Научно-методические основы духовно-нравственного воспитания в системе СПО
статья (10, 11 класс)

Котуранова Н.Н.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современного педагога. В статье дается авторская смысловая интерпретация данного термина, основанная на анализе толковых словарей, а также предлагаются пути духовно-нравственного воспитания обучающихся, основанные на анализе данных исследовательской работы, выполненной с участием автора статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koturanova_nauchno-metodicheskie_osnovy_dnv.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Калужской области

«Перемышльский техникум эксплуатации транспорта»

Научно-методические основы
духовно-нравственного воспитания

в системе СПО

  Котуранова

Наталья Николаевна

  преподаватель,

высшая квалификационная категория
 

                     

         

 2019 г.

Содержание:

Вступление        3

Пути духовно-нравственного воспитания обучающихся        6

Послесловие        14

Список литературы        16

ВСТУПЛЕНИЕ

Поскольку словосочетание «духовно-нравственное воспитание» (ДНВ) с момента новой редакции Закона об Образовании стало устойчивым и было закреплено в основных понятиях ФЗ №273 (ст.2), возникла необходимость смысловой интерпретации понятия «духовно-нравственный», поскольку каждый понимает это конкретное «содержание образования» по-разному.  Очевидно, что составляющими этого словосочетания являются отдельные понятия: «духовный» и «нравственный», и именно с расшифровки значения каждого из них преподаватель (классный руководитель, куратор, воспитатель) должен начать планирование своих действий по духовно-нравственному воспитанию в группах (на курсе, в ОУ). И, если смысловое понятие «нравственность» в большинстве случаев приведено к значению «совокупность норм поведения человека в обществе и внутренние качества человека, определяющие соответствие его поведения этим нормам» [1], то смысловая интерпретация понятия «духовность» сильно разнится как в словарях, так и в сознании педагогов. Если обобщить и систематизировать многочисленные источники, то на сегодняшний день выделяется два основных направления интерпретации понятия «духовность». Первое из них - вне теологической трактовки - понимается как  высоконравственное начало в психической жизни, как стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний  [2], а проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. Второе же исходит из теологической трактовки понятия: так, в толковом словаре русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой: «Духовный - связанный с религией, церковью (противоп.: светский)» [3] - как производное от «Дух», и эта трактовка также взаимосвязана с совестью, поскольку  «…то, в чём проявляет себя дух в человеке, это - совесть» [4]. Таким образом, кажущаяся разница понятий  оказывается  вполне преодолимой, если ключевым понятием духовности выступит совесть. Более того – она же (совесть) в сознании большинства людей выступает и мерилом нравственности: «Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский). Отсюда наиболее удачной формулировкой духовно-нравственного воспитания следует признать следующее:

  • Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися системы духовно-нравственных базовых общечеловеческих ценностей, согласуемых с совестью как индивидуальной составляющей личности.

Какие же ценности должна принять формируемая нами личность? Кратко и лаконично эти ценности сформулированы в универсальном нравственном законе, именуемом «Золотое правило нравственности»:  «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Золотое правило нравственности как правило взаимности представляет собой мысленный эксперимент, призванный выявить взаимоприемлемость любых норм,  и это правило эффективно блокирует опасность, состоящую в том, что всеобщность нормы может быть прикрытием эгоистического интереса (как самой личности, так и других людей) и что её одни индивиды могут навязать другим. Недаром  «золотое правило» существует независимо друг от друга в различных культурах в аналогичных формулировках:  

Христианство: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»  (Евангелие от Луки, 6:31).

Ислам: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» (Коран).

Индуизм: «Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому» (Махабхарата).

Буддизм: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» (Дхаммапада, гл. XII).

Конфуцианство: ««Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Конфуций. Беседы и суждения).

Кроме того, базовым основанием нравственности всегда считался Декалог (Десять Заповедей).  Он недаром именуется нравственной конституцией человечества, поскольку никто ещё не придумал более точного и полного содержания нравственных правил. Причём в норме Декалог должен быть именно Декалогом и содержать все десять Заповедей: первые четыре, говорящие об обязанностях человека по отношению к Богу, в светской интерпретации понимаются как наличие надличностной точки отсчёта и помогают ощутить своё место в мироздании.

ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обозначив базовое содержание духовно-нравственного образования, далее педагогу предстоит выбрать его конкретные методы. При этом он обязан учитывать как особенности возраста обучающихся в системе СПО (15-18 лет), так и уровень их социализации.  Возможные варианты и эффективность ДНВ именно для этого возраста изучались мною в процессе более чем десятилетнего исследования, и в данной работе излагается краткий анализ полученных результатов.

 1. В более выгодных условиях находятся педагоги, базирующиеся на  религиозной интерпретации духовно-нравственного воспитания. Исследования по проекту РГНФ №10-06-59634 а/Ц «Реализация информационной толерантности как составляющая процесса  адаптации учащихся к образовательной среде» [5] показывают, что религиозность априори способствует принятию нравственных ценностей, и это вполне объяснимо: для верующего человека религия дает критерии добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир. Почти все исследуемые нами параметры нравственных характеристик личности по тесту «Личностный рост» (Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В., 2003 г.), имели статистически значимые различия у верующих и неверующих (Таблица 1). Отношение к семье, отношение к своему Отечеству, к труду, к культуре, к знаниям, ценность человека и человеческой жизни («Человек как таковой»), готовность прийти на помощь («Человек как Другой»), стремление к здоровому образу жизни («Телесное «Я»), самостоятельность и ответственность в принятии решений («Духовное «Я») у верующих оказывались более позитивно выраженными, чем у неверующих.  И только четыре характеристики – толерантность («человек как Иной»), экологическое сознание («Отношение к земле»), принятие себя («душевное «Я») и мир как ненасилие («Отношение к миру») – оказались практически не взаимосвязаны с религиозностью. При этом следует отметить: несмотря на то, что при статистической обработке мы не различали конфессиональный состав верующих, наши выводы преимущественно относятся к христианству, так как 90% опрошенных нами  верующих респондентов отнесли себя к  христианскому вероисповеданию. В целом же целесообразность включения в воспитательный процесс религиозной составляющей не вызывает сомнений.

Таблица 1. Влияние религиозности на личностные качества учащихся.

Личностные характеристики

Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями

Среднее

Дисперсия

t-стат.

t-крит.

Уровень значимости

Верующие

Неверующие

Верующие

Неверующие

Отношение к семье

14,454106

10,60274

51,627738

76,46499

3,381

1,968

0,0010

Отношение к Отечеству

10,20773

6,589041

60,4081

68,10654

3,269

1,968

0,0014

Отношение к земле (природе)

4,917874

3,452055

51,30876

71,64003

1,322

1,968

не значимо

Отношение к миру

6,903382

5,232877

48,98091

53,2089

1,700

1,968

не значимо

Отношение к труду

13,42512

9,589041

52,07082

81,18988

3,284

1,968

0,0014

Отношение к культуре

8,531401

4,383562

64,82304

72,87861

3,621

1,968

0,0004

Отношение к знаниям

8,289855

3,424658

60,99325

71,74772

4,304

1,968

3,4*10 -5

Отношение к человеку как таковому

5,217391

2,726027

48,8894

51,95167

2,558

1,968

0,0117

Отношение к человеку как Другому

8,082126

5,69863

44,79419

59,49125

2,346

1,968

0,0206

Отношение к человеку как Иному

3,169082

2,027397

74,70428

45,72146

1,149

1,968

не значимо

Отношение к своему телесному Я

9,63285

6,424658

56,35969

68,33105

2,918

1,968

0,0042

Отношение к своему душевному Я

0,951691

1,986301

77,01707

51,15259

-0,998

1,968

не значимо

Отношение к своему духовному Я

8,52657

5,671233

40,60973

35,05708

3,471

1,968

0,00069

2. С более серьёзными трудностями может столкнуться преподаватель, базирующийся на светской интерпретации этических понятий. Базовые основы для формирования мировоззрения нерелигиозных студентов очень разнятся. Не имея единого критерия, диапазон приемлемости и принятия нравственных понятий у этих обучающихся весьма широк. При этом влияние среды становится весомым фактором, и фактором часто негативным. Значимую часть в формировании мировоззрения большинства учащихся (как студентов, так и школьников) - по данным анкетирования - занимает телевидение. Наши исследования показывают, что телевидение по силе влияния до 2009 года было бесспорным лидером. Вот что говорят наши опросы: все 100% респондентов смотрят телевидение, и по своему влиянию оно оказывалось весьма длительным  по времени (77% опрошенных проводят перед телеэкраном от 1 до 5 часов в день, а 22% - более 5 часов в день). При этом 67% опрошенных предпочитают телевидение другим видам СМИ, 71%  респондентов называют его  одним из основных источников информации, полностью доверяют информации телеэкрана – 36%, а 15% опрошенных считают, что телевидение их вообще никогда не обманывает. Из всего телеменю  учащиеся предпочитают: боевики – 53% в среднем  (среди юношей эта цифра ещё выше: - 81%), музыкальные передачи – 56%, сериалы – 52%, (среди девушек – 73%), ток-шоу – 52%. Анализируя каждое из телепредпочтений, мы выявляли новые и новые настораживающие факторы, влияющие на формирование мировоззрения учащихся. Так, статистически была подтверждена взаимосвязь просмотра боевиков  учащимися обоего пола с уровнем агрессивности. Учитывая то, что 20% юношей в качестве примера для подражания называют героев боевиков, восхищаясь их манерой крушить всё на своём пути,  возможна агрессивная самоидентификация определённой части молодёжи, призванной получить в руки оружие во время службы в Вооружённых Силах. Суммируясь с недостаточно развитым уровнем патриотизма, (выявляемым  в ходе опроса), это может приводить к трагическим последствиям.  Как выяснилось, телевидение способствует даже научению девиантному (противоправному) поведению. Мы провели опрос воспитанников колонии для несовершеннолетних, и выяснились довольно тревожные факты: 40%  опрошенных там респондентов отмечают, что, посмотрев передачу на криминальную тему, можно научиться способам избежать наказания, а посмотрев  боевик или детектив, также 40% узнают из них новые технологии совершения преступления.  При этом  67% опрошенных  с горечью признают, что уголовная среда оказалась совсем не такой романтичной, какой её рисовал телеэкран. Подобная подмена понятий, а порой и прямая ложь приводят к тому, что от телевоздействия страдают такие  морально-нравственные качества  как доброжелательность, целомудрие,  эмпатия, сочувствие, отзывчивость.  Так,  8% опрошенных испытывают зависть к участнику ток-шоу, выигравшему крупный приз;  10% учащихся абсолютно безразличны  к беде пострадавшего из программы «Криминал», а 4% даже испытывают злорадство по отношению к нему. Беспокойство вызывает и то, что 42% учащихся желают быть такими же сексуально раскрепощёнными, как герои эротических фильмов, более того -  50% из них считают, что это позволительно вне брака. Данный факт серьёзнее, чем он кажется на первый взгляд. Уже сегодня в подростково-юношеской  среде отсутствие сексуального опыта становится неприличным: нами отмечался процесс травли девочки-подростка одноклассницами за отсутствие у неё сексуального опыта. Между тем в научной литературе есть данные, которые убедительно доказывают, что существуют прямые связи между ранним началом половой жизни и прекращением социализации подростка, а также  связь между воздействием секс-пропаганды и вхождением её потребителей в девиантную группу. Тем временем, многие популярные ток-шоу посвящаются обсуждению тем аморального характера, в ходе программ их участники проявляют агрессию к окружающим,  прямо или косвенно способствуют формированию моды на сексуальные девиации. Так называемые «мыльные оперы» несут экспансию потребительского отношения к жизни, особенно у девушек  (при анкетировании мы неоднократно встречали фразы «хочу жить, как в сериалах: богато и не работать»). Обилие рекламных роликов гедонистской направленности, телесюжеты, призывающие думать только о себе, часто строятся на манипулятивных приемах, поэтому помимо воли внедряются в сознание, а принцип незамедлительного удовлетворения желания в рекламных сюжетах, где герои не могут удержаться от соблазна взять что-то, им не принадлежащее, демонстрируют моральную допустимость воровства. Это подтверждается и данными анкетирования: 33% опрошенных поощряют действия лиц из различных рекламных роликов, спокойно присваивающих чужое, а 57% согласны с фразой «не украдёшь – не проживёшь» (23% поясняют при этом, что «честным путём на достойную жизнь заработать невозможно»).

Сегодня телевидение несколько «потеснил» компьютер: в качестве источника информации с 2010 года его стали указывать так же часто, как и телевидение - но это, как правило, не обучающие диски, это Интернет, который недаром называют «информационным хаосом». Впрочем, и с телевидением  ситуация не стала лучше.  С учётом телепредпочтений детей, негативное влияние телевидения продолжает оставаться достаточно серьёзной проблемой для формирования личности ребенка. Несмотря на то, что общероссийские телеканалы стали значительно корректнее, с появлением спутниковых антенн и кабельного телевидения при обилии доступных телеканалов даже процесс зеппинга (бесцельное переключение телевизора с канала на канал) превращается в поток негатива, а целенаправленный поиск приводит всё к тем же телепредпочтениям. А видеоинформация, как указывали опрошенные нами учащиеся, наиболее комфортна и легка в восприятии (в отличие от текста, который  больше половины ответивших сочли для восприятия весьма трудным). И вот когда такая легко входящая в сознание видеоинформация противостоит учительским сентенциям, в противовес ей необходимы серьёзные аргументы.

Безусловно, большое влияние на формирование ценностных ориентиров учащихся оказывает и группа общения. Для половины опрошенных друзья – один из основных источников информации (49%), а взаимоотношения с одноклассниками (одногруппниками) и потребность в общении  указываются в качестве важнейших факторов образовательной среды (60%). Для сравнения: в этих же характеристиках родные занимают соответственно 34% и 27%, а для 8%  опрошенных отношение к семье в целом колеблется от ситуативно-негативного до устойчиво-негативного. Конечно, это может быть объяснимо и тем, что свойственное юношескому возрасту протестное мировосприятие порождает стремление отвергать советы  «предков» (чему активно способствуют и молодёжные журналы), но это говорит и о том, что преподаватель ДНВ не может возлагать слишком большие надежды на семью в воспитательном процессе.

Что же может сделать преподаватель в таких сложных для духовно-нравственного образовательного процесса условиях? Очевидно, мотивация к нравственному поведению должна строиться на каких-то новых базовых основах, чем раньше. Очевидно, что на любую нашу сентенцию о добром отношении к ближнему своему, сегодняшнее прагматичное дитя уверенно скажет: «А зачем? Мне это невыгодно!», а на каждое наше «надо» мы неизбежно услышим «а почему?». По тестированию 15% опрошенных нами демонстрируют эгоцентризм от ситуативного до устойчивого уровня, и еще у 72% ситуативно-позитивное отношение к окружающим их людям. Таким образом, для 87% учащихся необходимы веские обоснования нравственных поступков.

На чем могут строиться эти обоснования? Анализ ценностных ориентаций учащихся по адаптированной методике М. Рокича (Ядов В.А.,1979) выявил, что из 18 предложенных жизненных ценностей в числе приоритетных была названа ценность «здоровье». Каким образом преподаватель может связать нравственность и здоровье? Взаимосвязь со здоровьем физическим (а именно его чаще всего имеют в виду под термином «здоровье») мы выяснили совершенно неожиданно. Занимаясь исследованиями влияния телевидения на агрессивность и девиантность подростков, мы изучили довольно большой объём научной литературы, и обнаружили, что в трудах многих серьёзных учёных приведены весьма интересные факты. Например,  чем рискует человек, совершающий безнравственный поступок? Оказывается, он рискует собственным здоровьем! Психологи убедительно доказывают, что у человека, поступающего безнравственно, подсознательно включаются специальные психологические механизмы, которые могут привести к различным психическим и соматическим заболеваниям.[1] Почему?

Нравственный закон генетически «встроен» в человека[2], и любое его нарушение воспринимается психикой как «сбой в программе». Наш нравственный закон внутри нас, наша совесть предупреждает: «Осторожно! Здесь Ваш поступок опасен для Вас!» Мы это называем «угрызения совести». Если человек послушает свою совесть,  и будет исправляться, для организма это будет означать «исправление ошибки в программе», если же голос совести игнорируется, включаются такие психологические механизмы, как «отрицание» и «вытеснение», а  это короткий путь как минимум к неврозам…

На сегодняшний день известны семь заболеваний, которые Всемирная Организация Здравоохранения официально признала психосоматическими (то есть причины их возникновения – внутренние психологические противоречия, тот самый «сбой в программе»):  гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, неспецифический язвенный колит, нейродермит, тиреотоксикоз, ревматоидный полиартрит. С полным правом сюда можно отнести также неврозы и ВСД .

Может ли человек не допускать такие «сбои в программе» или исправлять их достаточно быстро – так, чтобы не нанести себе непоправимый вред? Интуитивно человек достаточно часто чувствует свои неверные шаги, но не всегда прислушивается к голосу совести. А, оказывается, прислушиваться надо, и очень внимательно прислушиваться. Чтобы себе же не навредить.

Таким образом, то, что нам мешало: забота о себе, любимом, эгоизм – оказывается нашим помощником. Мы сможем объяснить детям смысл нравственных законов с психологической точки зрения и уберечь их от вреда собственному  здоровью.

Именно эту логику мы взяли на вооружение, разрабатывая свой авторский курс «этика саморазвития». При разработке занятий учитывались данные опросов, проводившихся в различных учебных заведениях  г. Калуги и области, тенденции в динамике системообразующих качеств личности, ценности и приоритеты учащихся. В итоге мы вышли на реализацию следующей схемы: используя здоровые эгоистические интересы, высокое развитие которых было выявлено в результате анкетирования (забота о своём физическом и психическом здоровье, потребность обеспечения собственной безопасности, стремление к материальному достатку),  мы старались подвести учащихся к пониманию прямой взаимозависимости между личной безопасностью и успехом в жизни со стабильностью и благополучием социума. И в процессе апробации выбранная нами схема доказала свою эффективность. Более подробно о курсе, его практической реализации и полученных результатах можно узнать на сайте этики саморазвития  http://etic.edusite.ru/ .

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Предвидя  возражения отчаявшихся коллег, не раз слышанные нами («Да что мы можем, если вокруг столько факторов, разрушающих нравственность, если даже семья не всегда справляется с воспитанием ребенка! Что в этих условиях значит наше слово, слово преподавателя?») Поверьте, дорогие коллеги, слово преподавателя много значит! И, чтобы не быть голословными, приведём данные из нашей работы. В исследовании мы сравнили две группы респондентов: в первой группе учащиеся в качестве основного  источника информации указали как телевидение, так и учителя (или преподавателя); во второй группе только телевидение являлось значимым источником информации. Учитывая вышеизложенные аргументы негативного влияния телеинформации, можно было предположить, что преподаватель не сможет значимо повлиять на её восприятие. Но полученные нами результаты оказались поразительными. Те, кто самостоятельно «перерабатывал» телеинформацию, по большинству параметров нравственных характеристик личности статистически значимо проигрывал тем, кто сверял свои выводы с учителем (преподавателем):

Таблица 2. Влияние педагога на личностные характеристики при восприятии  телеинформации учащимися.

Личностные характеристики

Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями

Среднее

Дисперсия

t-стат.

t-крит.

Уровень значимости

Только телевидение

Телевидение + учитель

Только телевидение

Телевидение + учитель

Отношение к семье

11,3902439

15,43103448

54,75940982

51,68814277

3,236

1,978

0,0015

Отношение к Отечеству

7,524390244

11,48275862

76,27718

59,30672

2,832

1,978

0,0053

Отношение к земле (природе)

2,817073

6,637931

46,00316

42,09468

3,368

1,978

0,0010

Отношение к миру

4,841463

7,982759

49,07332

40,719

2,754

1,978

0,0067

Отношение к труду

11,4878

14,41379

62,22824

26,14156

2,660

1,978

0,0087

Отношение к культуре

5,353659

9,344828

67,0956

57,14217

2,971

1,978

0,0035

Отношение к знаниям

4,646341

8,586207

57,49067

51,33454

3,128

1,978

0,0021

Отношение к человеку как таковому

2,963415

6,413793

53,07272

28,317

3,238

1,978

0,0015

Отношение к человеку как Другому

6,402439

9,017241

47,67555

34,64882

2,408

1,978

0,0173

Отношение к человеку как Иному

2,707317

3,413793

51,69106

64,98367

0,533

1,978

не значимо

Отношение к своему телесному Я

6,939024

9,965517

64,89747

54,20932

2,303

1,978

0,0228

Отношение к своему душевному Я

0,439024

1,137931

60,17525

64,40169

0,514

1,978

не значимо

Отношение к своему духовному Я

6,195122

8,327586

39,44294

26,3294

2,205

1,978

0,0291

Таким образом, роль педагога в нравственном становлении личности учащегося была подтверждена на уровне статистической значимости. И это дает нам право утверждать: добросовестно работающий преподаватель, для которого важным аспектом работы является духовно-нравственное воспитание обучающихся, действительно может формировать будущее своей страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нравственность. Викисловарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/нравственность (дата обращения: 27. 03. 2019 г.).

2. В. Л. Каганов. К анализу типов религиозной и светской духовности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kafedramtai.ru/90-almanac-issue-8/reviews/747-v-l-kaganov-k-analizu-tipov-religioznoj-i-svetskoj-dukhovnosti (дата обращения: 27. 03. 2019 г.).

3. Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovopedia.com/15/196/1507508.html  (дата обращения: 27. 03. 2019 г.).

4. Святитель Феофан Затворник. Творения, Вып. 8, пис. 1462, с. 211-213

5. Котуранов Л.А., Котуранова Н.Н., Котуранов А.Л., Якушкин В.Н. Реализация информационной толерантности как составляющая процесса адаптации учащихся к образовательной среде//Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Выпуск 12. – Калуга: Издательство «Эйдос», 2011. – С.203 – 217.


[1]  об этом можно прочитать в  научно-популярных изданиях: Грановская, Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы; Годфруа Ж. Что такое психология; Блум Ф., Лейерзон, А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение.

[2]2 об этом можно прочитать в научно-популярном издании: Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.

Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...

Научно-методическая статья "Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников"

Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников  заключается в  определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам ...

Научно – методический анализ концепции коллективного творческого воспитания (И. П. Иванов)

Концепция коллективного творческого воспитания  выстроена, опираясь на возможности, ресурсы и индивидуальные особенности детей....

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Научно-методический материал по теме: "Половое воспитание подрастающего поколения"

Воспитание у подрастающего поколения разумного здорового отношения к вопросам пола и половой жизни....