Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
рабочая программа (5 класс)

Шестова Татьяна Борисовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneuroch._programma_moya_masterskaya.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации    Крутихинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крутихинская средняя общеобразовательная школа»

               

 «СОГЛАСОВАНО»                                                           «УТВЕРЖДАЮ»

 Зам. директора  по воспитательной работе                                                                                                                                 ________Коминар В.В.                                                     _______Палкин С.В.                                        

   Протокол № ______ от                                                      Приказ № _______от                                        

«____»________2014г.                                                    «___»_______2014 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Творческая мастерская»

5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Уровень базовый

2014-2015 учебный год

                                                                        Составитель: Шестова Т.Б.

учитель изобразительного искусства

                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Крутиха 2014

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.  

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.  Занятия  художественной  практической  деятельностью,  по  данной  программе    решают  не  только  задачи  художественного  воспитания,  но  и  более  масштабные  –  развивают  интеллектуально-творческий  потенциал  ребенка.  В  силу  того,  что  каждый  ребенок  является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации. Освоение множества технологических приемов  при  работе  с  разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям  познать  и  развить  собственные  возможности  и  способности,  создает  условия  для  развития  инициативности, изобретательности, гибкости мышления.  Важное  направление  в  содержании  программы  «Творческая мастерская»    уделяется  духовно-нравственному воспитанию  школьника.  На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания:  

-  патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;

 -  трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду,  жизни  (привитие  детям  уважительного  отношения  к  труду,  трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  

-   ценностного  отношения  к  прекрасному,  формирования  представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественно-ценными  примерами  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетическая  выразительность предметов  рукотворного  мира,  эстетика труда,  эстетика  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

 -  ценностного  отношения  к  природе,  окружающей  среде  (создание  из  различного  материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей  среде в процессе работы с природным материалом и др.);

  -  ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

  Наряду  с  реализацией  концепции  духовно-нравственного  воспитания,  задачами  привития   ученикам 5 класса технологических  знаний,  трудовых  умений  и  навыков  программа  «Творческая мастерская» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

 -  интеграция  предметных  областей  в  формировании целостной  картины  мира и  развитии  универсальных учебных действий;  

- формирование информационной грамотности современного школьника;  - развитие коммуникативной компетентности;

  -  формирование  умения  планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  -использование знаково-символических средств  представления информации для создания  моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  -  овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  классификации  по  родовидовым  признакам,  установления  аналогий  и  причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  обогащает  занятия  художественным  трудом    и  повышает  заинтересованность  учащихся.  Поэтому  программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При  создании художественных образов используются те же средства художественной  выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.  

Системно - деятельностный  и  личностный  подходы  на средней ступени  обучения предполагают  активизацию  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.  Исходя  из  этого,  программа  «Творческая мастерская»  предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.  Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется  путём  индивидуализации  учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе  задания,  исходя  из  степени  его  сложности.  Он  может  заменить  предлагаемые  материалы  и  инструменты  на  другие,  с  аналогичными  свойствами  и  качествами.  Содержание  программы  нацелено  на  активизацию  художественно-эстетической,  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  особенностей,  индивидуальных  потребностей  и  возможностей,    формирование  мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.  

 В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (рисунки,  схемы,  выкройки,  чертежи,  условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации  –  в  книгах,  словарях,  справочниках.

  Развитие  коммуникативной  компетентности  происходит  посредством  приобретения  опыта  коллективного  взаимодействия,  формирования  умения  участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как  важнейшего качества, определяющего  социальную  роль  ребенка.

 Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

 Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования  обеспечивает ориентация содержания занятий  на жизненные потребности детей.  

У  ребёнка  формируются  умения  ориентироваться  в  окружающем  мире  и  адекватно  реагировать  на  жизненные  ситуации.  Значительное  внимание  должно  уделяться  повышению  мотивации.  Ведь  настоящий процесс  художественного  творчества невозможно представить без  особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии  легче  усваиваются  навыки  и  приемы,  активизируются  фантазия  и  изобретательность.  Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом  рутинной работы.

  Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные  пособия  дополнены  разного  рода  информационным  содержанием  для  того  чтобы  расширять  представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.    

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно  построенная работа на занятии.    

На  первом  этапе  формируется  деятельность  наблюдения.  Ребенок  анализирует  изображение  поделки,  пытается  понять,  как  она  выполнена,  из  каких  материалов.  Далее  он  должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы  показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои  варианты,  пытаться  усовершенствовать  приёмы  и  методы,  учиться  применять  их  на  других  материалах.    

 Следует помнить,  что  задача  занятия  — освоение нового технологического  приема  или  комбинация  ранее  известных  приемов,  а  не  точное  повторение  поделки,  предложенной  учителем.  Такой  подход  позволяет  оптимально  учитывать  возможности  каждого  учащегося,  поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.  

  Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения  или реализуя  собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей,  подбирать  другие  материалы  вместо  заданных,  анализируя  при  этом  существенные и несущественные признаки для данной работы.        

Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

Программа художественно- эстетического курса  «Творческая мастерская» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных связей.

 

    Актуальность программы  «Творческая мастерская» в том, что каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и другими материалами и инструментами. А можно выполнить рисунок гуашью, учась при этом прекрасно владеть кистью. Занятия  воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер, мелкую моторику и координацию движений рук.

        Цель курса:  Побудить детей к творчеству в доступной для них форме.

Основные задачи:

Вызвать у учащихся интерес к технике «роспись по дереву». «смешанной и оригинальной технике декоративно прикладного искусства»;

Формировать у учащихся  художественную культуру;                          

 Научить ребят изготавливать простые работы;

Воспитывать у детей любознательность, творческую инициативу.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих  условий:

        Формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к художественно- эстетической  деятельности;

        Содействие в проявлении интереса к усвоению  техники «роспись по дереву», «смешанная и оригинальная техника ДПИ»;

        Создание комфортной обстановки на занятиях с учащимися, а также атмосфера доброжелательности и  сотрудничества;

        Эмоционально-стимулирующее общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом;

        Заинтересованность в получении результата, очень важного для ребят;

        Расширение возможности самостоятельного выбора в решении творческих  заданий;

        Высокий уровень представленных работ учителя; целенаправленная работа  художественно- эстетической культуры  учащихся.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Творческая мастерская»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией

3.Содержание курса

       Каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и другими материалами и инструментами.

       Занятия по программе «Творческая мастерская» должны дать не только конкретные сведения по освоению техники «роспись по дереву», «смешанная и оригинальная техника ДПИ», но и формировать у учащихся жизненно важные художественно- эстетические  умения.   Достоинство этой техники в том, что она не требует предварительной подготовки, изделия выполняются быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться.

 В 1четверти дети знакомятся с разными техниками работы с бумагой (плетение, папье-маше, оригами), со 2 четверти ученики знакомятся с терминами и определениями,  научатся элементарным умениям владения техникой «лепки из соленого теста, так же роспись по тесту»..

В 3и 4 четверти дети осваивают выполнение техник «квилинг- бумаго кручение, и росписи по дереву.» оформляют свои работы для выставки.

          Описание места курса «Творческая мастерская» в учебном плане

   Факультативный курс  «Творческая мастерская»   реализуется за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности, как художественно- эстетический курс. На  5  класс  отводится по 1 часу в неделю, всего – 34 часа.

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Необходимые материалы

Дата

Бумажная страна.

1

Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги.

Цветная бумага, ножницы, клей.

2.09

2

Закладка для книги. Техника сложения. Уголок на страницу. Мини-закладка из скрепки.

Цветная бумага, ножницы, клей, скрепка.

9.09

3

Техника оригами. Цветок из модулей.

Цветная бумага, ножницы, клей.

16.09

4

Аппликация с элементами оригами. Цветущее дерево.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

23.09

5

Аппликация с элементами оригами. Попугай в тропиках.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

30.09

6

Плетеная корзинка из бумаги.

Газеты, клей, ножницы

8.10

7

Подарочная коробочка в технике оригами.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

15.10

8-9

Техника «Папье-маше». Тарелка.

Газета, клей, обклеиваемая форма.

22.10

Тестопластика.

10

Панно «Два кота»

Мука, соль, вода, клей ПВА,

29.10

11

Панно «Два кота»

Гуашь, кисточки.

12.11

12

Украшение быта. Дольки фруктов.

Мука, соль, вода, клей ПВА,

19.11

13

Украшение быта. Дольки фруктов.

Гуашь, кисточки.

26.11

14

Панно «Ангел»

Мука, соль, вода, клей ПВА,

3.12

15

Панно «Ангел»

Гуашь, кисточки.

10.12

16

Организация выставки работ     17.12

Роспись по дереву

17-18

Ознакомление с художественными и техническими приёмами Вятской и  П.-Майданской  росписями 

Образцы, гуашь , кисти,

Вода,презентация

14.01

21.01

19-20

Роспись небольших изделий плоской формы (разделочные доски прямоугольной формы)

Заготовки, гуашь, кисти

28.01

4.02

21-22

Ознакомление с художественными и техническими приёмами Городецкой росписи по дереву.

Образцы, гуашь , кисти,

Вода,презентация

11.02

18.02

22-23

Роспись небольших изделий плоской формы (разделочные доски прямоугольной формы)

Заготовки, образцы, гуашь , кисти,

Вода,презентация

25.02

4.03

24-25

Роспись фигурного изделия (разделочная доска, лопаточка).

 Образцы, гуашь , кисти,

Вода,презентация

11.03

18.03

26-27

Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка).

. Образцы, гуашь , кисти,

Вода,презентация

25.03

1.04

28-29

Роспись комплекта изделий объединённых одной тематикой.                     

. Образцы, гуашь , кисти,

Вода,презентация

8.04

15.04

30-31

Роспись изделий по индивидуальным эскизам.

Образцы, гуашь , кисти,

Вода,презентация

22.04

29.04

Квиллинг – искусство бумагокручения

32

Цветочная композиция

Цветная бумага, клей, ножницы

6.05

33

Цветочная композиция

Цветная бумага, клей, ножницы

13.05

34

Организация выставки работ     20.05

5. Учебно - методическое и  материально – техническое обеспечение

КУРС « Творческаямастерская»

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

1 . БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

 Книги для детского творчества

1.2.

Стандарт начального образования и документы по его реализации

1.3.

Методические пособия для учителя

2. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

2.1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы

2.2

Музыкальный центр

3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

3.1.

Видеофильмы по предмету

3.2.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

4. материалы и инструменты

4.1.

Тесто соленое

4.2.

Ножницы

4.3.

Двухсторонняя бумага

4.4.

Клей пва

4.5.

Газеты

4.6.

Простой карандаш

4.7.

Линейка

4.8.

Циркуль

4.9.

Деревянные заготовки

4.10.

Гуашь, баночка под воду, кисти

4.11.

Лак

4.12.

Шаблон

                     Перечень оборудования и материалов:

Для работы необходимы следующие основные материалы и инструменты:

  • деревянные заготовки из фанеры и дерева, лак и кисти, наждачная бумага (мелкозернистая, крупнозернистая);
  • краски для росписи (художественная гуашь, основные цвета – темперы, акварель);
  • беличьи кисти несколько видов, номера от 1 по 10 (основные кисти: № 1, 2, 3, 5):
  • мебельный лак;
  • альбомы;
  • калька для копирования рисунков;
  • образцы изделий народных умельцев, учебные видеоматериалы, слайды, таблицы с характерными элементами росписей.

6. Список литературы:

1. Бородулин В.А. Подсобные художественные промыслы России. – М., 1983.
2. 
Величко Н.К. Роспись – техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 1999.
3. 
Кильчевская Е.В. От изобразительности к орнаменту. Соавтор и автор текста Б.М. Носик. – М., 1988.
4. 
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство, 1988.
5. Программы ОУ: изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1-4 классы. – М.: Мозаика-Синтез, 1997.
6. 
Шпикалева Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997.
7. Программы: «Изобразительное искусство», «Основы народного и декоративно-прикладного искусства». – М.: Просвещение, 1994.  
8. 
А.С. Хворостов. «Декоративно-прикладное искусство в школе». – М.: Просвещение, 1988.
9. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народно-художественных промыслов. – М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУДЕСА В ПРОБИРКЕ» ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством  О.С. Габриеляна и учебника «Химия. Вводный курс. 7 класс» //  Химия. Вводный курс. 7 классГабриелян О.С., Остроумов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческая мастерская «Искусство слова» ДЛЯ 7 КЛАССА

Свободное владение русским языком как сред­ством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Творческие мастерские для обучающихся 5 классов

Развитие логического мышления,интереса к предмету математики....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Творческое объединение «Робототехника»

   Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Робототехника» для основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательны...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская: музееведение» 10б класс Составитель: Костина Юлия Анатольевна, учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории

Рабочая  программа   курса  внеурочной  деятельности «Проектная мастерская: музееведение» для  10б класса  разработана в соответствии с требованиями феде...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

Данная программа помогает раскрыть творческие способности каждого обучающегося, помогает преодолеть барьеры в общении, установить хорошие взаимоотношения с окружающими и научиться находить нестандартн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Творческая мастерская"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», 36 часов...