Рабочая программа по курсу "На пороге взрослой жизни" для 9-10 классов (Внеурочная деятельность)
рабочая программа (9 класс)

Штеле Вера Алексеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса "На пороге взрослой жизни"  состоит из нескольких модулей. Знакомит с основами семейного бюджета, тайм-менеджмента, работы с информацией, даёт представление о слагаемых при выборе профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_na_poroge_vzrosloy_zhizni.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная казённая общеобразовательная организация Новиковская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области

 

«Рассмотрено

на заседании ШМО» 

«Гуманитарий»

Протокол № __от «27» августа 2018 г.

Руководитель ШМО

________/А.В.Баландина_/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОО Новиковская СШ

______ / М.С. Яшина/

 «27» августа 2018г.

«Утверждаю»

Директор  

МКОО Новиковская СШ

 _________/Т.Г. Абдюшева/

Приказ № 260

от «28» августа 2018г.

Рабочая программа

Наименование курса внеурочной деятельности «На пороге взрослой жизни»

Класс: 9-10 класс

Уровень образования основное общее, базовый 

Учитель: Штеле Вера Алексеевна, первая категория

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час.

Рабочую программу составила ________________ В.А. Штеле

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы,

протокол № 1 от «28» августа 2018 года


Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «На пороге взрослой жизни» рассчитана на   подростков 9-10 классов.   Является программой социального направления развития учащихся.  Программа составлена в соответствии с документами:

  • ФГОС основного общего образования (базовый уровень)  (2010 год) с изменениями и дополнениями
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);

  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего

образования (одобрена решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию, Протокол 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Образовательная программа основного общего образования МКОО Новиковская СШ
  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МКОО Новиковская

СШ   

Программа рассчитана на 35 часов,  1 занятие   в неделю.

 


  Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

 • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий,  

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

 • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•  устанавливать причинно-следственные связи;

 • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Содержание программы

Модуль1.  Управление денежными средствами.

Деньги: что это такое?

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.

Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

 Модуль 2. Тайм-менеджмент. 

Управление временем. Целеполагание. Планирование.

Как сформировать полезную привычку. Полезные техники.

 

Модуль 3. Работа с информацией.   

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Модуль 4.Коммуникативные навыки. 

Подросток и сверстники. Подросток и взрослые. Способы самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство неуверенности. Коммуникативные навыки. Общение как один из ресурсов успешной жизнедеятельности в современных социо-культурных условиях

Приемы и методы  конструктивного общения. Восприятие и понимание.

Социальные роли. Межличностное общение с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального положения. Общение в семье и в образовательных учреждениях

Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики. Умение сказать «нет». Современные риски  и здоровый образ жизни

 Методы предупреждения. конфликтных ситуаций, способы выхода из них.

Модуль 5.  Выбор профессии. 

Притязания человека и его профессиональная карьера.

Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий. Типы.

Профессии по типу «Человек – человек». Профессии по типу «Человек – техника»

Профессии по типу «Человек – знаковая система». Профессии по типу «Человек – художественный образ». Профессии по типу «Человек – природа».  

Секреты выбора профессии «хочу», «могу», «надо».

Память, как её улучшить.

Внимание, свойства

Внимание. Практическая работа по тестированию. Мышление. Развитие мышления

Определение типа мышления. Воображение. Координация движений.

Характер. Темперамент в профессиональном становлении личности

Модуль 6. Проект. Виды проектов: социальные, бизнес, инженерные, информационные. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение.   Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта

 Тематическое планирование по курсу «На пороге взрослой жизни», 9 класс

№ п/п

Название тем курса

Кол-во часов

Формы организации    УПД уч-ся

Деятельность на занятии

 Основы финансовой грамотности

 6

1.

Деньги: что это такое

1

Коллектв-я.  

Индивид-я

Чтение. Участие в диалоге.  

2.

Что может происходить

с деньгами?  

1

Коллективная. Групповая

Чтение. Участие в диалоге.  Практическая работа

3.

  Источники доходов.  

1

 Индивидуальн

 Чтение. Участие в диалоге.  

4.

 Семейный бюджет.  

1

Коллективная

Индивидуаль

Чтение. Участие в диалоге.  Тренинг  

5.

Практическое занятие

1

 Коллективная. Групповая

 Участие в диалоге, чтение, составление схем и таблиц  

6.

Итоговое занятие.

  Проверим свои знания    

1

Индивидуальная

 Самостоятельная работа.

 Тайм-менеджмент

5

7.

Управление временем.

Целеполагание.

1

Индивидуальн  Коллективная

Чтение. Участие в диалоге.  

8.

Как сформировать полезную привычку.

1

Коллективная. Групповая

Чтение. Участие в диалоге.  

9.

Полезные техники

1

Коллективная  Групповая.

 Чтение. Участие в диалоге.  

10.

Планирование.

1

Коллектив-я    Индивид-я  

  Участие в диалоге.    Практическая работа.

11.

Обратная связь. Составление рамочного плана дня  

1

Коллективная. Групповая

 Участие в диалоге,      Практическая работа

Работа с информацией

7

12.

Виды чтения.

1

Коллективная индивидуальн

 Самостоятельная работа.

13.

Способы получения и переработки информации.  

1

 В парах, индивидуальн

Практическая работа

14.

Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация.      

1

Индивидуальная  Коллективная

  Участие в диалоге.  Практическая работа

15.

Составление плана информационного текста.  

1

  В парах, индивидуальн

Чтение. Участие в диалоге.  Практическая работа

16.

Тезисы

1

В парах, индивидуальн

 Чтение. Участие в диалоге.  Практическая работа

17.

Конспект, правила конспектирования.

1

В парах, индивидуальн

Чтение. Участие в диалоге.  Практическая работа  

18.

Цитирование

1

В парах, индивидуальн

 Участие в диалоге, чтение,  практическая работа  

 

Коммуникативные навыки.  

 4

20.

Приемы и методы  конструктивного общения.  

1

Индивидуальн

  Круглый стол

21.

Социальные роли. Межличностное общение.  

1

Коллективная индивидуальн

Дискуссия

Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики. 

1

Коллективная. Групповая

Ролевая игра

23.

 Методы предупреждения. конфликтных ситуаций, способы выхода из них.

1

Индивидуальная  Коллективная

Просмотр ролика

Выбор профессии.

6

Индивидуальн  Коллективная

Тест Рокича

Дискуссия

24.

 Soft skills или навыки 21-го века — надпрофес-сиональные навыки

1

Коллективная. Групповая

Познавательная

Тренинг

25.

Классификация профессий  

1

Коллективная  Групповая.

 Познавательная

Игровая

26.

Классификация профессий.  

1

Коллективная  Групповая.    

Игровая

Познавательная  

27.

Секреты выбора профессии « хочу», « могу», « надо».

1

 В парах, индивидуальн

 Познавательная  

Тест

28.

Рынок труда и современ-ные требования к профессионалу

1

Коллективная. Групповая

 Познавательная

Тренинги

29.

Слагаемые выбора

1

Коллективная  

 Познавательная Тест

Проектная деятельность

4

30.

Проектная деятельность

1

  В парах, индивидуальн

 Познавательная

Проектная  

31.

Виды проектов

1

В парах, индивидуальн

  Участие в диалоге. Практическая работа

32.

Этапы проекта

1

В парах, индивидуальн

 Участие в диалоге, чтение, практическая работа    

33.

Создание мини-проекта

1

34.

Резерв

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа.

Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность. 33 часа....

Рабочая программа по английскому языку в 1 классе. Внеурочная деятельность.

Данная программа описывает подход по части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования знаний и умений учащихся....

Программа курса "На пороге взрослой жизни"

Подростковый и юношеский возраст - возраст самоопределения и личностного роста. Эти процессы взаимосвязаны. Ответить на вопрос "Кем быть?- значит найти пути и способы самореализации собственного "Я". ...

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ» по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности в ОО по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО...