Беседа "Правда и ложь"
материал

Менякина Валентина Александровна

Красива ложь, да от правды не уйдешь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravda_i_lozh.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа:  «Правда и ложь»

Цель: формировать нравственные качества – честность, справедливость;
выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия
.

- Начинаем  наш  разговор  со  сказки:

           За высокими  горами, за  зелёными  лесами жили-были  две  сестры. Одну  звали  Правда, другую Ложь. Правда  была  красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду  любил, а  Ложь  стороной  обходил, так как  она  мешала  им  честно  жить  и трудиться. Вот, скажем, начинает  народ сев  зерна, чтобы урожай вырастить, а  Ложь тут  как  тут: «Что вам  трудиться да  спины  гнуть, бросьте  зерна, ветер  их  сам разнесёт».

          Честный  человек  её  не  слушает, знай  себе,   трудится,  а  ленивому  такой  совет  по нраву: ляжет  под  куст,  да  и  заснёт.

Работа кое-как выполнена, сам себя  обманывает, урожаю  и  не  бывать  на  его  поле. А  это голод  для  народа.

          Стал  народ  думать,  как  ото  Лжи  избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай,  себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет  от неё  избавиться.

 

- О чём мы будем говорить?

- Тема нашего разговора «Правда и ложь»

- Важен ли этот разговор для каждого из вас? Почему важно говорить о правде и лжи?

- Сегодня мы поговорим о том, всегда ли следует быть честными? Сформулируем правила честного поведения. Для дальнейшей работы нужно распределиться на группы.

 

1. Игровое упражнение.

- Предлагаю всем встать в круг (лицом в центр), взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить.

- Закройте глаза, не разговаривайте друг с другом.

Детям на спины скотчем приклеиваются рисунки: солнышко – 5 человекам, сердечко – 5 человекам, цветок – 5 человекам, весёлая мордашка – 5 человекам. На столы ставятся 4 символа: солнышко, сердечко, цветок, весёлая мордашка.

- У каждого из вас спине приклеен символ, который подскажет, за какой стол нужно сесть. Помните, что вы не одни, и можете обратиться за помощью друг к другу.

Дети должны подходить друг к другу и объясняться жестами.

- Посмотрите, все ли правильно расселись по своим местам.

- Почему у вас всё получилось?

- А, если бы кто-то из ребят показал вам неправильно ваш знак, что бы тогда произошло.

- Все ли ребята поступили честно?

- Какие трудности испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки друг друга? Почему?

2. Обсуждение определений «правда» и «ложь»

Попробуем дать определение этим понятиям.

- Обсудите в группах и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

          правда                                              ложь

          истина                                            неправда  

        действительность                            обман

-  Что у вас получилось.

- Что  такое правда? Ложь?

- В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

                                                          

3. Видеоролик.

- Предлагаю вам посмотреть видео, оценить поступки детей, с точки зрения нашей темы.

Просмотр видео, на котором показан честный поступок девочек, нашедших сотовый телефон, состоящего из двух частей с остановкой в кульминационном месте.

- Как поступили бы вы в этой ситуации? Обсудите в группе.

- Просмотрим ролик до конца.

- Как вы оцениваете поступок девочки, нашедшей телефон? Какой её можно назвать в связи с темой нашего разговора?

- Могла ли эта история закончиться иначе? Как?

- Какой конец вам нравится больше? Почему?

- Честный человек никогда не возьмёт чужого, всегда сознается и скажет правду. Это его главное отличие от нечестного и лживого человека.

4. Причины лжи, обмана.

- Лгать или говорить правду – это зависит, прежде всего, от человека. Но существует причины, по которым человек порой не говорит правду.

- Ответьте на вопрос: почему человек обманывает?

- Каким людям живётся легче: честным или нечестным? Почему?

- Как другие относятся к тем, кто обманывает?

5. Работа с пословицами

- О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

- Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

Каждой группе даются две одинаковые пословицы:

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

- А вы знаете пословицы о правде и лжи?

- Попробуйте сочинить пословицу по нашей теме.

 

6. Составление правил честного поведения. Итог работы.

- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.

1)    Сказал – сделай.

2)    Не уверен – не обещай.

3)    Ошибся – признайся.

4)    Говори только то, что думаешь.

5)    Не можешь сказать правду – объясни почему.

6)    Поступай только честно.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С  тобою,  правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в  этом  разобраться?

Как  научиться  жить.

Чтоб  только  с  правдой рядом,

А  с  ложью  не  дружить?

Бывает  ложь  красива,

А,  правда, так горька,

Но  человеку  честному

Та  горечь  не  страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете  честно  жить,

Не будем  лгать,  а будем, лишь

Правду  говорить!

 Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

- Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».

Урок входит в серию занятий по творчеству писателей  20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...

Детская ложь.

Одно из важнейших проблем в общении с детьми, с которой хоть раз в жизни сталкивался каждый родитель,-это детская ложь. Как она возникает? Почему дети обманывают самых близких? Можно ли с этим боротьс...

Правда и ложь о курении

Разработка классного часа для 9 класса...

Детская ложь

В статье рассматриваются виды и признаки лжи, особенности и причины детской лжи. Раскрываются социальные корни детской лжи. Даны рекомендации по проблеме предотвращения детской лжи....

Ложь в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это переходный период для ребёнка. В это время подросток уже не считает родителей всесильными, а стремится обособиться от них и их ценностей.  Добиваясь  независ...

классный час "Правда и ложь"

классный час ,презентация...