Актуальность православных нравственных ценностей в воспитании детей и подростков
методическая разработка на тему
"Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_chteniyadokument_microsoft_word_8.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рождественские образовательные чтения
Духовно-нравственные основы воспитания школьников
Актуальность православных нравственных ценностей в воспитании детей и подростков
Головко Марина Михайловна
Воспитатель
МКОУ Купинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ
2017 год
Актуальность православных нравственных ценностей в воспитании детей и подростков
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.
Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели.
Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа.
Понятием "культура" (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.
Понятием "духовность" традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.
В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
Для каждого народа неотъемлемую часть его исторического и культурного наследия составляет национальная религия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями межличностного общения, во многом определяет особенности его национального мировоззрения. Национальная школа не может быть в стороне от национальной религии.
Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, эта религия – православное христианство. Следовательно, православные ценности – это наши национальные ценности, без которых воспитание русского человека будет ущербным. Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни. Это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству. В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями. Добродетели, связанные с отношением к ближнему,- милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др..
Трудности с восприятием системы православных ценностей возникают в результате незнания подлинного смысла терминов. Смирение и послушание – это вовсе не покорность всему. Напротив, православное нравственное богословие определяет смирение и послушание как добродетели, характеризующие свободную личность. Смиренный человек способен понять, что ему в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть способен отличить добро от зла. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность себя ограничить, не давать себе распускаться. Послушание – одна из основных добродетелей, без которой всё в семейной, социальной и государственной жизни рушится. Если глава семьи – муж – не слушает Бога, не живёт по Его законам, если жена не почитает и не слушает мужа, - два непослушных человека не могут вырастить послушное чадо. Вырастая, непослушные дети превращаются в непослушных граждан.
Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков. Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь. В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, её герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями. Он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной Личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. Образ Спасителя настолько велик и одновременно прост, так притягателен. Тайна его личности, его жизни и смерти так глубока, его слова и деяния так полны внутренней духовной силы, так мудры и глубоки, что не могут оставить равнодушными никакого человека, тем более ребёнка.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ, организационной и методической деятельности УО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....
Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.
Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...
"Александровская слобода"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей на основе православных традиций русского народа
Проект направлен надуховно-нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков на основе православной религии. огромный духовно-нравственный потенциал православия используется для формирования...
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...
Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната
В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики...
Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания
Выступление на педагогическом совете...