Главные вкладки

    Творческая разработка мероприятия по толерантности "Беседа о толерантности"
    план-конспект занятия (7 класс) на тему

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Толерантность"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon dokument_microsoft_office_word.zip24.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час о толерантности

    Классный руководитель Большакова Н.И. 

    Цели:

    • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
    • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
    • Улучшение психологического климата в классе.
    • Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
    • Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.
    • Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся

    Задачи:

    • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
    • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
    • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

    Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

    Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара

    «Я пришел в этот мир

    Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

    Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

    И ты пришел в этот мир

    Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

    Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

    Не для того, чтобы оправдать мои надежды.

    Потому что я – это я, а ты – это ты.

    Но если мы встретились и поняли друг       друга – то это прекрасно!

    А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.»

     

    Молитва о встрече

     

    «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

    как птицы, плавать под водой, как рыбы,

     нам не хватает только одного:

    научиться жить на земле, как люди»

     Б. Шоу

    Ход классного часа

    - Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это     слово и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

    Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

    В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

     Попробуем обратиться к этимологии понятия “толерантность”. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” в разных культурах неоднозначны.

    В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

    Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

    В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

    В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

    В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

    Вопросы к учащимся:

    1. Какое из определений вам импонирует более всего?
    2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
    3. А что же объединяет эти определения?
    4. Какое из определений вам импонирует более всего?
    5. А что же объединяет эти определения?

    Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

     

     

    Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

    В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

    В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

    В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев. Для того чтобы жить без конфликтов и войн, важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
    Кроме того, не так легко быть полностью объединенными в любой группе: будь то государство, школа, семья и т.д. именно потому, что мы разные и для того, чтобы жить в мире и согласии, нам необходимы такие качества как взаимоуважение, уступчивость, сдержанность, доброжелательность.
    Сегодня на уроке мы поговорим об одном из важных качеств личности, которое позволяет правильно понять другого человека, его культуру и традиции.
    Для начала мы с вами попробуем выяснить, какие сходства и различия существуют между людьми.

    1. «Сходства и различия».
    На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».
    Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
    Вопросы для обсуждения: Ø Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества? Ø Национальность влияет на взаимоотношения людей? Ø Какие религии вы знаете? Ø Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей? Ø Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека? Ø Как общаются между собой старые и молодые люди?
    Вывод. 
    О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

     Почему?

         

    Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

    Хочу прочесть стихотворение Марка Лисянского «Добрые слова».

    - Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова – дела нужны? Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.

    Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение, делайте им комплименты.

     

    Игра «Комплименты».

     Давайте поиграем в игру «комплимент». Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и т.д. (можно взять мяч и бросать его другим участникам с комплиментами, одно условие не выбирать одних и тех же участников).

         Вывод: Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.
    Не стесняйтесь говорить и о себе хорошо, хвалите себя, если вы можете найти в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас. Чем чаще мы видим нечто хорошее в себе, тем больше мы видим хорошего в других.

     

     Игра «Волшебная рука»

     Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Рисунки можно вывесить на стену.

    Люди различны, различна их культура. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

    Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

    Клип «Сказка про одну семью»

    Давайте посмотрим, как за годы учебы в одном классе вы научились понимать друг друга.

    Игра «Бумажный самолетик»

     Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

    Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

     

    Игра «Садовник».

    Участникам предлагается вытянуть карточку с ролью садовника, учителя, повара, художника, поэта, музыканта, врача и описать яблоко так, чтобы другие догадались, кто ты.

    Вывод: Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

    Есть два пути развития личности:

    • Толерантный
    • Интолерантный

     

     

    Работа учащихся по группам

    Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    уважение мнения других
    доброжелательность
    желание что-либо делать вместе
    понимание и принятие
    чуткость, любознательность
    снисходительность
    доверие, гуманизм

    непонимание
    игнорирование
    эгоизм
    нетерпимость
    выражение пренебрежения
    раздражительность
    равнодушие
    цинизм
    немотивированная агрессивность


    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

    Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

    Давайте попробуем составить правила толерантного общения.

    1.Старайся понять то, о чем говорят другие.

    2.Отстаивай свое мнение тактично.

    1. Ищи лучшие аргументы.
    2. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
    3. Стремись учитывать интересы других.

    Клип «Мудрецы»

    Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции).

     

    Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

    Рисунки можно вывесить на стену.

    Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.

     

    Клип «Баллада о счастье»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по географии: "Воспитание толерантности у школьников в условиях многонациональной России"

    Важное направление деятельности педагогического коллектива  школы - реализация социально -значимого проекта "Гражданско-правовое образование в школе".Главная задача: создание образовательного про...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее»...

    Методическая разработка мероприятия с участием родителей по теме: Творческая гостиная «ЦВЕТЫ К ПРАЗДНИКУ».

    Цель мероприятия - повысить интерес родителей (пап) к образовательному процессу в школе, сплотить всех участников творческого процесса, путем вовлечения их совместную внеурочную творческую деятельност...

    Методическая разработка мероприятия: «Быть толерантным»

    Методическая разработка мероприятия: "Быть толерантным"Цель: формирование толерантного отношения к людям, чья внешность отличается от той, что привычно для нас.Форма проведения: этическая бе...

    Методическая разработка мероприятия творческого объединения дополнительного образования «Математик» (урок-исследование). Тема: «Приёмы устных вычислений» (5-9 классы)

    Устный счёт – гимнастика для ума. Счёт в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает и помогает усваивать предметы естествен...