Сценарий внеклассного мероприятия "Книжные дети"
материал (8, 9 класс)

Савушкина Екатерина Юрьевна

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8 - 9 классов "Книжные дети". В основе роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Форма - Суд над Печориным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_sud_nad_pechorinym.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий.

Вступление. В.Высоцкий «Баллада о борьбе»

Стихотворение «Дума» М. Лермонтова.

Чтец 1. Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Чтец 2. Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
Чтец 3. И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Основная часть.

Ведущий 1. Уважаемая публика, мы собрались с вами сегодня на общественный суд над героем литературного произведения, в образе которого Лермонтов дал “портрет, составленный из пороков всего поколения” 30-х г. 19 века, к которому принадлежал и сам

писатель. И автор, и его герой сами искали суда читателей. Не простого суда, а суда грядущих поколений. Лермонтов предлагает своего героя на суд нравственный, суд читательский.

Итак, передаю слова судье.

Секретарь. Встать, суд идет!

Судья. Господа присяжные заседатели! Господа читатели! Слушается дело Печорина по обвинению по 4 основным статьям:

  1. Душевная черствость, жестокость.
  2. Сознательное причинение зла окружающим людям без достаточных поводов с их стороны.
  3. Эгоизм
  4. Бессмысленность жизни.

Ваша задача: выслушав выступление обвинения и защиты, показания свидетелей, вынести свое объективное, беспристрастное заключение. Вы не имеете права вмешиваться в течение процесса и задавать вопросы. Призываю вас к объективности и принципиальности. Предоставляю слово обвинению.

Выступление прокурора. Господа присяжные заседатели, для доказательства виновности Печорина в предъявлённых обвинениях можно было бы взять любой эпизод из его богатой на приключения жизни. Я остановлюсь лишь на двух: на его поступке по отношению к Бэле и на истории с несчастным Грушницким. Возьмём историю с Бэлой. Зачем Печорин решил её похитить? Не от любви, а от скуки, ради приключений. Именно для удовлетворения этой низкой страсти к интригам, он и затевает похищение Белы. Как же он действует? Он подкупает брата Белы. Причем подкупает в обмен на чужого коня. Чудесного коня Казбича он помогает украсть Азамату с тем, чтобы Азамат помог ему без проблем похитить свою собственную сестру. Всё его “лучшие” качества ярко проявляются и в эпизоде с Грушницким. Грушницкий влюбляется в княжну Мери и выбирает Печорина своим другом и поверенным. Но нашего героя раздражает Грушницкий и его манеры. Княжна Мери интересует Печорина не больше, чем муха на стене. Поэтому он в своём излюбленном стиле из низкой мести (кому и за что, уж не самому ли себе?), начинает тонкую интригу. При этом он ведёт себя оскорбительно и по отношению к самой княжне, и ко всему местному обществу, считая их достойным презрения.

Господа присяжные заседатели, поступки Печорина красноречиво говорят о том, что он чёрствый, бездушный, эгоистичный, самовлюбленный, высокомерный человек, приносящий страдания и зло всем, кто с ним сходится хоть сколько-нибудь близко.

Судья. Теперь предоставляю слово защите.

Выступление адвокатов. Господа, присяжные заседатели, уважаемый обвинитель брал факты, только факты. Но верно ли он их объяснил? Ведь, в человеческих отношениях факты - речь противоречивая и неоднозначная, малодоказательная. Главное, нужно обратить внимание на мотивы его поступков, пристальнее вглядеться в его внутренний мир и душевные переживания. Благо перед нами – документ – дневник Печорина. Мне кажется, что прокурор слишком упрощённо описал внутренний мир нашего героя, выставив его в однозначно чёрном цвете. На самом деле человек противоречив. Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собой очень глубоки, очень!

Теперь по существу взятых прокурором эпизодов. Чтобы обвинить Печорина в нравственной испорченности, мы должны установить хотел ли он сознательно причинить кому-либо зло, Беле, Грушницкому? Что им двигало? Чего он собственно хотел? Белу он украл, ища любви, и нашел ее, и он любил ее по-своему, заботливо и нежно. В случае с Грушницким, который сам по себе не вызывает ни у кого из нас симпатий, Печорина возмутила его подлость и мерзость ничтожества. Печорин лишь защищал свою честь, не желая быть игрушкой, в руках негодяев. Он до последнего момента предоставлял возможность Грушницкому раскаяться и готов был его искренне простить. Но посмотрим, господа, глубже. Кто виноват в том, что Печорин вынужден вести такую жизнь, кто виноват в раздвоенности его души? Виновата общественная среда, его воспитавшая и погубившая.

Он не преступник, а жертва своего времени и воспитания. Заключая мою речь, задам главный вопрос: Можно ли считать жизнь Печорина пустой и никчёмной? Нет, ибо душевные страдания, составляющие его истинную внутреннюю жизнь, не могут быть бессмысленными и никчёмными.

Судья. Приступаем к опросу свидетелей. Господин прокурор, вам слово!

Прокурор. Обвинение вызывает Азамата, брата Бэлы.

  1. Помогал ли тебе Печорин похитить коня Казбича? Зачем он это сделал?
  2. Почему ты принял предложение Печорина и помог похитить сестру?
  3. Понимал ли ты, что совершаешь предательство?

Ну, думаю, тут все ясно.

Адвокат. Это ничего не доказывает (судья стучит молотком).

Прокурор. Обвинение вызывает Казбича.

  1. Дорог ли тебе был твой конь?
  2. Почему ты убил Бэлу?
  3. Почему ты убил отца Бэлы?
  4. Почему ты не убил Печорина?

Ну, думаю, тут все ясно.

Адвокат. Это ничего не доказывает (судья стучит молотком)

Прокурор. Обвинение вызывает Максима Максимыча.

  1. Зачем Печорин похитил Бэлу?
  2. Как он к ней относился?
  3. Любил ли он ее, как по-вашему?
  4. А как он относился к вам, Максим Максимыч?

Ну, думаю, тут все ясно.

Адвокат. Это ничего не доказывает (судья стучит молотком)

Прокурор. Обвинение вызывает Грушницкого. (реплика Печорина о том, что Грушницкий умер)

  1. Дружили ли вы с Печориным?
  2. Любил ли вы Мери? Как к этому относился Печорин?
  3. Почему вы решили участвовать в шутке с дуэлью?

Ну, думаю, тут все ясно.

Адвокат. Это ничего не доказывает (судья стучит молотком)

Прокурор. Обвинение вызывает княжну Мери.

  1. Вы полюбили Печорина с первого взгляда?
  2. Как вы считаете, можно ли играть чувствами людей?
  3. Что вы можете сказать о Печорине?

Прокурор. Вывод один! Печорин – злой, бесчувственный человек, играющий чувствами людей. У меня все, Ваша честь!

Судья. Слово защите. Приглашайте своих свидетелей.

Адвокат. Защита вызывает Азамата, брата Бэлы.

  1. Верно ли, что ты сам предлагал Казбичу сестру за коня?
  2. Говорил ли ты, что за коня готов на все?
  3. Ты все делаешь за деньги? И сестру украл за деньги?

Прокурор. Протестую! Я считаю, что защита опирается не на факты, а на личные предположения.

Судья. Господин прокурор, у вас уже было слово. Молчите, а то удалю.

Адвокат. Сейчас будут вам факты. Защита вызывает Бэлу.

  1. Как к тебе относился Печорин?
  2. Любил ли он тебя?
  3. Как ты  к нему относилась? За что ты его полюбила?

Прокурор. Протестую! Я считаю, что защита опирается не на факты, а на личные предположения.

Судья (стучит молотком). Удалю!!!! Дайте акт об удалении!

Адвокат. Сейчас будут вам факты. Защита вызывает доктора Вернера.

  1. Что вам известно об отношении Печорина к Грушницкому?
  2. Как Печорин относился к Мэри?
  3. Знал ли Печорин о затеянной против него “шутке” с дуэлью? Как к ней отнёсся?
  4. Считаете ли вы, что Печорин вёл себя во всей истории с дуэлью как порядочный человек?
  5. Почему он всё-таки убил Грушницкого?

Прокурор (робко) Я считаю…

Судья (угрожающе поднимает молоток и приподнимается с места)

Адвокат. Защита вызывает Веру.

  1. Кого Печорин посещал ночью вас или Мэри?
  2. Можете ли вы назвать его злодеем, или он глубоко несчастный человек?
  3. Виноват ли Печорин в гибели Грушницкого?
  4. Существовал ли конфликт между Печориным и высшим обществом?

Адвокат. Таким образом, господа, душа у Печорина есть, и он чувствует, но он, жертва обстоятельств и недостойной (с презрением) среды!

Судья. Ну что ж, господа присяжные. Предоставляется слово подсудимому.

Печорин. Я сам не знаю, кто виноват в том, что я такой: сам ли я, время ли, воспитание, судьба ли? Я сам мучаюсь и не вижу выхода из бесплодности и пустоты жизни. Я сам не знаю, что мне делать с собой. И ваш суд не помог мне решить мои роковые, проклятые вопросы о смысле моей жизни. У меня несчастный характер. Если я являюсь причиной несчастья других, то и сам не менее несчастлив.

Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели мои “жертвы”: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало: к печали я также легко привыкаю, как и к наслаждению, и жизнь моя становиться пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Но что себя обманывать. Ведь никуда не уйти от вопросов: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...А если я завтра умру? Одни скажут: он был добрый малый, другие мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А всё живёшь из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!

Судья. Господа присяжные заседатели! Слушания по делу закончены. Прошу вас высказаться по сути предъявленных обвинений и вынести свой вердикт.

Присяжные (шепчутся и порываются высказаться)

Господа! Уважаемый суд! Много, много слов сказано, но, как верно, подмечено, Лермонтов, господа, вынес Печорина на суд читателей! Печорин – это характер вне времени, он литературный герой со своими достоинствами и недостатками. Да, господа, мы решили, что оставляем его на ваш суд, дорогие читатели!

Чтец. Стихотворение Лермонтова «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать
     В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
     А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
     А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
     И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
     Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
     Такая пустая и глупая шутка...

Играет музыка.

Ведущий 2. У каждого времени свои герои. Есть времена, требующие и рождающие выдающихся, сильных, с горячим сердцем героев человеколюбия, совершающих подвиги, отдающих свою жизнь ради счастья других людей. Но бывают в истории глухие, беспросветные времена, когда людям, рождённым с глубоким умом, чутким сердцем и сильной волей, выдающимися душевными качествами, не на что направить свои силы, свою энергию. Герои таких времён являются страдающими, несчастными людьми, вынужденными тратить свои могучие силы на цели им чуждые и ничтожные. Печорин - именно такой герой своего мрачного времени, времени застоя и деспотизма.

Ведущий 3. Хотим мы этого или нет, о нас тоже будут судить по нашим поступкам, как мы сегодня судим о Печорине. Мы говорим сегодня о нравственной жизни человека, о добре и зле, о любви и ненависти, о подлости и порядочности, честности и предательстве. Эти истины не подвластны времени. И о нравственной стороне нашей жизни люди будут судить всегда. Давайте об этом не забывать. Я надеюсь, что нашему смутному времени придёт конец и наступит время достойных героев, людей, которые будут оправдывать высокое звание Человека!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны"

познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период;развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, выз...

Сценарий внеклассного мероприятия "Памяти детей"

"Глаза детей -  души моей светильник". Посвящается памяти детей, чья жизнь была прервана.Содержит презентацию и сценарий мероприятия...

сценарий внеклассного мероприятия для детей и родителей "Поле знаний в школьной стране"

Сценарий игры для родителей и детей может использоваться на родительском собрании или на празднике семьи. В игре использованы вопросы по программе 7-8 класса....

Сценарий внеклассного мероприятия для детей с ОВЗ

В сценарии представлены программа мероприятия, упражнения с фитболом,веселые эстафеты...

сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны"

разработка внеклассного мероприятия для учеников 6 класса, посвященного 70-летию Победы....

Сценарий внеклассного театрализованного мероприятия с участием детей и родителей "Посвящение в первоклассники или сказка о волшебной рукавичке"

Мероприятие проводится по окончанию 2 четверти на кануне новогодних праздников. Учащиеся первых классов ДШИ показывают свои достижения в обучении по истечению четырех месяцев. Так же мероприятие включ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны"

Сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны"...