Внеклассное мероприятие по творчеству Пушкина. Дружба в лирике и жизни поэта.
методическая разработка (5, 9 класс) на тему

Мусаева Наталья Петровна

Литературный урок

по творчеству А.С. Пушкина

“Дружба в поэзии и в жизни поэта”.

Цель урока:

- показать образ поэта-товарища,

- показать влияние дружбы на жизнь и творчество поэта,

- познакомить с лицейскими друзьями Пушкина,

- донести значение дружбы в судьбе людей.

Оборудование: проектор, презентация, выставка книг А.С.Пушкина.

Участники: ведущие и чтецы – обучающиеся 9-х классов.

Аудитория: обучающиеся 5-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медвежье-Озерская СОШ.

Внеклассное мероприятие

по литературе

в 5 классах

по творчеству А.С. Пушкина

“Дружба в поэзии и в жизни поэта”.

Провела учитель русского языка

и литературы

Мусаева Наталья Петровна

Д. Медвежьи-Озера

Декабрь 2018г.

Литературный урок

по творчеству А.С. Пушкина

“Дружба в поэзии и в жизни поэта”.

Цель урока:

- показать образ поэта-товарища,

- показать влияние дружбы на жизнь и творчество поэта,

- познакомить с лицейскими друзьями Пушкина,

- донести значение дружбы в судьбе людей.

Оборудование: проектор, презентация, выставка книг А.С.Пушкина.

Участники: ведущие и чтецы – обучающиеся 9-х классов.

Аудитория: обучающиеся 5-х классов.

Ход урока.

Ведущий. “Пушкин – это наше все”, - сказал Достоевский. Солнцем русской поэзии назвал его Гоголь. Сам поэт свою заслугу видел в том, что пробуждал своей поэзией добрые чувства.

Всей жизнью и творчеством Пушкин утверждал такое благородное чувство как дружба. Дружбу он называл “отрадной звездой”. Для Пушкина не было чувства сильнее и благороднее, чем дружба, не было связи прочнее товарищества. Дружба единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству, для Пушкина являлась святой. Поэт был человеком большой души, искренним, честным. Сойдясь однажды с человеком, он оставался верен ему до конца дней. Когда друзей не было рядом, Пушкин тосковал.

Чтец.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку, -

И пожелать веселых много лет.

Ведущий. 19 октября 1811 года в Царском селе в 20 километрах от Петербурга открылся Лицей для подготовки дворянских детей к государственной службе. Тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. В их числе был двенадцатилетний Александр Пушкин.

Чтец.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь открыл для нас чертог царицын.

И мы пришли.

И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Тогда гроза двенадцатого года

Еще спала.

Еще Наполеон

Не испытал великого народа –

Еще грозил и колебался он.

Вы помните…

Ведущий. В Лицее у Пушкина и его товарищей родились мысли о человеческом достоинстве и свободе, равенстве и братстве. 12 июня 1812 года пятисоттысячная армия Наполеона перешла Неман. Началась Отечественная война. Военные события потрясли лицеистов. Потом Иван Пущин скажет:

Чтец. “Эти события отразились на нашем детстве… Всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляции; Кошанский читал их нам громогласно в зале. Газетная комната никогда не была, пуста в часы, свободны от классов; читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему”.

Ведущий. Когда было получено известие о том, что в Москве войска Наполеона, пожар, лицеисты не спали ночами, многие плакали.

Чтец.

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас… и племена сразились,

Русь обняла кичливого врага,

И заревом московским озарилась

Его полкам готовые снега.

Ведущий. Лицеист Пушкин сожалел, что не смог принять участия в войне с захватчиками. Свои патриотические чувства он выразил в стихотворении “Воспоминания в Царском селе”.

Чтец.

Страшись, орать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран!

Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря…

Ведущий. Русские войска одержали победу. Изгнав врага из пределов своего отечества, они освободили Европу.

Лицей имел огромное влияние на поэтическое творчество Пушкина. Иван Пущин вспоминал:

Чтец. “Пушкин… постоянно и деятельно участвовал во всех лицейских журналах, импровизировал так называемые народные песни, строчил на всех эпиграммы и проч. Естественно, он был во главе литературного движения, сначала в стенах Лицея, потом и вне его…”

Чтец.

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

Ведущий. Дружеские отношения у Пушкина были и с известным русским поэтом-романтиком В.А. Жуковским.

Чтец. “Я сделал еще приятное знакомство, - писал Жуковский Вяземскому, - с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него в Царском селе. Милое живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал мою руку к сердцу… Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”.

Ведущий. В стихотворении “Благослови, поэт!”, написанном незадолго до окончания Лицея, Пушкин выразил Жуковскому глубокую признательность за дружеские чувства и поддержку.

Чтец.  

Не ты ль мне руку дал в завет любви священной?

Могу ль забыть я час, когда перед тобой

Безмолвный я стоял, и молнийной струей

Душа к возвышенной душе твоей летела

И, тайно съединясь, в восторгах пламенела.

Нет, нет! решился я – без страха в трудный путь,

Отважной верою исполнилася грудь.

Ведущий. Царское село, Лицей стали для Пушкина с товарищами самым дорогим местом, благодаря высокой человечности, образованности и мудрости учителей и директоров. Пушкин воздал должное тем, кто воспитал лицеистов настоящими гражданами страны.

Чтец.

Наставникам, хранившим юность нашу,

Вам честию и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Ведущий. В среде лицеистов царит культ дружбы. Ничто не ценилось так высоко, как дружество. В произведениях, письмах, дневниках Пушкина слова “товарищ”, “друг”, “друзья”, “дружба” встречаются множество раз. Поэту было свойственно возвышенное понятие о дружбе. К Пущину: “Мой первый друг…”, к Кюхельбекеру “Я жду тебя, мой запоздалый друг…”, к Чаадаеву “Мой друг, Отчизне посвятим…”.

Жили лицеисты как одна большая семья. Самые близкие отношения сложились у поэта с 12 одноклассниками. О них он пишет в своих стихотворениях. Это Малиновский, Данзас, Горчаков и другие. Но самыми любимыми были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Первым своим другом Пушкин позднее назовет Ивана Пущина.

В характеристике составленной лицейским начальством написано:

Чтец. “ Пущин Иван, 14 лет. С весьма хорошими дарованиями: всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благородство, воспитанность, благодушие, скромность… с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность – суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью”.

Ведущий. Антона Дельвига с Пушкиным объединял интерес к литературе. В 1814 году состоялся их литературный дебют: в журналах били напечатаны их стихотворения. В стихотворении, посвященном лицейской годовщине, Пушкин писал:

Чтец.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы в нас летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Ведущий. Много приятных ощущений и радости принесла Пушкину и дружба с Вильгельмом Кюхельбекером. Директор лицея так характеризовал доброго Кюхлю, чудака, долговязого, нескладного фигурой:

Чтец.

“Читал все на свете книги обо всех на свете вещах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во всем этом не хватает вкуса, такта, … меры и ясной цели. Он, однако, верная невинная душа, и упрямство, которое в нем иногда проявляется, есть только донкихотство чести и добродетели с значительной примесью тщеславия”.

Ведущий. Великий поэт воздал должное лицейскому другу Кюхельбекеру:

Чтец.

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты…

Опомнимся – но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Ведущий. Когда заканчивали учебу в лицее, Пушкин адресует Кюхле теплые, проникновенные строки:

Чтец.

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни, милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Ведущий. Еще одна юношеская дружба входит в жизнь Пушкина, когда он знакомится с Петром Яковлевичем Чаадаевым у Карамзина. Чаадаев – гусарский корнет, участник Отечественной войны 1812 года. Это был революционно настроенный, высокообразованный офицер, человек критического склада ума. Чаадаев ценил в Пушкине свободомыслие, видел в нем талант, защищал его от преследования властей. Пушкин называл Чаадаева мудрецом, мечтателем, был признателен ему за поддержку. В 1821 голу в дневнике надпись: “Друг мой… Никогда тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье. Одного тебя может любить холодная душа моя”.

Чаадаеву поэт посвятил одно из лучших своих стихотворений.

Чтец.

… Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Ведущий. 1817 год… 9 июня, покидая Лицей, Пушкин с друзьями дают обещание – сохранить товарищеские отношения на вечные времена. В альбомах друг другу товарищи писали стихотворения-посвящения. В стихотворении “Товарищам” Пушкин прощался со своими друзьями такими строками:

Чтец.

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Ведущий. В альбоме Кюхли поэт написал:

Чтец.

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Ведущий. В лицейском альбоме Пущина читаем:

Чтец.

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла… Но с первыми друзьями

Не резвою мечтою союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами.

О, милый, вечен он!

Ведущий. В день окончания Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт вручил выпускникам чугунные кольца – знак крепкой дружбы, а воспитанники поклялись, что даже последний лицеист будет праздновать 19 октября – день открытия Лицея.

Свою клятву воспитанники сдержали. Первый раз день открытия Лицея отметили 19 октября 1817 года. В 1818 году на встречу у Пущина собрались 14 человек. Корсаков писал своему товарищу Горчакову: “Снова возвратились в доброе старое время”. Самым ярким посланием, посвященным годовщине, стало стихотворение Пушкина “19 октября 1825 года”. Начинается оно с торжественных строк и картины осени:

Чтец.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Ведущий. Четырнадцатую годовщину основания Лицея Пушкин встречает в Михайловском в одиночестве. Там он отбывает пятилетнюю ссылку. Он сожалеет, что в этот день с ним нет его друзей. Поэт скорбит по Н.А. Корсакову, который умер в Италии в 1820 году.

Чтец.

Кто не пришел?

Кого меж нами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит, и дружеский резец

Не начертал над русскою могилой

Слов несколько на языке родном,

Чтоб некогда нашел привет унылый

Сын севера, бродя в краю чужом.

Ведущий. 19 октября 1836 года на дне рождения Лицея было всего 11 человек из 23 живущих. Это последняя встреча друзей, на которой присутствовал Александр Пушкин.

Чтец.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем Лицея день заветный.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром – нет! – промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, -

Ужель один недвижим будет он?

Ведущий. Последним лицеистом пушкинского выпуска был А. Горчаков. Он умер 28 февраля 1883 года. Три годовщины Лицея князь отмечал один.

Помните и поддерживайте своих школьных друзей. Дружба – это драгоценный дар.

F:\фотографии\IMG_20181221_091211.jpg

F:\фотографии\IMG_20181221_081000.jpg

В мероприятии участвовали: Каскевич Мария, Кундаева Анастасия, Рощин Денис, Недашковская Дарья, Кутепова Валерия, Шумова Вероника, Фризен Надежда, Ищенко Анастасия, Арутюнян Эрика.

F:\фотографии\IMG_20181221_091136.jpg

F:\фотографии\IMG_20181221_102039.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по творчеству А.С. Пушкина литературный вечер "Я вас любил"

Материал представляет собой трогательный рассказ о любви поэта к своей жене Н.Н. Гончаровой и производит незабываемое впечатление на школьников....

Внеклассное мероприятие "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Конспект  внеклассного мероприятия   по литературе....

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»

Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине  «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...

внеклассное мероприятие по творчеству поэта И.Швеца

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству И.Швеца...

Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству Пушкина. Дружба в лирике и жизни поэта.

Этот урок подготовили и провели ученики 9-х классов в 5-х классах на предметной неделе....

Внеклассное мероприятие по английскому языку в 7 классе, посвященное жизни и творчеству У. Шекспира

Внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству великого английского поэта У. Шекспира. Оно направлено на развитие у обучающихся интереса к изучаемому предмету, формированию любви к поэзии и твор...