«Учим самостоятельно, читаем с листа»
классный час на тему
Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Очень часто учащиеся даже старших классов плохо ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормозит развитие учащихся, понижает интерес к занятиям музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «САФОНОВСКАЯ ДШИ №1» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА Тема: «Учим самостоятельно, читаем с листа» Преподаватель: Егорова Светлана Васильевна 2016г. |
КЛАССНЫЙ ЧАС
21.09.2016г.
Тема: «Учим самостоятельно, читаем с листа»
Цель: Формирование навыка самостоятельного разбора и чтения нотного текста.
Задачи: - развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать умение вдумчиво и аналитически разбирать музыкальное произведение, определять его содержание и форму;
- развивать навык быстрого чтения нотных знаков, аппликатурных, динамических и агогических указаний, метроритмической структуры;
- развивать внутренний слух;
- анализировать свое исполнение;
- расширять музыкальный кругозор.
Целевая аудитория: учащиеся класса фортепиано преподавателя С.В.Егоровой, родители учащихся.
Преподаватель: Егорова Светлана Васильевна
Оборудование: класс для занятий, музыкальные инструменты, музыкальное лото, нотная литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Очень часто учащиеся даже старших классов плохо ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормозит развитие учащихся, понижает интерес к занятиям музыкой. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, обогатить репертуар, следовательно - быстрее развиваться.
Развитие навыка чтения нот с листа должно начинаться с первого года обучения, и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.
Основной задачей при этом должно стать обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора.
В первую очередь следует научить ребёнка быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных, они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Необходимо объяснить ребенку, что и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Чтобы ребенок прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре, необходимо как в классе, так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре сразу в двух ключах, потом читать ноты со знаками альтерации.
Чтобы закрепить полученные знания, запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные знаки, можно использовать музыкальное лото (карточки с нотами в скрипичном и басовом ключах, с длительностями нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики). Ребенок должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения.
Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа.
У опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «легкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммаобразные пассажи, аккордовые структуры и т.д. Ко всему этому мы должны приучать ребенка с первых уроков.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции необходимо вырабатывать аппликатурную реакцию на вертикальные комплексы - интервалы, аккорды.
В основе современной методики занятий чтения нот с листа лежит принцип «вижу-слышу-играю»:
- Вижу - восприятие нотного текста во всех проявлениях
- Слышу - способность услышать нотный текст до прикосновения к клавиатуре инструмента (внутренний слух)
- Играю - стремление к художественному исполнению.
Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно.
Анализ произведения на начальном этапе обучения сводится к элементарным понятиям: прежде всего, следует определить метр и тональность. Необходимо обратить внимание ребёнка на все случайные знаки, на обозначение темпа, встречающихся штрихов, что даёт возможность предварительно определить характер произведения. Разобрать предварительно встречающиеся ритмические формулы, проанализировать фортепианную фактуру: аккордовая, позиционная, гаммаобразная, репетиционная, арпеджированная и т. д.
Одновременно, со зрительным определением нотного текста, чрезвычайно существенна способность ученика услышать без инструмента эту нотную запись, ощутить ее реальное звучание, что возможно лишь при наличии развитого внутреннего слуха.
Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а является результатом систематической тренировки. Для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа, необходимы, прежде всего, систематические занятия: практика показывает, что после продолжительного перерыва в чтении с листа дальнейшие занятия в этой области временно затрудняются.
Чтением с листа следует заниматься самостоятельно в ежедневном порядке по 10 минут. При регулярном чтении с листа у учащихся вырабатываются навыки читать музыкальное произведение, ориентируясь часто на его графический рисунок.
Для проведения занятий по чтению нот с листа существенное значение имеет выбор репертуара. В начальном периоде обучения рекомендуется использовать произведения с несложным сопровождением, в медленных темпах; мелодическая линия не должна иметь больших скачков. Можно использовать произведения, в которых мелодия прерывается паузами или остановками. Учащимся старших классов рекомендуется подбирать более сложный репертуар.
Формирование навыка самостоятельного разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка. Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста. Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
I этап: Проходит в форме концерта, учащиеся исполняют произведения, разобранные и выученные самостоятельно.
Программа:
- Полина Катя - Т.Симонова «Соловей»
- Голованов Андрей – К Черни - Гермер – Этюды № 5,6
- Полещук Кирилл – Г. Гладков Песенка кота Леопольда
- Сергеенков Никита – С. Майкапар «В садике»
- Барбасова Маша – Х. Хагагортян «Игра в лошадки»
- Цветкова Настя – И. Корнелюк «Город, которого нет»
- Акулиничева Саша – Н. Рота – Мелодия
8. Сергеенкова Настя – Вечная любовь из репертуара Ш.Азнавура
После выступления учащиеся обсудили и проанализировали свою игру и игру своих товарищей, отметив удачные выступления и не очень удачные. В ходе обсуждения учащиеся учатся рассказывать о музыке, анализировать исполнение музыкальных произведений.
II этап. Преподаватель раздаёт детям пьесы, которые они должны прочитать с листа. Даётся время на зрительный анализ текста и подготовку (без инструмента) к исполнению пьесы. Затем дети поочередно подходят к инструменту, рассказывают всё о заданной пьесе, для учащихся младших классов возможен рассказ с помощью вопросов, задаваемых преподавателем:
- как называется пьеса?
- какой темп?
- есть ли какие-нибудь ремарки, раскрывающие характер произведения?
- какая тональность, размер, есть ли затакт?
- какие основные длительности или ритмические структуры?
- какие штрихи (приёмы игры) встречаются в пьесе?
- какие динамические оттенки в пьесе, каким звуком нужно её исполнять?
- есть ли случайные знаки в тексте, и какие?
После подробного анализа пьеса исполняется учеником в среднем темпе, желательно без остановок.
Программа:
- Полина Катя - Чтение с листа: Т. Симонова – «Подарок»
- Голованов Андрей – Чтение с листа: А.Гедике Этюд
- Полещук Кирилл - Чтение с листа: Т.Симонова Колыбельная,
- Сергеенков Никита – Чтение с листа: Т.Симонова «Гуси»
- Барбасова Маша – Чтение с листа: Н.Кувшинников Этюд
- Цветкова Настя - Чтение с листа: Т. Симонова «Приключение»
- Акулиничева Саша – Чтение с листа: Д. Кабалевский «Шуточка»
- Сергеенкова Настя – Чтение с листа: П. Чайковский Танец маленьких лебедей
Преподаватель проанализировал игру детей и указал на необходимость систематического чтения с листа во время домашних занятий.
Если дети примерно одного уровня, можно устроить маленький конкурс: кто лучше читает с листа.
III этап. Проверка знания музыкальных итальянских терминов.
Учащиеся выписали все музыкальные термины, динамические оттенки, встречающиеся в изученных за полгода произведениях. С учащимися младших классов проверка проводится в форме игры. Преподаватель раздаёт карточки «Музыкального лото» учащимся, на карточках написаны необходимые термины и динамические оттенки. Преподаватель в роли ведущего называет значение того или иного музыкального термина, учащийся, у которого есть данная карточка, поднимает её вверх. Остальные учащиеся проверяют: правильная карточка или нет.
Проверка знания музыкальных терминов у учащихся старших классов проводится по нотам изученных произведений. Каждый ученик рассказывает о значении того или иного музыкального обозначения, встречающегося в его изученных произведениях.
IV этап. Подведение итогов. Выставление оценок за все виды работ.
Использованная литература:
- Алексеева М.В. Методика чтения нот с листа. - М.: 1966.
- Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л. Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960.
- Гитлиц В. О чтении с листа.
- Гофман И. Фортепьянная игра. Вопросы о фортепианной игре. – М.: 1961.
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: 1961.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для преподавателей. – М.: 1997.
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как учить ребенка читать
Как помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма и какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?...
Конспект урока по теме "Учимся выразительно читать"
План-конспект урока во 2 классе по теме "Учимся выразительно читать"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186729-1358968198.jpg)
Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»
Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...