Исследовательская игра "Путешествие по эксперементальным лабораториям"
план-конспект
Конспект внеклассного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_eksperementalnym_laboratoriyam.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ»
Цель: развивать познавательные интересы обучающихся, совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
-познакомить с понятием эксперимент;
-научить проводить эксперимент самостоятельно;
- расширять кругозор обучающихся путём введения новых понятий;
-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы при выполнении опытной работы.
Оборудование:
- путевые листы на цветной бумаге;
-таблички: лаборатория, эксперимент, исследование, текст для совместного чтения, определение понятия эксперимент; названия лабораторий.
-магниты, металлические предметы;
-6 стаканов с водой, 6 мандаринов, 6 яиц, соль, 6 ложек, зубочистки, пластилин, 6 тазиков с водой, 6 подносов или лотков, бумажные полотенца для плавательной лаборатории;
- 10 разных предметов для наблюдательной лаборатории, скатерть;
- листы, карандаши для творческой лаборатории.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.
-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся
Звучит песня «Почемучки…»
- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
(Детям предлагается прочитать вслух слова на доске или читают заранее выученные)
Мы теперь не просто дети,
Мы – исследователи.
И узнаем всё на свете
Досконально о предмете.
Что? Когда? И как растёт?
Сколько раз в году цветёт?
Почему в ночи сверкает?
Отчего в воде не тает?
Разгадаем мы секрет
И на всё найдём ответ! (читают дети)
(Дети садятся на свои места)
II. Актуализация знаний
- А кто такой исследователь? (ответы детей)
-Что значит исследовать?
(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то новое)
- Сегодня мы будем исследователями и отправимся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.
- Чем занимаются в лаборатории?
(Проводят опыты, эксперименты)
- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)
Вот какое определение прописано в словаре:
«Эксперимент – это метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»
- С какой целью проводится эксперимент, для чего? (ответы детей)
- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.
- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.
-Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.
(Раздает путевые листы)
III. Практическая работа
Первая лаборатория - «Наблюдательная»
- Проверим вашу наблюдательность, внимание.
На столе лежат 10 разных предметов. Дети рассматривают их в течение 10 секунд. Затем их закрывают. Дети должны назвать все предметы.
Кто лучше запомнил?
- Упражнения на развитие внимания детей.
- Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. - Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Воспитатель предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 21, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить). - Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. - Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
- Кто у нас самый внимательный? (ответы детей)
Педагог делает выводы, отмечает самых внимательных и наблюдательных.
Вторая лаборатория – «Плавательная»
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить в этой лаборатории?
(ответы детей)
-Вода окружает нас с самого рождения. Для чего нужна вода? (ответы)
Мы просто не можем жить без нее: утоляем жажду, используем в быту, в промышленности, так привыкли к этому веществу, что не замечаем его удивительных свойств.
-Какие свойства воды вы знаете? (ответы: прозрачная, нет запаха, нет формы, текучая, растворяет, нет вкуса)
- Мы продолжим знакомство со свойствами воды.
Первый опыт: «Научи яйцо плавать»
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Определение плавучести предметов
На столах тазики с водой, мандарин.
-Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет? (Ответы)
Давайте проверим ваши предположения.
Работа в парах.
- Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили?
(Мандарин не тонет)
- А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Что сейчас заметили? Почему же мандарин без кожуры утонул?
-Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают)
-Какие еще предметы не тонут в воде? (ответы)
-А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом.
-Скажите, а лед тонет в воде?
- А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)
Для следующего опыта нам нужны: зубочистка, пластилин, тазик с водой.
-Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду.
-Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)
3-я лаборатория – «Магнитная»
Послушайте одну историю.
Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.
- Как вы думаете почему камни притягивали палку с металлическим наконечником?
- Какое свойство магнита описано в этой легенде? (Притягивать предметы) - Какие предметы? ( Металлические)
- Магнит притягивает все металлические предметы? (Да, нет.)
- Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.
- Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент? (ответы)
Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.
На столах лежат предметы из разных материалов: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек и.т.д.
- Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.
Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.
- Каков результат эксперимента?
ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом.
- Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»
Возможно, они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.
Четвертая лаборатория - « Творческая»
- Попробуйте нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. ( Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).
Вызываются к доске 5 человек. Обсуждение нарисованных предметов.
- Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования?
ВЫВОД: Все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила.
Итог занятия. Рефлексия.
- Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.
- Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?
- В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.
А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу.
-Как вы думаете мы были сегодня командой?
Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
Творческая лаборатория "Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей учащихся"
Эти материалы посвящены особенностям развития, диагностики исследовательских способностей учащихся. Они будут полезны педагогам, занимающимися исследовательской деятельностью с учащимися....
Эксперементально-исследовательская работа
Область действия музыки – чувства, а через чувства и душу человека она влияет на личность в целом. Следовательно, при правильной постановке занятий учитель может добиться значительного эффекта по возд...
" Рабочая программа внеурочной деятельности по исследовательско-эксперементальному направлению"
Программа «Юный патриот» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начальног...
Проектно-исследовательская деятельность и цифровая лаборатория «Архимед» на уроках физики
Статья посвящена проблеме внедрения проектно-исследовательской деятельности на уроках физики. Предлагается авторское видение проявления проектно-исследовательской деятельности учащихся. Автор анализир...
Формирование исследовательских компетенций на занятиях лаборатории исследователей
Эффективным средством, позволяющим развитие исследовательской компетентности учащихся гимназии, является работа курса для учащихся 9 классов «Лаборатория исследователя». ...
Участие педагога в инновационной, исследовательской деятельности (в работе творческих и исследовательских групп, лабораторий, инновационных площадок и др.)
Личный вклад педагогического работника...