Методическая разработка "Формы воспитательной работы"
методическая разработка (8 класс)

Курчавая Галина Владимировна

Методическая разработка "Формы воспитательной работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogboformy_raboty_klassnogo_rukovoditelyau2.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск

Формы работы классного руководителя

          Подготовил: классный    

 руководитель 7 Б класса

                                                   Курчавая Г.В.

                   

                 Формы работы классного руководителя

         Формы работы классного руководителя. определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков.

Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.

      При выборе форм необходимо обращать внимание на их название, название несет методическую подставку.

      Педагогический коллектив нашей школы использует в работе с учащимися  разнообразные формы. Например, торжественная линейка, спортивное соревнование, вечер, КВН, концерт, утренник, встреча, конференция, устный журнал, игра-путешествие, диспут, поход, экскурсия, конкурс, викторина, ярмарка, трудовой десант, спектакль, акция, выставка, демонстрация, шоу, карусель, игра и т.д.

      Эти формы работы можно разделить на три уровня: дело, игра, мероприятие.

      Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.

      Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них. Например, знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, прогулки, походы и т.д.

      Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей.

по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

по способу влияния педагога – кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

  • по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматриваемые предварительную работу, подготовку учащихся;
  • по субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организовывается на основе сотрудничества, инициатива и ее реализация принадлежит детям;
  • по результату – формы, результатом которых может быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
  • по числу участников – индивидуальные (воспитатель – воспитанник), групповые (воспитатель – группа детей), массовые (воспитатель – несколько групп, классов).

          Индивидуальные формы связанные внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседы, задушевный разговор, консультация, обмен интересами (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.

Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя.

        К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Главная задача классного руководителя: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимость положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классных руководителей в групповых формах направлено на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений.

        К коллективным формам работы классный руководитель со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, полходы, турслеты, спортивные соревнования и др.  

       Анализируя работу педагогического коллектива нашей школы, можно выделить такие виды внеурочной деятельности, используемые в воспитательной работе: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом и служат  достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

      Так познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, предметные недели, недели книги и т. д.

      Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классные руководители используют много разных форм внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные или школьные собрания, дискуссии, конференции, диспуты, лекции, Кроме того, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, начиная с игры. Учащимся всех возрастов нравятся игровые формы , как спортивные, так и интеллектуальные.

      Каждый педагог нашей школы в своей деятельности  стремится использовать  разнообразные  формы  воспитательной работы. Своим опытом работы учителя делятся на методических объединениях классных руководителей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

Методическая подборка "Воспитательная работа педагога дополнительного образования детей"

Цель данного методического пособия – научить педагогов дополнительного образования детей правильно планировать воспитательную работу в  объединении УДОД с учетом инновационного подхода к воспитан...

Методическое сопровождение воспитательной работы педагогов интернатных учреждений

Методическое сопровождение воспитательной работы педагогов интернатных учреждений Основные направления и формы методического сопровождения педагогов-воспитателей в интернатных учрежденияхЦель:·...

Методическая работа «Воспитательная работа в хореографическом коллективе»

Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореогра...