Методическая разработка мероприятия: «Быть толерантным»
методическая разработка

Гизатулина Раиса Васильевна

Методическая разработка мероприятия: "Быть толерантным"

Цель: формирование толерантного отношения к людям, чья внешность отличается от той, что привычно для нас.

Форма проведения: этическая беседа, практическое занятие:

Основные понятия: толерантность

Литература для учащихся:

Оборудование:

Организация мероприятия:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия: «Быть толерантным»

Цель: формирование толерантного отношения к людям, чья внешность отлична от той, что привычной для нас.

Форма проведения: этическая беседа, практическое занятие.

Основные понятия: толерантность.

Литература для учащихся: Мультфильм «Кудрявый ёжик. Ёжик должен быть колючим?» (Режиссёр А.Каменецкий)

Оборудование: запись мультфильма, набор для рисунков, презентация.

Организация мероприятия:

Этап

урока

Ход мероприятия

Примечания

Организационный

 момент.

(Представление)

- Здравствуйте, ребята!

-Вас ждёт сегодня познавательное и   творческое занятие, посвященное дню толерантности.

Слайд № 1.

Сообщение темы

 и целей урока.

- Сегодня на занятии мы будем думать, рассуждать о том, как формируется толерантное отношение к людям, чья внешность отлична от нашей, привычной для нас.

Повторение изученного материала.

16 ноября -  Международный день толерантности

- Давайте вначале скажем, что же такое «толерантность?».

Что такое толерантность?

  • Толерантность (от лат. tolerantia — терпение):
  • Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность — терпимость (Толковый словарь Ушакова, Большой энциклопедический словарь).

«Терпеть» и «Терпимость»

  •  В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-нибудь бедственное, тяжелое, неприятное»).
  • Терпимость как толерантность» — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.


     

 Смысловая разница очевидна:

  • «терплю» с трудом, в ущерб себе что-то неприятное;
  • «отношусь толерантно» — сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.

В ДЕКЛАРАЦИИ

  • Под толерантностью понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
  • Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

 Мысли мудрых  

  •  Никто не станет мудрым, не будучи терпимым. Античный афоризм. 

  Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства. Г. Винклер. 

  • Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости! Г. Лихтенберг. 
  • Терпимость означает понимание собственного несовершенства. Э. Севрус.

- Ребята, а вам знакомо это качество личности?

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7 - 10.

Просмотр мультфильма.

Беседа об эмоциональных впечатлениях.

- Вашему вниманию предоставляется мультфильм «Кудрявый ёжик. Ёжик должен быть колючим?» (Режиссёр А.Каменецкий).

- Посмотрев его, найдите ответ на вопрос: «Легко ли быть не таким как все».

- Просмотр мультфильма.

- Какое настроение создает этот мультфильм?

- Назовите главных героев.

- Опишите характер кудрявого ёжика, его родителей, вороны.

- Какой персонаж вам понравился больше? Почему?

- Что случилось с вороной? Почему она стала белой?

- Объясните значение выражения «как белая ворона».

- Легко ли быть не таким как все».

- Мы знаем, что в школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, девочки и мальчики. Все разные. Почему иногда мы их отвергаем, подсмеиваемся над ними? Потому что мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедны, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина, ребёнок, неповторим и значим.
  Быть толерантным - означает принимать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей. Это означает быть внимательным друг к другу, не замыкаться, обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Практическая работа

- А сейчас, мы с вами нарисуем героев нашего мультфильма.

- 1 ряд выполнит рисунки родителей ежика.

- 2 ряд нарисует кудрявого ежика и маленьких ежат

- 3 ряд будет рисовать ворону черную и белую.

- Самостоятельная работа.

10 мин.

Выставка работ

- У нас получились замечательные работы.

2 мин.

Выступления старшеклассников.

Рефлексия. Обратная связь

Ученица гимназии № 41 нашего города посвятила стихотворение - толерантности.

-Что вам понравилось, запомнилось на этом занятии больше всего?

- Хотели бы вы узнать продолжение истории про кудрявого ёжика?

Слайд № 11 - 16.

Слайд №17

Домашнее задание. Расскажите дома своим близким историю про кудрявого ёжика. Подумайте, почему так нелегко быть не таким как все? Итог мероприятия.

                                 Тезисы.

Планируя воспитательный процесс в нашей школе, мы не раз задумались над тем, как помочь ученикам в саморазвитии, становлении всесторонне развитой гармонической личности. Как научить детей быть терпимыми друг к другу, уметь сочувствовать и сопереживать? Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится более безнравственным, живёт, отступая от нравственных и моральных принципов.  Поиски привели нас к вопросу формирования толерантности как качества личности.

 Навыки толерантного поведения формируются у детей в процессе проведения и организации целевых внешкольных мероприятий. Это благотворительные акции: учителя и школьники оказывают посильную помощь вынужденным мигрантам, заботятся об одиноких стариках, берут шефство над малышами. Все эти дела оставляют след в душах детей и в тоже время заставляют многих из них задуматься над истоками поразившей наше общество нетерпимости, принесшей несчастье огромному количеству людей.

           Данный урок толерантности рекомендуем проводить с учащимися

  начальных классов. Своей работой мы пытаемся показать, что толерантность, как качество личности, должно формироваться как можно в более раннем возрасте ребёнка.