Конспект занятия «Блокада Ленинграда».
методическая разработка

Егорова Ирина Николаевна

Конспект занятия «Блокада Ленинграда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Блокада Ленинграда».

Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города.

Задачи: Расширять знания о блокаде Ленинграда, о подвиге защитников города, показать силу духа, мужество ленинградцев во время Великой Отечественной войны. Воспитывать  чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Формировать развитие интереса к истории своей страны.

Предварительная работа: Чтение художественных произведений по теме, разучивание стихов о блокадном городе, рассматривание картин, фотографий.

Ход занятия:

Ребята, вы знаете, какой мы сегодня отмечаем праздник?

Дети отвечают.

Правильно, 27 января - день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. А что такое – блокада? (Ответы детей). Блокада- окружение, осада войсками противника. . Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы

Кто знает- когда началась блокада Ленинграда? (Ответы детей).  8 сентября 1941 года  враг окружил Ленинград со всех сторон. Над  городом сомкнулось кольцо блокады, длиной в 900 дней и ночей.  Из окруженного  города нельзя было выехать. Начались  ежедневные бомбежки и обстрелы. Фашисты говорили, что Москва- это сердце России, а Ленинград- душа ее. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Задачей немцев было полностью разрушить наш город, стереть его с лица Земли. Гитлер планировал взять город к ноябрю и затем снести. Немцы говорили: «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть уничтожен голодом». Немцы ждали, что сломленные голодом люди сдадутся, или их останется так мало, что они без труда войдут. Но жители мужественно обороняли свой город .Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.

  Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова-

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мерзли на пути,

И матери, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

В истории – не первая осада

Не первый голод, холод и пожарищ дым;

О том, что пережили люди Ленинграда,

Теперь все знают – было по плечу лишь им.

В самом начале блокады немцы разбомбили склады с продовольствием и медикаментами. На город стал надвигаться голод. Только 3% жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбежек, остальные 97%  умерли от голода. Суточная норма хлеба составляла 125 грамм. Кусочек хлеба был так мал, что вес его даже не ощущался в руке. И за ним еще надо было отстоять очередь на морозе.  Люди отдирали обои и из клея с обратной стороны варили суп, из столярного клея варили студень, разрезали и варили кожаные сапоги и туфли. Ученица читает стих-е:

Вместо супа — бурда из столярного клея,

Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

 Становилось много сирот, т.к. матери и бабушки отдавали свой хлеб детям, а сами умирали от голода. Ребенок читает стих-е:

Она несла в худой руке
Кусочек сахара блокадный,
А ты был в близком далеке,
А рядом — отзвук канонадный.
Чуть меньше тысячи шагов
Идти до госпиталя было,
Но каждый шаг, как сто веков.
И с каждым — сила уходила.
Казалось, лёгкое пальто
Потяжелело «дестикратно».
И на весь мир не знал никто
Дойдёт ли женщина… обратно.

Дети 12-15 лет работали на заводах наравне со взрослыми. Они изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийские снаряды вместо ушедших на фронт отцов и братьев. Дети помладше дежурили на крышах и тушили «зажигалки» (зажигательные бомбы), которые сбрасывали немцы с самолетов. Школьники помогали ухаживать за ранеными в госпиталях. И в память об этих отважных детях сочинили песню «Ленинградцы».(Звучит песня). Ребенок читает стих-е:

Тишина стояла бы над городом,
Да в порту зенитки очень громки.
Из детсада в чашечке фарфоровой
Мальчик нёс сметану для сестрёнки.

Целых двести граммов! Это здорово
Мама и ему даст половину.
А в дороге он её не пробовал,
Даже варежку с руки не скинул.

Поскользнулся тут, в подъезде. Господи!
Чашка оземь, сразу раскололась.
И сметаны он наелся досыта,
Ползая по каменному полу.

А потом заплакал вдруг и выбежал.
Нет, домой нельзя ему вернуться!
… Мама и сестрёнка – обе выжили,
И осталось голубое блюдце…

Трудно было жить в это время и страшно, но город жил. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен. . И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная. Жители, истощённые голодом, обессиленные, жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой был – 41 градус, за водой, ходили к реке Неве.

И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно ,т.к. лед был ненадежен. Под тяжестью груженых автомобилей он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».

Ребенок читает стих-е:

Наш город назывался Ленинградом.
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
"Дорогой жизни" Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить.
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Вскоре первые машины повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни».

Постоянно наши войска предпринимали множество усилий прорвать блокадное кольцо. Это удалось 18 января 1944. В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. За подвиг жителей блокадного Ленинграда нашему городу было присвоено почетное звание город-герой.

Ученик читает стих-е:

Окружённый врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны.
Мы о городе славном споём.

Дети поют песню «Мой Петербург боевой».

Люди не забывают тех, кто защищал наш город и в память о них и тех суровых днях на площади Победы после войны был установлен мемориал.

 На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни», которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти — разорванное блокадное кольцо. Сюда каждый год приходят люди, почтить память защитников Ленинграда.

В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война. Давайте встанем в круг и споем все вместе песню о мире, которая называется «Солнечный круг».

Дети поют песню «Солнечный круг»

Обсуждение увиденного:

Вы  узнали еще одну страницу жизни нашего города, увидели как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить  и восстановить наш город?»

 -Ребята, зачем говорить о блокаде?

Как можно почтить память людей?

Есть те, у кого бабушка или дедушка пережили Блокаду Ленинграда?

Ребята что нового вы узнали на занятие?

Что вам запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия «Блокада Ленинграда»

Воспитание школьников в духе любви к нашей многонациональной Родине;формировать у школьников доступных исторических представлений и понятий о Великой Отечественной войне.Корригировать и развивать восп...

Конспект "Начало блокады Ленинграда"

Конспект классного часа на тему "Блокада Ленинграда". Сопровождается презентацией, расположенной по адресу:  https://yadi.sk/i/KdahfTOdiKt3H ....

Конспект учебного занятия "Блокада Ленинграда" ( для детей 6-7 лет)

quot;Блокада Ленинграда" - Занятие для старших дошкольников. Цель: Расширение знаний о трагических событиях Велекой Отечественной войны....

Конспект занятия "Беседа "900 героических дней. Блокада Ленинграда"

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время....

Конспект сценария "Блокада Ленинграда"

Сценарий мероприятия посвященного снятию блокады Ленинграда...

Методическая разработка занятия "Блокада Ленинграда"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Воспитательное занятие "Блокада Ленинграда"

План-конспект воспитательного мероприятия о годах ВОВ и мужестве советского народа в блокадном Ленинграде....