ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР СПАСЕТ КРАСОТА»
статья

Житова Александра Анатольевна

Из опыта работы по театрализованной деятельности с классом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

      ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР СПАСЕТ КРАСОТА»

Житова А.А.

РФ, г.Котлас, МОУ «СОШ № 91»

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. В настоящее время данный компонент обретает приоритетную роль в государственной политике  и национальных проектах социального развития. Наступило время, когда воспитание вновь объявили делом государственным после десятилетий разрушения воспитательной системы в школе и её «безвременья». Сегодня под воспитанием мы понимаем «педагогическую деятельность специалистов по целенаправленному введению ребенка во взрослую жизнь на базе современной мировой и отечественной культуры». Естественно, осуществляется воспитание всем педагогическим коллективом в процессе школьной жизни, хотя особая роль принадлежит в этой сфере школьной жизнедеятельности классному руководителю, именно он направляет формирование личности, раскрытие его внутреннего потенциала: самобытности, способностей и возможностей. Работа педагога, выполняющего роль классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования.

       Профессиональная деятельность классного руководителя выстраивается в соответствии с общей целью воспитания: формирование личности как субъекта, способного строить жизнь, достойную Человека.

        Содержание работы классного руководителя определяется Программой воспитания, принятой в школе, и планом воспитательной работы классных руководителей. В наше время классные руководители все чаще разрабатывают долгосрочную воспитательную программу работы с  классом.

Мы, взяв очередной 5 класс в качестве классного руководителя, решили, обобщив свои наработки в деле воспитания, создать воспитательную программу «Мир спасет красота». Позднее было принято решение о работе по данной программе в режиме эксперимента с целью апробации данной программы.

      Идея эксперимента заключалась в том, чтобы научить воспитанников следовать высоким моральным принципам; привить нравственные ценности, имеющие общечеловеческое значение; учить детей гуманистическому способу освоения мира; помочь увидеть связь реальности с Человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью.

      Задачи эксперимента заключались в следующем:

  1. создать систему соуправления в классе, способную влиять на организацию учебного процесса, внеурочную деятельность, межличностные отношения;
  2. развить способности воспитанников путем реализации программы;
  3. отследить  уровень воспитанности учащихся вверенного коллектива и степень сформированности нравственных качеств личности на всех 3-х этапах реализации программы;
  4. выработать систему методических рекомендаций по использованию данной программы в рамках школы.

Цель этой программы, выражаясь словами Д.С. Лихачева, - «увеличить добро в окружающем нас мире», что означает: формировать творческую личность, ориентированную на нравственные   и гуманистические приоритеты, обладающую интеллектуальной, гражданской, этической, эстетической и общечеловеческой культурой.

Для достижения данной цели мы выделили 3 задачи:

  1. вооружить воспитанников знаниями об окружающем мире, обществе, в котором они живут;
  2. воспитать умение жить среди людей, помочь осознать свое место в обществе;
  3. сформировать активную жизненную позицию у ребят, творческое отношение ко всякому делу, за которое они берутся.

       Основополагающими принципами жизни мы считаем категории Добра, Истины, Красоты. Именно на них мы ориентируемся, работая с коллективом воспитанников. Для нас Красота – это доброта в человеке, гармония  в природе, единство прошлого, настоящего и будущего в жизни общества, а еще это – Любовь, умная, созидающая. Большое начинается с мелочей, зарождается в детстве, отрочестве и юности. Можно и в мелочи сделать человеку добро, можно и о великом думать, но сиюминутное и великое разделить нельзя.

       Хочется, чтобы воспитанники с гордостью вспоминали свой класс, школу,  с любовью и нежностью говорили  о школьном детстве, отрочестве, юности. Верим, что с возрастом эта любовь распространится на город, край, Отечество. А это уже большое чувство, свойственное истинному Человеку, представляющему собой глубоко нравственную личность.

      Основой для разработки программы послужили книга Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» и педагогические идеи И.П. Иванова,

 А.Н. Лутошкина, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой.

Все эти идеи помогает реализовать театрализованная деятельность коллектива (уроки театра, классная театральная студия, КТД «Театральный разъезд»).

        Уроки театра помогают формировать гармонически развитую личность, ориентированную на нравственные и гуманистические идеалы, а также развивать эмоциональную сферу школьника. Кроме того «уроки театра» - активная форма приобщения школьников к духовным ценностям.

         Театр – искусство синтетическое, поэтому его воздействие может быть весьма многосторонним. Театр – это литературный текст и звучащее слово; пластика движения и действие актера; музыка, цвет, свет; манера поведения исполнителя, его костюм, грим; художественное оформление сцены.

         Театр, по словам Н.В.Гоголя, – «такая кафедра, с которой можно много добра сказать миру», но для этого учитель должен знать особенности воздействия театра на школьников, характер восприятия ими спектакля, их интересы и эстетические запросы.

         Открытия, которые делают наши дети с помощью искусства,- это добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, что делает искусство явлением общественным, имеющим огромный нравственный потенциал.

         Искусство театра идет от человека и ведет к человеку, оно служит единению человеческих душ.

         Театр, драматический, кукольный, радиотеатр, нужны школе, как «кафедра» идей добра, справедливости, разума, как праздник в детской жизни.

           Чтобы театр стал помощником в воспитании, необходимо придерживаться определенной системы. Просмотры и обсуждения спектаклей – лишь одно из направлений этой системы. Это первое направление. Беседуя о спектакле, необходимо анализировать своеобразие пьесы, её сценическое воплощение, игру актеров. Это позволяет закрепить в эмоциональной памяти, в сознании конкретные живые впечатления, образы, мысли, вызванные спектаклем.  Кроме бесед этому также способствуют рисунки, письменные отзывы, творческие сочинения. Все это дает воспитателю возможность решать такие задачи, как развитие образного мышления, творческой фантазии, расширение круга ассоциаций, утверждение нравственных, гуманистических, эстетических оценок действительности.

         Спектакль «дозревает» дома, как говорил Немирович-Данченко. Более того его воздействие будет тем глубже, чем прочнее представления, идеи, образы, вызванные этим спектаклем, войдут в сознание воспитанника, его опыт. Таким образом, проблема «дозревания» спектакля приобретает особое значение.

         Вторым направлением «уроков театра» является театральное образование учащихся, целью которого является расширить кругозор в области театрального искусства.

          Формы работы на подобных занятиях разнообразны: час расширения кругозора, театральный кроссворд, беседы, встречи с людьми искусства.

         На «уроках театра» работаем мы и с иконографическим материалом (афиша, программка, фотографии, эскизы). Включаем в уроки элементы из искусства режиссуры, искусства художественного и музыкального оформления. Создаем эскизы костюмов, макеты интерьера, сочиняем  ремарки  (описание особенностей речи, поведения, взгляда, движения).

        Третье направление «уроков театра» - театральная самодеятельность. Это самая действенная сила в театральном образовании.

         Играя на школьной сцене, самодеятельный артист старается не просто воспроизвести поведение своего героя, но и осмыслить причины такого поведения, выразить к нему  собственное отношение – решить важную нравственную и творческую задачу. «Воспитание сценой» - всегда общественное воспитание, так как характеры, воплощенные юными исполнителями, проявляют себя исключительно в общении, во взаимодействии, в столкновении. А развитие и результаты борьбы могут быть осмыслены и оценены самодеятельным актером только с определенной общественно-активной позиции.                  

        Можно выделить 4 основные стадии подготовки спектакля:

  1. выбор пьесы, читка, выявление исполнительских  интересов, распределение ролей;
  2. читка пьесы по ролям, предварительный анализ литературно-драматического материала, определение темы, сверхзадачи, общего замысла будущего спектакля;
  3. репетиция по сцене, поиск пластического и действенного рисунка спектакля;
  4. окончательная отработка спектакля в каждом его компоненте, выстраивание его в единое композиционное целое.

Основой репертуара являются одноактные пьесы на актуальные школьные темы, отрывки из драматических произведений, инсценировки рассказов, сказок, басен, близких самодеятельным актерам.

       Обогащать театральный опыт школьника – это значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить творческие возможности.

       Об огромном воспитательном значении драматической деятельности знают те, кто этим когда-нибудь занимался. Эта деятельность положительно влияет на развитие интеллекта, сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на обогащение речи, на формирование коллективизма и товарищества.

      В течение 7 лет реализации программы артисты классной театральной студии ежегодно готовили общешкольные новогодние спектакли, миниатюры к урокам и внеурочным делам. Интереснее  других получились спектакли «Конек – горбунок» (по мотивам сказки П. Ершова) и «Кузнец и волшебная роза» (сказка Агапова), «Репетиция» (по мотивам комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»), «Прости меня, мама» (автор сценария Норицина О.Н.). Классный театральный коллектив стал инициатором и организатором новой школьной традиции, зародив конкурс-фестиваль «Театральный разъезд»,который в этом году состоялся в шестой раз.

Подводя итог, можно отметить следующее:

  1. в классе был создан коллектив, способный влиять, эффективно и целенаправленно, на отдельных учащихся;
  2. все учащиеся в коллективе ощущали себя комфортно, были заняты общим делом, умели подчинить личные интересы общественным, отвергнутых не было;
  3. классный коллектив имел авторитет среди учащихся школы, так как у него было своё лицо, свои традиции; ряд учащихся был известен в городе как лидеры молодёжного движения.

Можно с уверенностью сказать, что школьный театр помог открыть моим воспитанникам глубину и разнообразие человеческих чувств, развить их духовную жизнь, раскрыть творческие возможности, что и является главной идеей воспитательной программы «Мир спасет красота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личност...

Модель реализации воспитательной программы "Растим патриотов".

Модель реализации воспитательной программы "Растим патриотов"....

Программно – методическое обеспечение для реализации воспитательной программы "Гармония жизни"

         Программно-методическое обеспечение воспитательной программы направлено на использование в воспитательном процессе интересов, базовых потребностей и индивидуал...

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.

В душе каждого ребёнка   таится желание театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует  память и образное воспр...

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Люблю Отчизну Я!»

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...

Реализация воспитательной программы 8-а класса за 2021-2022учебный период

Самоанализ воспитательной работы классного руководителя за 2021 - 2022 учебный период...