Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу "На пороге взрослой жизни" для 9-10 классов (Внеурочная деятельность)
    рабочая программа (9 класс)

    Штеле Вера Алексеевна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса "На пороге взрослой жизни"  состоит из нескольких модулей. Знакомит с основами семейного бюджета, тайм-менеджмента, работы с информацией, даёт представление о слагаемых при выборе профессии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_na_poroge_vzrosloy_zhizni.docx31.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная казённая общеобразовательная организация Новиковская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области

     

    «Рассмотрено

    на заседании ШМО» 

    «Гуманитарий»

    Протокол № __от «27» августа 2018 г.

    Руководитель ШМО

    ________/А.В.Баландина_/

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР МКОО Новиковская СШ

    ______ / М.С. Яшина/

     «27» августа 2018г.

    «Утверждаю»

    Директор  

    МКОО Новиковская СШ

     _________/Т.Г. Абдюшева/

    Приказ № 260

    от «28» августа 2018г.

    Рабочая программа

    Наименование курса внеурочной деятельности «На пороге взрослой жизни»

    Класс: 9-10 класс

    Уровень образования основное общее, базовый 

    Учитель: Штеле Вера Алексеевна, первая категория

    Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

    Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час.

    Рабочую программу составила ________________ В.А. Штеле

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета школы,

    протокол № 1 от «28» августа 2018 года


    Пояснительная записка

     

    Рабочая программа внеурочной деятельности «На пороге взрослой жизни» рассчитана на   подростков 9-10 классов.   Является программой социального направления развития учащихся.  Программа составлена в соответствии с документами:

    • ФГОС основного общего образования (базовый уровень)  (2010 год) с изменениями и дополнениями
    • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

    2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);

    • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09);
    • Примерная основная образовательная программа основного общего

    образования (одобрена решением федерального учебно-методического

    объединения по общему образованию, Протокол 8 апреля 2015 г. № 1/15)

    • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
    • Образовательная программа основного общего образования МКОО Новиковская СШ
    • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МКОО Новиковская

    СШ   

    Программа рассчитана на 35 часов,  1 занятие   в неделю.

     


      Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

    Личностные универсальные учебные действия

    У выпускника будут сформированы:

     • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,  

    • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

    • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

    • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

    • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

     • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

    • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

    • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

    • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

    • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

    • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

    • готовность к выбору профильного образования.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

    • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

    • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    • способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

    • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

    • планировать пути достижения целей;

    • устанавливать целевые приоритеты;

    • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

    • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

    • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

    • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

    • построению жизненных планов во временно2й перспективе;

    • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

    • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

    • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

    • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

    • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

    • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

    • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

    • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

    • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

    • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

    • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

    • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

    • основам коммуникативной рефлексии;

    • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

    • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

    • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

    • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

    • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

    • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

    • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

    • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

    • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

    • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

     • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    •  устанавливать причинно-следственные связи;

     • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

     • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

    • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

    • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

    Выпускник получит возможность научиться:

    • основам рефлексивного чтения;

    • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

    • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

    • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

    • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

    • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

    Содержание программы

    Модуль1.  Управление денежными средствами.

    Деньги: что это такое?

    Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.

    Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

    Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

     Модуль 2. Тайм-менеджмент. 

    Управление временем. Целеполагание. Планирование.

    Как сформировать полезную привычку. Полезные техники.

     

    Модуль 3. Работа с информацией.   

    Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

    Модуль 4.Коммуникативные навыки. 

    Подросток и сверстники. Подросток и взрослые. Способы самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности. Коммуникативные навыки. Общение как один из ресурсов успешной жизнедеятельности в современных социо-культурных условиях

    Приемы и методы  конструктивного общения. Восприятие и понимание.

    Социальные роли. Межличностное общение с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального положения. Общение в семье и в образовательных учреждениях

    Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики. Умение сказать «нет». Современные риски  и здоровый образ жизни

     Методы предупреждения. конфликтных ситуаций, способы выхода из них.

    Модуль 5.  Выбор профессии. 

    Притязания человека и его профессиональная карьера.

    Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий. Типы.

    Профессии по типу «Человек – человек». Профессии по типу «Человек – техника»

    Профессии по типу «Человек – знаковая система». Профессии по типу «Человек – художественный образ». Профессии по типу «Человек – природа».  

    Секреты выбора профессии «хочу», «могу», «надо».

    Память, как её улучшить.

    Внимание, свойства

    Внимание. Практическая работа по тестированию. Мышление. Развитие мышления

    Определение типа мышления. Воображение. Координация движений.

    Характер. Темперамент в профессиональном становлении личности

    Модуль 6. Проект. Виды проектов: социальные, бизнес, инженерные, информационные. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение.   Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта

     Тематическое планирование по курсу «На пороге взрослой жизни», 9 класс

    № п/п

    Название тем курса

    Кол-во часов

    Формы организации    УПД уч-ся

    Деятельность на занятии

     Основы финансовой грамотности

     6

    1.

    Деньги: что это такое

    1

    Коллектв-я.  

    Индивид-я

    Чтение. Участие в диалоге.  

    2.

    Что может происходить

    с деньгами?  

    1

    Коллективная. Групповая

    Чтение. Участие в диалоге.  Практическая работа

    3.

      Источники доходов.  

    1

     Индивидуальн

     Чтение. Участие в диалоге.  

    4.

     Семейный бюджет.  

    1

    Коллективная

    Индивидуаль

    Чтение. Участие в диалоге.  Тренинг  

    5.

    Практическое занятие

    1

     Коллективная. Групповая

     Участие в диалоге, чтение, составление схем и таблиц  

    6.

    Итоговое занятие.

      Проверим свои знания    

    1

    Индивидуальная

     Самостоятельная работа.

     Тайм-менеджмент

    5

    7.

    Управление временем.

    Целеполагание.

    1

    Индивидуальн  Коллективная

    Чтение. Участие в диалоге.  

    8.

    Как сформировать полезную привычку.

    1

    Коллективная. Групповая

    Чтение. Участие в диалоге.  

    9.

    Полезные техники

    1

    Коллективная  Групповая.

     Чтение. Участие в диалоге.  

    10.

    Планирование.

    1

    Коллектив-я    Индивид-я  

      Участие в диалоге.    Практическая работа.

    11.

    Обратная связь. Составление рамочного плана дня  

    1

    Коллективная. Групповая

     Участие в диалоге,      Практическая работа

    Работа с информацией

    7

    12.

    Виды чтения.

    1

    Коллективная индивидуальн

     Самостоятельная работа.

    13.

    Способы получения и переработки информации.  

    1

     В парах, индивидуальн

    Практическая работа

    14.

    Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация.      

    1

    Индивидуальная  Коллективная

      Участие в диалоге.  Практическая работа

    15.

    Составление плана информационного текста.  

    1

      В парах, индивидуальн

    Чтение. Участие в диалоге.  Практическая работа

    16.

    Тезисы

    1

    В парах, индивидуальн

     Чтение. Участие в диалоге.  Практическая работа

    17.

    Конспект, правила конспектирования.

    1

    В парах, индивидуальн

    Чтение. Участие в диалоге.  Практическая работа  

    18.

    Цитирование

    1

    В парах, индивидуальн

     Участие в диалоге, чтение,  практическая работа  

     

    Коммуникативные навыки.  

     4

    20.

    Приемы и методы  конструктивного общения.  

    1

    Индивидуальн

      Круглый стол

    21.

    Социальные роли. Межличностное общение.  

    1

    Коллективная индивидуальн

    Дискуссия

    Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики. 

    1

    Коллективная. Групповая

    Ролевая игра

    23.

     Методы предупреждения. конфликтных ситуаций, способы выхода из них.

    1

    Индивидуальная  Коллективная

    Просмотр ролика

    Выбор профессии.

    6

    Индивидуальн  Коллективная

    Тест Рокича

    Дискуссия

    24.

     Soft skills или навыки 21-го века — надпрофес-сиональные навыки

    1

    Коллективная. Групповая

    Познавательная

    Тренинг

    25.

    Классификация профессий  

    1

    Коллективная  Групповая.

     Познавательная

    Игровая

    26.

    Классификация профессий.  

    1

    Коллективная  Групповая.    

    Игровая

    Познавательная  

    27.

    Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо».

    1

     В парах, индивидуальн

     Познавательная  

    Тест

    28.

    Рынок труда и современ-ные требования к профессионалу

    1

    Коллективная. Групповая

     Познавательная

    Тренинги

    29.

    Слагаемые выбора

    1

    Коллективная  

     Познавательная Тест

    Проектная деятельность

    4

    30.

    Проектная деятельность

    1

      В парах, индивидуальн

     Познавательная

    Проектная  

    31.

    Виды проектов

    1

    В парах, индивидуальн

      Участие в диалоге. Практическая работа

    32.

    Этапы проекта

    1

    В парах, индивидуальн

     Участие в диалоге, чтение, практическая работа    

    33.

    Создание мини-проекта

    1

    34.

    Резерв

    1

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа.

    Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа....

    Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность.

    Данная программа описывает подход по части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования знаний и умений учащихся....

    Программа курса "На пороге взрослой жизни"

    Подростковый и юношеский возраст - возраст самоопределения и личностного роста. Эти процессы взаимосвязаны. Ответить на вопрос "Кем быть?- значит найти пути и способы самореализации собственного "Я". ...

    Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ» по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО

    Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности в ОО по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО...