Воспитательский час "Доброта и вежливость на каждый день"
план-конспект занятия (6 класс)

Чебан Наталья Геннадьевна

Воспитание потребности и стремление совершать добрые поступки, через формирование этических норм поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_i_vezhlivost_na_kazhdyy_den.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Малый Толкай»

                                           

                             Конспект воспитательского занятия

«Доброта и вежливость на каждый день»

                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                          Воспитатель высшей

                                                                                                                            квалификационной категории

                                                                                                                         Чебан Наталья Геннадьевна

2018-2019 уч. год

Паспорт занятия.

Класс

6

Кто проводит

Воспитатель высшей квалификационной категории Чебан Н.Г.

Тема занятия

«Доброта и вежливость на каждый день»

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

 воспитание потребности и стремления совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.

Задачи занятия

 Образовательные задачи: 

1. Обобщать и расширять знания детей о значении вежливых слов; 

2. Формировать у детей представление и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

Развивающие задачи:

1. Развивать аналитическое и логическое мышление, целостность восприятия, монологическую и диалогическую речь, образную и произвольную память, сообразительность, самостоятельность суждений;

  • 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • 3. Развивать способности к самооценке.

Воспитательные задачи:

1. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям;

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;

3. воспитывать важнейшие нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, вежливость, милосердие, уважительное отношение к окружающим.

 

  • Коррекционные задачи:
  1. 1. Способствовать коррекции психических функций детей;
  2. 2. Формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормами поведения.

Планируемые результаты

Формируемые УУД:

Личностные: обучающиеся осознают себя членами классного коллектива, общества, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; оценивают с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в отношении с другими людьми; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Регулятивные: принимать и сохранять информационные знания; планировать своё действие в соответствии с ними; осуществлять внутренний контроль по результату;

Познавательные: используют жизненные ситуации, материал собственных наблюдений для решения учебной задачи, делают выводы из прослушанного материала.

Коммуникативные:  формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности cуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение cвоего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Формы  работы

 Фронтальная, индивидуальная,  групповая.

Технологии и методы организации занятия

Элементы проблемного диалога, приём развития критического мышления,  педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная технология,  игровая технология, личностное  ориентирование, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающая.

Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Создание спец. образовательных условий

Обучающиеся в зоне доступности, индивидуальная помощь в случае затруднения.

Ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, аудиосистема (колонки).

Мизансцена

Дети сидят за партами.

Технологическая карта занятия.

Деятельность

воспитателя

Содержание

Деятельность

учеников

УУД

Настраивает детей на работу

Помогает детям предположить о чем пойдет речь на занятии

Читает стихотворение

Задает вопросы по стихотворению

                                         I. Орг. момент

(слайд 1)

- Добрый день  дорогие ребята, уважаемые гости… Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сейчас я чувствую радость от того, что мы собрались и что мы все вместе. И я говорю вам:

  • Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу!
  • Здравствуйте, кто любит учиться!
  • Здравствуйте, все те, кто любит веселиться и танцевать!
  • Здравствуйте все те, кто пришел к нам в гости!
  • Здравствуйте все те, кто настроен участвовать в нашем кругу друзей и одноклассников!

- Изменилось ли ваше настроение? Давайте поздороваемся с гостями необычно. Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики», мальчики похлопают в ладоши. А когда скажу: « Здравствуйте, девочки», девочки улыбнутся и помашут гостям рукой.

- Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

                                         II. Постановка учебной задачи

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на классном часе.

«Жил на свете мальчик Петя» Надежда Дряева

Жил на свете мальчик Петя.

Непослушный очень был.

Сторонились Петю дети

Потому, что он их бил.

В школе плохо он учился,

Только двойки получал.

Не желал или ленился,

Только он об этом знал.

Дёргал девочкам косички,

Мебель школьную ломал.

Вредные имел привычки,

На уроках всем мешал.

Он не мог стихотворенье

Выразительно читать

И простое предложенье

Без ошибок написать.

Говорил частенько детям

Нехорошие слова

И не мог порой ответить,

Сколько будет два плюс два.

Невоспитанным был Петя,

Даже взрослым он грубил

И поэтому все дети

Не дружили в школе с ним

В парке птичьи гнёзда рушил,

Свой портфель на пол бросал.

Оставлял повсюду мусор

И со спичками играл.

Все старушки его дома,

Говорили часто вслед:

«Вот так Петя, просто горе,

От него спасенья нет»…

Надоело Пете очень

Быть таким, какой он есть

И решил он стать хорошим,

Все ошибочки учесть 

- О ком стихотворение?

- Что можете сказать о Пете?

- Можно назвать Петю воспитанным мальчиком?

- А какого человека называют воспитанным?

- Более точно ответить на этот вопрос вы сможете в конце занятия, если будете очень внимательными. Какова же цель нашего занятия? 

(Узнать какого человека называют воспитанным)

Передают свое настроение

Слушают стихотворение, пытаются предположить о чем пойдет речь на занятии

Отвечают на вопросы воспитателя

Ставят цель на занятие

Личностные

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Познавательные УУД –

строить речевые высказывания в устной форме

Задает вопросы

Предлагает учащимся разгадать загадки о вежливых словах

Физминутка в виде игры.

Предлагает послушать песню и подумать о каком человеческом качестве идет речь

Задает детям вопросы

Играет с детьми

Анализ и обсуждение ситуаций

Чтение стихотворения: «Еже ли вы вежливы»

С. Маршак

Предлагает собрать пословицы

                                       III. Основная часть

- Ребята, для того чтобы узнать какого человека называют воспитанным, нам необходимо отправиться в путешествие.

1. Итак, мы отправляемся в путешествие. Первая станция Волшебные слова      (слайд 2)

-Какие вежливые слова вы знаете?

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете! Усложним задание, назовите вежливые слова по группам: приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность

- Проверим, все ли волшебные слова вы запомнили

Соедините линией:     (слайд 3)

                         

-Доскажите доброе слово хором в загадках о вежливости:    (слайд 4)

Говорить друзьям не лень,                                                                                                                  Улыбаясь: «добрый …. день»!

Друг другу на прощание                                                                                                                             Мы скажем …  «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить,                                                                                                                      Лучше скорее его ….извинить.

До чего ж оно красиво,                                                                                                                                                              Слово доброе …«спасибо».

Как похоже слово «царствуй»                                                                                                                               На приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите:                                                                                                  «Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

В чужой разговор никогда не встревай,                                                                                                     И взрослых ты лучше не … перебивай!

Если больше есть не в силах                                                                                                              Скажем  маме  мы …..(спасибо).

Нужно знать как дважды два                                                                                                                       Все …(волшебные слова)

Что за слова вы добавляли?  (Вежливые слова).

Игра «Будь внимателен»

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите  руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны,  руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

В лево.

В право.

Будьте любезны, садитесь на свои  места.

- Воспитанный человек  должен как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами»!

2.  Ребята, послушайте песню «Что такое доброта?» аудиозапись.

Как вы думаете, о каком качестве воспитанного человека мы сейчас будем говорить?  

Отправляемся на станцию Добрых дел.         (слайд 5) 

- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.

  1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
  2. Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
  3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
  4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
  5. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).

Добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Он любит птиц, зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

3. Отправляемся на станцию Вежливости.  (слайд 6) 

- Ребята, что значит быть вежливым?

«Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой». Послушайте несколько правил поведения вежливого человека

- Какие правила запомнили? Поиграем в игру.

Игра “Вежливо  - невежливо”.

- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда   я читаю  о невежливом поступке   – вы  топаете ногами 2 раза. Начнем.

- Поздороваться при встрече……….

- Толкнуть и не извиниться…………

- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….

- Уступить место старшим………

- Не вставать на обращение учителя…………

- Помочь подняться по лестнице…………..

- Попрощаться уходя…………

Итак, воспитанный человек – вежливый человек.

4. Отправляемся на станцию Культурных людей. (слайд 7)

- Посмотрите внимательно на слайд и определите, где люди поступают культурно, а где нет.

Итак, воспитанный человек – культурный человек.

 

1. Навстречу мужчине идет женщина. Кто должен первым поздороваться? (Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой)

2. В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться? (Из двух детей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).

3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил? (Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день».

4. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).

5.Люди приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

 И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

.И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте....

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И  ежели вы вежливы, то всех  благодарите,

И мячика у маленьких без спросу не берите!

Извини, пожалуйста,

Прости и разреши.

Это не слова,

А ключик от души.

Кроме нашей спутницы,

Таблицы умножения

Есть ещё

Таблица уважения.

Помните, как азбуку,

Как дважды два.

Спасибо и пожалуйста –

Волшебные слова

5. И последняя станция остров Пословиц          (слайд 8)

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.

- Соберите пословицы.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Живи добрее, будешь всем милее.

Жизнь дана на добрые дела.

Вежливости открываются все двери.

На добрый привет – добрый ответ.

Как вы понимаете смысл  пословиц:

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Жизнь дана на добрые дела.

- Чему учат нас эти пословицы?

Отправляются в путешествие

Называют вежливые слова

Выполняют задания

Выполняют движения в зависимости от названного слова

Слушают песню, называют качество воспитанного человека

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Играют в игру

Работают с иллюстрациями

Анализируют поступки

Учащиеся читают стихи.

Собирают пословицы.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Познавательные УУД 1. Делать выводы на основе анализа объектов.

2. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности.

2. Оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять задачу занятия.

4. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей,  регулирование  поведения  в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Коммуникативные УУД

Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.

Образовательные УУД:

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Личностные:

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение,  понимание необходимости внимания к собственному поведению.

Познавательные УУД – умение употреблять пословицы и поговорки в нужном контексте в обычной речи;

Коммуникативные – умение находить общее решение, взаимодействовать с членами группы, умение договариваться;

Личностные УУД – формировать умения находить общее решение, умение самостоятельно делать выводы.

Предлагает детям прослушать стихотворение и ответить на вопрос

Рефлексия и
самооценка.

Создает ситуацию,
связанную с приятными
эмоциями, чувством
удовлетворения от работы.

                                     IV. Заключительная часть

Самостоятельная работа.

- Ребята, мы побывали на разных станциях. Вот такая карта нашего путешествия у нас получилась     (слайд 9)

 Посмотрите внимательно на название станций, вспомните все, о чём мы с вами говорили и напишите на листочках, какого человека можно назвать воспитанным. Отложите листочки в стороны.

- А теперь вспомните, о каком мальчике мы с вами говорили в начале занятия? Послушайте, как он изменился и сделайте вывод, можно ли теперь назвать его воспитанным?

Дни прошли, за ними ночи,

Стал он школу посещать.

Изменился парень очень,

Так что даже не узнать.

Стал учиться он отлично,

На вопросы отвечать

И вести себя прилично,

Маме дома помогать.

Собеседников он слушал,

Не хотел теперь шалить

Скромной девочке Катюше,

Помогал портфель носить.

Не бросал он больше книжки,

Удивлял умом своим.

Все девчонки и мальчишки

Подружились тут же с ним.

Петя был безмерно счастлив,

Он всегда мечтал дружить.

Так он понял: «Вот что значит,

Мальчиком примерным быть»

Шёл Петруша утром рано

Как то в школу сквозь пургу,

И услышал вдруг случайно,

Плачет девочка в снегу.

Отряхнул слегка рукою

С белой шапочки снежок

И сказал: «Пойдём со мною,

Хочешь сладкий пирожок?

Утро доброе»- старушкам

У подъезда говорил.

Даже хлеб, кефир, ватрушки

Им частенько приносил.

Петю сразу полюбили

В школе и на улице.

То и дело говорили:

«Мальчик, просто умница»!

 

V. Рефлексия                    (слайд 10)

Заканчивая наше необычное
занятие, я прошу вас ответить на
вопрос: «Почему это занятие  
называется  «Доброта  и вежливость на каждый день?»

Что больше всего запомнилось из занятия?

О чем это занятие заставило вас задуматься?

- Молодцы, ребята очень плодотворно поработали! (слайд 11)

Работают самостоятельно

Слушают стихотворение и высказывают свое мнение

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения своей работы

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Действия при общении и сотрудничестве с другими людьми:

  • учитывать позицию других людей;
  • вступать в диалог;
  • сотрудничать в коллективе (определять свою роль, роль другого, принимать эти роли);
  • корректировать действия свои и партнера;
  • ясно выражать свои мысли.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Определение внутренней
позиции школьника
Личностные УУД

формулируют собственное мнение.

Регулятивные 

оценивают результат своих действий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость каждый день

сценарий  развлекательного  экскурса  в  историю  этикета  для  8-10 классов...

Вежливость на каждый день. Игровая программа

Игровая программа для младших и средних школьников. Способствует формированию доброжелательного отношения к людям, углубляет знания в этике и поведении в обществе в различных жизненных ситуациях....

Классный час "Вежливость на каждый день"

Классный час для 6-7 классов...

"Вежливость на каждый день"

Конспект классного часа в 6 классе...

Вежливость на каждый день, беседа

Беседа, обучающая учеников вежливо общаться со своим окружением....

" Классный час "Вежливость на каждый день"

Классный час с целью формирования у учащихся навыков нравственного поведения в повседневной жизни....

Классный час «Вежливость на каждый день»

Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;научить правильно, употреблять слова вежливости;научить различать вежливое поведение и вежливую речь;научить вежливо, приветствовать, прощаться, выраж...