Методическая разработка открытого занятия объединения "Живая история" "В поисках легендарного острова русов"
план-конспект на тему

Ковалев Павел Владимирович

      Занятие объединения «Живая история» на экспозиции школьного музея с применением современных педагогических технологий.

Предназначено для обучающихся 12-16 лет.

Цели

  • · воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к истории родного края, пробуждение познавательного интереса к  географии и музейной педагогике, стремления совершенствовать коммуникативные навыки. 
  • · овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, научить сравнительному анализу различных источников информации
  • развитие личности, способной к творческой деятельности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению универсальными учебными действиями, формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

Задачи

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;
  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету – работа с картой, экстраполяция карты и сравнительный анализ истории формирования Северо-западного региона России;
  • проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём, справочником, с картой, историческим документом);
  • создать условия для отработки навыков реконструкции исторического прошлого,
  • актуализировать знания о прошлом своего края;
  • расширить общий и историко-географический кругозор учащихся.

Развивающие:

  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • содействовать формированию патриотических чувств;
  • содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
  • содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся – самостоятельности, честности, ответственности, достоинства, смелости, мужества, уверенности перед аудиторией, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия объединения «Живая история»

Учитель географии, педагог дополнительного образования

Ковалев Павел Владимирович

Тема занятия: «В поисках легендарного острова русов»

      Занятие объединения «Живая история» или фрагмент кейса (кейс – задание проблемно-поискового характера, которое базируется на реальном фактическом материале или же приближено к реальной ситуации) на экспозиции школьного музея с применением современных педагогических технологий.

Предназначено для обучающихся 12-16 лет.

Цели

  •   воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к истории родного края, пробуждение познавательного интереса к  географии и музейной педагогике, стремления совершенствовать коммуникативные навыки.  
  •   овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, научить сравнительному анализу различных источников информации;

     развитие личности, способной к творческой деятельности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению универсальными учебными действиями, формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

Задачи

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;
  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету – работа с картой, экстраполяция карты и сравнительный анализ истории формирования Северо-западного региона России;
  • проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём, справочником, с картой, историческим документом);
  • создать условия для отработки навыков реконструкции исторического прошлого,
  • актуализировать знания о прошлом своего края;
  • расширить общий и историко-географический кругозор учащихся.

Развивающие:

  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • содействовать формированию патриотических чувств;
  • содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
  • содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся – самостоятельности, честности, ответственности, достоинства, смелости, мужества, уверенности перед аудиторией, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Виды деятельности учащихся

познавательная деятельность

ценностно-ориентационная

эстетическая

коллективная творческая деятельность

игровая

проблемно-поисковая

План занятия:

  1. Распределиться по группам (командам);
  2. Выбрать командира и получить задание (кейс);
  3. Прочитать задание вслух в группе;
  4. Распределить информационные задания между членами группы и приступить к изучению и анализу материала;
  5. Выслушать мини-доклады внутри группы по направлениям поиска решения проблемы;
  6. Проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них («мозговой штурм»);
  7. Выступление группы с обоснованием своей гипотезы;
  8. Анализ работы и подведение итогов, рефлексия.

Приложения

Задание – кейс «В поисках легендарного острова русов»

Остались в памяти и легендах народов мира Атлантида и Лемурия, Беловодье и Шамбала, острова Санникова, Райские и Скандия. На территории современной России и, в частности, Ленинградской области люди также искали и находили уединенные места и земли, где своим трудом, работой, жизнью создавали прекрасные творения, которые через века дошли до нас в только в сказках и мифах.

В русских сказках мы находим описание некогда прекрасных земель и городов, которые в настоящее время исчезли с лица Земли. Неожиданно история освоения земель Северо-Запада России «постарела» на несколько тысячелетий и возраст праславянской цивилизации сравнялся с возрастом Египетских пирамид и Шумерского царства.

Я предлагаю вам сегодня совершить историко-географическую реконструкцию, уходящую далеко во времена палеолита, и найти местоположение мифического острова Буяна на карте Ленинградской области. Используя исторические документы, научные исследования в области геоморфологии земной коры, современную физическую карту Ленинградской области и описание острова Буян в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», предложите свою версию относительно древнего пути «Из варяг в греки», обоснуйте свои предположения и дайте подробный анализ своей гипотезы.

  1. В какой части современной Ленинградской области мог располагаться остров Буян? (Проведите природно-историческую реконструкцию территории Ленинградской области и покажите на карте предполагаемое расположение острова. Что сегодня располагается на этой территории? Приведите примеры описания острова арабами-путешественниками, используя материалы приложений).
  2. Что послужило причиной образования острова? Доказательства приведите, используя карту региона 10 000 тыс. лет назад.
  3. Какой народ жил на острове? (докажите документально какова была численность этого народа, приведите примеры взаимодействия этого народа с соседями, кто были соседи?), используя материалы приложений 1, 2
  4. Определите стратегическое, геополитическое и экономическое значение острова Буяна для его жителей, используя полученную ретрокарту.
  5. Можно ли найти следы древней Арконы – священного города острова Буяна на территории современной Ленинградской области и что было построено новгородцами на месте старинной крепости в XIII веке? Дайте аргументированный ответ.

Приложение 1

 Няня Александра Сергеевича Пушкина – Арина Родионовна Яковлева. Портрет работы неизвестного художника. До 1825 года. Родилась 10 (21) апреля 1758 года в полуверсте от деревни Суйда — в деревне Лампово Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами. Некоторые авторы высказывают предположение, что Арина Родионовна была «чухонкой» — ижоркой или ингерманландской финкой[3].  После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, Александра и Льва. Некоторые исследователи творчества А.С.Пушкина считают, что сюжеты своих сказок поэт принес из детства с Ариной Родионовной.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их и кормит, и поит,

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете?

И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом,

И теперь нам вышел срок;

А лежит нам путь далек,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана».

Говорит им князь тогда:

«Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному царю Салтану».

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», 1831 г.

Приложение 2

«… помимо обозначения Ран, Руян, Буян и Рюген святой остров западных и восточных славян имел еще одно название. У арабских историков неоднократно встречается описание загадочного острова Рус. Вот что, например, сообщает о нем в 966 г. Мукаддаси: «Что касается руссов, то они живут на острове нездоровом, окруженном громадным озером или морем. На самой высокой части острова построен город-крепость – Аркона. И эта крепость, защищающая их от нападений. Общая численность их достигает сто тысяч человек. И нет у них пашен и скота. Страна их граничит со страной славян, и они нападают на последних и поедают (и расхищают) их добро и захватывают из в плен». Арабский историк Гардизи описывает его чуть иначе: «Рус – это остров, который лежит в море. И этот остров – три дня пути на три дня пути, и весь в деревьях. И леса (или рощи) и земля его имеют много влаги, так что если поставить ногу на сырое (место), земля задрожит от влажности. У них есть царь, которого называют хакан-рус. На острове живет около ста тысяч человек». Попытки отождествить остров Рус арабских писателей с каким-нибудь реальным географическим местом предпринимались неоднократно. Его помещали, в зависимости от пристрастий исследователей, и в Скандинавию, и в Крым, и в Тмутаракань, и даже в Дунайскую Болгарию. Однако все эти отождествления страдали явными натяжками и были, в сущности, произвольными. 

Когда мы вспоминаем о начале старого Петербурга, то перед нами прежде всего встают поэтические образы Пушкина: образы «града Петрова», «окна в Европу», мирового порта, в котором гостят «все флаги». Какая глубокая историческая действительность нашла себе выражение в этих поэтических образах «Медного Всадника»?

В настоящее время и наука историческая, и археология, и новейшая лингвистика особенно выдвигают проблему изучения мировых путей, которыми общались между собою части человеческого рода, сближались и влияли друг на друга великие национальные культуры. Если когда-нибудь, станет возможным начертать схему путей, стихийно-колонизационных, военных, торговых, связывавших с незапамятной древности Европу и Азию, то наша древняя Россия, представлявшаяся какой-то окраиной, чуть не захолустьем Европы, окажется расположенной на важнейших центральных узлах этих путей, далеко расходившихся и на финский север, и на германский запад, и на византийский юг, и на мусульманский восток. Одной из важнейших магистралей этой грандиозной и сложной сети восточно-европейских путей был путь, соединявший моря Балтийское и Черное, «из варяг в греки», а головным участком этого, действительно, великого пути был путь Невский.

Приучаться к пользованию водными путями, центральным бассейном которых было Ладожское озеро, начал уже доисторический человек, обитавший на его берегах во времена неолита: этот человек умел сооружать дубовые челны, крепкие и устойчивые 1). Ко времени образования на путях того же Ладожского бассейна в IX-Х веках Новгородского государства на них явственно обозначилось скрещение весьма далеких одна от другой национальных культур. Так, в Ладоге, первом опорном пункте Новгорода на пути к морю, археологическими исследованиями обнаружены, кроме вещественных памятников новгородских славян, утвердивших здесь свое политическое господство, также памятники финской культуры, варяжские (скандинавские) погребения, арабские монеты. Один этот факт дает основание сказать, что пути Ладожского бассейна имели уже и в те времена не только местное, но и международное значение 2).

«Будем думу думать вместе с облаками,
Доверяясь чутко четырем ветрам.
Расплескалось небо зыбкими волнами,
Просквозило Солнце Святовитов храм.

То встает из пепла властная Аркона,
Чтоб напомнить миру об иных летах,
Где превыше Правды не было закона,
Где сердцам славянским был неведом страх.

Развернись, виденье, лейся, жар небесный
Не смолкайте, ветры, чтобы сердце вдруг
Осветилось чистой и высокой песней, 
Чтобы каждый Русич вспомнил, Чей он внук».

Светобор.

Анализ работы в группах,

рефлексия,

подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по истории по теме "Феодальная раздробленность Руси"

Методическая разработка предназначена для изучения темы "Феодальная раздробленность Руси студентами первого курса. Тип занятия - изучение нового материала. Для закрепления изученного материла разработ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "Путешествие по Древней Руси"

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса. Форма - урок-игра; урок-путешествие...

Методическая разработка учебного занятия по истории " Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси"

Согласно ФГОС нового поколения  одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов  общих компетенций. Под обучением, основанном на компетенциях, понима...

Методическая разработка открытого занятия "История елочной игрушки"

Данное занятие можно проводить в творческих объединениях художественной направленности. Также при обучении проектной технологии...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Стрелка Васильевского острова»

Комбинированное занятие воспитателя, направленное на активизацию и обобщение знаний учащихся по теме "Стрелка Васильевского острова". Занятие построено как  соревнование двух команд и с...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...