Рабочая программа кружка «Я – гражданин». 5 класс (Внеурочная деятельность)
материал (5 класс) на тему

Маруфи Денис Вячеславович

«……вопрос о патриотическом воспитании

молодёжи – это разговор о самом главном:

о  ценностях,  о  нравственных  основах на

которых   мы  можем  и   должны   строить

 нашу жизнь, воспитывать детей, развивать

общество,   в   конечном   итоге  укреплять 

                          нашу страну».

                                                            В. В. Путин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx31.89 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx29.13 КБ
Файл literatura.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план по реализации программы

гражданско - патриотического воспитания в 5 классе (2017 – 2018 учеб. год.)

п/п

Тема занятия.

Колич.

часов

Направление

Основное содержание, термины и понятия.

Оборудование.

 Дата проведения

урока.

по

плану

по

 факту

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел – I. Наше государство – моя Родина. (7 ч.)

1

О государстве Российская

Федерация. (с историческим экскурсом.)

     

1

Гражданско- патриотичес-кое. Социально – патрио-тическое.

Государство Российская Фе- дерация, субъекты Российс-кой Федерации. Многонацио-нальное государство. Мощь и богатство нашей страны в единстве территорий и наций  Понятия: толерантность, кон-фессии, Республика, край, область, район, Конститу-ция, Русь, русы, Родина, От-чизна.

Политическая карта Российской Федерации. Подборка пейзажев Р.Ф

Компьютер, телевизор, флешка.

2

 Малая и Большая Родина.

(с историческим экскурсом.)

1

Гражданско – патриоти-ческое, историко – крае-ведческое.

Малая Родина – отчий дом, деревня, город, область, край. Большая Родина – многона –циональное, многоконфесси-ональное государство с еди-ной отчизной, единым наро-дом обеспечивающим безо-пастность страны, всех наций и народностей, процветание нашей общей Большой роди-ны. Понятия: Малая Родина, Большая Родина, конфесии.

Подборка слайдов с портретами героев воин и героев труда с фотог-рафиями достижений и побед народа России. Пейзажи. Телевизор, компьютер.

3

4

5

Символы нашего государст-ва: герб, флаг, гимн Российс-кой Федерации. (с историчес-ким экскурсом).

3

Гражданско- патриотичес-кое.

 Экскурс в историю госу-дарственных символов Рос-сии. Герб, флаг, хоругви, знамя, эмблема, геральдика ,гимн, символ,

Подборка слайдов с изображениями преж-них и современных государственных сим-волов России. Телеви-

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Андреевский флаг.

зор, компьютер, запись гимнов.

6

Государственная власть в России.

(с историческим экскурсом).

1

Гражданско- патриотичес-кое, историко – краевед –ческое.

Государственная власть, ви-ды власти.

 Понятия: Великий князь, князья удельные, воеводы, рать, царь, император, прези-дент, Государственная дума, принцип выборности, вече, избирательная компания.

Рассказ учителя. Беседа по вопросам. Портреты наиболее выдающихся князей, царей, импера-торов и представителей Государственной влас-ти Р.Ф. Компьютер, телевизор, флека.

7

Викторина . «Наша Родина

-Российская Федерация».

1

Гражданско- патриотичес-кое.

Повторение и закрепление знаний, понятий и терминов.

Подборка заданий для двух команд. Приз по-бедителям.

Раздел II. О человеке, граждане и патриоте. (4 ч.)

8

«Индивид и обыватель, граж-данин и патриот – в чём раз –личие?».

1

 Духовно – нравственное. Социально – патриоти-ческое. Гражданско пат-риотическое.

Что делает индивида челове-ком и гражданином госу –дарства. Общечеловеческие и гражданские ценности.

Понятия: индивид, индиви –дуальность, личность, граж-данин, патриот, обыватель, общественное благо, труд.

Школьная лекция. Воп-росы для беседы.

9

Права человека и граждани-на.

1

Гражданско- патриотичес-кое. Гражданско – право-вое.

О конституционных правах человека и гражданина. Лич-ные права, политические, социально – экономические и культурные права. Обязан-ности личности закреплён-ные в Конституции.

Понятия: гражданин, право, обязанности, закон, Конс-титуция.

Слайды с выдержками из Конституции Р.Ф.

Вопросы для беседы.

10

Большая забота о маленьких детях.

1

Гражданско потриотичес-кое. Духовно – нравствен-ное.

Знакомство с основными по-ложениями о правах ребёнка в современном обществе семье. О роли подростка в семье, о заботе государства о здоровье и образовании детей, о том, что у ребёнка,

Выдержки из Конститу-ции, из Всеобщей дек-ларации прав ребёнка.

9        

1

2

3

4

5

6

7

8

как и у взрослых существуют не только права, но и обя-занности перед  семьёй и обществом. О государствен-ной поддержке прав ребёнка.

Понятия: декларация, закон, положение, документ, социа-льная служба.

11

Права и обязанности школь-ника.

1

Гражданско- патриотичес-кое. Духовно – нравствен-ное.

Ознакомление с уставом шко лы, правами и обязанностями школьника.

Фрагменты из Устава школы. Правила пове-дения школьника. Под-борка вопросов для бе-седы.

Раздел 3. Мир семейного очага. (3 ч.)

12

Моя семья- моё богатство.

1

Духовно – нравственное. Социально – патриоти-ческое. Гражданско - пат-риотическое.

О значении семьи в общест –ве, о роли семьи в сохране-нии рода человеческого, в воспитании молодого поко-ления.  Современные семей-ные трдиции. Семейный аль-бом. Семейные праздники. Семейная культура.

Исторический экскурс  в историю семьи. Сообщения ребят о традициях  своей семьи, об участниках  членов семей в ВОВ. Выдержки из семейного права. Семейные фотографии из семейных альбомов семей учащихся

13

Как жить подростку в мире с родителями.

1

Социально – патриоти-ческое. Гражданско - пат-риотическое.

Рассказ учителя о причинах конфликтов подростков в семье. О стремлении родите-лей подготовить своего ре-бёнка к самостоятельной жизни, к самообслуживанию, к ответственному отноше-нию к порученному делу, как побороть детскую лень, приучить к труду, приучить жить по возможностям семьи, забота о получении ребёнком образования и специальности в соответст-вии с знаниями. О том, к чему

Информация учителя по теме. Подборка приме-ров нарушения прав членов семьи подрост-ками, флэша с фраг –ментами из передачи «Суд несовершеннолет-них». Телевизор, ком-пьютер.

10

1

2

3

4

5

6

7

8

может привести необдуман-ный протест ребёнка.

 Понятия : Родительский долг детская лень, конфликт, разумная строгость, родите-льская любовь.

14

«Международный женский день 8-е Марта.»

1

Духовно – нравственное. Социально – патриоти-ческое.

Классный час с приглаше-нием мам. Праздничный кон-церт для мам. Поздравление мам и девочек.

Сценарий мероприятия. Подборка стихов посвя-щенных маме и женщи-нам для конкурса чте-цов, подборка песен, сочинённых ребятами о любви к маме, изготов-ление детьми позрави-тельных открыток для мам и девочек.

Раздел 4. Здоровый образ жизни. (5 ч.)

15

Здоровый образ жизни шко-льника.

1

Духовно – нравственное. Социально – патриоти-ческое. Гражданско - пат-риотическое.

Беседа о состоянии здоровья современных детей, о сла-гаемых здорового образа жизни. Долголетие. А.В. Су-воров и здоровый образ жиз-ни. Спорт и здоровье. Здоро-вый народ – здоровое госу-дарство.

Таблица. Текст рассказа о распорядке дня юного А.В. Суворова.

16

-17

-18

Мешают жить нам вредные привычки.

3

Духовно – нравственное.

1- Беседа о вреде курения для молодого растущего организ-ма.;

2- О вреде энергетических и спиртных напитков;

3- наркомания ведёт к потере здоровья и деградации лич-ности.

Информация учителя. Вопросы для диспуту по каждой теме. Правила безопасности жизни. Как нужно вести себя, чтобы не поссорится и не попасться на «сла-бо».

19

 Здоровые и образование граждане – основа мощи и процветания Родины, залог благополучия народа.

1

Гражданско – патриоти-ческое.

Забота государства о здо-ровье народа. Почему здо-ровье и образование граждан является основой мощи и процветания Родины, зало-гом благополучия и безо-

Рассказ учителя о важ-ности образования и здоровья народа. Беседа по вопросам.

11

1

2

3

4

5

6

7

8

пасности народа страны. От кого зависит экология приро-ды.

Понятия: экология, сознате-льность.

20

Экология – залог здоровья человека и природы.

1

Духовно – нравственное.

Гражданско – патриоти-ческое.

Об экологических проблемах и экологических программах. О бездумном и безответст-венном отношении человека к природе, о влиянии эколо-гических проблем на здо-ровье человека, животного и растительного мира.

Рассказ учителя, под-борка вопросов для беседы с ребятами. Памятка с правилами экологии для учащихся.

Телевизор, компьютер, флэшка с фотографиями результатов нарушения  экологии.

21

В защиту братьев наших меньших.

1

Духовно – нравственное.

Морально - нравственное.

О защите животных и гуман-ном отношении к ним. Кто такие живодёры и чем они опасны для общества. Зконы Р.Ф. на защите животного мира. Жестокость по отноше-нию к слабому – факт сла-бости мучителя.

Рассказ учителя о необ-ходимости гуманного отношения к животно-му миру. Выдержки КОАП Р.Ф. ст. 8.35 – о наказании и за унич-тожение животных на-ходящихся  под угрозой уничтожения; УК Р.Ф.  ст. 258 – наказание за незаконную охоту. На рассмотрении Госу-дарственной  Думы за-кон о наказании живо-дёров и мучителей жи-вотных.

Раздел 5. Листая страницы воинской славы России. (7 ч.)

22

На Куликовом поле бой. Дмитрий Донской. (8.09.1380 год).

1

Военно – патриотическое;

Гражданско – патриоти-ческое.

О монгольском иге на Руси. Причинах ига. Об объедине-нии русских князей вокруг Москвы. О том, что в единст-ве народа княжеств достиг-нута сокрушительная победа над Ордой. О героях Кули-

.  

Рассказ учителя, прос-мотр фильма «Дмитрий Донской». Телевизор, компьютер. Флэшка с фрагментами из доку-ментальных и худо-жественных фильмов.

12

1

2

3

4

5

6

7

8

ковской битвы.

Понятия: Княжеские усоби-цы Чингисхан, Батый, Ма-май, Дмитрий Донской, рать, сторожевой полк, передовой полк, фряжская пехота, иноки – богатыри: Пересвет, Ослябля. Богатырь Челубей

23

Александр Невский. Ледовое побоище  в апреле 1242 года.

1

Военно – патриотическое;

Героико – патриотическое.

Рассказ учителя, об А. Невс-ком, о победе над немецкими и датскими рыцарями в 18.04. 1242 г.  на Чудском озере.

Понятия: дружинники, опол-чение, крестоносцы, релеги-озные ордена крестоносцев.

Карты битв: «На Неве, 1240 г.», «Ледовое по-боище». Фрагменты из фильма «Александр Невский». Телевизор, компьютер, флэшка с фрагментами фильма.

24

Победа сохранившая Святую Русь в 1612 году.

1

Военно – патриотическое;

Героико – патриотическое.

Духовно – нравственное.

Об освобождении Москвы силами народного ополчения от польских захватчиков. Персоналии и понятия: Сму-та, бояре, Василий Шуйский, Сигизмунд IV, Кузьма Ми- нин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, митрополит, гетман, шляхта, семибояр-щина.

 Портреты: Кузьма Александрович Минин, Дмитрий Иванович По-жарский, Сигизмунд IV, Василий Шуйский

25

76 лет битвы под Москвой.

1

Военно – патриотическое;

Героико – патриотическое

        

Рассказ учителя о целях фа-шистской операции «Тай-фун»,об осадном положении Москвы, оказавшейся приф-ронтовым городом. О параде 7 ноября на Красной площа-ди и уходе на передовую; о самоотверженной борьбе с врагом Красной Армии, населения Москвы и Подмосковья. О Зое Космодемьянской 4-5 де –кабря  наступление немцев

Подборка фотодоку-ментов по теме: «Обо –рона Москвы».

Телевизор, компьютер, флешка.

13

1

2

3

4

5

6

7

8

26

Первая победа молодого Рос-сийского флота. (Гангут 27.   07.1714 год)

1

Историко – патриотичес-кое.

Военно – патриотическое.

полностью остановилось.О первой в истории России морской победе русского флота под командованием Петра –I над шведами.

Понятия: галерный флот, па-русный флот, морская держа-ва, империя, «виктория !»- (победа).

Портреты: Петра – I, шведского короля Кар-ла – XII. Фрагменты из фильма «Россия Моло-дая». Телевизор, ком-пьютер, флэшка с ил-люстративными мате-риалами.

27

Памятники войнам истории ВОВ в Московской области.

1

Военно – патриотическое;

Историко – краеведческое.

Беседа о памятниках ВОВ в Москве и Московской облас-ти.

Рассказ учителя, теле-визор, компьютер, флэшка с видами памят-ников.

28

Викторина. «Воинская слава Россия».

1

Военно – патриотическое.

Учащиеся закрепляют зна-ния, понятия, имена просла-вивших Россию, героев и исторических деятелей, ос-новные даты событий свя-занные с победами России.

Подборка вопросов и заданий к викторине. Подборка портретов прославивших Отечест-во полководцев и героев сражений. Телевизор, компьютер, слайды, флэшка.

Раздел 6. Культура и традиции народов России. (5 ч.)

29

-30

Жемчужины российских про-мыслов.

2

Духовно – нравственное;

Историко – краеведческое;

Социально - историческое

Золотая хохлома. Посадские платки Павловского Посада, Дымковская игрушка, Жос-товские расписные поддоны, Тульские самовары, Воло-годские кружева.

Заранее подготовлен-ные проекты ребят. Подборка слайдов с образцами изделий. Компьютер, телевизор.

31

Национальные традиции на-родов Российской Федера-ции.

1

Духовно – нравственное;

Социально– историческое;

Историко – краеведческое.

Традиционный народный праздник Русских, украин-цев, белорусов; татарские праздники; чувашские народ-ные праздники; мордовские народные праздники.

Понятия: масленица, Креще-ние, Яблочный спас. Паронь пондома, Роштовань кудо, татарский новый год, Нарту-

Вступительное слово учителя, о традицион-ных праздниках наро-дов России.

За ранее подготовлен-ная информация ребят:

1) о праздниках рус-ских, украинцев, бело – русов;

2) о праздниках чува-шей;

14

1

2

3

4

5

6

7

8

ган, Айван, Сурхури, Нар-тукан.

3) Мордовские народ-ные праздники;

4) Татарские народные праздники.

32

Традиционный русский пра-здник «Кузьминки».

1

Духовно – нравственное;

Историко – краеведческое;

Культурно – патриотичес-кое.

Рассказ об истории праздни-ка провода осени и встречи зимы, о начале работ свя-занных с домашними делами на посиделках Кузьминки, ко-торые по завершению работ переходили в игры, шутки и танцы, песнопения.

Понятия: прялка, веретено,    светлица, сыпчина, потче-вать,   частушки.                                                                                                                        

Сценарий мероприятий Подборка частушек, пе-сен, игр принятных на посиделках «Кузьмин-ки».

33

Пришла Коляда – отворяй ворота.

1

Духовно – нравственное;

Историко – краеведческое;

Культурно – патриотичес-кое.

О рождественских посидел-ках на Руси. Рождество, кре-щение, Святки, коледование.

Сценарий мероприятий Подборка народных пе-сен, загадок, например: фильма «Вечера на хуторе близь Диканки».

Компьютер, телевизор.

34

Резервный урок.

1

Итого.

34

15



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     «……вопрос о патриотическом воспитании

молодёжи – это разговор о самом главном:

о  ценностях,  о  нравственных  основах на

которых   мы  можем  и   должны   строить

 нашу жизнь, воспитывать детей, развивать

общество,   в   конечном   итоге  укреплять  

                          нашу страну».

                                                            В. В. Путин.

     Данная рабочая программа по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования, на основе документа: Письма Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС», а также опираясь на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Р.Ф. на 2006 – 2010 годы», М., 2006 г.

     Проблема духовно – нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.  Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий как совесть, честь, долг человека и гражданина, привели к негативным последствиям в обществе, таким как социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, уклонение от военного долга, потеря позитивной мотивации  к учению.

       Актуальной темой для нашей страны, для народов России является тема гражданственности и патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его пробудить, создать условия, чтобы эти зёрнышки проросли и окрепли в нём, и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить свой многонациональный народ и своё Отечество. Это чувство нужно растить и воспитывать на фактах истории Родины, на примерах самоотверженного труда людей.

     Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. В настоящее время патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами как любовь к Большой и Малой Родине, как уважение семейным традициям, к культурным, моральным и нравственным ценностям своего народа, как готовность выполнять конституционный долг перед Родиной, как соблюдение правовых норм сложившихся в обществе. А именно эти качества личности утрачиваются сейчас в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким – то безликим, далёким для реального понимания  его современными школьниками.  В этой связи, наша задача в школе – позаботится о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, к близким людям, к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.  Далее формирование патриотизма пойдёт через воспитание любви  к Малой родине, к родному краю.  Без чувства Малой родины невозможен рост большого патриотизма к Большой родине.

     Понятие гражданственность предлагает освоение и реализацию ребёнком своих прав

и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, к коллективу школы к родному краю, к Отечеству. Понятие «гражданственность» включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек – общество». Поэтому формируя гражданина, мы, прежде всего видим в ребёнке человека.

       Данная программа определяет основные направления гражданско                                                   – патриотического воспитания обучающихся в 5 классе Северной СОШ. Она охватывает основные направления духовно – нравственного и патриотического воспитания.  В частности:

   • духовно – нравственное;

   • историко – краеведческое;

   • гражданско – патриотическое;

   • социально – патриотическое;

   • военно – патриотическое;

   • героико – патриотическое;

   • спортивно – патриотическое;

   • гражданско – правовое.

      Реализация программы осуществляется в течении 2017 – 2018 учебного года. Программа составлена с учётом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать интерес ученика к самому себе, к своему окружению, к семье, к обществу, к истории своей Родины в прошлом и настоящем.  

       На следующих этапах обучения тематика программы будет расширятся, но направления её сохраняются.

Условия реализации программы.

     Данная программа рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

   

Цели и задачи.

     Главной целью рабочей программы является:  

   • формирование основных идей и освоение идеалов служения Отечеству на примерах исторического прошлого Родины;

   • воспитание гражданина и патриота своей многонациональной Родины, через самосознание, самосозидание школьника;

   • воспитывать чувство долга, чести и достоинства через культуру личности, переживания сопричастности к прошлому и настоящему героической России;

   • развитие нравственной личности через расширение пространства коллективизма, через обретение личного мира ценностей и таких отношений, как готовность к единству народов Российской Федерации, к служению и защите своей Большой Родины.

     Главной задачей программы является:

   • сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов Российской Федерации;

   • формирование духовно нравственных качеств личности;

   • воспитание патриотов Российской Федерации – граждан правового демократическо-го государства, уважающих права и свободы личности, способных проявлять национальную и конфессиональную терпимость, осознающих факт того, что только единство наций и народностей Р.Ф. является гарантом безопасности и могущества нашей единой Родины;

   • формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к обязанностям и долгу семейной жизни;

   • формирование трудовой мотивации и навыков поведения в социуме;

   • формирование социальной и коммуникативной компетентности средствами всех учебных дисциплин;

   • формирование бережного отношения к экологии природы, к жизни человека и животного мира;

   • формирование правовой культуры школьника;

   • помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии;

  • воспитание уважения к закону, к статусу гражданина Р.Ф., к Большой и Малой Родине;

   • расширить кругозор детей, развивать их активность, творчество, воображение;

   • научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия.

 

Содержание курса.

     Раздел 1.  Наше государство - моя большая Родина.

     Что такое государство. Как образовалось многонациональное Российское государст-во. Исторические обстоятельства и внешние угрозы. Мощь, богатство культуры и экономика нашей Родины в единстве территории, наций и народностей населяющих нашу страну.

     Что такое Малая Родина – отчий дом, родная деревня, город, район, область. Большая Родина – большое государство с многонациональным, многоконфессиональным народом, объединённым общей исторической судьбой, стремлением сохранить  свою независимость с единой территорией и экономической системой, скреплённое дружбой, взаимопониманием и общими целями в прошлом, настоящем и будущем. Россияне –единый народ с единой для всех Родиной – Российской Федерацией. Справедливость, равноправие, единство наций и народностей нашей большой Родины гарант её независимости, безопасности, богатства и процветания. Символы нашего государства. Геб, флаг, гимн и их история. Государственная власть в России.  Виды государственной власти на Руси с древних времён и до современности.

   

      Раздел 2.   О человеке, гражданине и патриоте.

  Как первобытный человек стал похож на нас? Человек – дитя природы и член общества.  Что делает индивида человеком? Общечеловеческие ценности.  Внутренний мир человека.  Гражданин, личность, патриот и обыватель – в чём разница.  Вера и не- верие, толерантность.  Добро и зло.  Надо ли становиться добрым человеком? Милосердие – доброе слово.  Что такое порядочность? Зачем людям быть честными.  Права человека и гражданина.  Права и обязанности школьника. Достоинства и недостатки человека. Честь.  Зависть.  Жадность.  Может ли человек жить в полном одиночестве. Общение – высокое умение. Забота общества и государства о маленьких детях и подрастающем поколении.  

     Раздел 3. Мир семейного очага.

Как возникла семья. Моя семья – моё богатство. Значение семьи в обществе. Роль семьи в сохранении рода человеческого. Человек и его семья. Что ожидают от нас родители.

Отношения в семье. Права и обязанности членов семьи.  Как жить подростку в мире с родителями. Мама – самый дорогой человек. Отчий дом - ты школа нравов.

     Раздел 4. Здоровый образ жизни.

      Почему человек болеет. Состояние здоровья современных школьников. Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Спорт и здоровье.   Как А.В. Суворов относился к закаливанию и спорту.  Мешают жить нам вредные привычки. О вреде курения для молодого, растущего организма. О вреде энергетических и спиртных напитков.  Наркомания ведёт к потере здоровья и деградации личности. Как оставаться самим собой и не попадать под дурное влияние. Здоровые и образованные граждане – основа мощи и процветания России, залог благополучия и безопасности народа страны. Экология – залог здоровья человека и природы. О защите природы и животного мира, о гуманном отношении к ним.

     Раздел 5. Листая страницы воинской славы России.     

     Что такое патриотизм. На Куликовом поле бой. Дмитрий Донской. Доблесть русских воинов в сражении. Александр Невский. Ледовое побоище в апреле 1242 г. Достойный отпор датским и немецким рыцарям на Чудском озере 18 апреля   1242 г. Победа сохранившая Святую Русь в 1612 году. Освобождение Москвы силами народного ополчения от польских захватчиков. Первая победа молодого Российского флота  (над шведским военно – морским флотом под командованием Петра – I (Гангут 27.07.1714 года). Признание России морской державой, Российской империей. 76 лет битвы под Москвой. (6.12.1941 – 8.01.1942 годов.) – контрнаступление советских войск под Москвой. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. Самоотверженная борьба Красной Армии, населения Москвы и Подмосковья.  Герои – патриоты битвы за Москву. Памятники военной истории ВОВ в Московской области.  

     Раздел 6. Культурные традиции народов России.   

     Жемчужины русских промыслов: «золотая хохлома», Посадские платки умельцев  Павловского Посада. Дымковская игрушка. Жостовские росписные подносы. Тульские самовары. Вологодские кружева. Традиционные национальные праздники                                                                                                                           народов Российской Федерации. Традиционный русский праздник «Кузьминки». История праздника проводы Осени и встречи Зимы. Рождественский праздник «Пришла Коляда – отворяй ворота».    

   

                               Требования к уровню подготовки учащихся.

   - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

   - владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

   - умение строить рассказ правильно употребляя термины и понятия;

   - умение слышать друг друга и работать в коллективе;

   - выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на :

   - использование элементов причинно-следственного анализа;

   - исследование несложных реальных связей и зависимостей;

   - определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

   - выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

   - осуществление выбора собственного поведения на основе гражданских и нравственных ценностей;

    - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

   - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем, адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

   - объяснение изученных положений на конкретных примерах;

   - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

   - определение собственного отношения к явлениям современной жизни.  

   - формирование своей точки зрения.

Предполагаемые результаты.

     По завершению реализации курса данной программы должны произойти положительные сдвиги в формировании патриотических чувств в сознании ребят по отношению к своей большой многонациональной и многоконфессиональной Родине. Учащиеся должны подойти вплотную к пониманию смысла и ценности человеческой жизни.   Должны задуматься о необходимости уважения прав и свобод, уважения человеческого достоинства каждого гражданина своей необъятной Родины. Учащиеся получат дополнительную информацию для развития способностей к милосердию, состраданию, сопереживанию, доброжелательности и взаимопониманию так необходимых для сохранения стабильности в многонациональном государстве, для обеспечения территориальной целостности государства, для дальнейшего расцвета демократического и гуманистического общества Российской Федерации.

      Реализация программы поможет школьнику познакомится с символами России, их преемственностью, с элементами истории Родины, родного края, познакомит с примерами патриотического поведения людей на различных этапах Российской истории;    с    воинской    славой   страны;   с    жизнью   выдающихся людей России их

жизненными принципами; с историческими памятниками соей страны, края, района,

села; с обычаями и традициями, культурой своей страны, народа, семьи; значительно расширит кругозор пятиклассника.

     Учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

   - определять и объяснять своё отношение к патриотизму, к историческим личностям и событиям, к их оценкам;

   - осознавать историческую обусловленность и мотивацию патриотических поступков людей определённых эпох, оценивать, их исходя из гуманистических установок, гражданских и национальных интересов России и Российского государства в целом;

   - использовать знания о культуре и истории своего народа и других народов в общении с людьми;

   - самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие собственную стратегию поведения с учётом гражданских, правовых и нравственных принципов народов Российской Федерации;

   -  различать причины и следствие событий и поступков, излагать суждения о причинах и следствиях;

   - понимать, что «любовь к Родине» и «патриотизм» - не красивые слова, а движение души реализующиеся в поступках и деятельности истинного гражданина и патриота;

   - осознание того, что в повседневной жизни, как и на полях сражений всегда место подвигу;

   - осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её, группировать и обобщать;  

   - овладевать начальными знаниями и умениями по использованию возможностей интернета в поисках нужной информации, возможностей компьютерной техники для оформления творческих работ;

   - последовательно выстраивать рассказ в устной и письменной форме;

   - овладевать первыми навыками проектной деятельности;

   - раскрывать смысл и значение основных терминов и понятий (государство; многонациональное государство; гимн; герб; флаг; хоругви; патриот; личность; индивид; обыватель; честь; долг; культура; нравственность; здоровый образ жизни; порядочность; гражданский долг; Большая родина; малая родина; семья; человеческие ценности; гуманность; добро; зло; совесть; зависть;  нравственные нормы; традиции; конфессия; конституция; закон; правила жизни в обществе;  школьный устав; права; обязанности; толерантность; справедливость; бескорыстность и др.).                                                                                                                              

 

 



Предварительный просмотр:

Литература.

 1.  Блотина Т.В. «Конвенция   о  правах  ребёнка и  законодательство РФ в вопросах и

      комментариях.», М., 2002 г.

 2.  Бутовилов В.И. и д.р., «Концепция военно – патриотического воспитания молодёжи»

      М., 1998 г.

 3.  Васильева Е.В. «Нравственное  воспитание  учащихся.  5 – 11  классы:   разработки  

      внеклассных мероприятий», Волгоград, Учитель, 2008 г.

 4.  Государственная программа.  Патриотическое  воспитание  граждан  Р. Ф.  на 2006  

      - 2010 годы., М.,2008 г.

 5.  Гражданское   образование   в  современной  школе: Материалы конвенции 4-5 мая

      2000 г. Калуга, 2000 г.

 6.  Закон " Об образовании"

 7.  Закон О днях воинской славы России, от 13 мая 1995 года

 8.  Конституция РФ.

 9.  Конвенция ООН о правах ребёнка. - М.: Семина Л.И., Рудомино, 2001 г.

10. Кочергина Л. Л., «История,   обществознание   5  –  11   классы» / Внеклассные

      мероприятия/, Волгоград, Учитель, 2009 г.

11. Кумицкая Т. М.,   Жиренко О. Е., «Отечество:   гражданское   и   патриотическое

      воспитание», М., ВАКО, 2009 г.

12. Лебедев  О. Е.,   Чепурных  Е. Е., Майоров  А. Н.,   о  соблюдении   прав   детей   в

      образовательных  учреждениях  РФ:  Доклад . 2000. СПб.:  образование - культура,  

      2001 г.

13. Лебедев  О. Е., Золотухина  В. И.,  Кошкина  В.  С.,  Профилактика   правонарушений

       несовершеннолетних; возможности системы образования: Аналитический доклад.

       М.; СПб.; Интеллект - Центр, 2003 г.

14.  Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие - Тульский регион.

       Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2002 г.

15.  Методическое пособие к учебнику "Ответственность за правонарушение", Соколова

       Я.В., М., 1998 г.

16. Настольная  книга  по  патриотическому  воспитанию   школьников. /Методическое

      пособие   школьных    администраторов,   классных  руководителей.  / Составители:

      Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Пашкович А. П., М., Глобус, 2007 г.

17. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их

      прав:   Сборник    нормативных    документов  / Сост.:    Департамент    образования

      Тульской области., Тула, 2001 г.

18. Ростовцева Л. И., Истории о потребностях и его правах., Тула:, Пересвет, 2001 г.

19. Соколов Я.В., Граждановедение., М.:, НВЦ "Гражданин", 2002 г.

20. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В., Ответственность за правонарушение.

      М.:, НВЦ "Гражданин", 2002 г.

21. Стрелова О. Ю.,  Вяземский Е.Е.,  «История  после звонка», / Внеклассная работа

      по истории/, М., Русское слово, 2006 г.

16

 22. Цыганкова Н. И.,  Эрлих О.В.,  Методические   рекомендации  для   организации

       занятий   курса   по   профилактике   употребления   наркотических   веществ   и

       психотропных веществ «Я принимаю вызов» (внеурочная    деятельность  для  5

       класса), М., Русское слово, 2016 г.

    •   Технические средства обучения.

     1.  Телевизор.

     2.  Компьютер.

 

           

             Согласовано                                                                 Согласовано

            Протокол заседания методического                                 Зам. директора по УВР

            объединения                                                                               Л. Р. Митрофанова

             от                     2017 г. №          .                                  «      »                           2017.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Я -Гражданин"Внеурочная деятельность по ФГОС.

Программа Я -ГРАЖДАНИН. внеурочной деятельности по ФГОС.Предназначена для учащихся 5-6классов.Программа составлена в целях гражданского воспитания школьников .Включает в себя как теоретическую та...

Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа.

Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа....

Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность.

Данная программа описывает подход по части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования знаний и умений учащихся....

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

рабочая программ по геометрии 8 класс ( внеурочная деятельность

рабочая программа по геометрии 8 класс ....внеурочная деятельность...

Рабочая программа "Занимательная математика" 7 класс (внеурочная деятельность)

Рабочая программа "Занимательная математика" 7 класс (внеурочная деятельность)...