" Рабочая программа внеурочной деятельности по исследовательско-эксперементальному направлению"
рабочая программа на тему
Программа «Юный патриот» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и отражает стратегию осуществления образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности:
«Россия, ты у нас одна,
И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы – страна,
В сердцах и мыслях мы – России дети».
В.А. Сухомлинский.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности
на основании следующих нормативно-правовых и учебно- методических документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897 \
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Цель программы: способствовать воспитанию гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно относящегося к истории и культурному достоянию человечества.
Задачи программы:
- воспитание патриотических чувств: любви к своим близким, семье, своему селу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;
- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
- развитие чувства сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
Программа «Юный патриот» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и отражает стратегию осуществления образовательного процесса.
Связь содержания с учебными предметами: При реализации содержания программы расширяются знания и умения, полученные детьми при изучении школьных курсов уроков истории, географии.
Особенности реализации программы
Программа призвана помочь детям:
заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи и семей других народов, проживающих на территории России;
отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны;
осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом.
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.
Место проведения: актовый зал, учебный кабинет.
Формы занятий – в форме беседы, урок-фестиваль, урок-презентация, экскурсии, исследовательская деятельность; коллективные творческие дела, выставки;
поездки, походы; трудовые дела; акции.
Место программы в учебном плане
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 4классов. Рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Характеристика условий УО при реализации программы:
Уровень квалификации педагогических работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся. Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом. В актовом зале есть интерактивная доска, ноутбук, подключенный к сети Интернет, проектор. Имеется музыкальная техника, фото- и видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимая для оформления статей в школьную газету; съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов.
Формы контроля – беседа, презентации проектов, реализация проектов
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценностные установки
- - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Изучив курс, учащиеся должны знать:
- Полное название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
- Символику страны, края, села, школы;
- Государственные праздники;
- Имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
- Традиции и обычаи народов России и Республики Крым
должны уметь:
- Описывать изученные события истории Отечества;
- Оценивать поступки других с позиции добра и зла;
- Уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
- Поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- умения и навыки работы в сотрудничестве;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение выдвигать гипотезы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- создавать рисунки в графическом редакторе;
- пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
- договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
- контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
Формы подведения итогов:
- Создание виртуального музея на сайте школы «Бессмертный батальон» сельского поселения Герасимовка. Сбор и размещение информации.
- реализации проекта «Аллея памяти»
Учебный план программы «Юный патриот»
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | «Край родной познакомимся с тобой» | 10 |
2. | «Крепка семья – крепка держава» | 10 |
3. | «Эхо войны в сердце моей Земли» | 14 |
ИТОГО | 34 |
Содержание программы
«Край родной познакомимся с тобой» 10 ч.
Что я знаю и не знаю о своей Родине? Кто такой патриот?. Что значит быть патриотом страны? Крымская земля. Краткий обзор. Заселение, освоение. Чем удивительна Крымская земля. Подземные сокровища, почва, растения, животные. Символика Республики Крым.
Республика Крым – многонациональная земля. Праздничный венок . Симферопольский район – родина моя. Вот моя деревня, вот мой дом родной. «Красота родной природы». Экскурсия.
Проект «Сбор материала для изготовления икебаны, поделок из природного материала, фотовыставки»
«Крепка семья – крепка держава» 10 ч.
«Семья. Это что? Зачем человеку семья?».Загляните в семейный альбом
Романтическая история моих родителей. Семейные традиции и реликвии
Профессии в моей родословной. Детство наших бабушек и дедушек .
Из бабушкиного сундука. День защиты семьи.
Проект «Азбука больших и малых дел нашей семьи».
«Эхо войны в сердце моей Земли» 14 ч.
Что я знаю и не знаю о Великой Отечественной войн. Вклад жителей Республики Крым в победу в Великой Отечественной войне. Подвиги моих земляков. Эхо войны в сердце моей семьи.
Проект «Создание виртуального музея «Бессмертный батальон» сельского поселения Перово.
Акция «И помнит мир спасенный…»
Проект «Аллея Памяти»
Список литературы для учителя:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
для учеников:
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)
Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ “FANNY ENGLISH” «Занимательный английский»
Данный курс рассчитан на учащихся первых классов, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования по иностранному языку и уч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ КОРОЛЕВЫ» по ФГОС
Данная программа разработана на основе:- Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения НОО – М.: Просвещение, 2011 год;- Примерных программ по учебным пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО- ТВОРЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОСОЦИАЛЬНО- ТВОРЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Экология и творчество»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес детям»
Программа «Детский фитнес» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения (135 часов). Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю. Продолжительность з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению Английский язык – окно в мир 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению Английский язык – окно в мир...