Классный час «Вежливость на каждый день»
классный час (5 класс)
Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;
научить правильно, употреблять слова вежливости;
научить различать вежливое поведение и вежливую речь;
научить вежливо, приветствовать, прощаться, выражать просьбу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_5_kl_vezhlivost.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Вежливость на каждый день»
Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.
Задачи: воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;
научить правильно, употреблять слова вежливости;
научить различать вежливое поведение и вежливую речь;
научить вежливо, приветствовать, прощаться, выражать просьбу.
Ход классного часа.
- Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
- Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?
Но кем бы вы, ни работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.
Правила вежливости зародились еще в древности. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское слово «вежа» – «знаток». Старинное «вежа» еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вестью» и ведет себя в соответствии с ним.
Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души.
- Какие же вежливые слова рождает тепло души?
(Учитель подводит итоги предварительного анкетирования учащихся класса Анкета «Вежливость»)
Перечислите вежливые слова, которые вы знаете:
Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:
Здравствуйте!
Будьте добры.
Спасибо.
Будьте любезны.
Извините.
Доброе утро!
Благодарю.
Спокойной ночи!
Пожалуйста.
Добрый день!
До свидания!
Добрый вечер!
Скажите, который час?
Извините за беспокойство.
- Ребята, как вы думаете, откуда взялись правила поведения? Может быть, их кто-то выдумал?
Ребята, никто этих правил не выдумал. Они создавались постепенно. Конечно, они возникли отнюдь не случайно. Многие правила поведения появились очень давно. Сколько раз вы, наверное, слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошел». Откуда же это требование взялось? Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты исподтишка удара не несешь». Суровые времена средневековья прошли, а обычай – входя в помещение, снимать шапку – остался. Этим показывают хозяину, что уважают дом, в который вошли, уважают людей, живущих в нем.
Постепенно возникли правила поведения. Пришло в наш язык слово «этикет». Стародавнее слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – все было определено и строго расписано. А откуда же появились вежливые слова?
Ученик 1:
ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Здравствуйте — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать:
Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!
Ученик 2:
СПАСИБО.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог! «Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «СПАСИБО!».
Ученик 3:
ПОЖАЛУЙСТА.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».
Ученик 4:
ИЗВИНИТЕ.
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».
Учитель подводит итоги предварительного анкетирования учащихся класса Анкета «Как часто вы произносите вежливые слова».
Слово | Иногда | Редко | Часто |
Спасибо | 13% | 26% | 61% |
Здравствуйте | 13% | 0% | 87% |
Пожалуйста | 25% | 50% | 25% |
Извините | 26% | 44% | 30% |
Игра «Пожалуйста» (физкультминутка)
- Если я говорю слово «пожалуйста», то вы выполняете мою команду, если это слово не прозвучало, то выполнять не надо.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
- А теперь давайте поиграем еще в одну в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь ...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Давайте, рассмотрим с вами несколько ситуаций.
Ситуация 1:
Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.
(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).
- Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!!!
(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять ручку и сказать: «Возьмите, пожалуйста!»).
- А если у тебя самого что-то упало с парты во время урока, как ты поступишь?
Ситуация 2:
Бывает так, что учителя ВАС ругают, пытаются показать, что ВЫ неправы в той или иной ситуации.
Учитель говорит Коле:
- Коля! Ты мне сказал неправду. Это нехорошо с твоей стороны и по отношению ко мне и к Богу.
А Коля отвечает:
- Анастасия Витальевна, спасибо Вам за то, что Вы помогли мне разобраться в моем нехорошем поступке. Простите, пожалуйста, меня.
Ситуация 3:
Учитель говорит Вике:
- Вика! Ты опять мне не сдала тетрадь с домашней работой.
А Вика отвечает:
- Спасибо, что напомнили мне. Простите, пожалуйста, меня. Я постараюсь вовремя сдавать тетради.
Ситуация 4:
Лена пришла в школу в блузке, на рукаве которой было грязное пятно. Ее одноклассница это заметила и говорит: «Лена, а у тебя блузка грязная!»
Лена отвечает:
«Спасибо, что сказала мне об этом».
Ситуация 5:
Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:
Ситуация 6:
Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?
Раздаются каточки, работа в группах.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? Что нужно было сказать?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?
Итог
Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила:
- В вежливости проявляется отношение к другим людям.
- Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
- Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.
- Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
- Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
- В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
- Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.
Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. Самым «грубым и невежливым» городом был признан индийский Бомбей.
- Давайте, постараемся, чтобы и наш класс в школе был самый вежливый.
- Ребята, вам понравился наш классный час?
Если вам было интересно, радостно и понравилась наш классный час, то поднимите зеленый смайлик, если же «нет» и вам было скучно и грустно, поднимите красный смайлик.
Сегодня мы с вами еще раз вспомнили, что такое вежливость и вежливые слова. Давайте постараемся быть вежливыми каждый день и везде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вежливость каждый день
сценарий развлекательного экскурса в историю этикета для 8-10 классов...
Вежливость на каждый день. Игровая программа
Игровая программа для младших и средних школьников. Способствует формированию доброжелательного отношения к людям, углубляет знания в этике и поведении в обществе в различных жизненных ситуациях....
Классный час "Вежливость на каждый день"
Классный час для 6-7 классов...
"Вежливость на каждый день"
Конспект классного часа в 6 классе...
Вежливость на каждый день, беседа
Беседа, обучающая учеников вежливо общаться со своим окружением....
" Классный час "Вежливость на каждый день"
Классный час с целью формирования у учащихся навыков нравственного поведения в повседневной жизни....
Воспитательский час "Доброта и вежливость на каждый день"
Воспитание потребности и стремление совершать добрые поступки, через формирование этических норм поведения...