Занятие в ГПД на тему "Жизнь святых земли русской"
план-конспект занятия (5 класс)

Туманова Ирина Игоревна

Знакомство с житием Серафима Вырицкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_gpd.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ « ЖИЗНЬ СВЯТЫХ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

ЗНАКОМСТВО С   ЖИТИЕМ СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО 

подготовила воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №454 Туманова Ирина Игоревна                               

                                            Я человек, но имею задание стать Богом…

                                                                       Велик. Святой Василий

Слово учителя.

-Сегодня на занятии  мы познакомимся с Житием  Серафима Вырицкого.

По слову святых отцов и старцев, до скончания века не оскудеет Русская земля молитвенниками Божиими. Не могли бы выжить, выстоять в испытаниях Русская Православная Церковь и держава Российская без светильников веры, подвиг которых часто бывает сокрыт от людских взоров. Но приходит час, когда они снова призываются к особому служению — уже будучи за порогом земного бытия, становясь после кончины своей, подобно уже прославленным святым, помощниками живущих на земле. К их могилам бесконечным потоком приходят люди и по вере своей получают благодатную помощь.

-Подумайте и ответьте на вопрос: Что входит в понятие «святости»? Какого человека вы могли бы назвать святым?  Подберите синонимы к слову «святость» и антонимы. В этой работе вам помогут Толковые словари. Попробуйте нарисовать образ святого человека. Поделитесь с другими учащимися новой информацией. Работа в группах.

Материал для справок:

Синонимы: святость, крепость, истинность, незыблемость, праведность, священность, идеальность, благочестие, нерушимость, нерасторжимость, благодатность, благочестивость,  величественность, возвышенность, неразрывность.

Антоним: грех

Святость- свойство, присущее Богу, которым он наделяет лица и предметы. Святость не означает безгрешность, но принадлежность к Богу, устремленность к безгрешности и совершенству.

Святой- угодник Божий, наслаждающийся вечным блаженством. Святость есть чистота сердечная, стяжание благодати, это исполнение надежды, свершение веры.

                                                                        ( из Русской энциклопедии)

Рассказ учителя:

...Неподалеку от Санкт-Петербурга, в поселке Вырица, находится храм Казанской иконы Божией Матери, воздвигнутый в память 300-летия Дома Романовых. С его северной стороны, ближе к алтарной апсиде, расположено небольшое кладбище, огороженное невысокой оградой. На стилизованном под древнерусский кресте первой могилы справа надпись: «Иеросхимонах Серафим, духовник Свято Александро-Невской Лавры, род. 1865, почил в Бозе апреля 3 дня 1949г.» На могиле горит неугасимая лампада. Напротив — скамейка, редко пустующая.

Еще при жизни старец Серафим Вырицкий говорил: «Кому нужна моя помощь, приходите ко мне на могилу как к живому, скажите свою нужду — и помогу!» Более пятидесяти  лет идут и едут православные люди помолиться на могилу батюшки, служат бессчетное число панихид, молятся, плачут, каются. Здесь царит дух святости, благочестия, неизъяснимой благодати. Как и  на могилу блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, люди кладут записочки со своими бедами, скорбями, с просьбами, часто наивными, но исполненными веры в помощь старца.

. Старец Серафим — один из тех, кто помог выстоять нашему Отечеству и родной Православной Церкви в годы, когда решалось: быть или не быть Православной Руси, сохранится ли Российская держава.

Во время Великой Отечественной войны тысячу ночей стоял старец на камне и молился о спасении России, подражая подвигу своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского. И эта молитва была воистину действенна, о чем сохранились убедительные свидетельства современников.

В 1949 году в Россию прибыл митрополит Гор Ливанских Илия, поведавший о том, как заступничеством Божией Матери была спасена Россия в войне 1941-1945 годов. Сама Пресвятая Богородица открыла Владыке имена некоторых праведников, чьими молитвами Господь помиловал Россию. Среди них первым Пречистая назвала имя старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, а также имена духовно с ним связанных молитвенниц и стариц. 

Не случайно во времена новых грозных испытаний для Отчизны нашей и народов ее приходит к нам образ великого старца и молитвенника. Для иеросхимонаха Серафима не существовало расстояний, ему открывалось прошлое, настоящее и будущее обращавшихся к нему людей, ему дано было пророчествовать о судьбах мира.

Еще в 30-е годы старец пророчествовал:

...Утихнут грозные невзгоды,

Своих врагов Россия победит,

И имя Русского великого народа

Как гром по всей вселенной прогремит.

От каждого из нас зависит, сбудется ли это и другие пророчества старца. Вся жизнь отца Серафима была озарена пламенной верой, и в свете этой веры и жизни, отданной Богу и людям, многое может открыться нам не только в нашей личной судьбе, но и в судьбе Отчизны, издревле называемой Домом Пресвятой Богородицы.

Жизнеописание Вырицкого старца составлено на основе воспоминаний его духовных чад, а также устных рассказов тех, кто общался с посещавшими старца.

Отец Серафим очень редко говорил о себе. Даже родственники мало знают о нем, практически не сохранилось никаких документов. Поэтому нелегко восстановить внешнюю канву его жизни.

Сейчас, работая в группах. Вы сами попытаетесь прожить жизнь этого святого Человека.

1-ая группа

Василий Николаевич Муравьев, будущий старец Серафим, родился в 1865 году в селе Черемушки Рыбинского уезда Ярославской губернии. Его родители, Николай и Хиония, были крестьянами. После смерти отца десятилетний Василий остался с больной матерью и маленькой сестрой Ольгой. Господь помог осиротевшей семье в беде: среди соседей нашелся добрый человек, работавший приказчиком в Санкт-Петербурге. Вместе с ним Василий направился в столицу на заработки, где устроился на службу в купеческой лавке.

      В душе мальчика жила заветная мечта — уйти в монастырь. Однажды он решил попытать счастья: испросив разрешения хозяина, ранним утром пришел к вратам Александро-Невской Лавры, желая встретиться с наместником. Из-за раннего часа ему предложили побеседовать с лаврским схимником. Василий встал перед старцем на колени, умоляя взять его в монастырь на любую работу. Ответ прозорливого старца был таков: оставаться в миру, создать благочестивую семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу. Отец Серафим спустя много лет сам рассказал об этом, но имени схимника не назвал.

По своей кротости, смирению и молитвенной настроенности Василий воспринял слова лаврского старца как Божие благословение и всю последующую жизнь прожил так, как определил ему Господь через Своего посланника.

2-ая группа

Во время работы в купеческой лавке он не только самостоятельно выучился грамоте, но обнаружил прекрасные способности к наукам. В шестнадцать лет хозяин назначил его младшим приказчиком, а в семнадцать — старшим. Старший приказчик считался заместителем хозяина. Жалованье его к этому времени поднялось до двенадцати рублей. Все эти деньги он отсылал матери в деревню.

Будущая супруга Василия, Ольга Ивановна Найденова (1872 года рождения), происходила из крестьянской семьи села Черемушки, так что они были знакомы с детства. Ольга с отроческих лет мечтала о монашеской жизни и однажды упросила родственников взять ее на богомолье в Иверский женский монастырь. В обители Ольга имела беседу со схимонахиней Пелагией, определившую всю ее будущую жизнь. Старица благословила Ольгу жить в миру, выйти замуж за благочестивого мужчину и только после долгих лет семейной жизни, по обоюдному согласию, принять монашеский постриг.

Ольга восприяла это пророческое благословение с полным доверием и, достигнув семнадцати лет, вышла замуж за двадцатичетырехлетнего Василия Николаевича Муравьева. После свадьбы хозяин купеческой лавки, в которой служил Василий Николаевич, не пожалел довольно крупной суммы денег для своего любимого и исполнительного приказчика, чтобы тот мог начать самостоятельное дело.

Василий Николаевич занялся заготовкой пушнины, дело пошло успешно и не только в России, но и во Франции, Германии, Англии и других европейских странах. Василий Николаевич стал миллионером, но никогда не забывал о благословении лаврского старца, старался творить добро, помогал нуждающимся. Большую часть своих доходов он отдавал на нужды монастырей, храмов, богаделен.

В семье Муравьевых родился сын Николай *\ а затем дочь Ольга. После смерти годовалой дочери супруги по обоюдному согласию жили как брат с сестрой. По воспоминаниям некоторых из близко знавших старца, их дети были приемными.

3-ья группа

Чета Муравьевых духовно окормлялась у знаменитого старца-утешителя иеромонаха Варнавы (Меркулова), который, вероятно, и дал благословение на большие перемены в их жизни. Господь призывал Своего избранника на особое служение.

По коммерческим делам Василий Николаевич несколько раз ездил за границу. Последняя из поездок была довольно долгой. Говорят, что он побывал и на Афоне. Видимо, уже тогда созрело у него желание всецело посвятить себя служению Богу и ближним.

Принятию окончательного решения помог случай, посланный, конечно же, не без Промысла Божия.

По возвращении из-за границы Василия Николаевича встретил в Санкт-Петербурге на вокзале личный кучер и повез его на квартиру. На одной из улиц Василий Николаевич увидел сидевшего на мостовой крестьянина в рубище, который громко повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!». Почувствовав, что ему нужно поговорить с этим крестьянином, Василий Николаевич, к большому недовольству кучера, пригласил «оборванца» в свою карету и стал его расспрашивать. Крестьянин рассказал, что в родной деревне остались у него семеро детей, жена и отец, больные тифом. Соседи боялись заразиться и в дом к ним не заходили. Отец сказал ему: «Ты один у нас в силах. Иди, продай лошадь, теперь весна, кто-нибудь купит на полевые работы, а на вырученные деньги купи корову, может быть, с ней мы выживем». Повел крестьянин лошадь в город, продал ее, но деньги у него отняли, так как он был очень слаб от голода и не мог сопротивляться обидчикам. Тогда он сел на мостовую и заплакал. Домой с пустыми руками возвращаться было невозможно. Решив умереть здесь, крестьянин повторял как бы сам себе: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!».

Тогда Василий Николаевич поехал с ним на рынок, купил пару лошадей, телегу, нагрузил ее продуктами, привязал к ней корову, затем подвел крестьянина к телеге и дал ему в руки вожжи. Тот стал отказываться, не веря своему счастью, на что получил ответ: «Не как ты хочешь, а как Бог даст».

Василий Николаевич приехал к себе домой, отпустил кучера и перед тем, как идти к жене, вызвал парикмахера. Тот пригласил его сесть в кресло, но Василий Николаевич взволнованно ходил по комнате, произнося вслух: «Не так, как ты хочешь, а как Бог даст». Парикмахер снова предложил свои услуги, но хозяин повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст».

Вдруг парикмахер упал на колени: «Барин, откуда ты узнал про меня окаянного?» — и признался, что хотел убить его и ограбить. Василий Николаевич дал ему денег и велел исчезнуть из города.

После этого случая он раздал большую часть своего состояния, сделал вклады в Александро-Невскую Лавру, в Воскресенский Ново-Девичий женский монастырь Санкт-Петербурга, в Иверский женский монастырь, оставил значительные суммы и служащим в его деле.

Было ему тогда около 30 лет.

4-ая группа

По свидетельству духовных чад, в 33 года произошло призвание его к старчеству. Как провел он три года, знает только Господь и сам старец. Известно, что некоторое время он пробыл на Афоне, молился о вразумлении, как жить дальше. После 40-дневного поста ему явилась Божия Матерь и сказала: «Иди в Россию».

Имеются свидетельства того, что возвратившись с Афона, Василий Николаевич встретился с отцом Иоанном Кронштадтским, который назвал его по имени и сказал, что Матерь Божия послала его с Афона в Россию.

Те, кто помнят старца в предреволюционные годы, говорят о его поразительном даре прозорливости, даре благодатных исцелений, когда по его молитвам хромые ходили, слепые прозревали, глухонемые обретали слух и речь, больные исцелялись от тяжелейших болезней. Старца постоянно ожидал народ, так что он не мог принять всех желающих, поэтому приходящие писали записки с вопросами.

В 1927 году старец принимает схиму с именем Серафим — в честь преподобного Серафима Саровского и приходит в Александро-Невскую Лавру, где братия выбирает его духовником.

Весть о прозорливости духовника Лавры скоро распространилась среди верующих бывшего столичного града. Старец часто служил в Покровском приделе Лаврской церкви, исповедовал и причащал народ. К нему постоянно стояла толпа посетителей. Принимал он людей и в своей келье.

В 1927 году к старцу Серафиму пришел за советом архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), управляющий Новгородской епархией. Владыке Алексию предложили помочь в выезде за границу, чтобы спастись от почти неминуемо надвигающегося ареста или даже расстрела. Еще до того, как был задан вопрос, старец Серафим ответил: «Многие сейчас хотели бы за границу уехать. А на кого Россию оставляют? Ничего не страшитесь, Владыка, Вы нужны России. Вы будете Патриархом всея Руси и будете править 25 лет. Будет война, и война страшная, всемирная, она приведет народ России к Богу. И у нас эти же правители будут открывать храмы, хотя сейчас закрывают».

К отцу Серафиму в Лавру стекались духовные чада, которых становилось все больше и больше. От ежедневной многочасовой исповеди у старца начались постоянные боли в ногах. Однажды он принимал исповедовавшихся двое суток без перерыва.

Люди со всех сторон России притекали в Лавру получить благословение, разрешить жизненные вопросы, получить утешение и назидание как жить в сложной обстановке послереволюционных лет.

Тем временем тучи сгущались над Лаврой. И вот наступила Страстная седмица для обители. В одну ночь вся братия была арестована и отправлена в ссылки и лагеря, многие приняли мученическую кончину. Большая часть братии попала тогда на Соловки.

Вместе с другими иноками Лавры прошел страдальческий путь и старец Серафим.

Рассказывают, что с 1929 года старца арестовывали четырнадцать раз, но вскоре после ареста он оказывался на свободе.

По свидетельству родственников старца, его супруга, Ольга Николаевна Муравьева, приняла Монашество с именем Христины в 1919 году в Воскресенском Ново-Девичьем монастыре Петрограда.  Впоследствии она приняла схиму с именем Серафимы и скончалась в 1945 году.

1-ая группа

В 1933 году старец  поселился в Вырице. Врачи обнаруживали у него множество болезней. Только благодаря тому, что старец находился в столь немощном состоянии и жизнь, на внешний взгляд, едва теплилась в нем, власти разрешили ему поселиться в Вырице.

После испытаний, гонений и ссылок у старца в полную меру раскрылся дар прозорливости, дар вдохновенной молитвы, дар чудотворений. Едва оправившись от болезней, немощный физически, он начал принимать всех нуждающихся в молитвенной помощи, в исцелении и в утешении. Вырица стала тем местом, где по промыслу Божию старец Серафим продолжал свой подвиг молитвенника и печальника нашей земли. Здесь он находился под покровом Божией Матери и своего Ангела — преподобного Серафима Саровского (о чем сам старец говорил духовным чадам).

.

Имя поселка происходит от русского слова «вырь», что означает «пучина», «водоворот».  Первое упоминание о Вырице относится к 1864 году. К концу Х1Х-го века поселок благодаря сосновому лесу, живописным берегам реки, здоровому климату, становится одним из излюбленных дачных мест жителей Петербурга.  В 1913 году в Княжеской долине воздвигли прекрасную двухэтажную деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых. Верхний храм с двумя престолами — в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая, нижний — в честь преподобного Серафима Саровского.

С этим храмом неразрывно связана судьба Серафима Вырицкого и многих близких ему людей Здесь старец служил, а после своей кончины упокоился на маленьком кладбище возле церкви.

5-ая группа

Совершенно немощный, почти все последние годы жизни лежащий на одре болезни, отец Серафим ночами напролет молился, а днем тысячи людей приносили к нему свои скорби, болезни, заботы. Не будет преувеличением сказать, что море чудес совершалось в Вырице по молитвам старца — и особенно в годы Великой Отечественной войны.

Когда началась война, многие вырицкие жители приходили с вопросами: как быть, покидать ли свои дома, уезжать в эвакуацию или оставаться. Старец уверенно говорил: «Дома ваши будут целы. Вся Вырица сохранится, ни один человек здесь не погибнет». Так все и исполнилось. Немцы вошли в Вырицу в сентябре 1941 года, но никаких грабежей и убийств в поселке не было. В это время отец Серафим особенно молился о спасении душ людских, о сохранении поселка и его храмов.

По рассказам старожилов Вырицы, Казанскую церковь власти закрыли после Пасхи 1938 года, а перед самым приходом немцев произошел такой случай. Кто-то из советских командиров из стратегических соображений приказал взорвать церковь. Со станции была послана подвода с лейтенантом, двумя красноармейцами и зарядами взрывчатки. Лейтенант оказался верующим человеком. Не исполнить приказа он не мог, взорвать храм тоже не мог. Он решил отдать свою жизнь и тем спасти храм. Лейтенант отошел за северную стену Казанской церкви — и через несколько мгновений красноармейцы услышали одиночный револьверный выстрел. Кинувшись на звук, они обнаружили лейтенанта уже мертвым. Рядом валялся револьвер. Красноармейцы положили тело погибшего на подводу и вернулись на станцию. За общей суматохой отступления о взрыве забыли, а через короткое время в Вырицу вошли немцы.

Почти сразу после оккупации церковь открыли, в ней совершались богослужения, молящихся было очень много. В годы войны Казанский храм был единственным действующим храмом прифронтовой полосы в зоне оккупации.

Со стороны немецких властей возражений не было, так как в Вырице размещалась тыловая команда православных румын (бывших в войну союзниками Гитлера). Румыны эти оказались уроженцами восточной части своей страны, прилегавшей к России. Они говорили немного по-русски, понимали богослужение на церковно-славянском языке и потому часто ходили в Казанскую церковь. Прихожане вначале косились на солдат в немецкой форме, но потом привыкли, видя, как те молятся, соблюдают церковные правила. Начальником команды был немецкий капитан.

Немцы, прослышав о святом старце и его прозорливости, приходили к нему, интересовались, чем закончится война, победит ли Гитлер. Отец Серафим откровенно отвечал, что Гитлеру России не победить: «Санкт-Петербурга вы никогда не возьмете. Мы — православная держава. Вера сейчас гонится, но через короткое время снова возродится».

Капитану, начальнику команды, отец Серафим сказал: «Дойдешь до Польши, там твой конец. Домой не вернешься!»

...Много лет спустя, где-то в семидесятые годы в Вырицу приехал пожилой румын, служивший в этой команде, и поведал, что их начальник — капитан — был убит под Варшавой, как и предсказал отец Серафим.

Во время войны старец Серафим, кроме строгих постов и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг ради спасения России и ее народа от гибели : 1000 ночей стоял он на камне «в саду, в тиши ночной» пред иконой преподобного Серафима Саровского и с воздетыми руками молился, подражая подвигу своего небесного покровителя.

Об этом стоянии старец написал в 1942 году духовный стих:

И в радости и в горе монах, старец больной,

Идет к святой иконе, в саду, в тиши ночной.

Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей

И Старцу поклониться о Родине своей:

«Молись Благой Царице, Великий Серафим,

Она Христа десница, Помощница больным.

Заступница убогим, одежда для нагих,

В скорбях великих многих спасет рабов Своих...

В грехах мы погибаем, от Бога отступив,

И Бога оскорбляем в деяниях своих».

Старец молился Божией Матери и преподобному Серафиму, и мы имеем замечательное свидетельство о том, что молитва эта была воистину действенна.

6-ая группа

...Еще полыхала война, а старец уже размышлял о мирной жизни, давал советы: как устраиваться что делать после войны. Говорил он о преобразованиях в стране, о восстановлении храмов, монастырей, о возрождении Святого Православия.  Старец очень ослабел и редко уже вставал с постели, но поток приходящих не уменьшался.

К нему шли жители Вырицы и ее окрестностей, шли ленинградцы, только что пережившие ужасы блокады, несли свои горести, беды, вопросы: и всех он принимал, сколько бы народа ни приходило. Возле его дома всегда можно было видеть людей, ожидающих своей очереди.

Особенно много было спрашивающих о пропавших без вести родных. Со всех концов России шли к старцу с вопросом, как молиться о своих близких. Старец отвечал, прозревая судьбу человека: «Молись как за живого», или «Молись о упокоении».

 После войны многим было негде жить. На комнаты была огромная очередь. Годами не могли люди устроиться с жильем. Приходили к отцу Серафиму, со слезами просили о помощи. Многим помогал он силой своего благословения и молитвой. Благословит батюшка пришедших, приласкает, и вскоре люди получали жилье.

Старец духом прозревал, кто к нему идет, часто говорил, что такая-то (такой-то) скоро будет — та (или тот) и вправду приходили.

Многие исцелялись по молитвам старца от тяжелых болезней. Когда кто-нибудь сильно болел, старец советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Говорил, что сильней лекарства нет, чем вода да масло освященные.

После совершения таинства елеосвящения или молебна, других треб, отец Серафим часто устраивал общие трапезы. Перед трапезой он преломлял хлеб и раздавал всем, благословляя при этом, и давал всем по три кусочка сахара. Часто батюшка давал болящим просфору — и люди исцелялись от болезней.

.

...Наступила весна 1949 года. Старец сильно болел. Чада его молились об исцелении духовного отца, говорили, что очень жалко расставаться с батюшкой. Отец Серафим на это отвечал: «Неужели вы думаете, что Господь не услышит? Да если я протяну руки к Нему, Он сразу исцелит. Но не как я хочу — буди, Отче, воля Твоя, а не моя отныне и во веки. Пусть любые болезни посетят — да будет воля Твоя!»

Старец очень ослабел, совсем не вставал с постели, но требовал, чтобы к нему пропускали всех приходящих. Те, кто ухаживали за ним, жалели батюшку и не впускали людей. Но он духом знал, кто и зачем приходил; заставлял идти и возвращать тех, кого не пропустили. Бывало, снимали и возвращали людей прямо с поезда: так старец требовал.

Незадолго до кончины отец Серафим спал не просыпаясь двенадцать суток подряд. Приходивший врач слушал работу сердца, все эти дни пульс едва прослушивался. Когда батюшка проснулся, то сказал, обращаясь к матушке Серафиме: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел, говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».

Перед кончиной отцу Серафиму явилась Сама Пресвятая Богородица. Было это ночью. Старец знал, Кто его навестит, и сказал женщинам, ухаживавшим за ним: «Зажгите все лампады». Божия Матерь явилась старцу у березы под окном кельи его. Отец Серафим сказал, чтобы эту березу ни в коем случае не срубали.

Скончался старец ночью 3 апреля 1949 года в доме на Майском проспекте. После его кончины в Вырице целую неделю чувствовалось благоухание.

Три дня шел ко гробу непрерывный поток людей.  Отпевали отца Серафима накануне праздника Благовещения в вырицкой Казанской церкви.

Похоронили старца Серафима на маленьком кладбище рядом с Казанским храмом. Кто побывает на его могиле, уже никогда этого не забудет. Много собралось в Вырице великих подвижников, освятивших своей молитвой эту землю, недаром стала Вырица местом паломничества, да и сам батюшка сказал, что Вырица будет нашим северным Иерусалимом.

Через всю жизнь пронес отец Серафим любовь к своему Ангелу — преподобному Серафиму Саровскому. Недаром в келье батюшки была икона преподобного с частичкой его мощей. Ныне эта икона находится на аналое в Казанском храме.

Схимонахиня Серафима (Анна Павловна Морозова), келейница старца Серафима, написала в день кончины батюшки стих:

Ушел родной,

Ушел всеми любимый,

Ушел с последней молитвой на устах.

Но не тоскуй,

Не падай духом в скорби,

Он за тебя помолится и там, на Небесах...

3 апреля 1949 г.

Многим из своих духовных чад старец завещал приходить к нему на могилу во всех бедах, скорбях, болезнях и беседовать с ним как с живым.

Выступления  учащихся по группам.

Подведение итогов занятия:

Что нового вы узнали на уроке? Что для себя открыли? Что больше всего вас поразило в жизни Серафима Вырицкого? Продолжите фразу: «Серафим Вырицкий- это…»

На дом учащимся предлагают на выбор ознакомиться с материалами, которые помогут им ещё больше проникнуться святым подвигом отца Серафима.

.

Из наставлений и пророчеств отца Серафима Вырицкого

«Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долга».

Старец говорил, что настанет время, когда за каждого верующего будут по 40 человек цепляться, чтобы он вытащил их.

«Господь тысячу лет будет ждать, чтобы хоть один человек спасся и восполнил число падших ангелов».

Старец говорил, что душу нам дал Господь, но тело наше — от родителей и прародителей наших, поэтому часть их грехов переходит к нам. Вот мы и должны молиться о наших родителях и прародителях и на исповедях приносить покаяние за всех них. Они ждут нашей молитвы и так радуются, когда мы молимся о них; а те, кто уже находятся в Царстве Небесном, помогают нам.

Батюшка предсказал Великую Отечественную войну, разорение церкви и возрождение веры в России.

«Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России .

 «Сколько Господь дал благодати России — какие леса, озера, реки, недра земли богатые. Но живем мы без Бога, а земля — она мать, она хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех и все устроить, но врагам невыгодно — им страшна Россия возрожденная. И все же Россия будет жить от своей земли».

«Спасение миру — от России, а Петербург станет духовным центром страны. Еще будут великие события в России — открытие и прославление мощей в Петербурге — радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь».

«Иерусалим станет столицей Израиля, а со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира».

Старец предсказал, что у католиков будет папа-славянин.

Говорил отец-Серафим близким о будущем своем прославлении, но добавлял при этом: «Не спешите выкапывать мое тело. Предоставьте все Господу... Не хочу, чтобы моим телом торговали».

У духовных чад сохранился еще один духовный стих старца (написанный в 1946 году):

Слава Великому Господу Богу!

Радостно дух мой воспой,

Сердцем стремлюсь я к святому чертогу

Там, где Иисусе Сладчайший мой!

Ты в моей жизни едина надежда,

В скорбех, болезнях Тобой я живлюсь.

Будь Ты мне радость, покров и надежда,

Сам на всю жизнь я Тебе предаюсь.

Слава Великому Господу Богу!

Радостно дух мой воспой,

Сердцем стремлюсь я к святому чертогу

Там, где Иисусе Сладчайший мой!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Святые земли Русской!"

Урок памяти Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря на Волоколамской  земле, соратника и ученика Сергия Радонежского...

Святые земли русской. А.Невский.

Презентация на тему "Святые земли русской. А.Невский"...

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались?

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг....

Урок в 4 классе по теме: "Святые земли русской"

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;2) научить опред...

Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...

Презентация к уроку музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Презентация рассказывает о жизненном подвиге святого Сергия Радонежского. Использованы репродукции картин русских художников и стихотворение Р.Запесоцкой....

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...