Мероприятие "Детство, опалённое войной..."
методическая разработка (10 класс)

Иванова Надежда Александровна

Это литературно-музыкальная гостиная - сценарий встречи с пенсионерами , чьё детство пришлось на военную пору. Мероприятия такого рода несут очень большую эмоциональную нагрузку, формируют потребность в участии в социально-значимых и гражданских проектах, и это не явилось исключением. Присутствующие узнали много нового и интересного из жизни своих односельчан, взглянули другими глазами на события тех далеких лет, по-новому оценили прошлое и, может быть, настоящее через призму тех лет предстало по-другому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наровчат

70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

ПОСВЯЩАЕТСЯ…

«ДЕТСТВО,

ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»

Литературно-музыкальная гостиная – сценарий встречи

с пенсионерами, чьё детство пришлось на военную пору.

Подготовила: Иванова надежда Александровна, учитель русского языка

и литературы высшей квалификационной категории

«Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!»

Роберт Рождественский.

Цели:

  • расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
  • заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
  • воспитания уважения к защитникам Родины;
  • развивать патриотические чувства.

Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении Г.Отса (записи прошлых лет)

И клятву, которую в юности ты ей в своём сердце принёс…

- Подобную клятву на верность своей Родине дают все: сначала  призывники, вступая в ряды Российской Армии. Эту же клятву давали наши уважаемые гости, сначала, когда были детьми в школе – клятва пионеров, и они её выполнили, пережив наравне со взрослыми тяжёлую войну 1941-45 годов.

Ученик:

- Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

Ведущий 1:

Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне.     Но время  невластно над тем, что люди пережили войну.   Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Сердцу каждого человека дорог праздник Победы.  Дорог памятью 27 миллионов сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее Родины.  На войне невыносимо трудно всем.      Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.                        

Ведущий2:

- До войны наши гости были самыми обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, помогали старшим, играли, озорничали, бегали-прыгали, разбивая себе носы и коленки. В один день они стали взрослыми. Война отняла у них детство. Детям военного времени  пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг,  наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?

Но детским чутьём они понимали, что пришла беда, большая беда.

Рассказ одного приглашённого.

Сценка: Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра:                                                                                  

Как холодно! И мама не идёт.                                        

Быть может хлебушка она нам принесёт.                    

Ну хоть бы крошечку где отыскать,                                  

Голодной страшно мне идти в кровать.                        

Брат :                                                                                

А разве я есть не хочу? Хочу!                                        

Но все равно молчу.                                                        

Ведь там, где папа наш сейчас,                                      

Потяжелее, чем у нас.                                                      

Не разрывается снаряды здесь.                                      

И дом у нас с тобою есть.                                              

А главное- фашисты далеко.                                          

Да и кому в стране легко!                                              

Сестра:                                                                            

А помнишь блинчики с вареньем,                                

Чай с маминым печеньем,                                              

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила !

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,

Дай отдохнуть сначала ей.

Входит мать с охапкой поленьев

Брат («Маме» В Павлинов)

Ах, мама! Ты едва жива.

Постой, ты вся в снегу.

Оставь тяжёлые дрова,

Давай я помогу.

Зачем ты всё – сама, сама?

Не стой на холоду…

Какая долгая зима

В сорок втором году!

Не тает иней по углам,

А ночь над головой

Мука – с картошкой пополам,

Над полем – волчий вой.

Рассказ одного приглашённого.

  Ведущий 1:

   Пришёл час – дети  показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

    Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

    Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

     Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Ученица:                  

  Галина Беднова.

Кто-то родом из детства…Я- из войны,                                    

Из блокадного бедствия, из его глубины.                                  

Влюблена была в небо, но небо меня                                                                                

Обмануло нелепо.                                                                          

                    Среди белого дня                                                      

С неба падали бомбы, разрушали дома.        

Поднялась из обломков, как – не знаю сама.

А друзья не успели.

                    Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,  

                             Не могу я согреться без них у огня.

Ведущий 2:

       Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.

Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.

Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.    

Ученик.

           На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.

Ученица.

Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами  и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!

Ведущий 1:

      Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушел в партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Её ждали несколько дней, а когда все сроки прошли, мама Тани отдала, как память о сестре, её записную книжку. Ту самую, которая стала Таниным дневником.                                                                                                                          

 В школе №35 города Санкт-Петербурга, где она училась, открыт посвящённый ей музей.

                   

   Ведущий 2:

В осажденном Ленинграде работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились несмотря ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

  В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

  Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.

Рассказ одного приглашённого

Ученица:

                             Виктор Кочетков.

     В СОЖЖЁННОЙ ДЕРЕВНЕ.

Под громкие крики ворон и грачей                        

Мы утром в деревню входили.                                

Маячили остовы черных печей.                              

Руины устало чадили.                                              

И в этом еще не дотлевшем аду,                              

Где горе уже накричалось,                                      

Под старой березой у всех на виду                        

Ременная люлька качалась.          

Играла малиновой медью колец

С июньскою синью небесной,

И тихо сидел годовалый малец

В той зыбке, плывущей над бездной,

Нет, он не кричал, ни о чём ни молил,

Ко рту подтянув кулачонки.

И ветер, пропахший бедой, шевелил

 Седые его волосёнки.

Звучит мелодия «Хатынь»

Ведущий 1:

Полуторки гремели по России.

И мимо нас, летя во весь опор,

Они такие песни проносили,

Что мы поём те песни до сих пор.

Звучит песня военных лет «Песня Защитников Москвы»

Ведущий 2:

- Защищали Москву не только взрослые, 20 000 ребят получили медали «За оборону Москвы».

- А сколько неизвестных юных героев было на той войне и в тылу, совершавших подвиги, приближая Победу!

Я пацаном в ту пору был

И в жизни смыслил мало:

Отец на фронте немцев бил,

А я грачей и галок .

Рассказ одного из приглашённых

Ученик:

«1943»    Н. Карпов

Доныне в памяти тот год –                                        

Военной гари стойкий запах,-                                  

Когда в неволю, словно скот,                                  

Враги везли детей на Запад.                                    

Живя на мизерном пайке,                                          

Едва держались души в теле.                                  

Из них в далёком далеке                                          

Людское вытравить хотели.    

А следом, в ужас лагерей,

Ночным осенним небосклоном.

Летели души матерей

Над каждым страшным эшелоном.

Кругом военная страда

Светилась заревом багряным

И лишь такие поезда

И не взрывали партизаны

Ведущий 1:

За годы ВОв в немецких концлагерях, гетто и тюрьмах погибло 13 миллионов детей.

Только в одном Освенциме уничтожено 800 тысяч детей!

Ведущий 2:

- Неизвестный каменный солдат стоит во многих городах и сёлах нашей необъятной Родины. Это он спас от смерти немецкую девочку, когда до Победы оставались считанные минуты, это он спас наше мирное детство и сохранил жизнь детям военной поры:

- Сельским детям возвратили детство,                        

Подарили радость и весну                                            

Рядовые Армии Советской –                                        

Люди, победившие войну!        

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник Советскому солдату

 С девочкой спасённой на руках.

Ведущий 1:

Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много тех, кто не доучился, не долюбил, не завел семьи, не родил детей.     Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости.  Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.

   

Ведущий 2: 

И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.                                                                                

Давайте почтим светлую память воинов, жителей, детей, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

 

 Ученик:                                                                                                                                                                                                    Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью- то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно!
Навсегда!
А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!”

Ученица:

                     Люди,

                     Покуда сердца  

                                              стучатся, -

                     Помните!

                     Какою ценою

                                            завоевано счастье,

                     Пожалуйста, помните!

                     О тех,

                              Кто уже никогда не споет,

                     Помните!

                     Детям своим расскажите о них,

                                    Чтобы запомнили.

                     Детям детей

                                     Расскажите о них,

                     Чтобы тоже

                                     Запомнили!

                     Во все времена

                                     Бессмертной земли!

                     Помните!

                     Люди Земли!

                     Мечту пронесите

                                     Через года

                     И жизнью наполните!

                     Но о  тех,  кто уже не придет никогда, заклинаю:

                                 Помните!

                             

Просмотр презентации

Использованные ресурсы

Музыкальные:

  1. http://mp3crazy.ru/
  2. http://poiskm.com/

Стихи о войне:

  1. http://www.russlav.ru
  2. http://www.liveinternet.ru
  3. http://docfish.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строки,опалённые войной

Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....

разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"

внеклассное мероприятие по истории  для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....

Строки, опалённые войной

Сценарий литературной гостиной о  творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.

В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10  класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...