Поле математических чудес
учебно-методический материал

Плехова Людмила Анатольевна

Поле математических чудес

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pole_matematicheskih_chudes.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Капитал-шоу: «Поле математических чудес».

Цель игры: расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся в области математики; умение быстро ориентироваться в обстановке; развивать интерес к предмету.

Ведущий. Итак, мы начинаем игру капитал — шоу «Поле математических чудес». Ваше активное участие - это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, родители, гости.

Игра первой тройки

В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, родителям, ведущему. Форму привета - песня, стихотворение, дружеский шарж, собственная поделка, математическая задача учителю. Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок: одна шкатулка - пустая, в другой - сладкий приз (шоколадка). На сцену приглашается первая тройка участников игры.

(Под музыкальную заставку на сцену поднимаются 3 участника и занимают  места у барабана. Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, класс, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях и т.п.)

Задание первой тройке

Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «... отец наукам изучался дивным и неудобно вероятным способом...».

В 1700 г. Петром 1 он был учинён российскому благородному юношеству учителем математики. Создал 1 русский учебник по математике и навигации для школы. М.В .Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учёности».

В знак признания достоинств этого математика Пётр 1 пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой притягивает магнит к себе железо.

Назовите фамилию этого великого математика. (Магницкий.)

(Учащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слова в целом по аналогии с телеигрой «Поле чудес».

Сектор «Приз». Ассистент вносит чёрный ящик, в котором находится приз: альбом, магнитофонная кассета, треугольник, транспортир, общая тетрадь, номер художественной самодеятельности для участников игры, математический кроссворд, авторучка, коробка конфет и др.)

Ведущий: Ещё раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену.

(Все участники игры получают призы: книгу по математике, шоколадку, математический кроссворд.)

Участники первой тройки занимают места в зале.

Игра со зрителями.

Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность и математические способности отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задания и набрать как можно больше очков.

Правильный ответ отмечается жетоном, на котором указано количество очков.

Задание 1. (из «Арифметики» Л.Ф.Магницкого).

«Некий человек нанял работника на год, обещал ему даже 12 рублёв и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев, восхотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 рублей и кафтан, ведательно есть, а какие цены оный кафтан был, т.е. сколько стоит кафтан?»

(4 р. 80 к.)

Задание 2.

Сколько горошин может войти в пустой стакан?

(Горошины не ходят.)

Задание 3.

Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?

(Один разбивает добычу на две части, а второй выбирает ту часть, которая ему больше нравится.)

Игра второй тройки.

Звучит музыка

Ведущий: Вторая тройка - на сцену!

Игроки занимают свои места, ведущий представляет игроков.

Выходит ученик и читает стихотворение Сергея Боброва «Про число «пи»=3,1415926…»

 

Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз,

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь,

Чтобы нам не ошибиться,

Чтоб окружность верно счесть.

Надо только постараться

И запомнить всё как есть:

Три - четырнадцать - пятнадцать –

Девяносто два и шесть!

Ведущий.   Несколько интересных сведений. Куда бы ни обратили свой взор, мы видим «проворное и трудолюбивое» число π, оно заключено и в самом простом колёсике, и в самой сложной автоматической машине;

- французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашёл значение π с десятью знаками;

- голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа π  34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь);

- вычисление точного значения π во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлёк за собой сотни, если не тысячи несчастных математиков, затративших бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу,  не поддававшуюся усилиям предшественников и тем снискали себе бессмертие.

Задание второй тройке

Кто автор обозначения числа π = 3,1415...? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действия деления.        (Джонс.)

Игра со зрителями

Задание 1 (задачу задаёт ученик).

                                            По дороге вдоль кустов

                                             Шло одиннадцать хвостов.

                                             Сосчитать я также смог,

                                             Что шагало тридцать ног.

                                             Это вместе шли куда-то

                                             Петухи и поросята.

                                             И вопрос мой к вам таков:

                                             Сколько было петухов?

( 7 петухов.)

Задание 2.     Почему в поездах стоп - краны всегда красные, а в самолётах - голубые?        (В самолётах нет стоп - кранов.)

Задание 3.       У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?

(Это человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает один раз в четыре года.)

Задание 4.     Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?

Игра третьей тройки

Звучит музыка, третья тройка выходит на сцену, ведущий представляет игроков.

Ученик читает стихотворение С.Шестакова:

                                                Опять ужасная. Опять

В журнале будет двойка.

Слеза стекает на тетрадь,

  Нет сил держаться стойко.

            Несчастный класс сидит в тоске,

                                               От горя чуть не плачет.

                                               А на доске, а на доске

                                               Ужасные задачи!

        Их целых пять. Их целых шесть!

                                              Они страшней прививки.

                                              Они мешают спать и есть,

                                              Пить кефир и сливки.

                                              Как час расплаты настаёт,

                                             Такая вот работа.

                                             Холодный прошибает пот,

                                             В глазах круги без счёта.

                                            А за столом, пугая всех,

                                            Грозя кнутом и ссылкой

                                            Сидит ужасный человек

                                            С язвительной улыбкой.

                                            Суров, неумолим и тих,

                                            Внушая страх и трепет,

                                            Он соберёт работы их

                                           И всем по двойке влепит!

                                           И греет лишь одно сердца

                                           Учеников несчастных.

                                          Что две минуты до конца

                                          Мучений их ужасных,

                                           Что прозвенит звонок опять-

Луч света в царстве школьном,

 И можно вновь спокойно спать,

                                           Забыв о дне ужасном.

О чём в стихотворении идёт речь?

Другими словами ответьте на вопрос: «Проверка учеников на выживание».

(Контрольная.)

Задание третьей тройки.

Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда!

не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли  более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги».

В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?

(Евклид.)

Поздравление победителя, вручение призов.

Игра со зрителями.

Задание 1. Какое самое большое число можно написать четырьмя единицами?        (1111 (250 миллиардов) единиц.)

Задание 2. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?

(Надо один из пустых мешков вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую муку.)

Задание 3. Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше?        (Площадь квадрата.)

Задание 4. Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь?        (15 км/ч.)

Финальная игра.

Греческий учёный, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ 4 в. до н. э., рассказывает, что этот учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается

В небе, что у него под ногами не видит...» Древнегреческий учёный Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определив продолжительность года, предсказал,  как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов». Кто этот учёный?        (Фалес.)

Кто этот учёный?        (Фалес.)

Поздравление и награждение победителя. Жюри подсчитывает заработанные победителем игры очки и объявляет результат. Выносится плакат:

№п/п

Призы

Очки

1

Набор чертёжных инструментов.

80

2

Транспортир.

10

3

Общая тетрадь.  (2  шт.)

50

4

Фломастеры.

70

5

Сладкий приз.

35

6

Циркуль.

15

7

Набор карандашей.

30

8

Дневник.

25

9

Линейка.

5

Победитель выбирает на набранное количество очков призы.

Ведущий предлагает супер-игру победителю. Предложение принимается.  Пока победитель отдыхает перед супер-игрой, объявляется игра со зрителями.

Игра со зрителями

Задание 1.   Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как могло это случиться?

(Они подошли к реке с разных сторон.)

Задание 2. Назовите древний геометрический инструмент, который, по ут-  верждению римского поэта Овидия ( 1 в.), был изобретён в Древней Греции.

(Циркуль.)

Победителям игры со зрителями вручаются призы.

Супер-игра.

В супер-игре разыгрываются: микрокалькулятор, часы, магнитофонная кассета, видеокассета и др.

Устанавливаются указатели призов, победитель вращает волчок, выбирает приз.

Задание супер-игры.

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почёте у пифагорийцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.

Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.

Современная запись определения этого понятия с помощью математических Жаков была введена знаменитым немецким математиком 17 в. Готфридом Виль-

гельмом Лейбницем. В 19-м предложении 7 книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения различных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии идёт печь?

(Пропорция.)

Разрешается назвать четыре буквы. На обдумывание даётся одна минута.

Поздравляем победителя супер-игры.

Вручение призов.

Жюри определяет победителей среди болельщиков по количеству очков на заработанных жетонах. Болельщикам, занявшим 1-3 места вручаются призы: шоколадки, конфеты.

Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошёл весело и интересно. Это не последняя наша встреча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Поле математических чудес"

Игра проходит по анологии программы капитал - шоу "Поле чудес", для 7-9 классов....

Игра «Поле математических чудес».

Цель: Привитие интереса к математике.Задачи:   -Решать  логические задачи занимательного характера Решение логических задач развивает логическое мышление, что способствует не только луч...

Поле математических чудес

Методическая разработка для проведения мероприятий в рамках недели математики...

Игра: Поле математических чудес « О женщинах – математиках» для учащихся 8 класса

Вступительное слово учителя: Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. Не зря одним из великих людей было сказано: «Предме...

Игра "Поле математических чудес".

Методическая разработка внекласного мероприятия в форме игры "Поле математических чудес". Тема игры "История возникновения и развития математики"....

Игра "Поле математических чудес"

ГБ(О)ОУ школа–интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, город Липецк Учитель математики...

Поле математических чудес

Занимательная игра "Поле математических чудес"...