Внеурочная деятельность по Бурятскому языку
рабочая программа (5 класс)

Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, воспитании любви к родной природе на основе познаний ее ценностей,формирование  у школьников личной ответственности и гордости за свой край,город, школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  №43

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №43

________Н.Г. Кычаков

«___»___________2018г

Согласовано:

Зам. Дир. по УВР

__________ Ю.В. Цыдыпова

«___»___________2018г

Протокол №____________

От«___»__________2018г

Дополнительная образовательная программа

в рамках внеурочной деятельности

кружок «Моя Родина - Бурятия»

для 5  класса

на 2018-2019 учебный год

Составлено учителем

Цыцыковой Ж.Т.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по,бурятскому языку для 5 класса составлена   в соответствии с требованиями

1.  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (ПРИКАЗ МОИН РФ № 373 ОТ 06.10.09Г)

– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Общая характеристика учебного предмета

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

      Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Основные цели программы:

Главная цель – формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей, формирование у школьников личной ответственности и гордости за свой край, город, школу.

Задачи  работы кружка:

  • знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;  
  • развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
  • духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

В процессе преподавания кружка “Моя Родина - Бурятия ” проводятся  лекции, викторины, ДПИ, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся выполняют творческие работы, сообщения, проекты, доклады.

Проведение занятий кружка “Моя Родина - Бурятия ”  на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников,  предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа,  города, школы.

Планируемые результаты

Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Бурятия, России в целом.

Личностные

 У обучающегося будут сформированы:

  • чувство гордости за свой город, за республику
  • этических нормы отношений в семье, между поколениями, между людьми различных национальностей, вероисповеданий;

Регулятивные

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  • работать в семейных архивах;
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • сравнивать и обобщать факты;

Коммуникативные

Школьники приобретут опыт социально значимого действия:

  • самообслуживания и самоорганизации, организации совместных дел с другими учениками  класса; опыт ответственности за свои поступки;
  • нравственного взаимодействия с людьми разных поколений, национальностей, вероисповеданий;
  • ээмоционального восприятия культурных ценностей; этнокультурных традиций; участия в мероприятиях художественно-эстетической направленности;
  • у учащихся сформируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, способность к организации социально значимой деятельности

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. В программе кружка предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Можно использовать на занятиях познавательные беседы, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность, коллективно-творческие дела.

Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной  краеведческой деятельности кружка “Моя Родина - Бурятия ” для учащихся 5 класса распределяются по трем уровням.  

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Содержание деятельности

Содержание и методика преподавания данного курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Специфика содержания курса  предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в парке, в музее, на улице, в лесу и т.д.

Раздел 1. Я и моя семья (5 час). Фамилия, Имя, Отчество. Повторяется фамилия, имя, отчество своё, братьев (сестер), родителей. Происхождение отдельных фамилий, имён, отчеств.

Дом. Домашний адрес, название своего микрорайона, города, области, республики, страны. Рассказ о своём доме.

Школа. Учителя. Основные помещения школы и их назначения, уметь ориентироваться в их местоположении.

Дорога. Подробно изучается дорогу отдом до школы, опасные участки данного маршрута, правила дорожного движения при переходе улиц.

Этикет. Основные правило здорового образа жизни, культура общения.

Раздел 2. «Моя Родина –Бурятия» (10 часов).

Республика Бурятия. Символы Бурятии: флаг, герб, гимн.

 Улан-Удэ– столица Бурятия. Экскурсии к памятникам. Достопримечательности нашего города.

Путешествие по карте города: как устроен город, почему он поделен на районы.

Район, в котором мы живём. Культурные места нашего района.

Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города.

Театры нашего города. Посещение театров. Правила поведения в общественных местах.

Раздел 3.  Народы  населяющие Бурятию. (10 часов) Фольклор – народное творчество. Знакомство и изучение сказок, легенд, пословиц, загадок и народных игр. Понятие традиция, традиции своего народа.

 Народные праздники. Праздники народов  (например:Сагаалган, Масленица, Пасха,.)

 Народные ремесла. Декоративно-прикладное искусство народа: орнаменты, одежда; быт.

Раздел 4. Природа и экология. Времена года. (8 часов) Названия месяцев, какие природные явления происходят в каждом месяце. Знать дни недели (рабочие, выходные, праздничные дни).

 Растительность. Растения, которые встречаются по дороге из школы домой. Знать названия некоторых комнатных растений, правило ухода за комнатными растениями.

Растительный и животный мир своего региона. Наиболее типичные представители растительного и животного мира своего региона. Вести уход за комнатными растениями.

Экология твоей улицы.

Понятие экологии. Основные источники загрязнения улицы. Экологическая ответственность. Влияние загрязнений на здоровье жителей. Экологическая акция.

.


Тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Раздел 1 « Я и моя семья»  (5 часов)

1.

Фамилия, Имя, Отчество. Изучается происхождение отдельных фамилий, имён, отчеств.

2

Дом. Домашний адрес, название своего микрорайона, города, области, республики, страны.

Рассказ о своём доме.

3

Школа. Основные помещения школы и их назначения, уметь ориентироваться в их местоположении.

4

Дорога.  Подробно изучается дорогу от дома до школы, опасные участки данного маршрута, правила дорожного движения при переходе улиц.

5

Этикет. Основные правила здорового образа жизни, культура общения.

Раздел 2. «Моя Родина –Бурятия» (10 часов).

6

Республика Бурятия. Символы Бурятии: флаг, герб, гимн.

7-

8

Улан-Удэ– столица Бурятия. Экскурсии к памятникам. Достопримечательности нашего города.

9-

10

Путешествие по карте города: как устроен город, почему он поделен на районы.

11-12

Район, в котором мы живём. Культурные места нашего района.

13

Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города.

14-15

Театры нашего города. Посещение театров. Правила поведения в общественных местах.

Раздел 3.  Народы  населяющие Бурятию. (10 часов)

16-18

Фольклор – народное творчество. Знакомство и изучение сказок, легенд, пословиц, загадок и народных игр. Понятие традиция, традиции своего народа.

19-22

Народные праздники. Праздники народов  (Сагаалган, Масленица, Пасха, Сурхарбан)

23-

25

Народные ремесла. Декоративно-прикладное искусство народа: орнаменты, одежда; быт.

Раздел 4. Природа и экология. (8 часов)

26

Времена года. Названия месяцев, какие природные явления происходят в каждом месяце. Знать дни недели (рабочие, выходные, праздничные дни).

27

28

Растительность. Растения, которые встречаются по дороге из школы домой. Знать названия некоторых комнатных растений, правило ухода за комнатными растениями.

29

31

Растительный и животный мир своего региона. Наиболее типичные представители растительного и животного мира своего региона. Вести уход за комнатными растениями.

32

33

Экология твоей улицы. Понятие экологии. Основные источники загрязнения улицы. Экологическая ответственность. Влияние загрязнений на здоровье жителей. Экологическая акция.

Использованная литература

  1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах.; – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2006.
  2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ,2004.
  3. Верхотурова Г.А. Золотой край Бурятии. 2-е изд.– Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2009.
  4. Загадки, пословицы и поговорки бурятского народа из собрания Кима Лопсоновича Малакшанова
  5. Игнатьева Т. В. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа –– М.: Дрофа, 1999.
  6. Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. Метод.пособие.- М.: АРКТИ, 2005.
  7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель»,2003.
  8. Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие.- М.: Дрофа, 2003
  9. Тоонто нютаг: Книга для учащихся. Сост. Санжадаева Г.С. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002.
  10. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» газета «Начальная школа»
  11. Байкал-ГЕО. Межрегиональный общественно-политический журнал

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по бурятскому языку "Счастливый случай – Аза талаан"

Тема занятия: Повторение изученных тем«Семья», «Числа от 1 до 10», «Цвета», «Учебные принадлежности».Цель: развивать познавательные способности учащихся...

Внеурочная деятельность по бурятскому языку 2 класс

Внеурочная деятельность по бурятскому языку...

Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку в 4 классе "Уран угэ"

Программа внеурочной деятельности в 4 классе формирует навыки выразительного чтения, любовь к поэзии, фольклору....

Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку как государственному

Программа внеурочной деятельности по бурятскому языку как государственному для 5-7 классов...

Внеурочная деятельность по бурятскому языку 3 класс

                                  Пояснительная записка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по бурятскому языку

         Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в бол...