Тема самообразования: «Формирование культуры общения через семейные традиции».
статья

Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному и воспитательному процессу в сиротских учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_samoobrazovaniyu.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема самообразования: «Формирование культуры общения через семейные традиции».

Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному и воспитательному процессу в сиротских учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

        Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

        Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, 

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

        Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

        Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

        К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных традиций воспитания детей предоставляется крайне актуальным, тем более для детей –сирот.

        Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.

        Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

        Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

        Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.

        Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.

        Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.

        У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

        Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

        Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка. Детство - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

Цель:

 Использование семейных традиций с целью формирования положительного образа семьи.

Задачи:

1.Формировать представление об истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.

 2. .Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ;

3.Организовать работу в группе, включив в него элементы народного искусства, семейных традиций ;

4. Показать значение традиций в семейном воспитании;

5. Повышать уровень воспитательного процесса.

6. Повысить роль семьи в воспитании детей-сирот.

1 блок. Знакомство с культурой взаимоотношений.

Этот раздел раскрывает особенности семейных взаимоотношений, что позволяет оценить  дальнейшую перспективу развития воспитанников в социальном плане. Темы  мероприятий  с использованием игровых приёмов и ситуаций : «Что такое семья?» « Я и моя семья» «Древо семьи» «Семья и её потребности» « Родственные мосты» «Домашний труд-забота семьи» «Навыки самообслуживания. Личная гигиена» «Одежда и обувь. Уход  за ними» «Роль отца в семье» «Роль мамы в семье» «Портрет отца, матери» «Разговор с отцом» «Мой дом» «Мои семейные обязанности» «Тепло нашего дома» «День рождения» «Мамины помощники» «Ласковые  слова  маме»

2 блок. Приобщение к русской национальной культуре.

-Проведение традиционных славянских праздников.

-Конкурсы, викторины, театрализованные представления, игры, видеоролики, видеолектории, презентации.

-Исполнение русских частушек, народных песен.

-Русские народные игры.

Темы мероприятий  с использованием игровых ситуаций: «Семейные праздники и традиции» «За столом - дужною семьёй» «Праздничные хлопоты» « Семейный досуг»

3 блок. Формирование культуры поведения.

В этом  разделе формируется  усвоение понятий  «эстетичность» «сдержанность» «управление собой» «долг»  «настойчивость»  «порядочность».  Этот раздел  освещает  самый сложный  жизненный период – подростковый, который объясняет многие непонятные явления этого возраста. Темы мероприятий, игровых  ситуаций, викторин, конкурсов: «Когда я буду взрослым»  «Я и мы»  «Мальчишки и девчонки» «В кругу друзей» «Законы дружбы и любви» «Всегда будь опрятным и аккуратным» «Семья и государство» «Пирамида бесконфликтного общения» «Споры не ради ссоры» «Вредные привычки» «Давайте говорить друг другу комплименты»  «Гармония отношений» «Отцы и дети»  и другие.  Проводились викторины, конкурсы, анкетирование воспитанников, проигрывание ситуаций, игровые упражнения.

4 блок. Формирование культуры труда.

Этот раздел помогает  воспитанникам научиться эффективному ведению домашнего хозяйства, оптимально распределить семейный бюджет. Научиться простым житейским мудростям. Темы мероприятий: «Тепло семейного очага» «Семейная экономика» «Шкатулка полезных советов» «Радость совместного труда» «Дела домашние» «Тысячи профессий» «Бюджет и расходы семьи» «Пословицы и поговорки о труде» «Труд и талант» «Азбука кухни» «В мире профессий» « Ремонтная мастерская» «Соотношение – Хочу- могу- надо»  и другие. ( викторины, конкурсы, анкетирование, игровые – упражнения, проигрывание ситуаций,  практические занятия, видеоролики)

5 блок. Здоровая семья – главная ценность.

В этом разделе воспитанники познают особенности  здорового образа  жизни, учатся определять здоровое состояние организма и обозначать это состояние как главную ценность. Учатся элементарным знаниям оказания первой  медицинской помощи.  Темы мероприятий, игровых ситуаций, конкурсов: «Здоровье свое и близких» « Твой режим дня» «Режим дня- ведет к успеху» «Как стать нехворайкой» «Если в семье кто-то болен» «Стресс, депрессии, кризис»  «Вредные привычки»  «Шаг вперед- шаг назад»

6 блок. Проект «Семья»  

Этот раздел обучает воспитанников умению выделять приоритеты, обучает семейным правилам, созданию собственных правил, способствующих развитию счастливой  благополучной семьи. Воспитанники  приобретают  теоретические знания  о создании  жизненного плана  и  о  причинах  разрушающих  и  укрепляющих  семейные  отношения. Темы  мероприятий с проигрыванием игровых ситуаций:  «Любовью  дорожить умейте»  «Хозяин в доме»  «Семейное  планирование»  «Стерпится- слюбится» «Хозяюшка»   «Праздник в семье» «Праздник вежливости»  «У нас  гости»  «Корабль  с  названием  - семья»

К концу изучения  данных  направлений  у  воспитанников должно  быть сформировано:

- представление о доме, понятие о благополучной семье;

- глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;

- культура общения со взрослыми, сверстниками;

- навыки конструктивного общения и ролевого поведения.

Воспитанники должны уметь:

- проявлять заботу об окружающих, близких людях;

- адекватно реагировать в различных ситуациях;

- анализировать собственное поведение и выражать адекватно свои чувства;

- организовать собственный досуг и привлекать окружающих к рациональному использованию свободного времени.

Воспитанники должны знать:

- понятие «семья, состав семьи, наличие родственных связей, значимость семьи в жизни человека»;

- способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения;

- проблемы ребенка из «неблагополучной семьи», проблемы доверия в семье.

Подводя  итоги  своего опыта  по  формированию  общения через  семейные  традиции  у воспитанников, хочу  отметить  определенные  результаты: повысилась  культура  поведения, активнее стали в общении, появилась потребность в  анализе  своих слов и действий, воспитанники  стали  доброжелательнее, осознают и принимают  поло ролевую идентичность, приобретают опыт поведения в семье, учатся  устраивать  семейный быт. У   воспитанников  повысился  уровень знаний о семейных ролях, функциях семьи и её ценностях, улучшился  морально- нравственный  климат в группе, сформировывается  умение управлять  своим  эмоциональным  состоянием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

Презентация к выпускной аттестационной работе на тему: «Технологии формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»

      В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область...

выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»

laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...