Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья (8 класс)

Голованова Светлана Вячеславовна

Внеурочная работа ориентирована на создание условий неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела).Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Сегодня вновь, как и более семи десятков лет назад, педагогическая общественность активно обсуждает вопросы о том, что формирование и развитие личности ребёнка идут не столько при помощи изучаемых тем, параграфов, теорем и формул, закономерностей и аксиом, сколько под воздействием культурно-образовательной среды образовательного учреждения и личности самого учителя. Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. 

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально- педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно- трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная работа имеет много общего с урочными и факультативными занятиями. Это касается ее задач, содержания, закономерностей функционирования, методов, способов организации, критериев оценки результатов. Существенные особенности внеурочной работы обусловлены тем, что занятия не ограничены жесткими временными рамками учебного расписания, проводятся во внеурочное время, сверх учебного плана и обязательной программы. Такая работа выполняется учащимися добровольно в соответствии с их интересами, по их желанию, под руководством учителя. Особенности внеурочной работы можно объединить в две группы. Первую группу образуют особенности, обусловленные спецификой внеурочной работы как организационной формы, вторую группу особенности, определяемые спецификой задач, решаемых данной школой. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность, кроме образовательных, призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; снизить его учебную нагрузку; улучшить условия для развития; учесть возрастные и индивидуальные особенности.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как: части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации.

Правонарушения подростков, увлечение алкоголем, наркомания среди учащихся - это следствие не только низкой их облученности и воспитанности, но и также плохой организации их свободного времени. Внеурочная работа по химии должна сыграть немаловажную роль в решении проблемы организации свободного времени учащихся. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день пока компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально-технических условий; проблемы финансового обеспечения.

Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательного процесса, в том числе личных потребностей обучающихся. В зависимости от своих интересов и потребностей каждый обучающийся формирует свой индивидуальный образовательный внеурочный вектор.

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. В проектной деятельности доля самостоятельности возрастает в разы, ставятся иные цели: научить не столько решать конкретные задачи, сколько осмысливать сам путь решения.

Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. В изучении химии есть свои особенности, которые учителю важно иметь в виду. Прежде всего, это касается использования учебного химического эксперимента, широко применяемого в школе в различных формах. Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения. Только в таком случае может быть достигнут ожидаемый педагогический эффект. При этом необходимо учитывать и свой опыт работы, и опыт других педагогов, известный по литературе и личному общению. Если учитель свободно владеет химическим экспериментом и применяет его для приобретения учащимися знаний и умений, то учащиеся с интересом изучают химию. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии знания учащихся могут приобрести формальный оттенок – резко падает интерес к предмету.

Для реализации модели внеурочной деятельности в нашей школе имеются необходимые условия, предусмотренные ФГОС. Для организации внеурочной деятельности школа располагает оборудованным спортивным залом, актовым залом, библиотекой с местами школьника для выхода в Интернет, спортивной площадкой, кабинетами по предметам.

Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребёнка во внеурочное время. И задача этой технологии заключается в обеспечении максимально полных условий для реализации культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.

Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

Литература:

1. Ривкин, Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками:

Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2001 – 80 с.

2.Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные

труды: В 2-х т. / Д.И. Фельдштейн. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «НПО Модек», 2005 – Т. 1 – 2 –456 с.

3.Хуторской, А.В.ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003 – № 2

– С. 58-64.

4. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента / Ю.В.

5. Сурин // Химия в школе. – 2007. №10. С.39-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Как ведется внеурочная деятельность в нашей школе. Что для этого предпринимается....

Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).

Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...