программа школьного лесничества "Феникс"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Самар Ольга Константиновна

Рабочая программа школьного лесничества «Феникс» разработана для учащихся на основе положения о школьных лесничествах и в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Программа включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_feniks.docx172.64 КБ

Предварительный просмотр:

Самар Ольга Константиновна

C:\Users\Ольга\Desktop\феникс\Изображение 001.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

1)    Пояснительная  записка

1.1. общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

1.2. общая характеристика курса внеурочной деятельности;

2)  личностные и метапредметные результаты освоения курса;

3)  содержание курса;

4) календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности, дополнительного образования обучающихся;

5) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                             

Пояснительная записка

Рабочая программа школьного лесничества «Феникс» разработана для учащихся на основе положения о школьных лесничествах и в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Программа включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», в операциях «Помоги зимующим птицам», «Лесная аптека», «Посади дерево» и др.

Программа включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности. Настоящая программа школьного лесничества разработана с целью воспитания бережного отношения учащихся к природе, ко всему живому. Решается главная педагогическая задача – экологическое воспитание школьников, подготовка к сознательному выбору профессии.

Программа рассчитана  на 35 часов, 1 час в неделю.

1.1.  Цель  изучения   - воспитывать чувство единства с природой, прививать любовь к родному краю, учить бережному отношению к «зелёному другу».

1.2.  Задачи:

 •        укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, по лесоведению, орнитологии, ботанике, зоологии, экологии;

•        развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, паспортизацию лесных объектов;

•        осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

1.3.  Общая характеристика  

Программа  предусматривает активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно – исследовательских работ.

В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы с Комсомольским  лесхозом, экологическими организациями, изучение литературы, получение знаний об охране и защите леса.

2. Результаты освоения программы

Личностными результатами  изучения  являются:

  • получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;
  • ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
  • привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных знаний, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;
  • умение осуществлять экологический мониторинг на закреплённом участке ;
  • практические навыки по выращиванию саженцев хвойных и лиственных деревьев, декоративных кустарников и уходу за ними;
  • знать растения и животных леса, их особенности, значение для биогеоценоза;
  • знать правила сбора лекарственных растений;
  •  знать основных вредителей леса;
  • знать типы лесных почв, горизонты почвенного среза;
  • знать способы ориентирования в лесу;
  • знать правила поведения в лесу;
  • знать виды лесных пожаров, причины возникновения и способы тушения;
  • определять значение лесной отрасли для экономики страны;
  • знать профессии экологического, лесохозяйственного профиля;
  • определять основные принципы рационального ведения лесного хозяйства, оборудование, используемое в данной отрасли;
  • умение наблюдать за жизнью лесных животных и птиц и вести их учёт.        

                     

Метапредметными результатами являются:

  • умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;
  • участие в экологических акциях: «Марш парков», День леса, День птиц, День Земли;
  • проводить исследовательские работы, оформлять результаты исследований, формулировать выводы;
  • работать с приборами и объектами исследования;
  • работать со словарями, определителями растений, справочной литературой;
  • обосновывать необходимость рационального природопользования и
  • грамотного поведения в лесу каждого человека;
  • проводить простейшие мероприятия по охране и защите леса.

3.  Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами, программой и планом работы на год. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа. Разработка эмблемы школьного лесничества. Графический рисунок.

Тема 2.  Общее понятие о лесе. (6 ч).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лес в литературе, музыке, живописи. Характеристика лесных ресурсов страны и региона. Лес как биогеоценоз. Наиболее значимые экологические факторы. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Правила поведения  в лесу.

Практические работы. Разработка эмблемы школьного лесничества. Работа в цвете. Распространение лесов в стране, крае.

Экологические игры «Прекрасный мир родной природы», «Удивительный мир животных».

Экскурсии в лес. Сбор природного материала. Определение типа леса по лесорастительному покрову.

Тема 3. Река Ягодная. (Исследовательская деятельность ) (5 ч)

        Методика исследования реки. Физико-географическая характеристика района исследований: географическое положение источника, рельеф и геологическое строение, климатические условия исследуемой территории, геологические условия выхода воды, влияние воды на рельеф, свойства воды (температура, цвет, прозрачность, состав осадка, запах, вкус и привкус). Органический мир: растительный и животный мир вблизи реки. Оценка экологического состояния реки. Паспорт реки. 

Практические работы. Изучение истории реки, опрос населения «Использование реки». Изучение географического положения, рельефа, климатических условий исследуемой территории. Изучение свойств речной воды. Изучение растительного и животного мира. Составление паспорта реки.

Оформление работы. Защита работы в школе, в крае.

Экскурсия. Река Ягодная.

Тема 4. История Комсомольского лесхоза. (4 ч)

Знакомство с историей Комсомольского лесхоза. Ягодненское лесничество: история, основные виды работы, коллектив.

        Практические работы. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Оформление работы «История Комсомольского лесхоза», сочинение «Мой папа-лесничий»

Тема 5. Растения леса. (6 ч)

Дендрология. Основные хвойные и лиственные породы. (2 ч).

Хвойные породы: сосна обыкновенная, кедр корейский, ель аянская, лиственница сибирская, лиственница даурская, пихта сибирская. Основные лиственные породы: дуб черешчатый, бук восточный, ясень обыкновенный, клен остролистный, вяз обыкновенный, береза повислая, ольха серая, осина.

Основные хвойные и лиственные породы Хабаровского края: хвойные породы (сосна обыкновенная, ель аянская), лиственные породы (берёза бородавчатая, ольха серая, клён, тополь дрожащий (осина)

Практические работы. Определение хвойных пород по коре, хвое, семенам, шишкам. Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам.

Ярусы леса. Травянистые растения.( 2 ч)

Яруса леса. Травянистые растения произрастающие на территории Хабаровского края.

Практическая работа. Определение  растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя.

Грибы. Ягоды. (1 ч)

Видовое разнообразие грибов и ягод, произрастающих на территории Хабаровского края. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод.

Викторина «Знаешь ли ты грибы и ягоды?» (Распознавание ягод и грибов по рисункам, гербарию, муляжам, с помощью определителей. Распознавание ягод и грибов, как съедобные и несъедобные.)

Лесные лекари. (1 ч)

Видовое разнообразие лекарственных растения, произрастающих на территории Хабаровского края. Лечебные  свойства растений. Условия и время сбора почек, коры, листьев, цветков и соцветий, корней, корневищ, клубней и луковиц. Сушка (воздушная, солнечная, тепловая). Условия и сроки хранения лекарственного сырья. Настои. Отвары. Экстракты. Настойки. Чаи и сборы. Соки.

Практические работы. Определение лекарственных растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя. Приготовление лечебного чая.

Тема 6. Животные леса. (6 ч)

Условия обитания животных в лесу. Распространение животных. Лесные животные: впадающие в зимнюю спячку, хищные и травоядные, грызуны, млекопитающие и земноводные. Следы животных.

Птицы нашего леса: зимующие и перелётные. Голоса птиц.

Практические работы. Определение животного по его следам. Выпуск плаката «Лес — дом для зверей и птиц». Определение птиц визуально и по голосу.

Акция «Скворечник» (Реставрация скворечников.)

Тема 7. День экологических знаний. (2 ч)

15 апреля - День экологических знаний.

Практические работы. Выпуск экологического плаката, буклетов.

Тема 8. День Земли. Лесные почвы. (2 ч)

День Земли. Горизонты почвы. Типы почв. Влияние почвы на видовой состав растений.

Практическая работа. Определение горизонтов почвенного среза.

Тема 9. Встреча со специалистами Комсомольского лесхоза. (1 ч)

Проектная деятельность (3 ч)

Практическая работа. Подготовка и презентация проектов к  конкурсам.

Игра «Сюрпризы лесной полянки» Подведение итогов за год. Задание на лето.

Тематический план

№ п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Практика

Теория

1.

Вводное занятие.

1

1

1

2.

Общее понятие о лесе.

6

3

3

3.

Река Ягодная.

5

         5

4.

История Комсомольского  лесхоза.

4

3

1

5.

Растения леса.

6

1

2

6.

Животные леса.

6

1

2

7.

День экологических знаний.

1

1

1

8.

День Земли. Лесные почвы.

1

1

1

9.

Встреча со специалистами Комсомольского лесхоза.

1

1

1

10.

Проектная деятельность.

3

1

                                                     

                                                            Итого

 

34  часа

17 часов

17 часов

Тематическое планирование 5 класс

п/п

Тема занятий

Практическая работа

Дата

Виды учебной деятельности

1.

Вводное занятие.

Разработка эмблемы кружка. Графический рисунок.

Постановка целей и  задач работы, ознакомление с планом  работы кружка. Инструктаж по т/б. Разработка эмблемы кружка.

2.

Общее понятие о лесе

Экологическая игра  «Прекрасный мир родной природы».

Экологическая игра «Счастливый случай», Разработка эмблемы кружка.

3.

Понятие о лесе и лесных насаждениях.  Лес в литературе, музыке, живописи.

Распространение лесов в крае.

Беседа. Работа с атласами России, Хабаровского края. Работа с художественной литера-турой, произведениями живописи и музыки.

4.

Правила поведения  в лесу.

Экскурсия в лес. Сбор природного материала.

Сбор природного материала.

5-6.

Лес как биогеоценоз.

Игра «Удивительный мир животных»

Беседа. Работа с таблицами, решение кроссворда «Биогеоценоз»

Игровое занятие, приуроченное к Всемирному дню защиты животных.

7.

Типы лесов. Роль леса в природе и жизни человека

Экскурсия «Определение типа леса по лесорасти-тельному покрову».

Беседа. Экскурсия «Опреде-ление типа леса по лесорастительному покрову».

Изучение роли леса в природе и в жизни человека

8.

Река Ягодная.

Экскурсия..

Работа со справочной литературой,  картой Ягодненского поселения.

9.

Методика исследования реки.

Знакомство с методикой исследования родников.

10.

Физико-географическая характеристика

района исследований.

Органический мир вблизи родника

Изучение географического положения, рельефа, клима-тических условий исследуемой территории.

Изучение географического положения источника, нанесение источника на карту; изучение рельефа и геологического строения, климата исследуемой  территории.      

11.

Изучение свойств речной воды Изучение растительного и животного мира

Определение в лабораторных условиях: температуры, цвета, прозрачности воды, состава осадка, запаха, вкуса и привкуса воды.

12.

Паспорт реки.

Составление паспорта реки.

Оформление работы. Защита работы в школе.

Составление паспорта родника. Знакомство с требованиями оформления исследовательской работы.

Выступление перед членами кружка в школе.

13-14.

История Комсомольского лесхоза.

 

Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса.

Знакомство с историей Комсомольского лесхоза. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Знакомство с Ягодненским лесничеством: история, основные виды работы, коллектив. Оформление работы «История Ягодненского лесничества»  с применением компьютерной тех-ники

15-16.

Ягодненское лесничество.

Оформление работы «История Ягодненского лесничества».

Сочинение «Мой папа – лесничий».

17-18.

Дендрология. Основные хвойные и лиственные породы.

Определение хвойных пород по коре, хвое, семенам, шишкам

Изучение основных хвойных и лиственных пород произра-стающих на территории России и Хабаровского края. Определение хвойных пород по коре, хвое, семенам, шишкам. Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам.

Определение породы дерева  и возраста по поперечному срезу.

Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам.

Определение породы дерева  и возраста по поперечному срезу

19-20

Ярусы леса.

Травянистые растения.

Определение видового разнообразия растений.

Изучение растений прои-зрастающих на территории Хабаровского края. Определение  растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя.

21.

Грибы. Ягоды.

Викторина

«Знаешь ли ты грибы и ягоды?»

Знакомство с видовым разнообразие грибов и ягод, произрастающих на территории области. Распознавание их по рисункам, гербарию, муляжам, с помощью определителей. Распознавание ягод и грибов, как съедобные и несъедобные, Знакомство с правилами сбора грибов и ягод. Викторина «Знаешь ли ты грибы и ягоды?»

22.

Лесные лекари.

Способы приготовления лекарственных форм.

Определение лекарственных растений, произрастающих на территории области.

Знакомство с видовым разнообразием лекарственных растений, с их лечебными свойствами.  Определение лекарственных растений, произрастающих на территории области по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя. Знакомство с правилами и сроками сбора, сушки, хранения лекарственного сырья. Приготовление лечебного чая.

.

Приготовление лечебного чая.

23-24.

Животные леса.

Определение животного по его следам.

Выпуск плаката «Лес — дом для зверей и птиц».

Знакомство с животными. Определение животного по его следам. Выпуск плаката «Лес — дом для зверей и птиц», приуроченного к Международному дню леса.

25-26.

День птиц.

Акция «Скворечник»

(Реставрация скворечников.)

Мероприятие, приуроченное ко Дню птиц. Акция «Скворечник». (Реставрация скворечников.)

27-28.

Мелодии леса – птицы.

Определение птиц визуально и по голосу.

Знакомство с птицами. Прослушивание голосов птиц.  Определение птиц визуально и по голосу.

29.

День экологических знаний.

Выпуск экологического плаката, буклетов.

15 апреля - День экологических знаний. Выпуск экологического плаката, буклетов.

30.

День Земли.

Лесные почвы.

Определение горизонтов почвенного среза.

22 апреля - День Земли. Зна-комство с лесными почвами. Определение горизонтов почвенного среза.

31.

Встреча со специалистами Комсомольского лесхоза.

Встреча со специалистами Комсомольского лесхоза.

Встреча со специалистами Комсомольского лесхоза.

32-34.

Проектная деятельность

Подготовка и презентация проектов

Подготовка и презентация проектов

Содержание программы 7 класс

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа. Выпуск буклета «Лес –наше богатство».

Тема 2.  Лес – наше богатство. (3 ч)

Обобщение знаний о лесе, его обитателях. Подготовка материалов к оформлению буклета, работа с применением компьютерной техники.

Экологическая игра-экскурсия. «Необыкновенное  путешествие  в лес».

Практические работы. Сбор природного материала. Выпуск буклета «Лес –наше богатство». Распространение буклетов среди населения.

Акция «Экологический десант».

Тема 3. Охрана и защита леса. ( 14 ч)

Вредители леса и борьба с ними. ( 4 ч)

Основные способы борьбы с вредителями леса. Физико-механический, биологический, химический методы. Характеристика основных химических и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями леса. Вредители плодов и семян. Вредители сеянцев лесных культур и естественного возобновления. Стволовые вредители. Работа с определительными таблицами, коллекциями.

         Практические работы. Определение вредных насекомых по биологическим коллекциям, определительным таблицам. Определение вредителей леса по наносимым ими повреждениям.

Болезни леса и борьба с ними. ( 2 ч)

Основные способы борьбы с болезнями леса. Болезни плодов и семян. Болезни сеянцев. Негнилевые болезни стволов и ветвей. Гнилевые болезни корней и стволов.

         Практические работы. Определение возбудителей заболеваний по определенным таблицам и рисункам.

Охрана лесов от пожаров.  ( 8 ч)

Лесные пожары, их виды: низовой, верховой, подземный (почвенный). Способы обнаружения пожаров, причины возникновения.

Предупреждение и тушение лесных пожаров. Инвентарь, оборудование, техника, подручные средства, применяемые при тушении пожара. Способы тушения: захлёстывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара, засыпка кромки пожара грунтом, тушение водой и т.д. Правила пожарной безопасности в лесу.

Практические работы. Определение вида пожара по фотографии. Тушение возгорания подручными средствами (имитация костра). Выпуск плаката «Береги лес от пожара» (эскиз, работа в цвете), выпуск листовок.

Тема 4. «Подрост». ( 6 ч)

        Знакомство с конкурсами: «Лес в творчестве юных», «Пожарная безопасность, «Первые шаги в науку». Подготовка материалов.

Участие в  краеведческой конференции «Первые шаги в науку».

Практические  работы. Знакомство с конкурсами. Подготовка материалов к конкурсам.

Тема 5. Ориентирование на местности.  (2 ч)

Ориентирование на местности.  Способы определения сторон горизонта. Определение сторон горизонта ночью. Подготовка к выходу на природу.  Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Снаряжение для похода, снаряжение лесника.

Практические  работы. Определения сторон горизонта. Определение азимута заданного направлению по компасу. Собрать рюкзак для похода, рюкзак лесника.

Итоговое занятие за полугодие. (1 ч)

         Подведение итогов за полугодие. Изготовление новогоднего букета.

Акция «Новогодний букет вместо елки».

Тема 6. Изготовление кормушек.  3 ч)

Составление плана работы. Работа с интернет -ресурсами. Выбор кормушки. Выбор материалов. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием.  Изготовление кормушки. Контроль качества. Оформление выставки кормушек.

Практические работы. Изготовление кормушки. Контроль качества.

Акции «Кормушка», «Птицы - наши друзья».

Тема 7. Лесовостановление.  ( 2 ч).

Естественное возобновление леса, основные понятия (предварительное, последующее и сопутствующее возобновление, семенное и порослевое и т. д.). Искусственное возобновление леса (лесные питомники и культуры). Лесосеменное дело. Заготовка семян, их хранение; подготовка семян к посеву (стратификация, намачивание, ошпаривание). Виды посевов, нормы высева, глубина заделки. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Семенное и вегетативное размножение. Выращивание посадочного материала. Виды подготовки почвы под лесные культуры.

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев. Посадка сеянцев с закрытой корневой системой с помощью посадочной трубы.

Рубки ухода за лесом. Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные.  Лесоустроительные понятия (квартальный столбик, деляночный столб, квартал, делянка, просека и др.). Нормы ответственности за нарушение лесного законодательства.

Практические работы. Расчёт объема семян для площади питомника в соответствии с нормами высева. Сортировка посадочного материала в соответствии со стандартами.

Тема 8.  Основы лесной таксации 1 ч).

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты (мерная вилка, высотомер…). Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, запас, прирост и т. д. Методы таксации- глазомерный, измерительный, глазомерно-измерительный, перечислительный.

Практическая работа. Измерение диаметра и высоты дерева с помощью высотомера и мерной вилки.

Тема 9.  Знаменательные даты. ( 2 ч)

21 марта - Международный день леса.

1 апреля - День птиц.

15 апреля - День экологических знаний.

22 апреля - День Земли

Практические работы. Подбор материалов для презентации «Друзья природы», работа над презентацией. Оформление плаката «Лес - наше богатство» (эскиз, цветовое решение). Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

Акции «Птицы- наши друзья», «Посади дерево», «Экологический десант».

Праздник «Это земля твоя и моя».

Тема 10. Встреча со специалистами Комсомольского лесхоза. (1 ч)

Тематическое планирование

7 класс

п/п

Тема занятий

Практическая работа

Дата

Виды учебной деятельности

1.

Вводное занятие.

Выпуск буклета «Лес – наше богатство».

7.09

Постановка целей и  задач работы, ознакомление с планом  работы кружка. Инструктаж по т/б. Выпуск буклета «Лес – наше богатство».  Работа над содержанием буклета.

2.

Лес – наше богатство.

Экологическая игра-экскурсия   «Необыкновенное  путешествие  в лес».

Сбор природного материала.

14.09

Обобщение знаний о лесе, его обитателях. Эколо-гическая игра-экскурсия  «Необыкновенное  путеше-ствие  в лес». Сбор природного материала.

3.

Выпуск буклета «Лес –наше богатство».

21.09

Подготовка материалов к оформлению буклета, работа с применением компью-терной техники.

4.

Акция «Экологический десант».

Распространение буклетов среди населения.

28.09

Акция «Экологический десант», уборка территории посёлка.  Распространение буклетов среди населения.

5.

Вредители леса.

Игра «Поле чудес» «В мире  животных».

Определение вредных насекомых по биологическим коллекциям, определительным таблицам.

5.10

Игра Поле чудес», приуроченная к Всемирному дню защиты животных.

Беседа. Работа с определительными таблицами, коллекциями.

Определение вредных насекомых.

6.

Определение вредителей леса по наносимым ими повреждениям.

12.10

Беседа. Работа с определительными таблицами, коллекциями.

Определение вредителей леса по наносимым ими повреждениям.

7.

Болезни леса.

Определение возбудителей заболеваний по определенным таблицам и рисункам.

19.10

Беседа. Работа с определительными таблицами и рисунками.

Определение возбудителей заболеваний.

8.

Лесные пожары, их виды.

Определение вида пожара по фотографии.

26.10

Просмотр презентации. Определение вида пожара по фотографии.

9.

Предупреждение и тушение лесных пожаров.

Тушение возгорания подручными средствами (имитация костра).

9.11

Просмотр презентации. Знакомство с инвентарём, оборудованием, техникой, подручными средствами, применяемыми при тушении пожара.

10.

Правила пожарной безопасности в лесу.

Выпуск плаката

«Береги лес от пожара» (эскиз)

16.11

Беседа. Выпуск плаката

«Береги лес от пожара».

11.

Выпуск плаката «Береги лес от пожара».

(работа в цвете)

Выпуск листовок.

23.11

Выпуск плаката «Береги лес от пожара» (работа в цвете)

Выпуск листовок.

12.

«Подрост»

Знакомство с районными и краевыми конкурсами.

Подготовка материалов.

30.11

Знакомство с конкурсами: «Лес в творчестве юных», «Пожарная безопасность, «Первые шаги в науку». Подготовка материалов.

13.

Подготовка материалов к конкурсам.

7.12

Подготовка материалов к конкурсам.

14.

Ориентирование на местности.

Определения сторон горизонта.

14.12

Просмотр презентации. Определение сторон горизонта по растениям, местным признакам, небесным светилам, с помощью часов и солнца.

15.

Определение азимута заданного направлению по компасу.

Собрать рюкзак для похода, рюкзак лесника.

21.12

Определение азимута заданного направлению по компасу. Собрать рюкзак для похода, рюкзак лесника.

16.

Итоговое занятие за полугодие.

Акция «Новогодний букет вместо ёлки»

28.12

Подведение итогов за полугодие. Изготовление новогоднего букета.

17.

Акция «Кормушка».

11.01

Работа с интернет -ресурсами. Выбор кормушки. Составление плана работы. Выбор материалов.

18.

Инструктаж по т/б.

Изготовление кормушки.

18.01

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием.  Изготовление кормушки.

19.

Изготовление кормушки.

Контроль качества.

25.01

Изготовление кормушки. Контроль качества. Оформление выставки кормушек.

20

Акция «Птицы - наши друзья».

1.02

Акция «Птицы - наши друзья» (развешивание кормушек,  подкормка птиц.

21.

Естественное и искусственное возобновление леса.

8.02

Беседа, просмотр презентации.

22.

Лесосеменное дело.

Расчёт объема семян для площади питомника в соответствии с нормами высева.

15.02

Изучение коллекции семян. Расчёт объема семян для площади питомника в соответствии с нормами высева.

23.

Посадочный материал. Подготовки почвы. Способы посадки.

Сортировка посадочного материала в соответствии со стандартами.

22.02

Просмотр презентации. Сортировка посадочного материала в соответствии со стандартами.

24.

Рубки ухода за лесом. Лесоустро-ительные понятия.

Ответственность за нарушение лесного законодательства.

1.03

Беседа. Изучение основных лесоустроительных понятий используя таблицы, рисунки.

25.

Основы лесной таксации. Методы таксации.

15.03

Изучение основ лесной таксации, методов таксации.

26.

Инструменты измерения.

21 марта- Международный день леса.

Измерение диаметра и высоты дерева с помощью высотомера и мерной вилки.

22.03

Беседа. Изучение измерительных приборов. Измерение диаметра и высоты дерева с помощью высотомера и мерной вилки.

Подбор материалов для презентации «Друзья природы».

Оформление плаката «Лес- наше богатство» (эскиз).

Подбор материалов для презентации «Друзья природы». Оформление плаката «Лес - наше богатство» (эскиз).

27.

1 апреля -День птиц.

Работа над презентацией «Друзья природы».

Оформление плаката «Лес- наше богатство» (цветовое решение)

5.04

Работа над презентацией «Друзья природы».

Оформление плаката «Лес- наше богатство» (цветовое решение)

Акция

«Птицы - наши друзья»

Акция  «Птицы – наши друзья», приуроченная  ко Дню птиц. (Определение птиц визуально и по голосу, подкормка птиц)

28.

15 апреля День экологических знаний.

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

12.04

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины», использование интернет -ресурсов, компьютерной техники.

29.

22 апреля - День Земли

Праздник

«Это земля твоя

 и моя».

19.04

Праздник «Это земля твоя и моя».

30.

Акция

«Посади дерево».

26.04

Акция «Посади дерево». Озеленение территории посёлка.

31.

Акция «Экологический десант».

3.05

Акция «Экологический десант». (Уборка территории посёлка.)

32.

Встреча со специалистами Комсомольского

лесхоза.

10.05

Встреча со специалистами Харовского лесхоза.

33-34.

Проектная деятельность

Защита презентации «Школьное лесничество «Феникс».

17.05

Подведение итогов за год. Защита презентации «Школьное лесничество «Феникс».

5) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение      

  1. Плешаков А.А. Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Познавательная энциклопедия. Экология, 2000.
  3. Поляков А.Н., Набатов И. Основы лесоводства и лесной таксации. – М.,1983.
  4. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. М., «Просвещение», 1991
  5. Красная книга Хабаровского края.
  6. В.Г. Основы лесоводства. М., «Просвещение», 1986
  7. Михеев А.В. и др. Охрана природы. М., «Просвещение», 1990
  8. Атлас растений. М., 2000г.
  9. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2000г.

[Введите текст]

Копия верна

Директор_________

«___»_________2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьной секции по волейболу.

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...

Программа школьного кружка литературного творчества

Данная программа является вариантом организации работы с учащимися в рамках дополнительного образования. Программа носит рекомендательный характер и может варьироваться в соответствии с  уч...

Программа " Школьный театр"

Программа " Школьный театра" предназначена для детей 10-14 лет . Может быть реализована на занятиях дополнительного образования....

Программа школьного музея

Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы...

Программа школьного лесничества "Эколог" "Шаг в XXI век"

Программа экологического образования разработанная на основе положения о школьных лесничествах. опробировалась и совершенствовалась. В программе имеется обяснительная записка, содержащая краткую инфор...

Программа "Школьный музей"

Программа "Школьный музей"  направлена на формирование  гражданской идентичности обучающихся  и включает содержание по истории родного края....

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...