«Учебно – исследовательская компетентность обучающихся во внеурочной деятельности через предмет биология в соответствии с ФГОС»
статья

Варичева Марина Александровна

В последние годы в условиях непрерывного процесса образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Такая смена ценностных ориентиров возникла после выхода в свет: Закона Российской Федерации «Об образовании» [1], национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [2], Национальной доктрины Российской Федерации [3] и Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) [4].

Методологической основой нового ФГОС выступает системно- деятельностный подход, который, учитывая опыт компетентностного подхода, позволяет выделить основные результаты обучения и «создать навигацию проектирования универсальных учебных действий (УУД)» [5, с.3], выступающих инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов.

В связи с этим целью данной статьи является изучение аспектов понятий «учебно-исследовательская компетентность», и описание результативности педагогической компетенции через внеурочную деятельность с обучающимися, исходя из сущности учебно-исследовательской компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_issledovatelskaya_kompetentnost.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Учебно – исследовательская компетентность обучающихся во внеурочной  деятельности через предмет биология в соответствии с ФГОС»

Варичева Марина Александровна, учитель биологии,

МБОУ «СОШ № 4», г.Ангарск

В последние годы в условиях непрерывного процесса образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Такая смена ценностных ориентиров возникла после выхода в свет: Закона Российской Федерации «Об образовании» [1], национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [2], Национальной доктрины Российской Федерации [3] и Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) [4].

Методологической основой нового ФГОС выступает системно- деятельностный подход, который, учитывая опыт компетентностного подхода, позволяет выделить основные результаты обучения и «создать навигацию проектирования универсальных учебных действий (УУД)» [5, с.3], выступающих инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов.

В связи с этим целью данной статьи является изучение аспектов понятий «учебно-исследовательская компетентность», и описание результативности педагогической компетенции через внеурочную деятельность с обучающимися, исходя из сущности учебно-исследовательской компетентности.

В ФГОС [4] выделены четыре блока универсальных учебных действий:  личностные (способность школьника осознавать, исследовать и принимать жизненные ценности и смыслы), регулятивные способность школьника управлять своей учебно-познавательной деятельностью), познавательные (система способов познания окружающего мира и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации) и коммуникативные (способность школьника осуществлять коммуникативную деятельность).

В основу такого выделения были положены возрастные психологические особенности учащихся основной школы, специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития, описанные в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман и др.

Для этого выделим наиболее значимые универсальные учебные действия, овладение которыми в конечном счёте приведёт к формированию у школьников учебно-исследовательской компетентности и введём их обозначения (рис. 1).

Раскроем сущность выделенных нами наиболее значимых универсальных учебных действий:

− личностные умения и действия (Р – personality): система ценностных ориентаций школьников, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира (Я- концепция);

− регулятивные умения и действия (R – regulatory): способность учащихся ставить цель, анализировать ситуацию, планировать и проектировать деятельность;

− познавательные умения и действия (Е – educational): способность учащихся применять базовые и интегрированные знания, умения, навыки и опыт деятельности в знакомой, стандартной или выходящей за рамки известного лишь очень в малой степени и нестандартной для них ситуациях; способность школьников работать с информацией, представленной в различных формах и источниках, используя современные телекоммуникационные средства;

− коммуникативные умения и действия (С – communicative): способность учащихся строить и осуществлять коммуникативную деятельность (устную и письменную) с другими людьми.

Таким образом, учебно-исследовательская компетентность предстаёт как единство четырёх выделенных УУД:    учебно-исследовательская компетентность = = P  R  E  C.

Графически учебно-исследовательскую компетентность через её компоненты – универсальные учебные действия можно представить следующим образом (рис. 2).

Каждая грань изображённой пирамиды соответствует одному из четырёх видов УУД. Грань P отображает личностные УУД, грань R – регулятивные УУД, грань E – познавательные УУД, грань C – коммуникативные УУД. При этом каждому уровню развития определённого вида УУД соответствует цветовая насыщенность грани: от белого, характеризующего очень низкую степень развития УУД, до чёрного – соответствующего очень высокой степени развития УУД. Таким образом, уровень сформированности учебно - исследовательской компетентности зависит от уровня развития её компонентов P, R, E, C, представленных цветовым окрасом каждой грани, рассматриваемой нами пирамиды (рис. 3).

Наличие последователей, т.е. коллег, работающих по методической системе данного учителя или активно использующих ее отдельные элементы

Реализация программы курса позволяет совершенствовать экологический, биологический и межпредметный аспект в  образовании в соответствии с требованиями ФГОС, а так же способствует повышению качества  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Приобщение учащихся к проектной и  учебно-исследовательской деятельности, способствует адаптации школьника  в социокультурной среде.

Актуальность  факультативного курса по биологии «Флора и фауна Иркутской области» для 8-9 классов  в  том,  что  степень антропогенного воздействия человека на окружающую среду велика, если не защищать и не охранять природу, то это приведёт к исчезновению видов, которые никогда не образуются вновь. Чтобы принять природоохранные меры, прежде всего, нужно самим изучить многообразие редких и охраняемых растений, животных, обитающих на территории Иркутской области.

Анализ учебно – методической литературы и ресурсов сети Интернет позволяет сделать вывод, что факультатив направлен на формирование сохранения редких видов растений и животных Иркутской области разработаны для младших школьников, поэтому появилась необходимость создание элективного курса на среднем звене.

Данный факультативный курс используют в работе многие Образовательные Организации г.Ангарска – МБОУ «СОШ № 9, 40, 29,14,12,  гимназия № 8, 10,19» и др.

Факультативный курс по биологии «Молекулярная биология и генетика в задачах» для 10- 11 классов охватывает основные разделы «Генетика» и «Молекулярная биология», которые являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии.

Реализация программы курса идет в соответствии с требованиями ФГОС, а так же способствует повышению качества  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Актуальность  курса  Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику и молекулярную биологию, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека и биохимии. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.

Данный факультативный курс используют в работе многие Образовательные Организации г.Ангарска – МБОУ «СОШ № 19, 6, 36, 37» и др.

И конечно учителя, которые используют в своей работе мой факультативный курс пишут отзывы.

Программа факультативного курса «Химия в задачах и уравнениях» предназначена для обучающихся  8-11 классов.

        Решение расчётных задач и уравнений  занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач и уравнений происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач и уравнений является необходимым компонентом при изучении химии.

Реализация программы курса позволяет совершенствовать химическое  образование в соответствии с требованиями ФГОС, а так же способствует повышению качества  личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

        Актуальность курса в том, что для большинства учащихся решение расчётных задач и уравнений по химии представляет немалые трудности. А, не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия для освоения обучающимися возможности решать задачи и уравнения, так как от этого будет зависеть дальнейший успех.

        Новизна: главное предназначение данного факультативного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи определённого уровня сложности, познакомить их с основными типами задач и способами их решения.

     С целью формирования основ химического и биологического мировоззрения предназначена работа данных факультативов и кружковой работы  результаты – участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх.

Программа факультативного курса

Наличие и реализация программ дополнительного компонента содержания образования (кружки, секции, студии)

Знакомство детей с биологией и химией, биологическими и химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Последующее изучение химии и биологии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

Актуальность разработанной программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Познавательная экология» для 5-6 классов (ФГОС) продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

             С целью формирования основ биологического мировоззрения предназначена кружковая работа  результаты – участие конкурсах, интеллектуальных играх.

Программа внеурочной деятельности «Технология учебно – исследовательской и проектной деятельности» 7 – 8 класс 

 Актуальность данного факультатива

Особую роль проектные и исследовательские задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных и исследовательских задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

Программа внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс 

Актуальность введения данного курса обусловлена следующими наблюдениями. Во-первых, обучающиеся способны усвоить сложный материал по биологии растений на новом уровне, также есть необходимость повторить курс ботаники, зоологии, анатомии и общую биологию обобщить знания, полученные за весь период обучения и при самостоятельной подготовке. Возвращение к курсу ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии дает возможность удовлетворить запрос обучающихся в углубленном изучении отдельных тем ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии успешной аттестации учащихся в форме ОГЭ и ЕГЭ, для поступления в вузы биологического направления.

Во-вторых, среди многих методов, применяемых в научном биологическом исследовании, наиболее заметными являются наблюдение и эксперименты. Наблюдение – это целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспроизведение его в лабораторных условиях. В процессе наблюдения учащиеся наблюдают, проводят работу, измеряют, вычисляют, записывают, зарисовывают. Одним из основных методов изучения биологии является биологический эксперимент, который предполагает проведение разнообразных исследовательских видов деятельности. На современном этапе развития образовательной области «Биология» значение биологического эксперимента возрастает, так как возрастает практическая направленность в обучении предмета.

Перечень тем исследовательских работ обучающихся 2011 по 2019 год:

  1. «Красная книга Иркутской области»
  2. «Голубая кровь: Миф или реальность»
  3. «Клонирование»
  4. «Внимание подростков как один из факторов сдачи ЕГЭ»
  5. «Животные в русских народных сказках «образы и прототипы»
  6. «Белый тигр»
  7.  «Обман мозга»
  8. «Место и значение образов животных в рекламе»    
  9. «Исследование характера и способностей человека по папиллярному узору»  
  10. «Формирование креативности подростков средствами арт-терапии»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Динамика учебной и исследовательской деятельности обучающихся.

          Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования. Научно-исследовательская деятельность носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету; к групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей знаний. Я стремлюсь к тому, чтобы научно-исследовательская деятельность была продолжением и углублением учебной программы.

         Результаты выполнения исследований остаются в школе в виде лабораторных работ, методических разработок, программных продуктов.

         Предмет биология очень специфичный, чтобы осуществить любую научно-исследовательскую работу необходимо проводить биологический эксперимент, что затруднено в современных биологических лабораториях МОУ.

         Сама осуществляю методическую и организационную помощь учащимся в теоретическом обосновании, оформлении работы, работаю в постоянном контакте с преподавателями ВУЗов, которые является непосредственными  руководителями научной работы учащихся. Помогаю в подготовке публичных выступлений, стендовых защит.

          Учащиеся выступают на научно-практических конференциях и достигают достаточно высокие результаты:

Учебный год

Название и уровень мероприятия

Фамилия, имя, класс

Уровень результата

2011-2012

Муниципальная НПК «Открытие, успех и перспектива»

Горячева Мария, 10 кл

Грамота III степени

Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения»

Горячева Мария, 10 кл

Диплом 1 степени

Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

Горячева Мария, 10 кл

Победитель

2013-2014

Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения»

Ершова Юлия, 11 кл

Победитель

Региональная НПК «Шаг в будущее, Сибарь!»

Ершова Юлия, 11 кл

Диплом на бесплатное поступление в ИГУ

2014-2015

Проект для одаренных детей социальной сети работников образования «Алые паруса»

Лашкина Даша, 6 кл

Сертификат

Проект для одаренных детей социальной сети работников образования «Алые паруса»

Зезюля Витя, Ченец Настя, выпускники

Сертификат

2015-2016

VII Всероссийский конкурс (Фестиваль международных и всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России»)

Горячева Мария, выпускница

Диплом 1 степени

VII Международный конкурс (Фестиваль международных и всероссийских дистанционных конкурсов «Таланты России»)

Горячева Мария, выпускница

Диплом 1 степени

2016-2017

Муниципальная НПК «Диалог культур»

Бабушкина Оксана 8 кл

Грамота

Муниципальная НПК «Диалог культур»

Казанова Анастасия 8 кл

Диплом 1 степени

Муниципальная олимпиада по байкаловедению «за лучший экологический проект»

Сабаев Тимур 7 кл, Хайрзаманова Ассоль 7 кл

Грамота 2 место

Муниципальная НПК «XVI Ломоносовские чтения, Юниор»

Казанова Анастасия 8 кл

Диплом 1 степени

Региональная НПК «Диалог культур»

Казанова Анастасия 8 кл

Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты»

Бабушкина Оксана 8 кл

Диплом победителя 1 степени

Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты»

Казанова Анастасия 8 кл

Диплом победителя 1 степени

Всероссийский конкурс «Новые горизонты» номинация «Исследовательские работы и проекты»

Загузина Анна 8 кл

Диплом победителя 1 степени

2017-2018

Муниципальная НПК «XVII Ломоносовские чтения, Юниор»

Щепина Софья, 8 кл

Диплом победителя 1 степени

IV Всероссийский конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России»

Щепина Софья, 8 кл        

Диплом победителя 1 степени

IV Всероссийский конкурс, проходящий в формате ФМВДК «Таланты России»

Кобелева Дарья, 8 кл

Диплом победителя 1 степени

2018-2019

Всероссийский конкурс исследовательских работ (с международным участием) «Свет познания -2018»

Кобелева Дарья, 8 кл

Диплом победителя 2 степени

Всероссийский конкурс исследовательских работ (с международным участием) «Свет познания -2018»

Щепина Софья, 8 кл        

Диплом победителя 1 степени

Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения»

Кобелева Дарья, 9 кл

Диплом победителя 3 степени

Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения»

Щепина Софья, 9 кл        

Диплом победителя 1 степени

Межмуниципальный полимодальный научно – методический форум естественнонаучных дисциплин в пленэре «Естествоиспытатели нашего времени»

Щепина Софья, 9 кл        

Варичева М.А.

Диплом победителя 3 степени

Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений:

  • организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и «полевых» исследований;  
  • предоставлять возможность обмена мнениями в ходе открытых обсуждений;      
  • поощрять и развивать критическое отношение к исследованиям;    
  • уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования;    
  • внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме;    
  • уметь закончить проведение исследований и работу до появления у детей признаков потери интереса к проблеме;
  • обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»;    
  • уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме;    
  • уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих  детей;
  • быть способным к выполнению функций координатора и партнёра;  
  • уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;    
  • предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] -ttp://минобрнауки.рф/документы/2974

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] -

http://минобрнауки.рф/документы/1450

3. Национальная доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] -

http://www.zakonprost.ru/content/base/39758

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Стандарты

второго поколения) / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

5. Асмолов, Г.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыс-

ли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / Г.А. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и

др. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования ФГОС к учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Требования ФГОС к учебно-исследовательской деятельности обучающихся.Всё что касается исследовательской деятельности :формы, методы, сравнения с проектной деятельностью, оценивание....

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии требованиями ФГОС

Сегодня наблюдается стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициати...

Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся через личностно-ориентированный подход на уроках информатики и ИКТ

Работа по развитию учебно-познавательной компетенции поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развитию...

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях ФГОС

В данной работе рассматриваются ключевые концепты исследовательского образования и особенности организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях ФГОС....

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» в соответствии с ФГОС ООО

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» в соответствии с ФГОС ООО...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В последние годы в условиях непрерывной модернизации образования важнейшей задачей школы становится не столько обеспечение учащихся системой готовых знаний, сколько развитие и становление личностного ...

Организация учебно - исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

Достижение целей Стандарта предусматривается через решение основных задач образовательной программы основного общего образования, среди которых особое место занимает включение обучающихся в учебно-исс...