Конспект сценария "Блокада Ленинграда"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Луговой Александр Сергеевич

Сценарий мероприятия посвященного снятию блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_stsenariya_blokada_leningrada.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  "Блокада Ленинграда"

Ролик Начало

Слайд 1

Даша: 

Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Фон для вед.

( все)

Аня:

 В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

Настя:

 Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости:

- ветеран Вооружённых сил России Николай Петрович Козлов

- жительница блокадного Ленинграда Гусева Ираида Ивановна

- начальник территориального отдела микрорайона «Северный» Светлана Александровна Чистякова

(Вручение цветов)

Слайд 2

Настя:1941 год.

Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.

Злата: Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых.

Даша: 

Грохот орудий. Свист пуль. И…

Аня:

…всюду трупы людей,  которые ещё недавно думали о будущем,  мечтали о любви и счастье.

Даша: 

Всё это и  есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории  всего человечества.

Злата:

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания приносит всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

Фон

Аня: Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

Слайд 3

Настя:22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.  Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

Слайд 4  

Даша:27 января 1944 год. Что это за дата?  Это день, который знают и чтут россияне. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

Аня:

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

Слайд 5-6

Злата: На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней.

Слайд 7-8

Настя:

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

Слайд 9-10

Даша: С осени 1941 года начался голод.   Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякины, целлюлозы, добавляли опилки…

Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. 

Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп – одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…”

Современный ролик о хлебе

(Аня, Даша, Злата )

Слайд 11-12

Аня:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь.

Слайд 13

Даша: Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.

Злата:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш испытанный огнём,

За право называться ленинградцем

Слайд 14

Песня «Кукушка». Исполняет Дарья Томашевская 10 «Б» класс

( все)

Слайд 15

Настя:

 Дети блокады…Как бы трудно не было в городе, но школы продолжали работать. Кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяных нетопленных классах, голодные. Писали простыми карандашами, потому что чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на работу в госпитали и на заводы.

Слайд 16

Злата:

Вы памятник «детям блокады» видали?

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Слайд 17

Даша: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Аня:

 «Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.

Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.

Настя:

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Слайд 18-19-20

Даша: Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года.

Фон музыка «Вокализ»

 «Дети блокады» 3г класс

( Злата, Даша)

Слайд 21-22

Злата: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города.

Даша: За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов.

Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, много машин и обозов не доходило до места назначения. Поэтому этот путь прозвали ещё и “Дорогой смерти”.

Видео «Ладога»

(Все)

Аня: Сквозь бури-шторма, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети.

Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Ох, Ладога, родная Ладога.

Метели, штормы, грозные снега

Недаром Ладога родная

Дорогой Жизни названа.

Зимой машины мчались вереницей,

А лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

И знаем мы – кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

растут и крепнут каждый день.

Слайд 23-24

Настя: Как бы это не парадоксально звучало, но во время Великой Отечественной войны часто помогала музыка. Она утешала, придавала силы, звала на бой, вселяла веру в победу.

 В осажденном Ленинграде композитором Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”. Седьмая  симфония  Шостаковича по праву является не только одним из важнейших художественных произведений, но и музыкальным символом блокады Ленинграда. Вместе с другими ленинградцами Дмитрий Дмитриевич участвовал в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы.   

Фон  Симфония

  Злата:

9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию, впервые исполняемую в городе на Неве.

Даша: В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и  немецкие войска, считавшие, что город практически мертв. 

Аня: Уже после войны двое бывших немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали дирижёра Элиасберга и признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну». 

Настя:

Седьмая симфония сплотила ленинградцев и в самый сложный момент показала, что город продолжает жить. Так весь мир увидел, что великая музыка, написанная кровью, обладает сокрушительной силой. 

Злата:

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою...

Симфонию добавить,  убавить и выключить

Даша: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища:

«Их имен благородных мы здесь перечислить не можем,

так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

 никто не забыт и ничто не забыто». 

Слайд 25

Настя: За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Слайд-26

Даша: Объявляется  Минута молчания.

Метроном

Слайд-27

Злата: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

Ролик «Прорыв блокады»

(Аня, Настя)

Слайд-28-29-30

Аня: 

И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

Настя:

Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

Аня: 

Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

Настя:

А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек –

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной петербургской –

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

Аня: 

Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»

Ролик Победа

Аня:

После голодной зимы 1941 в оркестре осталось только 15 человек, а требовалось более ста. Из рассказа флейтистки блокадного состава оркестра Галины Лелюхиной: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты. Симфония требовала больших физических усилий, особенно духовые партии — огромная нагрузка для города, где и так уже тяжело дышалось».

Даша:Ударника  Айдарова Элиасберг отыскал в мертвецкой, где заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!». Шатаясь от слабости, Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. С фронта потянулись музыканты: тромбонист — из пулеметной роты, валторнист — из зенитного полка... Из госпиталя сбежал альтист, флейтиста привезли на санках — у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках, несмотря на лето: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. 

Злата:Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций».

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга (немца по национальности) исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. День первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича выбран не случайно. 9 августа 1942 года гитлеровцы намеревались захватить город — у них даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Ленинград осенью и зимой 1941-1942 гг."

подробный конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 9 класса с документами периода блокады Ленинграда...

Конспект внеклассного занятия «Блокада Ленинграда»

Воспитание школьников в духе любви к нашей многонациональной Родине;формировать у школьников доступных исторических представлений и понятий о Великой Отечественной войне.Корригировать и развивать восп...

Конспект открытого «Урока мужества» «Я славлю тебя, Ленинград!»

Конспект занятия, посвященного героическим дням ленинградской обороны...

Конспект открытого «Урока мужества» «Я славлю тебя, Ленинград!»

Конспект занятия, посвященного героическим дням ленинградской обороны...

Конспект Урока мужества, посвящённого 70-летию снятия блокады Ленинграда

Цели: мероприятие направлено на воспитание гражданственности и патриотизма, мужества и стойкости, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, изучения истории своего ...

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда".

Конспект урока истории для 9 класса ГБОУ СКОУ VIII вида на тему: "Блокада Ленинграда" составлен на основе учебника "История России" для 9 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы: В.П...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы, посвященной дню полного освобождения Ленинграда от Блокады.

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы, посвященной дню полного освобождения Ленинграда от Блокады. Содержит фрагменты музыкальных и литературных произведений посвященных этой дате,д...