Методическая разработка "Россия все, чем я живу"
методическая разработка

Третьякова Евгения Валерьевна

Воспитать  чувства патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своей страны, толерантности на  примере героической борьбы русского народа с иностранной интервенцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_vse_chem_ya_zhivu_-_kopiya.docx173.27 КБ

Предварительный просмотр:

                              Содержание

ЧАСТЬ II. РОССИЯ ВСЕ, ЧЕМ Я ЖИВУ…

  1. День народного единства                                                                                3-8
  2. Сказка про Герб, Гимн и трехцветный Флаг                                           9-10
  3. Чудо земли – хлеб                                                                                         11-30
  4. Богатырские потешки                                                                                 31-35
  5. Полет в космос                                                                                              36-39

Список используемой литературы                                                                           40

«ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель: ознакомление учащихся с новым государственным праздником – Днём народного единства.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с историческими корнями праздника, посвященного дню   народного единства;

2. Формировать чувства сопричастности к истории своей страны, ощущения себя частицей всего народа.

3. Воспитать  чувства патриотизма, единства, сплоченности, согласия, уважения к истории своей страны, толерантности на  примере героической борьбы русского народа с иностранной интервенцией.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

Ход мероприятия.

(Ученики читают стихотворение на фоне мелодии «С чего начинается Родина»)

Ученик 1: Россия!

Ты не зря слыла для стран других загадкой. 

Но не всегда

Была судьба страны великой гладкой.

Ученик 2: Порой не радость,

А печаль царила над Россией

И часто защищала сталь ее озера синие.

Ученик 3: Порой невзгоды

Над страной кружились черным вороном,

Плечом к плечу вставал народ,

Чтобы сразиться с ворогом.

И были у большой страны

Героев поколения,

Мы вспоминаем в День единства их с поклонением!

 

Ведущая: 4 ноября мы празднуем День народного единства!

Звучит Гимн России.

Ведущий: Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Почему столица нашей Родины оказалась в руках иностранных захватчиков?Картинка 1 из 6045

Ведущая: Давайте совершим небольшой экскурс в историю и вспомним, как это было.

Ведущий: Начало XVII  века в истории нашего государства называют Смутным временем.

Одной из причин Смуты стало пресечение законной московской династии Рюриковичей. Это совпало с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель, которые стали следствием неразумной политики Ивана Грозного. В 1581 г. – царь Иван IV Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; в 1584 г. – умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. - в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника. 

В 1598 г. Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно.

 

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать –

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна.

Они любить умеют только мертвых –

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожит сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

                      А.С.Пушкин «Борис Годунов»

Народным недовольством правлением Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил бывший монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги,  терпели поражения от русских войск. Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался. Многие россияне поверили Самозванцу.  Лжедмитрий легко захватил царский престол. Фёдор Годунов был убит.

Бесчинства польских наёмников в Москве настроили против Лжедмитрия горожан. Этим воспользовались бояре,  и в 1606 г. Самозванец был свергнут и убит. Земский собор избрал российским царём князя Василия Шуйского.

Жители западных и южных областей России отказались признать Василия Шуйского законным царём и начали с ним борьбу. Сначала Москву осадили войска под началом Ивана Болотникова. Войска Василия Шуйского с трудом с ними справились. Но тут появился Лжедмитрий II, и организовал под Москвой Тушинский лагерь, откуда пытался править Россией. Отряды тушинцев рассыпались по всей России. Особенно их было много в Новгородской земле. Для борьбы с ними Василий Шуйский попросил помощи у Швеции.

Война  с Польшей. Польша находилась в состоянии войны с Швецией. Польский король Сигизмунд III объявил России войну и в 1609 г. осадил Смоленск. Обороной Смоленска руководил боярин Михаил Шеин.

Разгром Тушинского лагеря. Сигизмунд III приказал полякам, бывшим в Тушинском лагере, покинуть его и идти на Смоленск, что ослабило войско Лжедмитрия II. Русские войска под командованием князя Михаила Скопина-Шуйского в 1610 г. наконец смогли разгромить тушинцев и снять осаду с Москвы. Самозванец бежал в Калугу.

Весной 1610 г. вскоре после разгрома Тушинского лагеря

Михаил Скопин-Шуйский умер. В это время на Москву из-под Смоленска двинулось польское войско, из Калуги к Москве подступил Лжедмитрий II. Летом 1610 г. поляки сумели разгромить русскую армию в сражении у села Клушина. После этого бояре свергли Василия Шуйского,  и образовали своё правительство - Семибоярщину. Его возглавил князь Фёдор Мстиславский.

Семибоярщина не могла бороться одновременно с поляками и Лжедмитрием II. Семибоярщина заключила соглашение  с польским королём Сигизмундом III о приглашении его сына Владислава на российский престол при условии его перехода в православие. Польские войска заняли Москву под предлогом защиты её от Лжедмитрия II. Лжедмитрий увёл свои войска под Калугу.

 Поляки начали грабить в Москве жителей и осквернять православные церкви  Патриарх Гермоген – глава Русской православной церкви призвал российский народ к сопротивлению. За это поляки бросили его в темницу кремлёвского Чудова монастыря. Тем временем Лжедмитрий был убит.

  В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь.

 «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

  По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

  Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

 В него вошли  жители окских и поволжских городов, бывшие тушинцы. Возглавили первое ополчение рязанский воевода Прокопий Ляпунов и князь Дмитрий Трубецкой. Весной 1611 г. ополченцы выбил поляков из московского Белого города. Летом 1611 г. между тушинцами и остальными ополченцами начались конфликты. Воевода Ляпунов был убит. Ополчение распалось.

 Бесчинства иностранных захватчиков и бывших тушинцев продолжались. Шведы под предлогом приглашения на российский престол королевича Владислава захватили Новгород. Поляки захватили Смоленск и Москву. В Пскове объявился Лжедмитрий III.

 Российское государство фактически распалось, став добычей иностранных захватчиков. В этих условиях народ нашёл в себе силы подняться на освободительную борьбу. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин начал собирать деньги на новое ополчение, и первым пожертвовал своё состояние. Возглавил второе народное ополчение князь Дмитрий Пожарский.

   С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой и торжеством православия и национального единства.  

     Долгое время на Руси 4 ноября отмечался осенний праздник  Казанской иконы Божией Матери  как государственный -         честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Это был один из самых любимых на Руси  Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за  Русь  в  Смутное  время.

  После освобождения Москвы «Совет всей земли» собрал в столице Земский собор для избрания нового царя.  На российский престол было несколько претендентов. Среди них князья Фёдор Мстиславский, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Пожарский и другие. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал на царство 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова. Он был родственником Анастасии Романовой – первой жены Ивана IV Грозного и матери последнего российского царя из династии Рюриковичей Фёдора Ивановича.

  Избрание Михаила Романова царём открыло новую главу истории России, полную славных дел, великих достижений и трагедий. В памяти россиян навсегда останутся Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, сумевшие объединить народ, благодаря подвигу которого наша страна в условиях смутного времени начала XVII века обрела возможность будущего, а мы имеем яркий пример того, что судьба Родины зависит от  воли каждого гражданина.

  Памятник Минину и Пожарскому              

 «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разногласия, а спасалась мудрым самодержавием. История назвала Минина и Пожарского Спасителями Отечества; отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием… Никогда еще народ не действовав торжественнее и свободнее; никогда не имел побуждений святейших, все хотели одного – целости, блага России».                       История государства Российского                 М. Карамзин 

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла решение о введение нового праздника «День народного единства». В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. во время войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

 Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей».  Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

 

Во славу тех героев, 

Живем одной судьбой,

Сегодня День Единства

Мы празднуем с тобой!

 

СКАЗКА  ПРО ГЕРБ, ГИМН И ТРЁХЦВЕТНЫЙ ФЛАГ

Цель: создание условий для развития у воспитанников патриотизма, гражданственности, любви к Родине

Задачи:

1.        Познакомить детей с государственным гербом, гимном, флагом

2.        Развить навыки общения, умение слушать и слышать других, отвечать на вопросы

3.        Воспитать чувство уважения к государственному  гербу, гимну, флагу

Форма проведения: беседа – практикум

Ход занятия:

1.Просмотр сказки.

В тридевятом царстве, самом лучшем государстве, жили-были люди.  Были они добрыми и хорошими, детей растили и хлеб сеяли. Вот только соседнее тридесятое царство покоя им не давало. Всё хотело узнать- отчего это так хорошо живут люди в тридевятом царстве? Вот и воевали люди в тридесятом царстве. Границу переходили, секреты  разные выведать хотели. Поняли жители, что надо охранять своё государство от врагов разных. Стояла в том царстве высокая гора. И решили люди, что нужен им сторож.  Да не простой, а такой, чтобы на горе сидел, направо и налево одновременно смотрел, в оба глаза глядел. Родину охранял. А в том царстве, самом лучшем государстве, жили-были дед да баба. Умные были, разумные. Все жители к ним за советом ходили, ума-разума набирались. Стали люди просить старика помочь им найти такого сторожа. Выслушал дед жителей и говорит: «Помогу я вам сторожа найти». На следующее утро отправился он искать того, кто Родину  охранять поможет. Долго шёл дед, не одну пару обуви стоптал и вышел на широкую равнину. Смотрит, а там клетка золотая стоит, а в клетке орёл двуглавый сидит,  человеческим голосом с дедом говорит. Спрашивает его дед: «Что за птица ты? Отчего в клетке сидишь?» Отвечает ему орёл: «Я птица необычная, царская. Налево и направо двумя головами смотрю, солнце на всей земле встречаю и провожаю. А в клетку меня  недруги посадили, чтобы я не мог людям помогать, от врагов их охранять». Понял дед, что нашёл он то, что искал. Поклонился он орлу и говорит: «Наше  тридевятое  царство враги одолели, житья от них нет! Помоги нам, царь-птица! Взглядом своим зорким, нравом вольным, полётом высоким. Помоги нам охранять наше государство!» Согласился орёл. Открыл дед клетку, орла выпустил и домой пошёл. А орёл следом летит. Вернулись они домой, взлетел орёл на гору высокую. Тут солнце взошло, над орлом свои лучи скрестило. Превратились лучи золотые в короны. Стоит орёл двуглавый на горе, государство охраняет. Золотые короны на нём огнём горят. Песнь хвалебную поёт орёл государству своему великому! И песня эта гимном стал называться. И прекратились войны в тридевятом  государстве. Боятся враги жителей славных. Только слёзы жён и матерей слились в одну большую синюю ленту. Кровь, пролитая жителями на войне, стала красной лентой.

А из воздуха чистого-чистого белая лента вышла. С тех пор рядом с орлом флаг развевается. Символ страны великой, а на флаге том три цвета: белый, синий и красный.

2.Беседа по содержанию.

- Что такое герб, гимн, флаг?

- Как выглядит наш флаг?

- Что обозначают цвета полос флага?

3.Практическая работа «Составляем флаг». 

4.Подведение итогов занятия.

«ЧУДО ЗЕМЛИ  - ХЛЕБ»

Цель:  привить любовь и уважение к Родине, к труду, к хлебу.

Задачи: 1. Учить уважению к труду. 

2. Развивать чувство гордости к своему краю, где родился.

3. Воспитывать любовь к труду, хлебу, к малой Родине.

Форма проведения:

Ход мероприятия

Вступление.

Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!
Ярмарочное представление!
Всем на удивление – 
Балагуры, зазывалы,
Каравай, хлеб, пироги и другие товары.
А где хлебно и тепло, там и жить добро!
А у нас, а у нас
Русский перепляс!
Артель певцов
С народными песнями 
Да потешками о хлебе!

2. Сообщение темы мероприятия:

Примерно так на Руси начинались ярмарки. Мы с вами уже говорили об этой русской традиции. Ярмарки проводились независимо от времени года. На ярмарках продавали продукты своего труда: овощи, фрукты, кустарные изделия, в том числе и хлеб, разные виды хлеба. В нашей школе тоже есть традиция проведения ярмарок осенью и весной. В основном на школьной ярмарке продаём хлебные изделия, выпеченные своими руками. Он - главный на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг. Имя, которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Поэтому тема нашего сегодняшнего мероприятия: « Всему голова», то есть глава, по-другому – главный.

3. Анкетирование: Сообщение его результатов.

4. Основная часть

Ученик: Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб? Когда и где он родился? Первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали ещё в древности. Орехи, так же как и желуди были первым хлебом человека.  Плоды хлебного дерева заменяли туземцам хлеб. Остаться голодным рядом с хлебным деревом невозможно. Плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть начинает бродить и из нее можно печь хлеб. Одно дерево может прокормить семью из 4-5 человек. Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. В поисках пищи наши предки обратили внимание на злаки. Заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зёрен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зёрен.

В глубине веков затерялся день, когда первобытный человек растёр горсть зёрен, замесил муку с водой и на раскалённых камнях испёк первый хлеб.

Сначала люди питались сырыми зёрнами. Затем, научились делать муку, приспособив два камня, создали нечто вроде мельницы. Замесив измельчённое зерно с водой, открыли новый вид пищи – кашу.

Человек научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зёрна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы.

Прошло ещё много времени, и древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он испёк лепёшки. Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения. Так 5-6 тыс. лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства.

Искусство приготовления разрыхлённого хлеба со сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Хлеб был поставлен в один ряд с золотом и солнцем.

В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково – кружочком с точкой посредине.

Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие – монумент высотой в 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тыс. лет назад, основателю нескольких больших пекарен Рима, которые обеспечивали хлебом весь Рим.

  • взвешивание и приёмка хлеба;
  • размол, просеивание муки;
  • вымешивание и раскатывание теста, хлебная печь

В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом и употребляли, как и каждое отдельно подаваемое блюдо.

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем приняли германцы, славяне и др. народы.

Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово в самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Как же он приходит на наш стол?

На свете я видела хлеба

немало.
Крестьянка его из печи
вынимала.
И клала на стол, осеняя
крестом.
Он отдыхал, накрытый
холстом.
В горнице пахло сильно 
сладко.
За трапезой ели его без 
остатка:
Ни крошки, ни корки –
Ломоть до конца.
Каравай земли и неба
на твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
держится земля.

Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом, 
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
сколько требует ухода
Мать - земля за целый год
Хлеб на блюде подает,

Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой 
вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой 
в нем здоровье, наша сила, 
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно 
потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз 
начинается рассказ.

Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто
В степь весеннюю с утра 
Выводили трактора.

Ведущий: А как раньше готовили землю к севу? Какие орудия труда использовали для пахоты? (плуг, соху) Это была трудная и нужная работа. В плуг или соху запрягали лошадь. Было это так…Русский художник Алексей Гаврилович Венецианов даже запечатлел момент пахоты на своей картине «НА ПАШНЕ».

Сеялки пришёл черёд.
Семена пшеницы в почву 
Благодатную кладёт.

Ведущий: А как на Руси сеяли хлеб? Кто? (сеятели) Это были в основном мужчины. Они шли с большим коробом по полю и разбрасывали зёрна. На картине французского художника Винсента Ван Гога «Сеятель» изображён этот труженик.

Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри – ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля!
Зеленеют дружно всходы. 
Присмотрись: увидишь тут 
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд.

Ведущий: И этот момент зарождения хлеба не остался без внимания художников. Вот картина того же Винсента Ван Гога «Пшеничное поле с восходом солнца».

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек. 
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...

Солнце, воздух и вода
Пшеницы лучшие друзья!
Дают энергию для роста.
Поверьте, это им непросто!

В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.

Продолжается рассказ: 
Урожай поспел у нас!

Рожь, рожь… 
Дорога полевая
Ведет, неведома куда. 
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого.
Чуть видишь где – нибудь вдали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.

Рожь уродилась. 
Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула – хоть подпирай
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды, вагоны,
Составы хлеба над землей.

Ведущий: На картине великого русского живописца Ивана Ивановича Шишкина «РОЖЬ» мы имеем возможность полюбоваться бескрайним золотым пшеничным полем. Он тоже не остался равнодушным к этому пейзажу.

Степные машины
Покоя не знают.
Горячую воду
Моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звёзды.

Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни,
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье,
Горячее, сытное
Хлеба дыханье

Ведущий: Но комбайны появились только в 20 веке. А как убирали колосья на Руси? Чем жали? (жали серпом) Серп — орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило, стального) и короткой деревянной рукоятки. Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия. Русский художник Борис Михайлович Кустодиев, живший и творивший в начале прошлого века увидел жатву так:

А в поле труд... Обычной чередою
Идёт косьба: хлеба не будут ждать!
И это время названо страдою, —
Другого слова нет его назвать...

Ведущий: Затем зёрна отделяют от плевел, то есть сорняков. Сейчас это делают машины для очистки зерна. А раньше колосья били цепами. На шкатулке с палеховской росписью запечатлена именно эта картина крестьянского быта. Для хранения зерна сейчас действуют элеваторы, где есть специальные резервуары, куда засыпают зерно. Там поддерживается определённая температура и влажность воздуха. Здесь зерно хранят по нескольку месяцев, оберегая его от холода, от сырости, от вредных жучков. Раньше хранили зёрна в специальных постройках – амбарах. Старались строить их над землёй. Так зёрна меньше отсыревали, меньше гнили, обдуваемые ветром и хранились всю зиму. Из элеваторов попадает зерно в цеха мукомольного комбината, туда, где специальные машины перетирают их. Получается мука.

По цехам пройдешь - порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы -
Очень умные станки.

Ведущий: А кто знает, как раньше получали муку? (Мельницы)

Чем отличаются эти две мельницы?

Внутри мельницы находились жернова - парные каменные круги, использующиеся в ветряных и водяных мельницах, и служащие для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен.

Итак, из зёрен получили муку. Её раскладывают в большие мешки или пакеты и везут в магазин. Часть муки не фасуют, а доставляют на хлебозавод машинами-муковозами, из которых потом выдувают муку сильной струёй воздуха. В цехах хлебозавода собственно и происходит превращение муки в хлеб, который мы все привыкли видеть.

Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто 
И отправит тесто в печь.

Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Ведущий: Что ещё делают из теста?- Мы с вами привыкли видеть на своём столе не только традиционный хлеб. Во что ещё превращается тесто? - Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Для этого испокон веков пекли русский каравай.

Хлеб не просто дар природы,
Хлеб – наш труд. Не забывай.
Береги же наш народный 
Драгоценный каравай.

Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен –
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.

Почет и слава хлеборобам!
За их прекрасный урожай,
За то, что людям предлагают
Душистый хлеба каравай!

Игра «Каравай»

Ведущий: Самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни, из года в год, из века в век! И питать этой новой жизнью человека!

И на любом дне рождения слышится мелодия хоровода «Каравай», которая величает именинника. А сегодня мы славим хлеб! Он у нас сегодня именинник.

Все встают в хоровод. Девочка с караваем в центре круга. После первой игры каравай передаётся следующему участнику.

Как на хлебные именины 
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины.
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого любишь выбирай!

Водящий (каравай): Я люблю, конечно, всех, а ….. больше всех! (Передаёт каравай.)

Ведущий: - Как вы думаете, почему все так ладится в вашей жизни? Почему, радуясь сегодняшнему дню, вы верите: завтрашний день будет лучше.. Есть хлеб – светло в доме, нет – беда, несчастье. Как оценить каждый ломоть, каждую корочку, крошку! Кажется, что она стоит?! Попробуй, оцени солнечный свет, красоту земли, тепло родного дома. Истинная ценность хлеба не исчисляется рублями. Что бы ты ни задумал, о чем бы ни мечтал – мера всему хлеб. В нем основа нашего благополучия, он – залог всех наших радостей и надежд. Как говорили в старину: «Земля на зернышке стоит».

Есть такая притча: однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

– Сколько стоит мой самородок?

– 1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

– Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

– Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что …»

– Продолжите притчу…

(«…ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.»)

– Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. И умер богач… Почему? (Захотелось богачу покушать. Потребовал себе хлеба, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.)

Ведущий: Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.

«Не держи денег в узлу, а держи хлеб в углу».

Много пословиц, поговорок, считалок, чистоговорок, загадок есть у русского народа. В них участвует хлеб!

Соберите пословицы. Пословицы потеряли свой конец. Помогите им, ребята.

Без краюшки -

 

все не беда.

Покуда есть хлеб да вода -

 

не прожить и седой старушке.

Какова земля,

 

а хлеба край, так и под елью рай.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска;

 

таков и хлеб

- Какие ещё пословицы о хлебе вы нашли?

 (Входят ребята в русских народных костюмах).

Считалки:

«Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай. 
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.»

«Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль,пшеница. 
С кем ты хочешь поделиться?»

Чистоговорки:

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач - вот калач.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Заклички:

Дождик, дождик, пуще! 
Дам тебе гущи, 
Хлеба каравай, 
Хоть везде поливай! 
Дай Бог дождик

В толстые вожжи! 
Поливай весь день 
На наш ячмень, 
На бабью рожь, 
На мужичий овес, 
На девичью гречу, 
На маличье просо.

Частушки:

Все мы в Серышево живем,
Вкусны пряники жуем!
Мы частушек много знаем.
Их сейчас для вас споем!

Прянички печатные – 
До того приятные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.

Хлебом-солью
Всех встречаем.
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем.

Пыль клубится по дорожке,
Везем с ярмарки лепешки.
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.

Вова, Вовочка, дружок,
Съешь с поганкой пирожок!
А для нашей Анечки
Булочки да прянички!

Наши руки крендельком,
Щеки словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!


Загадки о хлебе:

На соломинке - дом сто ребяток в нем. 
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. 
В нем тогда таких, как я, будет целая семья.

(Зерно)

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. 

(Хлеб)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка 
От рождения седая мать по имени... 
(Мука)

Тысяча братьев одним поясом подвязаны(Сноп)

«Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены. 
Ставни заколочены. 
Ходит дом ходуном на столбе золотом».

(Колос)

На железном на мосту
Распухаю и расту. 

(Оладьи)

Стоит Андрюха, набито брюхо(Амбар с зерном)

«Всем нужен, а не всякий сделает». (Хлеб)

- Да, действительно,  не каждый может выпекать хлеб!

Легенда о пекаре.

Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением. Раньше людей назвали просто Федька, Гришка, Петька. Мастеров – хлебопёков величали уважительно – Фёдор, Григорий, Пётр.

Имя знаменитого булочника Филиппова настолько вошло в память русского народа, обросло легендами, историями, байками, что иногда возникает мысль: а был ли такой человек на самом деле.

В начале ХIХ века в Москву из села Кобелево Калужской губернии приехал бывший крепостной крестьянин Иван Филиппов – основатель хлебной компании. Вначале он подрабатывал пекарем. Затем, собрав деньги, стал владельцем собственной небольшой пекарни. И такие способности в нем открылись, что он больших высот в пекарском искусстве достиг и другим хлебопекам примером стал.

Сценка

Выходит Филиппов

Филиппов: Хлебушко черненький труженику первое питание. 
Ведущий: Почему он только у вас хорош?

Филиппов: Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки... А все-таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня все больше тамбовская, из-под Козлова, с Роминской мельницы идет мука самая лучшая. И очень просто!

Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляю в Петербург к царскому двору. Пробовал печь на месте, в Петербурге, да не выходили такие сайки и калачи!

Ведущий: Почему же?

Филиппов: И очень просто! Вода невская не годится!

Ведущий: Кроме того, - железных дорог тогда еще не было, - по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печи, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали - тоже особым способом, в сырых полотенцах, - и ароматные,. горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.

Калачи на отрубях, сайки на соломе... И вдруг появилась новинка, на которую покупатель набросился стаей. А всё благодаря случаю... 
Филиппов: И очень просто! В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал – губернатор Закревский. Каждое утро мои горячие сайки подавались ему к чаю. 
И вот однажды за чаем он закричал: «Эт-то что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова!»

Слуги, не понимая в чем дело, притащили меня испуганного к начальству. А губернатор как заорёт: «Эт-то что? Таракан?» - и сует мне сайку с запеченным тараканом.

А я отвечаю: «И очень даже просто, ваше превосходительство. Это изюминка – с! И съел кусок с тараканом. А генерал-губернатор снова: «Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают?!» И выгнал меня вон. Я бегом вбежал в пекарню, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и вывалил. Через час уже угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было. Так, благодаря моей находчивости и случаю появились хлеб и булки с изюмом.

Ведущий. Прошли века, но и в наши дни хлеб считается важной пищей человека. Не забывайте главного, чем бережнее мы будем к хлебу относиться, тем благополучнее станет наша жизнь! Что же даёт нам хлеб?

Презентация, подготовленная учеником на тему: «Хлеб. Есть или не есть?»

Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион, как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.

Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка (наряду с картофелем, крупами, бобовыми), содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин).

Пшеничный хлеб содержит белки 7,9 г, углеводы 50,0 г, жиры 1,0 г, энергетическая ценность 225 ккал, аминокислот в нём мало. В ржаном хлебе белков 6,5 г, углеводов 42,4 г, жиров 1,0 г, энергетическая ценность в этом хлебе 180 ккал, а ' аминокислот в нём много. Получилось, что пшеничный хлеб питательней, чем ржаной. В этих двух сортах хлеба одинаковое количество жиров. Но ржаной хлеб богаче аминокислотами.

Норма употребления в сутки. В сутки детям можно съедать 120-300 г. Подросткам 350-400 г. Взрослым 330 г. Больше всего нужно хлеба людям занимающимся физическим трудом. Им нужно 800 г.

Хлеб - существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.

Питаемся правильно!

  1. Не стоит комбинировать хлеб с сахаром, медом, вареньем - такая смесь вызовет брожение в кишечнике.
  2. Лучше всего хлеб сочетается с овощами (цветная капуста, свекла, морковь, лук), которые помогут хорошо переварить крахмал, благодаря содержащимся в них ферментам.
  3. Рекомендуется, есть хлеб в дневное время. Он переваривается около трех часов и заряжает энергией на весь день.

Ведущий: Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб. Наши предки учили: «При сытости помни голод».

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!

«Что самое ценное в нашей жизни?» 

(сценка)

Автор: Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Катюша: Фу, какой плохой хлеб!

Автор: Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Бабушка: Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

Катюша: А Юрчик тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

Бабушка: Ай, как нехорошо! - Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Автор: Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Катюша: Я больше никогда не буду плохо говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Автор: Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Ведущий: А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень оттого, что он нам сейчас достается легко! А как в нашей школьной столовой обстоят дела с хлебом? Не замечаем ли мы иногда неуважительное отношение к хлебу?- Мне становится больно, когда вижу, как некоторые ребята в относятся к хлебу. Ведь речь идет о первейшем продукте человечества.

Минуту я запомнил ту 
Из детства озорного. 
Вдруг скучно сделалось во рту 
От хлебушка ржаного. 
И бросил наземь я кусок 
От дедушки украдкой. 
И наступил я на кусок 
Босой чумазой пяткой. 
И растоптал. И весь как был 
Зарылся носом в пыль я... 
А раньше дед меня не бил, 
И вообще не били.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб – 
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Мне больно,
Когда я, случайно, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.

Что хлеб наш насущный – святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова – 
Сила великая хлебушку дадена

Хлеб как святыня для всех был всегда,
Есть он – исполнилось счастье народное,
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные.

Нынче ж, когда у нас вдоволь его,
Полки изделием хлебным завалены,
То ли от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.

Мы не бедны: на столе, в закромах
Досыта хватит всем хлеба душистого;
На необъятных колхозных полях
Колос наполнит зерно золотистое.

Чтобы в России люди могли
Жить в благоденствии долгие годы,
Надо беречь хлеб – щедрость земли,
Силу Руси, дар великий природы.

Ведущий: Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила обращения, общения с хлебом. Давайте попробуем их вывести. Помогите мне.

- Бери хлеба столько, сколько съешь.

- Никогда не бери хлеб грязными руками.

- Не заворачивай хлеб в газету.

- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

Ученик: В старину у хозяйки не пропадало ни крошки хлеба. Зачерствеет белый хлеб - и вот уже на столе сытный крестьянский суп дымится или ароматный калач из печи просится. Не зря говорится «Хлебушка - калачу дедушка». И чёрным корочкам хозяйка применение найдёт – хлебный квас в запотевшем жбане из погреба достанет.

Сохранить хлеб свежим совсем нетрудно. В металлических, пластмассовых, деревянных хлебницах свежим хлеб остаётся 2-3 дня, а чтобы он не плесневел, хлебницу надо мыть раз в 7-10 дней. Обязательно храните отдельно белый и чёрный хлеб – они лучше сохраняются. Если всё же хлеб зачерствел, не выбрасывайте его, а удивите семью новыми блюдами. Из чёрствого хлеба можно приготовить много необычных и вкусных блюд.

Предлагается буклет «Блюда из чёрствого хлеба».

Ведущий: На Руси был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Когда старые люди учат этому обычаю, молодые улыбаются: « Крошку хлеба к обеду желудок просто не заметит». Верно, не заметит. Человек не воробей. Да не в том дело. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу свое почтение. Народный обычай подобен крепкой веревочке, он свит из многих волокон. Вот и обычай собирать крошки рожден не только уважением к хлебу, но и тщательным сбережением его. Он, хлебушек, никогда так вольно, как теперь, не лежал на столе. В мире есть даже музеи хлеба.

Ученица: Музей «Хлебобулочных изделий». Хлеб- это своего рода реликвия. Есть даже музеи хлеба . В музее искусств Нью-Йорка есть круглый хлеб, возраст которого 3400 лет. Был найден в западной части Швейцарии при археологических раскопках на дне высохшего озера.А в Цюрихском музее выставлен хлеб, которому 6000 лет. Это самый древний хлеб. Первый в России Музей хлеба открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге, где хранится более 18 000 экспонатов. Некоторым экспонатам более сотни лет и у каждого своя история! Санкт-Петербургский музей хлеба - единственный государственный в России и один из тринадцати музеев хлеба в мире. Подобные музеи существуют в Германии, Голландии, Франции. В 1993 году из отраслевого Музея истории хлебопечения превратился в государственный. Его посетители сразу оказываются среди калачей, буханок, ковриг, кренделей, пряников самого разнообразного цвета и размеров. Петербургским школьникам очень повезло, многие из них теперь знают о хлебе гораздо больше своих родителей, в чьем детстве такого музея не было. Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками.

4. Итог мероприятия

Ведущий: А теперь небольшая викторина, из которой мы узнаем, что вы запомнили на сегодняшнем мероприятии и узнали о хлебе из прочитанных книг:

Викторина «Всё о хлебе»

  1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)
  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
  4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)
  5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)
  6. Про него говорят: «… - всему голова». (Хлеб.)
  7. Об опытном, видавшем виды человеке говорят «тертый…..». (Калач.)
  8. После его съедания остается только дырка. (Бублик.)
  9. В старину на Руси её называли житом. (Рожь.)
  10. Из какой страны пришло к нам слово «хлеб». (Древняя Греция.)
  11. Пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста. (Баранка.)
  12. Детская игра, получившая название в честь этого хлеба. Им величают именинника. (Каравай.)
  13. Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку. (Крендель.)
  14. Древние египтяне называли своего бога природы ….«бог – зерно». (Осирис.)
  15. Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия, что в переводе означает «земля – мать». (Деметра.)
  16. У богини Деметры были и другие прозвища, одно из них в переводе на русский «хлеб», «мука». (Сито.)
  17. Древние славяне хлеб считали чудом. Хлебопашцам покровительствовали бог солнца… (Дажбог.)
  18. Хлеб считался дарителем жизни на земле, как и … (Солнце.)
  19. Одну букву замени у «зайки» и получится … . (Сайка.)
  20. Фамилия русского, знаменитого булочника. (Филиппов.)
  21. Художник, автор картины «ЖАТВА». (Б.М. Кустодиев.)
  22. Гостей встречают… и… (Хлеб и соль.)
  23. Что придумывал русский народ о хлебе? (Пословицы, поговорки, заклички, чистоговорки, загадки, частушки, считалки.)
  24. Где в России расположен музей хлеба? (Санкт-Петербург.)

Ведущий: На Руси считалось, что люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы вы, ребята, не росли невеждами, чтобы для вас рядом со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу учатся с детства, и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Выходят коробейники с лотками разной выпечки.

(с калачами)

Ярмарка! Хлебная ярмарка!
Продаются калачи, калачи горячи!
Хоть в окошко мечи!

(с пряниками)

Медовые пряники, сладкие, ароматные,
На вкус очень приятные.
Пряники медовые! Купите, купите!
Хвалил еще Афанасий Никитин.
Зубы есть – сам грызи,
А нету – у соседа попроси.

(с пирожками)

Пироги с луком, с перцем,
С собачьим сердцем,
С зеленой петрушкой,
С маленькой лягушкой.
Баранина низовая,
Мучка сортовая.

(с блинами)

Блины, блины!
Три дня как испечены.
С дымом, с паром,
С головным угаром!
Где блины – там и мы!
Вот блины - блиночки!
Кушайте, милые дочки!
Вкусные блиночки!
Кушайте, сыночки!

(с витушками)

У меня витушки тем,
Кто поет частушки.
Если лучше всех споет,
Все витушки заберет.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!

(Поют частушки гости)

(с сушками)

Сушки, бублики, баранку
Вы купите спозаранку!
С ванилью и маком,
С сахаром и таком!
Сколько сушек у меня,
Угадайте-ка, друзья!
Кто правильно число их назовёт,
Все сушки в подарок заберёт!
 

(Гости угадывают количество сушек на связке. Кто угадает, получает связку.)

Ведущий:

Ярмарка! Ярмарка! Веселись народ!
Ярмарочное представление!
Всем на удивление – 
Балагуры, зазывалы,
Каравай, хлеб, пироги и другие товары.
А где хлебно и тепло, там и жить добро!

Вот и подошла к концу наша хлебная ярмарка! Без покупок не уйдёт никто! А поскольку наша ярмарка знаний о хлебе от души всех гостей встречала, то и без подарков никто не уйдёт! Угощаем всех и совершенно бесплатно! Кушайте на здоровье, гости дорогие! Так гласит русский обычай!

«БОГАТЫРСКИЕ ПОТЕШКИ»

Цель: приобщение к спортивным традиционным забавам на Руси.

Задачи:

1.Познакомить с историей возникновения русский народных состязаний, научить правильно реагировать на победу и поражение.

2.Развивать  коммуникативные навыки, внимание, ловкость.

3.Воспитывать чувство коллективизма, уважительное отношение к соперникам.

Форма проведения: конкурсная программа.

Ход мероприятия.

1-я девочка: 

Еще снежок по-зимнему искрится,

Еще все так же резок скрип саней,

Но с каждым утром песенка синицы

Становится нежнее и длинней.

2-я девочка:  

Итак, февраль почти уже закончен.

Все чаще слышим мы веселую капель.

И лед речной теперь не так уж прочен, 

И не страшна нам снежная метель.

Ведущий: сегодня не просто февральский день. Сегодня особенный день. День защитников Отечества. И мы поздравляем наших мальчиков. 

3-я девочка:

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

4 –я девочка:  

Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья,

Это празднует февраль армии рожденье.

5-я девочка:

Ночью вьюга бушевала и метелица мела.

А с рассветом нам тихонько папин праздник принесла.

6-я девочка: 

И сегодня над широкой белой скатертью полей

Сверху видно самолеты наших воинских частей.

7-я девочка: 

Папин праздник – главный праздник

Всех мальчишек и мужчин.

И поздравить пап любимых 

Мы сегодня так спешим!

8-я девочка: Дорогие наши мальчики! Поздравляем вас с наступающим праздником! Желаем вам расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными; помнить о благородном звании мужчин!

Вам в подарок частушки

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Не смотрите так на нас —
Можем застесняться!

Мы поем для вас сегодня,
И мотив у нас один,
С двадцать третьим вас поздравить
Очень-очень мы хотим!

В нашем классе все мальчишки
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Кто-то веселится!

В нашем классе каждый мальчик
Очень ловок и красив,
Потому так рад, конечно,
Весь наш женский коллектив!

На уроках не зевайте,
Будьте все внимательны,
И хорошие оценки
Будут обязательно!

Разбуди мальчишек ночью,
В самой серединочке,
Алфавит они расскажут
Без одной запиночки!

Третья четверть уж в разгаре,
Часики затикали,
А мальчишки-то мечтают:
Снова бы каникулы!

На уроках все мальчишки
Даже очень хороши,
А приходит перемена –
Ты пощады не ищи!

Опозданья все мальчишки
Объясняют просто:
— А учиться на уроке
Никогда не поздно!

А мальчишки наши очень
Любят бегать и играть.
И учиться обещают
На четыре и на пять!

Все частушки перепели,
Да, вот так мы хороши!
Вы похлопайте дружнее,
Мы старались от души! 

Ведущий: Сегодня мы проведем конкурс под названием "Богатырские потешки". Ребята, как называлась наша Родина много сотен лет назад? Правильно! Русь! А как назывались в те далекие времена воины? (Богатыри, витязи.) Воинские отряды тогда назывались ... (дружины), а во главе дружин стояли ... (воеводы). Не раз богатыри спасали Русь от злого ворога. Народ о таких богатырях издавна слагал былины и сказки, прославляя их подвиги. Ребята, а каких богатырей вы знаете?

Сегодня в нашем конкурсе будут участвовать две дружины: первая - Ильи Муромца, вторая - Алеши Поповича. А теперь прошу всех богатырей собраться со своими воеводами у 2-х застав.

1 конкурс. Интеллектуальный. За правильный ответ 1 балл.

Ведущий: Ребята, свою ловкость и быстроту вы еще покажите. Хороший солдат отличается не только ловкостью и силой, но и умом и смекалкой. Это мы сейчас и проверим. Посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки.

 

Тучек нет на горизонте,

А открылся в небе зонтик.

Через несколько минут опустился….(Парашют)

 

Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает-

Отправляется в полёт

Наш Российский….(Вертолёт)

 

С кораблём играет в прятки,

Но ныряет всё ж с оглядкой.

Если сверху шторм шумит,

То на дне лежит…

Ползает черепаха-

Стальная рубаха.

Враг в овраг-

Она туда, где враг!....

Чудо птица, алый хвост

Прилетела в стаю звёзд…..

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

Он гудит и чертит мелом, он рисует белым-белым

На бумаге голубой,

Сам рисует, сам поет. Что же это? (Самолет).

Змей по батюшке. (Горыныч).

 

Второй конкурс: "Быстрые богатыри"

Богатыри - ловкие и быстрые воины, поэтому проведем разминку. А разминка - бег в мешке. Чья команда быстрее пробежит, вернее пропрыгает в мешке поочередно.

Третий конкурс: "Богатырское толкалище".

Приглашаем всех богатырей на "толкучку". Толкучка - это не рынок, где покупают и продают вещи, а самые настоящие соревнования, на которых силачи толкают друг друга. А точнее меряются силой, выталкивая друг друга из круга. (На полу мелом начерчен круг диаметром 3 метра. Задача богатырей - вытолкнуть соперника из круга. Тот, кому это удается, приносит очко команде. На "толкалище" силачи выходят попарно. А способы выталкивания различны для каждой пары:

- упираясь ладонями в ладони соперника;

- упираясь лбом в лоб соперника;

- упираясь спиной в спину соперника;

- упираясь грудью в грудь соперника;

- стоя на четвереньках и упираясь боком в бок соперника;

 стоя на одной ноге и упираясь плечом в плечо соперника;

-лежа и упираясь ступнями в ступни соперника.

Четвёртый конкурс: "Меткий стрелок".

Этот конкурс непростой, а будет основан на интуиции богатырей. (Поочередно витязи отворачиваются, им завязывают глаза. Ведущий ставит в любом месте комнаты кегли. Витязь называет, сколько, по его мнению, нужно сделать шагов, чтобы подойти как можно ближе к кегле. Затем делает шаги, ему развязывают глаза. Если сбивает кегли мечом - очко команде. Участвуют все богатыри по очереди.)

Пятый конкурс: "Стенка на стенку".

Раньше по праздникам среди силачей проводились еще другие толкалища. Они назывались "Стенка на стенку". Целые деревни выходили в чистое поле померяться силой. (На полу чертится черта, с одной стороны встает одна дружина, с другой вторая, взявшись под руки. Задание - вытолкать друг друга за "границу".)

Шестой конкурс: "Перетяни канат".

Мужиков, парней, ребят вызываем на канат! Семь тут - слева, семь тут - справа, только мускулы трещат!

Седьмой конкурс: « Кольчуга».

Это доспехи богатырей из железных колец. Кольчуга была очень тяжелой и носить ее было нелегко. (Участникам кладутся спичечные коробки на плечи. Они должны их пронести, не уронив, и передать следующему участнику эстафеты).

 Восьмой конкурс: Богатырская силушка. Кто больше поднимет «камней» (воздушные шарики)? (От каждой дружины выбирается один участник или участвуют все).

Ведущий: Закончились наши богатырские потешки.

Подведение итогов.

«КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ»

Цель: Формирование патриотического чувства через игру.

Задачи: 1.Расширить представление детей об освоении  космоса нашей страной.

               2.Развивать любознательность, интерес к  истории своей страны.

               3.Воспитывать уважительное отношение к людям, связанным с  

                  космосом.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Ход мероприятия.

Вступительное слово: Есть такой праздник день космонавтики. Все мы живём на планете Земля. И это единственная планета, где обитают живые существа. На других планетах жизни нет. Это узнали, благодаря тому, что осваивается и изучается космос, что люди строят умные машины, которые летают далеко от Земли и фотографируют другие планеты. Наша страна первой открыла космос. Люди, которые летают в космос – это космонавты. 12 апреля 1961 года мощная ракета подняла космический корабль «Восток». Впервые в истории человек проник в космос. Первым в мире космонавтом стал гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.

Подобной победы

                  Ещё не видали!

Сегодня Советской страны гражданин

В немые глубины космической дали

Свершил путешествие номер один.

                                      А.  Безыменскй «Чудо»

На земном шаре нет страны более обширной, чем наша, нет страны более богатой, чем наша, нет страны красивее, чем Россия. Когда Юрий Гагарин был в космосе, ему вспомнилась мама, как она в детстве целовала его. А вспомнив о мама, он не мог вспомнить о Родине. Ведь неспроста люди называют Родину матерью. Всем, чего достигает человек в жизни, он обязан Родине.

Мы сегодня поиграем в игру «Полёт в космос», побываем в роли космонавтов. А для этого нам нужно разделиться на две команды.

Конкурсная программа.

1 конкурс: Приветствие команд.

Каждая команда соревнуется в чёткости произношения названия, девиза, которые должны соответствовать космической тематике и объясняет содержание своей эмблемы.  

2 конкурс: Разминка.

Каждая команда разгадывает «космические загадки»

  1. Огромное поле;

            Распахать его нельзя,

             А камней на нём не счесть. (Небо, звёзды)

  1. Без огня горит,

Без крыл летит,

Землю согревает,

Энергией питает. (солнце)

3. Ехал по небу Волох

    И рассыпал он горох,

    Только стало вдруг светать –

    И гороха не видать. (звезды)

4. Что за птица:

   Алый хвост

   Догоняет стаю звёзд. (Космическая ракета)

3 конкурс: «Лаборатория конструктора»

Каждая команда демонстрирует макет своего космического корабля, выполненного из бумаги, сопровождая рассказом о возможности их летательного аппарата.

4 конкурс: Конкурс капитанов.

Блиц-опрос. Каждый капитан должен без обдумывания дать ответ на заданный ему вопрос.

Вопрос

Ответ

1.В каком году было совершено первое космическое путешествие человека?

12 апреля 1961г

2.Кто был первым космонавтом планеты?

Юрий Алексеевич Гагарин

3.Сколько времени длился полёт Ю.А. Гагарина вокруг земли?

308 минут

4.Назовите имя российского учёного- конструктора, который внёс вклад в разработку и подготовку космических полётов?

Королёв Сергей Петрович

5.Назовите имя первой женщины – космонавта.

Валентина Терешкова

6.Как называется космический аппарат, который был доставлен советским спутником на Луну для изучения её поверхности?

Луноход

7.Как называется космодром, с которого осуществляется запуск пилотируемых кораблей?

Байконур

8.Как звали четвероногих животных – космонавтов, которые поднялись в космос задолго до полёта человека?

Собаки Белка и Стрелка

5 конкурс: Космическая подготовка.

Эстафета на скорость, точность и взаимовыручку.

1. Надевание «космического скафандра» (комбинезон, куртка, рукавицы,    

шлем). Побеждает команда, игрок которой первым облачился в «костюм» космонавта.

   

2. Команда становится «цепочкой» и по сигналу ведущего передаёт друг другу подачей с двух рук большой воздушный шарик. Та команда, последний игрок которой первым получил шарик, побеждает.

3.Перемещение из одного конца площадки в другой путём перекатывания, сидя на большом надувном мяче.

4. «Выход в космос» - эстафета, в ходе которой членам команд нужно переместиться с одной стороны площадки на противоположную путём пролезания через лежащие на полу обручи. (Подбежать  к обручу, встать в середину обруча, взять его в руки, поднять его через голову и положив его на пол  около себя продолжить движение.)

6 конкурс: Конкурс радистов.

Расшифровать донесение, полученное Центром управления полётом от астронавтов, находящихся в соседней галактике. Текст донесения:

Мина такрыот явано неплата, оп симво  раметрампа яжахопо, ан люзем. Реразтеши кусадвы пажакиэ дял егонейшдаль ниучеяиз.

(Нами открыта новая планета, по своим параметрам похожая на Землю. Разрешите высадку экипажа для дальнейшего изучения.)

7 конкурс: Космические пейзажи.

(выставка рисунков о космосе)

8 конкурс: Космическая песня.

(Каждая команда исполняет песню)

Подведение итогов. Награждение

Список используемой литературы

http://newzz.in.ua/foto/114884…

http://www.homeland-tour.ru/to…

http://www.tophotels.ru/main/g…

http://picrussia.com/ru/putevy…

http://privet.ru/user/dirty_an…

http://www.nikolskoe.net/lofiv…

http://sobor.by/forum/viewtopi…

http://womantalks.ru/lofiversi…

http://foto-mir.biz/publ/problemy_

http://raskraska.narod.ru/tale/kolobok/page2.htm

lhttp://lori.ru/2315452

http://mail.domstihov.ru/blogs/stihi

http://900igr.net/prezentatsii/okruzhajuschij-mir/Gimn-gerb-flag-Rossii/006-Gimn-gerb-flag-Rossii.html

http://www.1-11.ru/posters/herb.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия тема: "Живая память"

ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ 15 ФЕВРАЛЯ - ДНЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»...

Методическая разработка по индивидуальному направлению «Живое слово» (малые формы устного народного творчества).

Методическая разработка была создана для практической работы с детьми проживающими в отделении "Социальная гостиница"  ГБУ КО Калужский СРЦН "Надежда" . Внедрена была в 2010 году, используется по...

Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....

Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия "Живи и помни"

Цели:Образовательные:- обратить внимание учащихся на великий подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне « 1941 – 1945»;-способствовать патриотическому воспитанию учащихся;-дать представление о...

Методические рекомендации проведения экскурсии в "Живом уголке"

Данная методическая разработка поможет педагогам организовать и провести экскурсию или занятие в "Живом уголке" не в режиме пассивного созерцания и слушания, а погружающую детей в активную познаватель...

Методическая разработка открытого занятия объединения "Живая история" "В поисках легендарного острова русов"

    Занятие объединения «Живая история» на экспозиции школьного музея с применением современных педагогических технологий. Предназначено для обучающихся 12-16 лет.Цели&mid...

Методические особенности применения модельного конструктора «Живая физика» (на примере модели «Математический маятник»)

Рассмотрены особенности применения на уроке одной из моделей конструктора "Живая физика"....