Мероприятие на тему: «Права ребенка»
план-конспект

В современных условиях школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по правовому воспитанию обучающихся. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и пре­ступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_na_temu.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие на тему: «Права ребенка»

Пояснительная записка

В современных условиях школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по правовому воспитанию обучающихся. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.

Наша школа не исключение, так как, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей.

Правовое образование в школе направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Данное мероприятие проводится в рамках школьной и классной воспитательной системы с классным руководителем 3 г класса (Людмила Александровна) учащимися и родителями - с целью формирования ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения, создания условий для размышления детей о человеческих ценностях; формирования представления учащихся о международно-правовых актах и российских законов, основных правах и обязанностях граждан.

Цель:

Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представления учащихся о международно-правовых актах и российских законов, основных правах и обязанностях граждан (Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка»).
  2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки; способствовать развитию речи, памяти; создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
  3. Воспитательные: Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей посредством музыкальных сказок.



Ожидаемые результаты:

1 .Формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах;

  1. Формирование у учащихся умений защищать и отстаивать свои права;
  2. Мотивация у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.


Форма проведения: беседа с элементами музыкальных игр.

Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый, деятельностный.

Оборудование:

1 .Всеобщая декларация прав человека.

  1. Декларация прав ребенка.
  2. Девиз:«Знать законы, значит - защищать свои права».
  3. Конвенция ООН о правах ребенка.
  4. Плакаты:
  • плакат «Знать законы, значит - защищать свои права»;
  • плакат «Конвенция о правах ребёнка» (печатный текст);
  • плакаты «Права человека», «Права ребенка», «Права ребенка на защиту»;
  • раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка»)
  1. Проектор, компьютер.
  2. Маски: заяц, лиса, собака, медведь, колобок.
  3. Костюмы: бабка, мачеха, дед, дочь, русская избушка.

Подготовительная работа:

1 .Совместные с родителями ответы на вопрос: «Что такое право?»

  1. Подборка сказок и переложение её на музыкальный лад.
  2. Инсценирование музыкальных сказок с участием детей и родителей.

4.Оформление музыкального сопровождения мероприятия с привлечением родителей.


Ход мероприятия.

Классный руководитель:

Ребята, сегодня нам нужно прочесть и просмотреть очень важный журнал и ответить на вопрос:

Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?



Уважаемые родители мы очень надеемся на вашу поддержку и помощь.

Ну что ж, предлагаю вам прочесть первую страничку.

На фоне мелодии «Этот мир”

Ведущий:

- Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

А есть ли какие-нибудь права у детей?

Да есть. И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Нации. Эта Декларация потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не может писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и много другое.

В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка. Она является международным документом и закрепляет равные права детей и подростков, нормы детского здоровья, образования, утверждает право ребенка на родной язык и культуру, свободу мысли, совести и религии.

А какие права ребенка вы знаете? (Ответы детей)

Каждый ребенок имеет право на собственное мнение.

В 18 лет возникают права на свободный брак, участие в управление страной, владение имуществом, на достойный жизненный уровень.

Инсценировка сказки «Лиса и заяц».

Автор: Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная. Пришла весна - красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Вот лиса и попросилась переночевать да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

Собака: Тяф - тяф - тяф! Что зайчик плачешь?

Зайчик: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Собака: Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.

Автор: Подошли они к избенке. Собака забрехала Собака: Тяф - тяф - тяф !Поди лиса вон!

Автор: А лиса им с печи:

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по кусочкам!

Автор: Собака испугалась и убежала.

Зайчик идет дорогой и плачет. Ему навстречу медведь:

Медведь: О чем зайчик плачешь?

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Медведь: Не плачь, я твоему горю помогу.

Заяц: Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, и тебе не выгнать. Ведущий:

Ребята, кто и какое право нарушил в данной сказке?

Дети отвечают:

- Лиса нарушила право зайчика. Жилище неприкосновенно, никто не может выгнать человека из дома без согласия хозяина зайти в дом.


Инсценировка сказки «Морозко»

Автор: У мачехи была падчерица да родная дочка: родная ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает- ничем не угодит, все худо: а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится- не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

Мачеха: Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали: да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал: однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой- и то побоялся : повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти. Осталась, бедненькая , трясется и тихонько молитву творит.

Ведущий:

Ребята, кто и какое право нарушил в данной сказке?

Ответы обучающихся

Нарушено право падчерицы (право на жилище, внимательное, заботливое отношение родителей (Взрослых).

А кто же нарушил это право (Мачеха)

Инсценировка сказки «Колобок»

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился-с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг и через порог- да в сени ,из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, на встречу ему заяц:

Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон.

Да в масле пряжон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду.

Ведущий:

Ребята, кто и какое право нарушил в данной сказке?

Ответы обучающихся:

Нарушено право колобка на жизнь. Заяц посягал на жизнь колобка.

Ведущий:

В конвенции говорится, что каждый имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. Назовите, пожалуйста, свои имена. Семья новорожденного дает ему фамилию, родители придумывают имя, и эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Там же пишут дату рождения ребенка, где он родился и кто его мама и папа. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?

(Ответы)

Следовательно, о вас заботится правительство России.

Рассматриваем иллюстрацию (изображены младенцы с номерами).

Какое право детей нарушено?

(Право на имя)

А вот Буратино бежит вприпрыжку в школу, да и вы тоже , какое осуществляете, приходя в школу.

(Право на образование)

Давайте посмотрим, что думают о своих правах дети нашей школы. (Включение фильма и его просмотр.)

Эти дети, приходя в школу, тоже осуществляют свое право на образование. Чему учат детей в школе?

Дети исполняют песню «Чему учат в школе»

Ведущий

А сейчас я предлагаю поиграть и детям, и родителям.

Ролевая игра «Воображаемая страна»

Сюжет: дети и взрослые делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа - первооткрыватели новой страны, куда не ступала нога человека и где нет никаких законов и правил. Каждая группа считает себя первыми поселенцами на этой новой земле. Кто займет какое социальное положение - неизвестно. Ход игры.

•• Индивидуальная работа. Каждая группа должна самостоятельно перечислить (выбрать) три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы человеку в этой стране.

Групповая работа. Группа обсуждает выбранные ее участниками права и отбирает десять прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными.

Каждая группа придумает название своей страны и на доске напишет десять выбранных ими прав.

Составление общего списка прав. Весь класс участвует в составлении контрольного списка, куда должны войти все права, перечисленные группами. Естественно, что многие права у разных групп будут повторяться. Следует отмечать их в контрольном списке галочкой столько раз, сколько раз их называют группы.

Рефлексия. Обсуждаются получившийся список и ход работы над его составлением. Примерные вопросы для обсуждения:

«Изменились ли в ходе выполнения задания ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?»,

«Какой станет жизнь, если исключить некоторые из этих прав?»,

«Есть ли какие-либо права, которыми вы хотели бы дополнить список?»,

«С какой целью мы составили этот список?»

После всего того, о чем мы говорили, ответьте на вопрос:

Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других; Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Исполнение песни «Вместе весело шагать по планете»


ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Юридический словарь

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

АДВОКАТ — лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. ПРОКУРОР — должностное лицо в системе прокуратуры России, осуществляющее прокурорский надзор, предварительное следствие по некоторым категориям уголовных дел, поддержание государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — вид юридической ответственности, применение к лицу, виновному в совершении преступления и способному нести уголовную ответственность, меры государственного принуждения в форме наказания.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это особый вид юридической ответственности, которой присущи следующие признаки: она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм; конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов; связана с государственным принуждением;

это ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения;

применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины.

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio — устройство) — писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕтрадиционно принято рассматривать в двух значениях:

действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения итогов


ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Календарь правовых дат

2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня - Международный день защиты детей 4 июня - Международный день детей — жертв агрессии 20 ноября - Всемирный день прав ребёнка 10 декабря -День прав человека

12 декабря -День Конституции Российской ФедерацииАъъд&те:

ПРИЛОЖЕНИЕ №3


Права школьника.

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4


Обязанности школьника:

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)



ПРИЛОЖЕНИЕ №5


Анкета на правовую грамотность.

1 .Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?

2.Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

3.Знаете ли вы свои права и свободы?

4.Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.

  1. В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?
  2. Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?

7.Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?

  1. Каковы у вас недостатки в правовой культуре?
  2. Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?

АНКЕТА

  1. Какие права ты имеешь, как ученик?
  2. Что обязан делать ученик?
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?

4.Что такое права?

5. Что такое обязанности?

6.Зачем придумали права людей и обязанности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Права ребенка в новом веке»

Возраст детей: 15-16 лет.Тема:«Права ребенка в новом веке»Перспективная цель: Познакомить детей с основным законом – Конституцией России.Актуальная цель: Дать представление о правах ребенка.Зада...

Родительское собрание на тему: "Права ребенка в школе".

Права ребенка в школеВаш ребенок ходит в школу? Значит Вам следует знать его права, чтобы в случае неприятной ситуации действовать быстро и правильно. Проблема доступности и бесплатности образованияВ ...

Буклет по теме "Права ребенка- право на образование"

Буклет содержит перечисление основных прав детей в области образования и пречислены основные документы по правам ребёнка...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребенка и что я знаю о ней"

Данная разработка содержит сценарий, мультимедийную презентацию и дополнительный материал для проведения внеклассного мероприятия в 5-6 классах...

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"

Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...

Методические материалы к мероприятию "Всемирный день прав ребенка"

В материалах представлен рабочий лист для проведения открытого урока в рамках правовой недели...