Уроки психологии в начальной школе: Тропинка к своему Я. 1-2 классы
рабочая программа

Дзелзаина Юлия Евгеньевна

Данная программма внеурочной деятельности направлена на то, чтобы помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать  со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

02.04

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Ю.А. Гагарина»

с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района РТ

Программа внеурочной деятельности

«Тропинка к своему Я»

Состовитель: Дзелзаина Ю. Е.

                       педагог-психолог

2017 – 2018 учебный год

Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:

Личностные

результаты

Метапредметные

Результаты

Предметные результаты

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

-осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

​ анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

- работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем, сверcтниками

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  1. овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  2. извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
  3. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
  4. учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  5. строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  1. уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
  2. учиться исследовать свои качества и свои особенности
  3. учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  4. учиться наблюдать
  5. моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  1. учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах
  2. учиться работать в паре и в группе
  3. выполнять различные роли
  4. слушать и понимать речь других ребят
  5. осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

1.​ учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников,

2.​ учиться прогнозировать последствия своих поступков,

3.​  определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя,

4.​ учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации,

5.​ строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

1.​ находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото),

2.​ делать выводы в результате совместной работы в группе,

3.​ учиться графически оформлять изучаемый материал,

4.​ моделировать различные жизненные и учебные ситуации,

5.​ усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

1.​ учиться позитивно, проявлять себя в общении,

2.​ учиться договариваться и приходить к общему решению,

3.​ учиться понимать эмоции и поступки других людей,

4.​  овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления  работы и включает следующие разделы:

Первый класс

Раздел 1. Я – школьник (12 часов)

Я умею управлять собой.  «Кто такой дрессировщик, и почему он умеет управлять животными?». «Умею остановиться». Я умею преодолевать трудности. Я умею слушать других. «Слушать и слышать». Я умею учиться у ошибки. Чему может научить ошибка? Я умею быть доброжелательным. Я – доброжелательный. Качества доброжелательного человека. Я умею быть ласковым. Ласковые слова и интонации. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого. «Кто умеет слышать мнение другого?». Я учусь решать конфликты. Я учусь решать конфликты. Я умею разрешать конфликты.

Раздел 2. Мои чувства (15 часов)

Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.

Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.

Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?

Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.

Как справиться с гневом?

Может ли гнев принести пользу?

Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?

Раздел 3. Мир качеств (6 часов)

Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.

Как научиться находить положительные качества у себя?

Мешок хороших качеств. «Темные» и «светлые» качества. Салют качеств.

Второй класс.

Раздел 1 . Вспомним чувства (6 часов)

  Мы рады встрече. Чувства воспоминания.

Понимаем чувства  другого. Мы разные и испытываем разные чувства. Обида. Грусть. Радость. Интерес. Злость.

Раздел 2. Качества людей (18 часов)

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие и плохие качества людей.  Какие качества самые важные, хорошие? Кто такой сердечный человек? Что значит «мягкое сердце»? кого называют «доброжелательным человеком»? я желаю добра ребятам в нашем классе. «Чистое сердце».  Какие качества тебе нравятся в людях, а какие нет.

Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? Что значит «уникальный» человек? Какие качества мы называем «темные» и «светлые»?

Раздел 3. Какой Я – Кокой Ты (10 часов)

Какой я? Какой ты? Как научиться договариваться?

Какие могут возникнуть трудности у второклассника в школе, дома, на улице?

Школьные трудности.

Домашние трудности.

Раздел 3. Тематическое планирование

Первый класс

n/n

Наименование тем

Количество часов

Дата

1

Тема 1. Я – школьник

12

1

Правила школьной жизни

1

2

Я умею управлять собой

1

3

Я умею преодолевать трудности

1

4

Я умею слушать других

1

5

Я умею учиться у ошибки

1

6

Я умею быть доброжелательным

1

7

 Я – доброжелательный

1

8

Я умею быть ласковым

1

9

Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими

1

10

Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого

1

11

Я учусь решать конфликты

1

12

Я умею разрешать конфликты

1

2

Тема 2. Мои чувства

15

13

Радость. Что такое мимика?

1

14

Радость. Что такое жесты?

1

15

Радость. Как ее доставить другому человеку?

1

16

Радость можно передать прикосновением

1

17

Грусть

1

18

Страх

1

19

Страх. Как его преодолеть?

1

20

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

21

Гнев и его польза

1

22

Кувшин эмоций

1

23

Обида

1

24

Обиженная деревня

1

25

Прощение растворяет обиды

1

26

Гора Стыда

1

27

Разные чувства

1

3

Тема 3. Мир качеств

6

28

Мешок хороших качеств

1

29

«Темные» и «светлые» качества

1

30

Умение видеть «светлые» качества

1

31

У кого какие качества

1

32

Салют качеств

1

33

Самооценка своих качеств

1

Итого:

33

                     

Второй класс

Второй класс

n/n

Наименование тем

Количество часов

Дата

1

Тема 1. Вспомним чувства

6

1

Мы рады встрече

1

2

Понимаем чувства другого

1

3

Мы испытываем разные чувства

2

4

Позитивные и негативные чувства

1

5

Опросник эмоций

1

2

Тема 2. Качества людей

18

6

Люди отличаются друг от друга своими качествами

1

7

Хорошие качества людей

1

8

Самое важное хорошее качество

1

9

Кто такой сердечный человек?

1

10

Кого называют «доброжелательным человеком»?

1

11

Трудно ли быть доброжелательным человеком?

1

12

Я желаю добра ребятам в классе

1

13

Чистое сердце

1

14

Какие качества нам нравятся друг в друге?

1

15

Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?

1

16

Каждый человек уникален

1

17

В каждом человеке есть темные и светлые качества

1

18

Что такое конфликт?

1

19

Для чего нужен конфликт?

1

20

Учимся разрешать конфликты

1

21

Стратегии разрешения конфликтов

1

22

Что такое сотрудничество?

1

23

Тест «Конфликтность»

1

3

Тема 3. Какой Я – Какой Ты

10

24

Какой Я?

1

25

Какой ты?

1

26

Какой ты? Учимся договариваться

1

27

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

1

28

Школьные трудности

2

29

Домашние трудности

2

30

Тренинговое занятие «Маски»

1

31

Итоговое

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Начальная школа в Великобритании и России» в 5 классе.

Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для учителей английского языка. Разработка представляет собой консп...

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

Общешкольное родительское собрание в начальной школе 1. «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе»

Общешкольное родительское  собрание в начальной школе   1.     «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе» Цель выступления – познакомить род...

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» для 5 класса

Рабочая программа предназначена для проведения психологом коррекционно-развивающих занятий в 5 классе...

Поурочное планирование внеурочной деятельности по психологии в начальной школе

Поурочное планирование внеурочной деятельности по психологии в начальной школе призвано расширить у учащихся понятия «школа», «школьник»; способствовать осознанию того, что уче...

Рабочая программа по психологии для внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" 5-8 классы

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка ...

Развивающие занятие по психологии в начальной школе

Цель: дать определение мышлению, как одному из психических процессов.Задачи:- познакомить учащихся с мыслительными операциями;- развивать умение работать в малой группе;- помочь учащимся усвоить ...