Разработка классного часа. Брейн-ринг " Осторожно: наркотики"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Брейн - ринг
«ОСТОРОЖНО! НАРКОТИКИ»
Цель: изучение биологических механизмов влияния наркотических веществ на организм человека.
Задачи:
1. Показать негативные последствия употребления наркотических веществ.
2. Предоставить учащимся возможность высказать собственную точку зрения в отношении проблем табакокурения, алкоголизма, наркомании.
Оформление кабинета: выполненные учениками рисунки прикрепляются к доске, на которой, помимо темы урока, написан эпиграф: Сигарета – бикфордов шнур, с одной стороны которого огонек, а с другой – дурак. (Бернард Шоу.)
Организационный момент.
Класс делится на три - четыре команды по 6 человек. Все вопросы и задания даются на команду. После обсуждения ответ дает любой игрок, выбранный командой. За правильный ответ дается 1 балл. Оценка результатов осуществляется жюри или ведущий раздает жетоны. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем.
Ход игры
Ведущий задает вопросы. Команда, быстрее и правильнее ответившая на вопрос, получает по 1 баллу.
1 тур.
1. Что американцы назвали чумой 20-го века?
О т в е т: Курение.
Сегодня курит треть населения планеты. В странах Европейского союза курят 42 % мужчин и 28 % женщин. В России, по данным Минздрава, курят 70 % взрослых мужчин и 49 % женщин. Но за этими цифрами скрывается еще более угрожающая статистика: только в Швейцарии курение ежегодно уносит жизни более 8 тыс. человек. Это больше, чем от СПИДа, героина, кокаина, алкоголя, пожаров, дорожно-транспортных происшествий, убийств и самоубийств вместе взятых.
И, тем не менее, табачная индустрия продолжает процветать, так как сигарета – источник значительной доли годовых доходов правительства. Но тогда возникает вопрос:
2. Как вы думаете, почему табачная индустрия до сих пор не использовала свое политическое влияние, чтобы убрать надпись «Курение опасно для вашего здоровья» с рекламных плакатов и пачек сигарет?
О т в е т: В действительности эта надпись защищает табачную индустрию от судебных исков. Если человек, начав курить с 12 лет, а в 45 заболев раком легких, решил предъявить табачной компании иск, то у нее есть хорошее оправдание: мы предупреждали, что курение опасно для вашего здоровья.
3. Исследования, проведенные недавно в Великобритании, показали, что чем больше человек курит, тем больше он плачет. Как вы думаете, чем объясняется эта интересная зависимость?
О т в е т: Во время прикуривания и курения сигареты табачный дым вьется вверх, попадает в глаза, они, защищаясь, начинают слезиться и прищуриваться. Поэтому, чем больше человек курит, тем больше он плачет. Кроме того, со временем теряется блеск в глазах и появляются преждевременные морщины.
4. Как вы думаете, чем объясняется следующий факт: у курильщиков язва желудка и двенадцатиперстной кишки встречается в 2 раза чаще, чем у некурящих?
О т в е т: Горячий дым обжигает слизистую оболочку рта, что вызывает рефлекторное слюноотделение, секрецию желудочного и кишечного сока, то есть идет подготовка к перевариванию пищи, которая, в действительности, в организм не поступает. Чем чаще человек курит, тем чаще он обманывает свой желудок. Однажды он обязательно отомстит курильщику.
Кроме того, ученые доказали, что в табачном дыму есть такие ядовитые вещества, которые усиливают склонность к различным заболеваниям. Самым вредным из них является бензпирен, который стимулирует образование раковой опухоли.
Собственно говоря, нет ни одной системы, ни одного органа в организме человека, которые не страдали бы от ядовитого влияния никотина. Но сигарета таит в себе еще одну скрытую опасность.
5. Кто такие пассивные курильщики? Чем опасна эта роль?
О т в е т: Это человек, который просто вдыхает табачный дым. Подумайте: в накуренной комнате загрязнение воздуха в 6 раз выше, чем на загруженной автостраде. По данным журнала Good Housekeeping, каждая 8-я смерть от табачного дыма происходит из-за того, что человек просто вдыхает дым. Каждый год в США более 500 тыс. человек умирают от болезней сердца и артерий, вызванных вдыханием табачного дыма. Поэтому, закуривая новую сигарету, вы каждый раз подвергаете опасности не только себя, но и окружающих.
2 тур.
Но курение не единственный порок нашего времени. Есть еще одно страшное слово – алкоголизм. Сегодня слово алкоголь употребляется по отношению к любым напиткам, содержащим этиловый спирт. Первоначально пришло оно из арабского языка и в переводе означает тонкая сущность предмета. А слово спирт происходит от латинского spiritus – дух.
1. Какой напиток в XV веке получил название аква вита (живая вода), а уже в XVIII был переименован в воду смерти (аква мортис).
О т в е т: Водка.
Способ выделения чистого спирта из содержащих алкоголь жидкостей был открыт арабским алхимиком Рагезом, а в 1400 году – итальянским монахом Валентинусом. Своеобразные качества спирта: летучесть, обжигающий вкус, бодрящий, возбуждающий эффект – все это позволило предположить, что новый напиток обладает целительными свойствами. Водка даже продавалась в аптеках. Но очень скоро люди убедились в ошибочности сделанных выводов.
– В чем же опасность мертвой воды? Это мы и выясним далее.
2. В Древней Руси на свадебном пиру гости вволю пили мед и пиво, но молодые, согласно обычаю, к этим напиткам не притрагивались. Как вы думаете, почему?
О т в е т: Спирт – наркотическое и ядовитое вещество. Этанол проникает в яйцеклетку и сперматозоиды, нарушая генетическую структуру ДНК. Если зачатие происходит, когда в организме матери или отца присутствует алкоголь, то 99 % вероятности, что ребенок родится с психическими и физическими отклонениями.
3. В одной из старинных летописей описана интересная история о том, как князь Владимир Святославович принимал у себя мусульманских послов. Послы убеждали Владимира принять ислам в качестве государственной религии. Чтобы как-то объяснить свой отказ, Владимир сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без этого быти». Почему подобное заявление стало веской причиной отказа в глазах иноземных послов?
О т в е т: Ислам запрещает употребление каких-либо спиртных напитков.
Как ни странно, но именно этот эпизод лег в основу легенды про извечное беспробудное пьянство на Руси. На самом деле водка на Руси появилась в XVI веке. Причем, этот якобы «исконно русский напиток» был завезен из Европы (по одной версии из Генуи, по другой – из Германии). далеко не сразу завоевала признание русских, привыкших к некрепким напиткам со слабо выраженным вкусом алкоголя. Русские в древности употребляли такие хмельные напитки, как мед, пиво, брага. Их крепость была не более 10°. Даже при самых идеальных условиях более крепкие напитки получить в результате брожения нельзя, так как при этой концентрации алкоголя погибают дрожжевые грибки и брожение прекращается.
4. Арабский мыслитель XIII века Абу-ль-Фарадж писал, что человек, употребляющий спиртное, в зависимости от степени опьянения выглядит, как животное: сначала – как павлин, потом – как обезьяна, затем – как лев и, наконец, как …». О каком животном идет речь?
О т в е т: Свинья.
5. Что ставили на стол во время застолья у египтян, а позднее у римлян, как напоминание о вреде и опасности чрезмерного пьянства.
О т в е т: Человеческий череп (вариант: если в кабинете биологии такого муляжа нет, в ящик можно положить фотографию).
6. Когда человек с гордостью заявляет: «Я могу много выпить и не захмелеть», означает ли это, что у него крепкий и здоровый организм, или он уже находится в алкогольной зависимости? Аргументируйте свой ответ.
О т в е т: Этанол – наркотическое вещество, которое включается в обмен веществ, вызывая различные нарушения (см. стадии развития наркомании). Первым признаком, определяющим меру зависимости от алкоголя является наличие или отсутствие рвотного рефлекса. Рвотный рефлекс – это защитная реакция здорового организма, подаренная человеку вековой эволюцией и оберегающая его от отравления ядами. Если человек сломал эту преграду, то в дальнейшем путь для спивания открыт. А между тем распространено заблуждение: если рвотный рефлекс не возникает, значит освоился, возмужал.
Тур 3.
1. Несколько веков назад на территории Юго-Восточной Азии обитало племя маньчжуров. В XVIII веке, завоевав обширную территорию нынешнего Китая, они основали знаменитую династию Цин. Со стороны Японии наблюдались многочисленные попытки завоевания этого народа. Но безуспешно. Тогда японские власти пошли на хитрость. В результате, не пролив ни капли крови, они смогли спокойно занять всю страну. В чем заключалась эта хитрость? На территории страны, засланные японские торговцы открыли дешевые курильни опиума, где посетителям-маньчжурам, включая подростков и детей, предлагали различные наркотики, в том числе и алкоголь. При этом самим японцам было запрещено посещать подобные места под знаком смерти.
Вопрос: Как вы думаете, почему подобные меры привели к полной негласной победе японцев?
О т в е т: Наркотики приводят к полной деградации личности. Человек продаст что угодно и кого угодно, чтобы получить новую дозу. Наркоман – уже не воин. Он не может иметь здоровое потомство. А значит, общество разрушается изнутри.
Поэтому, прежде чем взять в руки сигарету или рюмку вина, подумайте, стоит ли это мимолетное удовольствие вашего здоровья. Не слишком ли дорогая цена – ваше будущее?
Подвести итоги викторины, объявляет победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к кл-часу Брейн-ринг по теме: "Основы пожарной безопасности"
1 вопрос: Что такое горение? ( См. ответы) Я проделаю (рассказываю и показываю одновременно) небольшой опыт (для опыта всё заранее подготовлено): налью в фарфоровую чашку немного спирта, подожгу его,...
Разработка классного часа в форме брейн – ринга для учащихся 6 класса Тема: «Этикет и мы»
Данная разработка может представлять интерес для классных руководителей, которые уделяют серьезное внимание формированию всесторонне развитой, культурной личности своих воспитанник...
Разработка классного часа "Три правды о наркотиках"
Учебный материал доступен учащимся.Должное внимание уделено здоровье -сбережению....
Методическая разработка классного часа "Осторожно- бешенство!"
В связи с участившимися случаями нападения больных бешенством животных на людей необходимо с детьми просветительские беседы.Тема классного часа: БешенствоЦель: Научить детей правилам повед...
Методическая разработка классного часа "Вся правда о наркотиках"
Данное мероприятие направлено на профилактику употребления наркотических средств и на бережное отношение школьников к своему здоровью....
Разработка классного часа "Осторожно! COVID-19"
Цель: формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.Задачи:Проверить знания обучающихся об особенностях короновирусной инфекции, симптомах, способах профилак...
Разработка классного часа с презентацией на тему ЗОЖ "Осторожно,фаст-фуд!"
Я не пыталась «читать нравоучения» о том, что нужно есть, а что нельзя. В начале классного часа идет рассказ об истории как предприятий быстрого питания, так и отдельных продуктов, что дол...