прервала старушка-мать учёного. Она вошла и пригласили всех к чаю. Пыл спора вызвал жажду, и все обрадовались. Мать подала чай и фрукты, а потом украдкой коснулась руки сына и ушла.
Хозяин дома воскликнул:
-Я знаю, что в этом мире никогда не исчезает, не уменьшается и не превращается в пыль. Любовь матери всегда неизменна!
И все с ним согласились.

3. Образ матери в произведениях искусства.
Класс заранее разбит на группы, каждая из которых готовила свой отчёт о том, как представляется образ матери в произведениях поэзии, живописи, мультипликации (кинематографа).
1 группа. Образ матери в поэзии.
Ребята готовили чтение наизусть 2 стихотворений известных русских поэтов.
(С.Есенин "Письмо матери", М.Цветаева "Маме", И.Бунин "Матери", В. Тушнова "Мать", Л.Давыдова "Я маму люблю", 
Э.Асадов "Письмо с фронта", В.Гин "Поговори со мною, мама" и др.)
2 группа. Образ матери в живописи.
Ребята демонстрируют репродукции картин: Рафаэль "Сикстинская мадонна", В Васнецов "Богоматерь с младенцем".


Классу предлагается записать на доске слова, которые называют чувства, испытываемые человеком при рассматривании этих картин, посвящённых материнству.
3 группа. Образ матери в мультипликации (кинематографе). 
Ребята проводят викторину.
-Это мультфильм о солидной матери сынка-шалопая, которого нужно научить ловить рыбу и прятать нос в целях безопасности.
("Умка")
-Мама из этого мультфильма очень артистичная, ей хочется на курорт, походить по ресторанам в новых платьях, а ехать приходится в деревню.
("Трое из Простоквашино")
-Мама добрая, она без вопросов признаёт своим сыном бедного сироту.
("Мама для мамонтёнка")
-Мама в этом мрачном мультфильме заболела, обиделась на равнодушных детей, обернулась птицей и улетела в тундру.
("Северная сказка")
-Это реактивная мама, живущая, как на вулкане, в постоянном ожидании очередной детской проделки.
("Осторожно, обезьянки!")
4. Подготовка праздничного выпуска стенгазеты.
Все ученики класса на подготовленных заранее листках пишут мини-сочинения (продолжение фразы "Мама для меня .."
По окончании работы (4-5 минут) каждый ученик прикрепляет свою работу на подготовленный классным руководителем или учителем макет стенгазеты. Впоследствии эту стенгазету дети подарят мамам на родительском собрании.



Предварительный просмотр:

Классный час к 1 сентября в 5 классе

Цель: сплочение коллектива

Задачи:

- играя, понять значимость друг друга и коллектива;

- настроиться на новый учебный год со старыми друзьями;

Здравствуйте, ребята! (слайд1)

Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний – праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний. (слайд 2)

Осень нежно нам всем сообщает,

Что пора школьных дней наступает.

С летом солнечным надо проститься,

Хочешь, иль  нет, а надо учиться!

(слайд 3) Целых 9 месяцев нам предстоит учиться, общаться друг с другом на уроках и внеклассных мероприятиях, а это 1085 учебных часов, 210 учебных дней, 34 классных часа, много различных мероприятий.

( слайд 4) Оглянитесь, нас 25 человек. И каждый хочет, чтобы у него был друг. Нет такого человека, который смог бы всю жизнь прожить один. Нам повезло: у каждого из нас в классе может быть 24 друга. И это прекрасно! И каждый из нас уникален. Но вместе мы – одна семья. Давайте вспомним, как мы жили предыдущий год.

Презентация "Мы - пятиклассники!" (под музыкальное сопровождение идут самые яркие кадры из начальной школьной жизни)

Давайте вспомним, что наш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова. С помощью волшебного шара мы попробуем высказать свое отношение к нашему классу. Передавая шар друг другу, каждый из нас дает определение нашему классу. Например, неугомонный и т.д.

Каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив может стать самым сплоченным. Друзьям всегда хочется сказать что-нибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочке-смайлике написать самое лучшее качество нашего человека. ( Эти смайлики ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта.).

Какой замечательный портрет класса у нас получился! Этот портрет мы оставим в классном уголке.

Подумайте, ведь всего несколько часов назад закончилось лето… Ах, лето! Как прекрасно оно было, не правда ли? Как бы то ни было, лето закончилось, и впереди нас ждут осень, зима, весна. Начинается новый учебный год. А по школе-то вы соскучились или не очень?

/Ответы/Сейчас проверим, осталось ли у вас в головах что-то после летнего отдыха, не растеряли ли вы свои знания, свою способность соображать. Соревноваться будут три команды (1, 2, 3 ряд)

Начнем наш весёлый экзамен с разминки. Каждый из вас в порядке очередности будет вынимать букву из набора карточек. Вам будет задан вопрос – веселое, шуточное определение слова, связанного со школьной жизнью. Ваша задача – быстро, на счёт «раз, два, три», назвать это понятие. У вас есть подсказка – слово начинается с той буквы, которую вы вытащили. Каждый верный ответ – 1 балл.

Конкурс 1. Вспомним слова. (слайд 6)

А. Буквы, построенные для переклички (алфавит)

Б. То, что учат писать «тонким перышком в тетрадь» (буквы)

В. Математическое действие, происходящее с карманными деньгами ученика, покупающего булочку в школьном буфете (вычитание)

Г. Новый учебный предмет, который вы начнете изучать в этом учебном году (география)

Д. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками (доска)

Е. Официальное название отметки, которая стоит «колом» (единица)

Ж. Коллективное досье, которое составляют учителя на учащихся каждого класса (журнал)

З. Если непосильная, то безответная (задача)

И. Та, что рождается в споре (истина)

К. Лучшее, но очень короткое время в жизни учеников и учителей (каникулы)

Л. Традиционное построение учащихся для церемониала подведения итогов четверти (линейка)

М. Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел)

Н. Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив «двойку» (нос)

О. Время года, когда начинается новый год для учеников (осень)

П. Дедушка современных ученических рюкзаков (портфель)

Р. На стене висит, сколько и каких уроков говорит (расписание)

С. Единственное место в школе, где ученикам разрешают прыгать, бегать и скакать (спортзал)

Т. Минус в русском языке (тире)

У. Можно приготовить, да нельзя съесть (уроки)

Ф. Школьный предмет, который и летом продолжается на стадионах, дворовых площадках, в лагерях отдыха (физкультура)

Х. Ученик, нарушающий дисциплину и порядок в школе (хулиган)

Ц. Их называют арабскими, хотя впервые появились в Индии (цифры)

Ч. Антикварная письменная принадлежность (чернильница)

Ш. Учреждение, куда принимают неграмотных (школа)

Щ. Брат меньший, которого нельзя привести на урок (щенок)

Э. Испытание, которое проходит каждый ученик по окончании школы (экзамен)

Ю. Пользователь компьютера (юзер)

Я. Ученик, который на всех жалуется учителю (ябеда)

Второй конкурс называется «Угадай слово» (слайд 7)

Я зачитываю определение некоторого предмета, связанного со школой. Отвечают все команды на счет «три». Ответ вы пишите на подготовленных листах. На его обдумывание дается 15 секунд.

1. Этот предмет получил своё название из-за листков, сложенных вчетверо. (Тетрадь. «тетрадос», что как раз и значит «чет-вёртая часть», а «тетра» - четыре).

2. Какой природный материал был самой первой краской? Она бывает разной: желтая, красная, зеленоватая, белая, голубая. (Глина. ).

3. Это слово переводится с латинского как «перохранилище» ). (Слово «пенал» произошло от латинского слова «пенна» - перо, то есть пенал – это «перохранилище»).

4. Древний римлянин сказал бы, что это белая доска. (Альбом. По-латыни «альбум» - белая доска).

5. Это слово произошло от названия самой яркой звезды в созвездии Большого Пса – Сириус. Она появляется на небосводе в самый разгар лета, 26 июля по нашему календарю звезды. ( «Каникулы» «Каникулой» и называли когда-то Сириус ).

Третье испытание нашего экзамена – «Блеф-клуб» (слайд 8)

Слово «блеф» означает «выдумка; ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо». Я буду сейчас задавать вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Задача игроков – определить, верно ли утверждение или это всего лишь блеф. Приглашаю по одному игроку от каждой команды. Вы берете карточки со словами «Да» и «Нет». По моей команде поднимаете карточку со своим ответом. Правильный ответ – 1 балл.

1. Самая толстая кожа у слона (нет, у бегемота).

2. самое маленькое сердце из всех крупных хищников имеет медведь (нет, лев)

3. Тигры бывают белыми (да)

4. На зиму пингвины улетают на север (нет, пингвины не умеют летать)

5. Пчела имеет 5 глаз (да)

6. Если пчела ужалит кого-нибудь, то она погибает (да)

7. Лошади могут не ложиться в течение двух месяцев (да)

8. Кит всю жизнь не спит (да)

9. Крокодил плачет от жалости к своей жертве (нет, он выводит со слезами излишки соли)

10. Пергамент – первый изготовленный материал для письма (нет, папирус)

11. Затонувший в 1912 году корабль «Титаник» принадлежал США (нет, Великобритании)

12. В Египте «Приключения Шерлока Холмса» А.Конан-Дойла выпускаются как учебное пособие для полицейских (да)

13. Буква «О» чаще других встречается в языках народов мира (нет, буква «А»)

14. Утром люди выше ростом, чем вечером (да)

15. На Северном полюсе холоднее, чем на Южном (нет)

16. Самый распространенный на Земле овощ – картофель (нет, капуста)

Четвёртый конкурс – «Русский алфавит» (слайд 9)

Вы помните все буквы русского алфавита? Сейчас проверим. Вам нужно прочитать фразу, которая записана на карточке. Время – 3 минуты.

Фраза:

QWУSVМN LVДRАJ ZСIVМWGКLАЕSWЛVSGКIJGZА, FQЧLТSVО WБILРNАSТ VСR СQZЕQСLWТSРIОZЙ.

(Ум да смекалка, что брат с сестрой)

Пусть ум и смекалка помогают вам в учебе.

Вы все славно потрудились

И победы все добились.

И поэтому сейчас

Подарок получит каждый из вас.

/вручение призов/

(слайд 10)

Вот и всё, наступила пора,

Ждёт вас в школу дорога с утра.

Вас теперь будет звать на урок

Вечно юный и звонкий школьный звонок!

Получайте расписанье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе"

Как создать воспитательную систему в классе?С чего начать?Какое направлениеи считать приоритетным?.......

Программа воспитательной работы с классом "Мы вместе" (10-11 класс)

программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2010-2016г. для обучающихся 5-9 класса

Цели и задачи программы- Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.- Формировани...

ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» на 2012-2016 г. для обучающихся 5-9 класса

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский...

Рабочие программы по физике 7-9 классы, 10-11 классы, план воспитательной работы 6 класс

Рабочие программы по физике для учащихся 7-9 классов ( учебники авт. А.В. Перышкин), для 10-11 классов ( учебники авт. В.А.Касьянов) - базовый уровень (2 ч.в нед.)...