Главные вкладки

    " Классный час "Вежливость на каждый день"
    классный час

    Годовых Инна Геннадьевна

    Классный час с целью формирования у учащихся навыков нравственного поведения в повседневной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Этикет21.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час

    «Вежливость на каждый день» 

    Цель:

    -помочь учащимся усвоить один из нравственных принципов - вежливость, которым должны руководствоваться все люди;

    - формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;

     - учить высказывать свою точку зрения в вежливой форме.

    развитие  речи учащихся.

    - воспитывать привычку соблюдать нормы нравственности при общении с окружающими.

    Оборудование:  бумага для теста, ручки, лепестки из бумаги

    Музыкальное сопровождение: Песня о доброте.

    Ход классного часа

    -Ребята, Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями?

    - Скажите, как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

    - Конечно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

    Чтец Инна: Вежливость в школе начинается,
    Чтобы не кончаться никогда.
    Она с годами закрепляется
    И остаётся с человеком навсегда.

    - Итак, тема сегодняшнего классного часа «Вежливость на каждый день!».

     Наша задача: выяснить, что такое вежливость, какого человека можно назвать вежливым, и каких правил надо придерживаться, чтобы быть вежливым.

    - Что же такое «Вежливость» и когда появилось это понятие?

    До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия.

     Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

    Толковый словарь даёт такое определение вежливости:

    Чтец Айсели: Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

    -Какого человека называют вежливым? Какие слова обязательно должны быть в речи вежливого человека? Давайте составим с вами собственное дерево вежливости в процессе игры «Закончи фразу» (Айсили Б.)

    Слова коротенькие эти
    Повсюду слышатся с утра.
    Они живут на белом свете,
    Запомнить их давно пора.

    - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)

    - Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

    - Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

    - Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

    - И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)

    - Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)

    - Какие ещё вежливые слова вы знаете?

    - Как надо произносить вежливые слова? (с уважением к человеку)

    1-е правило: При общении всегда необходимо говорить друг другу вежливые слова. Слова приветствия, слова благодарности и т.д.

    Чтец Лия: Слова: «До свидания!», «Спасибо», «Простите»,                              

    «Пожалуйста», «Здравствуйте» -  Щедро дарите!                                               

    Дарите прохожим,   Друзьям и знакомым.                                   

    В троллейбусе, В парке,  В школе и дома.  

    Слова эти очень И очень важны.

    Они человеку Как воздух  Нужны.

    Без них невозможно На свете прожить

    Слова эти надо  С улыбкой дариnm/                                       

    Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. При любом общении нужны правила поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в русских пословицах, например:

    “В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”,

    “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”,

    “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”,

    “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”,

    “В гости ходить – надо и к себе водить”,

    “Умей в гости звать, умей и встречать”,

     “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте.

    “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

    -Назовите, какие вы знаете русские пословицы, в которых отражены правила этикета. (Ответы учащихся).

    Очень хочется посмотреть, как вы знаете правила этикета?

        Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?  (младший)

        Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? (да)

         Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)

         С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да)

          Кто подает первым руку – старший  младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?  (ответ –первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

           Слово воспитателя: Вот видите, мнения ваши  не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь.

            Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти  страшно, то юноша или девушка  должен идти первым?

           Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

           Подобных  доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:

    ·       Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….

    ·       Навещая заболевшего друга,  не задерживайтесь долго, потому что…..

    ·       Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….

    2-е правило: Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно. Не доставляй своим поведением неудобство другим людям.

    Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.
    Ежели вы вежливы 
    И к совести не глухи 
    Вы место без протеста 
    Уступите старухе. 
    И ежели вы вежливы, 
    То, сидя на уроке, 
    Не будете с товарищем 
    Трещать, как две сороки 
    И ежели вы вежливы 
    То в разговоре с тетей 
    И с дедушкой, и с бабушкой 
    Вы их не перебьёте. 
    И ежели вы вежливы 
    Тому, кто послабее,
    Вы будете защитником
    Пред сильным не робея

    Ежели вы вежливы. 
    В душе, а не для виду
    В троллейбус вы поможете
    Взобраться инвалиду. 
    И ежели вы вежливы
    Поможете вы маме
    И помощь ей предложите
    Без просьбы – то есть сами
    И ежели вы вежливы
    То всех благодарите
    И мячика у маленьких 
    Без спросу не берите!

    3-е правило: Старайся избегать конфликтов и ссор. Не спорь по пустякам, научись уступать другим.

    - Вежливость – это качество, которое не разделимо с добротой. А как вы понимаете, что такое доброта? (Высказывания детей, обобщение учителя)

    Воспитатель: А вот какое определение я прочитала в толковом словаре.

    Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.

    Чтец Алефтина: Добрым быть совсем, совсем непросто,
    Не зависит доброта от роста,
    Не зависит доброта от цвета,
    Доброта – не пряник, не конфета.

    Только надо, надо добрым быть.
    И в беде друг друга не забыть.
    И завертится Земля быстрей,
    Если будем мы с тобой добрей.

      Слово воспитателя: А какие поступки вы считаете добрыми?

    (Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Добрый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.

    А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Подумайте над этим вопросом.

    В нашем «Своде правил воспитанного человека» появляется 4-е правило: Дари добро людям!

    Перед каждым из вас волшебный лепесток. Сегодня в течение дня вы постараетесь сделать доброе дело кому-нибудь в школе, от которого вам и окружающим вас людям станет радостно.и  напишите о нём на этом волшебном лепестке. Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, как  английская пословица гласит: “Кто добр поистине, добро творит в молчании. В конце дня вы свой лепесток сбросите в почтовый ящик. Потом мы с вами подведём итоги добрых дел.

    Воспитатель: Всего вам доброго! И пусть  составляющими частями в вашей жизни станут внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, воспитанность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!

    Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...

    Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

    Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

    Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

    Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

    Классный час "Вежливость на каждый день"

    Классный час для 6-7 классов...

    Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

    Цель занятия: 1. Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями; 2. Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностя...