Сценарий праздника русского языка.
материал (8 класс)

Догадина Ольга Владимировна

Материал для внеклассной работы.. Может быть использован для общешкольного мероприятия или в классе ко дню русского языка или во время проведения предметной Недели, а также для рабоы кружка или внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_russkogo_yazyka.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку: "Я русский бы выучил только за то..."

Внеклассное мероприятие по русскому языку: 
"Я русский бы выучил только за то..."

Ход мероприятия 
I. Вступительное слово ведущего (учитель). 
-- Дорогие мои дети, 
Вас обрадовать спешу, 
пригласили нас всех в гости. 
-- А куда? (спрашивают дети) 
-- Сейчас скажу.

В стране грамматики сейчас 
Начнётся праздник славный: 
Турнир для грамотных ребят. 
И нас туда позвали.

Должны вы знанья показать, 
С любым заданьем справиться, 
В беде друг друга выручать, 
Только быстро отвечать.

Сильнейший в бою победит. 
Грамматика вас наградит. 
Здравствуйте, участники турнира! Сегодня мы проводим лингвистический турнир. 
Вы все уже знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, как велик и богат русский язык, позволяющий легко и свободно общаться друг с другом всем народам, населяющим наш край. Турнир мы назвали: “Я русский бы выучил только за то…” Надеюсь, что к окончанию турнира вы сможете продолжить это высказывание. Итак, начинаем! 
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.

Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова.

  1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению ,«русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
  2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».

       Лев Николаевич Толстой.

3.  Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»

  1. « О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

               И.С. Тургенев

Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык.

II. Занимательные задания. 
- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений). На сегодняшнем занятии мы с вами побываем в гостях у фразеологии, но встретимся также с уже знакомыми нам грамматикой, орфографией и другими разделами русского языка. 

II. Приветствие команд [3]

Команда 1

Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием хотим мы
Свои знания показать.

И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Команда 2

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней -
И наша дружба крепнет с ней.

III. Первый тур – “Узнай название команд (развитие беглости логического мышления) [3]

Ведущий. Используя все буквы, составьте слово-название команды соперников.   Раздать

У каждой команды лист бумаги с зашифрованным названием. Команда соперников должна его отгадать. Команды работают на фоне музыки.

Команда 1. “ОТКИЗНА” (Знатоки).

Команда 2. “ТЕИАРГМО” (Грамотеи)

Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.


1. Разминка. 
- Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка. 
Стоит дом, кто в него войдёт, 
тот ум приобретёт. (школа) 
Белый зайчик прыгает по чёрному 
полю. Следы проливает. Дети их 
читают и стирают. (мел и доска)

Одной рукой всех встречаю, 
другой провожаю. (дверь) 
Человечки чёрные, умные, учёные, 
друг за другом встали в ряд, молча 
с нами говорят. (буквы)

2. Объяснить смысл пословиц. 
Аппетит приходит во время еды. Скупой платит дважды. 
Делано наспех – сделано не смех. Без грамматики нет и математики.

3. Объяснить смысл фразеологических оборотов. 
- бить баклуши; 
- знать назубок; 
- рукой подать; 
- морочить голову; 
- прикусить язык. - зарубить на носу; 
- шиворот-навыворот; 
- в час по чайной ложке; 
- во весь дух; 
- ни пуха, ни пера.

4. Загадки-складки «Доскажите словечко». 
Дружнее этих двух ребят 
На свете не найдёшь. 
О них обычно говорят: 
Водой… (не разольёшь)

Фальшивят, путают слова, 
Поют, кто в лес, кто… (по дрова) 
Ребята слушать их не станут: 
От этой песни уши… (вянут) Мы исходили городок 
Буквально вдоль и… (поперёк) 
И так устали мы в дороге, 
Что еле… (волочили ноги)

Товарищ твой просит украдкой 
Ответы списать из тетрадки. 
Не надо! Ведь этим ты другу 
Окажешь… (медвежью услугу)

  1. Зашифрованные слова. 
    B каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их. 
    Вытащите из букета садовый и лесной цветок. 
    РЛОАЗНДАЫШ (роза, ландыш) 
    A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак. 
    ДРУОЖБЬ (дуб, рожь) 
    Среди этих летунов один - наш мучитель, другая - белогрудая красавица. 
    Л К АО С М АТ О Ч Р К А (комар, ласточка) 
    Какую травку щиплет на лугу доброе животное? 
    ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер)

IV. Второй тур – “Разминка” (анализ с целью обобщения знаний)

Ведущий. Перечислите все части речи, которые вы знаете.[3]

Участники по очереди называют части речи: глагол, существительное, прилагательное, числительное, наречие, местоимение, союз, частица, предлог, междометие.

Ведущий. А теперь на каждую букву написанных по вертикали слов (“грамматика” и “орфография”) подберите и запишите новое слово с указанием части речи, к которой оно относится. Части речи не должны повторятся.

Слова написаны на листе бумаги, прикреплённом к доске. Количество букв соответствует количеству участников. Дети по очереди подбегают и пишут слова. Команды работают на фоне музыки

Предполагаемые варианты ответов:

“г” – (гремит, глагол)

“о” – (один, числительное)

“р” – (разве, частица)

“р” – (радостно, наречие)

“а” – (ах, междометие)

“ф” – (фу, междометие)

“м” – (мой, местоимение)

“о” – (около, предлог)

“м” – (морозно, наречие)

“г” – (гонит, глагол)

“а” – (ароматный, прилагательное)

“р” –(родной, прилагательное)

“т” – (три, числительное)

“а” – (а, союз)

“и” – (и, союз)

“ф”– (форма, существительное)

“к” – (к, предлог)

“и” – (ишь, частица)

“а” – (артист, существительное)

“я” – (я, местоимение)

Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.

V. Третий тур – “Шарады” (анализ с целью поиска связей между частями слова)

Ведущий. Каждая команда должна разгадать шарады.

Шарады для команды “Знатоки”

Ведущий.

Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
 (Задача)

В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. 
(Расписание)

Шарады для команды “Грамотеи”

Ведущий.

Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне.
Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
 (Оценка)

Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа.
 (Вопрос)

Жюри подводит и оглашает итоги конкурса.

VI. Четвёртый тур – “Домашнее задание” (развитие креативности)

Ведущий. А сейчас домашнее задание. Каждая команда инсценирует фразеологизм, а команда соперников угадывает показанное действие и объясняет его смысл. [3]

Команда “Знатоки”:

  1. Набрал в рот воды.
  2. Бросать камни в чужой огород.

Команда “Грамотеи”:

  1. Заметать следы.
  2. Гнаться за двумя зайцами.

5. Освободи слова. 
Ой, у слов приключилась беда! Посмотри, как они склеились друг с дружкой. Помоги им освободиться. 
Котигракукланожницыкнигагрядкакотлетакачели
Юбкаборщкроватьэкранкрабхолодконцертлосьутролошадьзаборландышбуря 
Катерсверчокромашкапотолоккроликземляникастадионобручлистокиндюкпартавилкакурицавиноградбусытапочкиспичкавеерсалатсловарь

6. Пословицы «шутят». 
Найти «заблудившуюся» букву. 
Трус своей лени боится. 
Сашу маслом не испортишь. Терпение и пруд всё перетрут. 
Два сапога – тара.

7. Пословицы. Поговорки. Народные приметы. 
• Продолжите народную примету: 
• Если нож (ложка, вилка) упадёт на пол, ... (то это гость спешит) 
• Соль просыпалась - ... (будет ссора) 
• Дым столбом - ... (к морозу) 
• Много снега - много ... (хлеба) 
- Закончите пословицу: 
- Что с воза упало, то ... (пропало) 
- Век живи, ... (век учись) 
- Один в поле ... (не воин) 
- Не зная броду, ... (не лезь в воду) 
- Дело мастера ... (боится) 
- Когда я ем, ... (я глух и нем) 
- Утро вечера ... (мудренее) 
- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров) 
- Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. (Семь раз примерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Семеро по лавкам. За семь вёрст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ум хорошо, а два лучше.) 


8. Собрать заданный текст из отдельных предложений. 
Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”. 
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. 
Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”. 
Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось. 
У одного отца было два сына. 
Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?” 
Они пошли судиться к соседу. 
Они сказали: “Он велел делить всё пополам”. 
Предполагаемый вариант: 
У одного отца было два сына. Он сказал им: “Умру, разделите всё пополам”. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: “Как вам отец велел делиться?” Они сказали: “Он велел делить всё пополам”. Сосед сказал: “Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину”. Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось. 


9. Наборщики
.   раздать
За 5 минут из букв, составляющих слово “лингвистика”, составить как можно больше других слов. 
Лингвистика 
10. Заколдованная дверь     Раздать
На дверях замка зашифрованная надпись из цифр(ключ – алфавит):


5,16,2,18,29,11 
17,21,20,30, 
5, 18,21,9,30,33!

(Расшифровка: В добрый путь, друзья!)

III. . Заключительный этап (рефлексия: анализ и синтез результатов). 
Я предлагаю вам, ребята, проанализировать наше мероприятие. 
Какие чувства оно у вас вызвало? 
Чему вы научились сегодня? 
Поделитесь своими впечатлениями и закончите фразу темы нашего турнира: 
“Я русский бы выучил только за то… 
Предполагаемые ответы: 
• за то, что он помогает нам общаться; 
• за то, что он помогает нам правильно выражать свои мысли; 
• за то, что на нём говорили великие люди;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника русской березки

Праздник русской березки - народный праздник Троица...

Сценарий праздника «Русская ярмарка»

Сценарий праздника«Русская ярмарка»Ярмарка проводится одновременно с выставкой на которой представлены работы детей и устраивается продажа детских работ.Гости собираются перед залом, где проходит пред...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Сценарий предметного праздника русского языка, литературы, истории и МХК «Мы целомудренно бездомны…»

Сценарий предметного праздника русского языка, литературы, истории и МХК«Мы целомудренно бездомны…»...

Сценарий праздника "Русский язык - нам есть чем гордиться"

Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Чер...

Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"

И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....