Конспект занятия "Экологическая безопасность"
план-конспект занятия (5 класс)

Данное занятие провдится в рамках внеурочной деятельности "Дом в котором мы живём....". Ориентировано для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Экологическая безопасность»

Цели:

- Познакомить учащихся  с терминами «Экологическая безопасность», «бытовой фильтр», «эколог», «цепь загрязнения»;

- Объяснить детям, что Земля - наш дом: бережем дом - бережем здоровье;

- Учить выполнять правила экологической безопасности;

- Развивать речь, мышление;

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2) метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)– познавательные УУД;

- формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,

- выполнять правила личной экологической безопасности,

- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,

- воспитывать экологическую культуру учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Звучит тихая спокойная музыка

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в мои слова «Если закроем глаза, то ничего не видим. Ничего раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается. (Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.). Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».

Что мы подразумеваем под «всем живым»? Что необходимо для жизни?

Ответы учащихся

Ребята, недавно я услышала интересный разговор. – Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова. – Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

– Ребята, а вы знаете, что такое экология? (Экология – это наука о доме, Земле).

«В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – наука». – Что же такое экология?

– Экология – это наука о доме. (Хором вместе учитель и дети).

– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).

– Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планета Земля.

– Итак, тема нашего урока «Экологическая безопасность». 

– Сегодня мы постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность.

Беседа по теме урока

- Что такое опасность?

-В словаре Ожегова «Опасность- это угроза чего-нибудь опасного»

- А сейчас мы добавим приставку без и получится

 «Безопасность»

- Что такое безопасность?

- В словаре Ожегова «Безопасность – это положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь»

Составление схемы «Цепь загрязнения».

–А сейчас мы узнаем, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм.

– У вас на партах лежат домики с окошечками и карточки со словами. Давайте прочитаем эти слова

–Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на окно домика. Начнём приклеивать с нижнего ряда, поднимаясь вверх. Обратите внимание, в ряду три окна, значит, ответ ваш должен быть из трёх слов.

– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).

– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд. – Проверим.Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).

– Что образуют воздух, вода и почва вместе? 

– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.

– Проверим.

– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).

– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд. – Проверим. 

– Ребята, обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ»- это путь по которому движутся загрязняющие вещества.

– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. 

– Молодцы, ребята! Мы с вами составили «Цепь загрязнения»

-Кто отрицательно влияет на окружающую среду?

Назовите три самых необходимых компонента для жизни человека. Воздух вода, продукты питания.

А всегда ли бывает чистым воздух, вода, продукты питания?

Оказывается, что именно воздух, вода и пища  являются путями поступления в организм человека загрязняющих веществ.

По данным ООН каждый миллион жителей любого города ежегодно потребляет в среднем до 2000 тонн продовольствия, 9500 тонн топлива, 625  кубических метров воды. При этом  в водоёмы сбрасывается  свыше 500 тысяч тонн сточных грязных вод, а в атмосферу  до 950 тонн вредных веществ

Модель  поступления загрязняющих веществ

                                                   человек

                                                               

продукты питания                                                                      вода

                                                     воздух  

Работа по схеме.

  1. Как происходит загрязнение воздуха?

Что необходимо делать для охраны воздуха?

Возможные ответы:

Ядовитые вещества  испаряются с поверхности земли и поднимаются в воздух. Вместе с дымом из труб в воздух попадают частицы тяжёлых металлов:свинца, железа, меди, ртути

   Воздух ещё загрязняется бытовыми отходами и  отходами производства заводов и фабрик.

Кроме того, на улицах городов сейчас очень много разного транспорта, а выхлопные газы машин тоже загрязняют воздух, которым мы дышим.

   Автомобили поднимают пыль.Она тоже вредна для здоровья.

   В воздух  попадает сернистый газ, который, растворяясь в воде, образует серную кислоту.

   Большие пожары в городах и лесные пожары также загрязняют воздух вредными газами и пеплом.

  1. Как происходит загрязнение воды?

Что мы можем сделать для защиты воды?

Для очистки воды существует прибор - бытовой фильтр.

Возможные ответы:

Вода:

 ядовитые вещества и опасные тяжёлые металлы

 бытовые отходы и болезнетворные микробы

 кислотные дожди

 нефтепродукты

В зависимости от степени и характера загрязнения применяют специальные методы очистки воды:

1)Механический метод-когда удаляется мусор и нерастворимые вещества с помощью  отстаивания и фильтрации.

2) Химический метод- когда воду очищают с помощью обеззараживающих веществ, например, хлора, хлорамина,  используют озонирование воды, применяют соли тяжёлых металлов,ультразвук, ультрафиолетовые лучи.Так  убиваются болезнетворные микробы.Самым современным и благоприятным, менее вредным считается  способ обеззараживания воды с помощью ионов серебра.1 миллиграмм серебра обезвреживает 1 литр воды на 98 процентов.

3)Биологический метод - когда для очистки воды используют растения:осоку, рогоз, хвощ. Есть и животные-фильтры(беззубка, перловица, рачки). Они фильтруют, прогоняя через себя до 30 литров воды в сутки.

4. Вымораживание- доступный и надёжный способ очистки воды , даже в домашних условиях.Таким способом удаляются различные соли.Верхний слой льда отделяется и используется. т. к. соли оседают в нижней части льда.

  1. Как вы понимаете значение слова питание?

Какие правила личной гигиены надо соблюдать?

Возможные ответы:

Чтобы урожай овощей был хорошим, растения подкармливают специальными веществами, которые называются удобрениями.     Если человек вносит удобрений больше, чем требуется растениям, то избыток удобрений растения накапливают в себе.Эти вещества называются нитратами.

   Ещё растения обрабатывают  пестицидами и гербицидами. Они особенно опасны для здоровья человека.

   К тому же в грязных овощах могут быть и болезнетворные микробы.

Гипотеза: Какое предположение мы можем сделать?

-Если человек будет употреблять в пищу растения, пить воду, дышать загрязнённым воздухом, то он нанесёт вред своему здоровью.

Решение проблемы:

 -Что мы должны предпринять, чтобы обезопасить себя?

Цель: научиться правильно защищать свой организм от  вредного воздействия окружающей среды, т.е. соблюдать экологическую безопасность.

-Не собирай грибы и ягоды вдоль дорог, вблизи свалок, рядом с промышленными предприятиями.

 -Не ешь рыбу, выловленную в загрязнённой воде.

-Мой фрукты и овощи тёплой кипячёной водой.

-Не ешь продукты с истёкшим сроком использования.

-Перед употреблением овощей удали те части, где скапливаются нитраты

Ещё люди должны знать как можно сделать продукты менее вредными для здоровья.Можно удалить нитраты из овощей простыми способами.

Например,у капусты нитраты скапливаются в кочерыжке и в зелёных листьях. Значит, кочерыжку надо вырезать, а листья замочить в тёплой воде.

У репчатого лука нитраты находятся в донце,его нужно отрезать.

У свёклы и картофеля нитраты содержатся в кожуре.Значит нужно очистить кожуру.

У зелёных овощей : лука, петрушки, укропа – нитраты скапливаются в листьях. Чтобы их обезвредить, нужно поставить овощи в банку с водой и поставить на солнце на 2-3 часа. На солнце нитраты исчезают.

У моркови нитраты скапливаются в сердцевине. Её лучше вырезать и вымочить в тёплой воде.

- Что мы должны делать , чтобы сохранить своё здоровье?

Задачи:

-соблюдение правил личной экологической безопасности.

-не допускать загрязнения окружающей среды, охранять воду, воздух, почву

Самостоятельная работа.

На партах 2 конверта. В 1 - начало фразы, во 2 — ее конец.

Задание: соедини начало и конец фраз и ты получишь правила бережного отношения к природе.

1. Экономно относясь к продуктам … ты бережешь труд людей

2. Починив протекающий кран,… …бережешь чистую воду

3. Охраняя растения,… …сохраняешь леса.

4. Изучая природу,… …узнаешь, как её сберечь

5. Сортируя мусор,… …даешь возможность снова сделать полезные вещи

Помните! Природа перерабатывает пластиковый стакан за 100 лет, стеклянную бутылку - за 4000 лет, телефонную карту - за 1000 лет.

Итог.

- Что такое экологическая безопасность?

Это защита окружающей среды от вредного воздействия.

-Кто такой эколог?

Это человек, который поддерживает порядок в окружающей среде.

Игра «Цветик - семицветик»

Передаем друг-другу цветик-семицветик и говорим, как надо соблюдать экологическую безопасность

Заключительное слово учителя.

А какой вывод вы сделали для себя? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т.д.)

Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.

Если ты взял что-то от Земли - отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, - только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках "Любимые уголки природы".

Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Мы должны всегда помнить слова М.Пришвина "Охранять природу - охранять Родину".

Домашнее задание: нарисовать рисунок «Охрана природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока безопасности

Урок безопасности в 5 классе...

План-конспект урока "Безопасность в сети Интернет"

Урок разработан в рамках проведения Единого урока безопасности в сети Интернет. Разработку можно использовать для учащихся средних школ, а также студентов 1, 2 курсов СПО....

Конспект урока "Безопасность в сети Интернет"

Конспект урока "Безопасность в сети Интернет" - классный час для 8 класса...

Конспект занятий "Безопасный Интернет"

Интернет – это всемирная компьютерная сеть. Миллионы компьютеров, подключенных к Интернет, обмениваются между собой информацией множеством различных способов.Можно сказать, что Интернет - это один гиг...

Конспект беседы "Безопасность в Интернете"

Беседа с детьми о том, чего стоит опасаться находясь в сети "Интернет"....

Конспект урока безопасности: "Научись себя беречь".

Конспект классного часа для 7 класса, по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях....

конспект занятия Безопасность на улице

занятие подговлено в рамах реализации программы дополнительного общеразвивающего образования "Школа выживания"...