Рабочая программа кружка "Я - Гражданин"
рабочая программа на тему

Чернова Юлия Евгеньевна

Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность учеников школы от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_1.docx44.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Я – гражданин России»

на 2016-2017 учебный год

 1,2,3 группа продленного дня

количество часов во втором полугодии –

 95 часов,

в неделю -  5 часов

Руководитель кружка Чернова Ю.Е.

Пояснительная записка

Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность учеников школы от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Во многом это связано со стремительно меняющейся системой ценностей, их переосмыслением. Этому пути можно противостоять, активно воздействуя через «просвещение» на возрождение национальных ценностей.

Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.

Во все времена патриотизм, духовная зрелость, нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной основой прочности государства. 

Достаточно обратиться к истории нашей страны, чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее. Российскому историку С.М.Соловьеву принадлежит очень точно сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и также уважения у ее соплеменников».

Этот вывод нашего соотечественника актуален и сегодня. 

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно с этой целью создан кружок «Я – гражданин России».

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это не какая-то единичная политическая акция, а сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу свой Родины. А потому главная задача кружка «Я – гражданин России» позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и гражданское воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности. 

Программа кружка "Я - гражданин России" составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования", установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Кружок «Я – гражданин России» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыражаться, он ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей

Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 1-3 классов и включает: изучение истории России, края, города в ходе работы с историческим материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.

Занятия проводятся в форме бесед, игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных и торжественных мероприятий.

На занятиях кружка подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.

Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.

Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.

Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.

В ходе работы кружка будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

  •  повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  •  развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • формирование у учащихся ответственности, гражданской  активности, стремления к самореализации;
  •  воспитание толерантности;
  • формирование чувства гражданского долга;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

  • Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  • Гражданско –правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

  1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; Вахта Памяти - почетный караул у памятника погибшим воинам, над которым шефствует наша школа; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении).
  2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
  3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
  4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе ориентирована на патриотическое и гражданское воспитание личности. Повышение уровня гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшим, милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи – вот такими качествами должен обладать юный гражданин России. И тогда он будет востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие.

Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть –патриот России.

Новизна программы кружка «Я – гражданин России» заключается в том, что патриотизм как качественное образование личности проходит через формы убеждений, утверждается в сознании воспитанника, и реализовывается в деятельности.



Модель “ Патриота России”

http://festival.1september.ru/articles/509971/img2.gif

Кодекс нашего кружка:

«У нас нет запасной родины – только Россия»

В отношении к людям - это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.

В отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности.

В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность.

В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.

В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, истории и культуре своего края.

План работы кружка «Я – гражданин России»

Учебно-тематический план и содержание деятельности

п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Всего занятий – 95 часов.

82

13

Часть 1. Я гражданин и патриот России. 7 часов

1

Что означают слова «патриот» и «гражданин», «права» и «обязанности»

2

2

Официальные символы России

2

 1

3

Неофициальные символы России

 1

1

Часть 2 . Отечество. Защитники Отечества. 20 часов

1

 Кто такие защитники Отечества.

2

2

 История праздника 23 февраля

1

3

Дети войны. Пионеры-герои.

3

4

Подвиги животных в тяжелые для России времена

1

5

Богатыри – защитники Отечества

1

6

Женщины – защитники Отечества

1

7

« Дни воинской славы»

Из истории праздника. Беседа и просмотр фильма о блокаде Ленинграда.

2

8

«Герои России»

Подготовка лекторской группы по теме «Герои России»

Проведение беседы о героях России в начальной школе

3

3

9

Беседа «Сталинградская битва»

2

10

Урок мужества

1

Часть 3. Наш край и город в истории России, 25 часов.

1

Понятие “ Малая Родина”.

1

 

2

Место края в истории России.

2

 

3

Общая характеристика Ставропольского края:

А) климат;
Б) памятники природы;
В) растительный мир;
Г) животный мир;
Д) население.

 1

4

История моего города «С чего все начиналось?»

2

 

5

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой края. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

6

 2

6

Загадочный мир названий. Их именами названы улицы.

4

 

7

«Подвигу народа – жить в веках!»

Сбор материала о военной жизни края, села в годы ВО войны. Выступление с презентациями.

 

4

8

Герои города ессентуки

3

Часть 4. В час великих испытаний,  35 часов.

1

«Помнит вся Россия про день Бородина…»

2

2

«Слава российского флота»

2

3

Величие подвига народа – победителя в В.О.в.

2

 

4

Мемориал Вечный огонь

1

 1

5

Помощь в тылу

2

 

6

… Это нужно не мертвым, это нужно живым.

 2

7

Полководцы победы

5

8

Песни великой отечественной войны

2

9

Военная техника периода войны

2

10

Дорогая моя столица

2

11

Города  герои

3

12

Интернет-путешествия по городам-героям и местам великих битв

3

13

Просмотр и обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне

5

14

Тимуровское движение в наши дни

1

Часть 5. Обобщение и подведение итогов работы за год. Я и моё отечество, 8 часов

1

Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов.

2

2

Конкурс рисунков «Служу России»

1

1

3

Мы против терроризма

1

4

Диспут «За что любят Родину?»

1

5

Обобщающие занятия. Кем быть и каким быть?

2

 

Список литературы:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2011, №7.
  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2014.
  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2016.
  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2016.
  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.– М,: «ТЦ Сфера», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Я -Гражданин"Внеурочная деятельность по ФГОС.

Программа Я -ГРАЖДАНИН. внеурочной деятельности по ФГОС.Предназначена для учащихся 5-6классов.Программа составлена в целях гражданского воспитания школьников .Включает в себя как теоретическую та...

Рабочая программа кружка «Я – гражданин». 5 класс (Внеурочная деятельность)

laquo;……вопрос о патриотическом воспитаниимолодёжи – это разговор о самом главном:о  ценностях,  о  нравственных  основах на которых   мы  можем...

Рабочая программа кружка "Гражданин России"

Программа составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, содержит календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я - гражданин»

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; воспитание и социализа...

Рабочая программа "Я гражданин России"

программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Я-гражданин России", 8 класс.

Рабочая прорамма по внеурочной деятельности по направлению "Я-гражданин России", 8 класс....