Статья "Методы и приемы проведения самоподготовки в школе-интернат"
статья

Третьякова Евгения Валерьевна

Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания под руководством воспитателя. Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирования положительного отношения к учебе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_provedeniya_samopodgotovki.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы проведения самоподготовки

Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания под руководством воспитателя. Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирования положительного отношения к учебе. Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:

1.закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.;

2.выработка рациональных методов и приемов организации труда;

обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;

3.расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.) В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:

4.развитие воли, умения преодолевать трудности;

5.формирование характера;

6.выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;

7.совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.

Реализация этих целей и задач позволит учащимся успешно осуществлять свои умения и навыки в дальнейшей учебной деятельности. Самоподготовка проводится в помещении класса. Для проведения самоподготовки следует обеспечить чистоту помещения и доступ свежего воздуха. Перед самоподготовкой учащихся нужно провести прогулку, включающую в себя элементы активного отдыха. Положительная мотивация в начале самоподготовки влияет на заинтересованность учащихся, веру в собственные силы, положительные эмоции. Поэтому для воспитателя одним из существенных моментов является настрой детей на работу, постановка задач, обсуждение рационального использования своего рабочего времени. Начинать самоподготовку следует с тех заданий, которые представляют наибольшую сложность, так как они требуют больших затрат сил и времени. Проверка проводится в различных формах, выбранных воспитателем: взаимопроверка, индивидуальная проверка работы воспитателем. При этом воспитатель должен построить работу детей таким образом, что бы те не испытывали перегрузок. Для этого рекомендуется проведение физкультминуток, смены видов деятельности. В классе при проведении самоподготовки надо обсуждать с учащимися пошагово что, как, в каком порядке они будут выполнять.

Воспитатель на первых этапах должен научить детей правильно организовывать свое рабочее место, оптимально распределять время, выбирать рациональные способы выполнения заданий. Такая работа требует больших затрат времени и сил, но если она проведена, то в последующее время обсуждать выполнение каждого задания не потребуется. Однако направлять, контролировать и оказывать методическую помощь слабым ученикам придется на протяжении всего периода обучения. При выполнении заданий поддерживается спокойная, деловая обстановка. Наблюдая за деятельностью класса, воспитатель добивается от каждого самостоятельной и прилежной работы, следит, чтобы дети рационально расходовали время. В редких случаях дети могут тихо советоваться с товарищами, делать кратковременные паузы, предупредив воспитателя выходить из класса. Не смотря на то, что одной из задач самоподготовки является овладение детьми навыками самостоятельной работы, воспитатель учитывает индивидуальные особенности и степень подготовленности детей. Одни дети могут быстро справиться с заданиями, другие – выполняют работу в замедленном темпе, имеют пробелы в знаниях по каким-либо причинам. Поэтому воспитатель должен проявлять особую заботу, чуткость и такт в отношении тех детей, которые имеют слабое здоровье, часто пропускают занятия, требуют щадящего режима. Задача воспитателя помочь таким детям догнать своих товарищей, оказать методическую помощь, устранить пробелы в знаниях. Как только ученик начал самостоятельно справляться с заданиями, воспитатель прекращает усиленную индивидуальную помощь.

При проведении самоподготовки не следует оставлять без внимания тот момент, когда дети учатся контролировать свою работу и оценивать ее: порядок на рабочем месте, аккуратность выполнения, наличие ошибок в выполненной работе. Тем учащимся, которые быстро и успешно выполняют самоподготовку, можно предложить побыть в качестве консультантов, интересные дидактические или логические игровые задания, или найти себе занятие в игровой комнате (рисование, настольные игры, оформление стенгазеты и др.) Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки учащихся. Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий, согласовать и скоординировать единые требования к способам учебной работы воспитанников, а также оказать консультативную помощь нуждающимся детям. Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлеченно, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду. Самоподготовка, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоподготовка в школе - интернате

В помощь воспитателю коррекционной школы...

"Формирование навыков самостоятельного учебного труда. Педагогические технологии на самоподготовке в школе-интернате I и II вида".

Тема: Формирование навыков самостоятельного учебного труда.Педагогические технологии на самоподготовке в школе-интернате I и II вида.Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в услов...

Организация часа самоподготовки в школе-интернате.

Организация часа самоподготовки в школе-интернате.  Цель: Научить воспитанников интерната  правильному распределению  свободного времени.Задачи: 1.Организация рабочего места  учени...

Самоподготовка в школе интернат 8 вида в группе 10-11 класса

Самоподготовка в школе интернат 8 вида  в группе 10-11 класса...

Самоподготовка в школе - интернате для детей с ОВЗ 8 класс

Самоподготовка для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 класс. Материал по трем предметам: математика, письмо, чтение....

Организация и проведение самоподготовки в начальных классах в условиях школы-интернат.

          На самоподготовке осуществляется закрепление  навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитатель...