Исследовательская игра "Путешествие по эксперементальным лабораториям"
план-конспект

Конспект внеклассного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_eksperementalnym_laboratoriyam.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ»

Цель: развивать познавательные интересы обучающихся, совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

 -познакомить с понятием эксперимент;

-научить проводить эксперимент самостоятельно;

- расширять кругозор обучающихся путём введения новых понятий;

-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы при выполнении опытной работы.

Оборудование: 

- путевые листы на цветной бумаге;

-таблички: лаборатория, эксперимент, исследование, текст для совместного чтения, определение понятия эксперимент; названия лабораторий.

 -магниты, металлические предметы;

-6  стаканов с водой,  6 мандаринов, 6 яиц, соль, 6 ложек, зубочистки, пластилин, 6 тазиков с водой, 6 подносов или лотков, бумажные полотенца для плавательной лаборатории;

- 10 разных предметов для наблюдательной лаборатории, скатерть;

- листы, карандаши для творческой лаборатории.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

Звучит песня «Почемучки…»   

- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

(Детям предлагается прочитать вслух слова на доске или читают заранее выученные)

Мы теперь не просто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! (читают дети)

(Дети садятся на свои места)

II. Актуализация знаний

- А кто такой исследователь?  (ответы детей)

 -Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то новое)

- Сегодня мы будем исследователями и отправимся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

- Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты)

- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре:

«Эксперимент – это метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

- С какой целью проводится эксперимент, для чего? (ответы детей)

- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.  

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

-Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

(Раздает путевые листы)

III. Практическая работа

Первая  лаборатория -   «Наблюдательная»

  1. Проверим вашу наблюдательность, внимание.

На столе лежат 10 разных предметов. Дети рассматривают их в течение 10 секунд. Затем их закрывают. Дети должны назвать все предметы.

Кто лучше запомнил?

  1.  Упражнения на развитие внимания детей.
  • Упражнение «Мой любимый фрукт»
    Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
    Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
  • Упражнение «Не собьюсь»
    Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
    Воспитатель  предлагает следующие задания:
    считать вслух от 1 до 21, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
    Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20,  - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
  • Упражнение «Наблюдательность»
    Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
    Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
  •  Упражнение «Самый внимательный»
    Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
    Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

- Кто у нас самый внимательный?  (ответы детей)

Педагог делает выводы, отмечает самых внимательных и наблюдательных.

Вторая лаборатория – «Плавательная» 

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить в этой лаборатории?

(ответы детей)

-Вода окружает нас с самого рождения. Для чего нужна вода? (ответы)

Мы просто не можем жить без нее: утоляем жажду, используем в быту, в промышленности,  так привыкли к этому веществу, что не замечаем его удивительных свойств.

-Какие свойства воды вы знаете? (ответы: прозрачная, нет запаха, нет формы, текучая, растворяет, нет вкуса)

 - Мы  продолжим знакомство  со свойствами воды.

Первый опыт:  «Научи яйцо плавать»

Сейчас мы будем проводить опыты. Чтобы правильно провести опыты,  вам необходимо внимательно слушать инструкции и выполнять их. Вы будете работать парами.

(У каждой пары на столах в лотках: яйцо, стакан с водопроводной  водой, соль, ложка)

Для проведения опыта нам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

Итак, слушаем и выполняем:

 

1.Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой.

 (Дети  выполняют инструкции)

-Что вы заметили?

-Яйцо опустилось на дно стакана

2.Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько 3 ложки соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой. Что вы заметили?

 - Яйцо останется плавать на поверхности воды.

- Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Определение плавучести предметов

На столах тазики с водой, мандарин.

-Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет? (Ответы)

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах.

- Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили?

 (Мандарин не тонет)

- А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Что сейчас заметили?  Почему же мандарин без кожуры утонул?

-Какой же вывод мы можем сделать?  (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают)

-Какие еще предметы не тонут в воде?  (ответы)

-А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом.

-Скажите, а лед тонет в воде?

- А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Для следующего опыта нам нужны: зубочистка, пластилин, тазик с водой.

-Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду.

-Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

3-я лаборатория – «Магнитная»

Послушайте одну историю.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.  

- Как вы думаете почему камни притягивали палку с металлическим наконечником?

- Какое свойство магнита описано в этой легенде? (Притягивать предметы)     - Какие предметы? ( Металлические)

- Магнит притягивает все металлические предметы? (Да, нет.)

- Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.  

- Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент? (ответы)

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы из разных материалов:   гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек и.т.д.

- Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

- Каков результат эксперимента?

ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом.

- Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно,  они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

Четвертая  лаборатория - « Творческая»

- Попробуйте  нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. ( Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

 Вызываются к доске 5 человек. Обсуждение нарисованных предметов.

- Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования?  

ВЫВОД: Все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила.

Итог занятия. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

- Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

- В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу.

-Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Творческая лаборатория "Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей учащихся"

Эти материалы посвящены особенностям развития, диагностики исследовательских способностей учащихся. Они будут полезны педагогам, занимающимися исследовательской деятельностью с учащимися....

Эксперементально-исследовательская работа

Область действия музыки – чувства, а через чувства и душу человека она влияет на личность в целом. Следовательно, при правильной постановке занятий учитель может добиться значительного эффекта по возд...

" Рабочая программа внеурочной деятельности по исследовательско-эксперементальному направлению"

Программа «Юный патриот» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начальног...

Проектно-исследовательская деятельность и цифровая лаборатория «Архимед» на уроках физики

Статья посвящена проблеме внедрения проектно-исследовательской деятельности на уроках физики. Предлагается авторское видение проявления проектно-исследовательской деятельности учащихся. Автор анализир...

Формирование исследовательских компетенций на занятиях лаборатории исследователей

Эффективным средством, позволяющим развитие исследовательской компетентности учащихся гимназии,  является работа курса для учащихся 9 классов «Лаборатория исследователя». ...